Место и роль экономического анализа в совершенствовании деятельности предприятия — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Место и роль экономического анализа в совершенствовании деятельности предприятия

2017-06-19 813
Место и роль экономического анализа в совершенствовании деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Место и роль экономического анализа в совершенствовании деятельности предприятия

Экономический анализ – самостоятельная наука, которая изучает финансово-хозяйственную деятельность предприятия путем деления его на составные элементы, части, объекты с тем, чтобы установить между ними взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность и объединить их в единое целое.

Экономический анализ занимает промежуточное положение между сбором информации об объекте и принятием управленческого решения и сводится к обоснованию этого решения.

С помощью экономического анализа полно выявляются внутренние и внешние резервы развития предприятия и определяются приоритетные направления их мобилизации.

Экономический анализ проводится на макро- и микроуровне. На микроуровне он связан с повседневной финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, поэтому можно своевременно анализировать бизнес-планы, маркетинг предприятия, производственную и сбытовую деятельность, различные деловые сценарии и ситуации. На макроуровне – связан с анализом показателей государства (ВВП, ВНП, Уровень безработицы, уровень занятости и т.д.)

Предмет и объект экономического анализа

Экономический анализ – самостоятельная наука, которая изучает финансово-хозяйственную деятельность предприятия путем деления его на составные элементы, части, объекты с тем, чтобы установить между ними взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность и объединить их в единое целое.

Предмет экономического анализа и диагностики – это хозяйственные процессы и конечные финансовые результаты, которые складываются под воздействием внутренних и внешних факторов и отражаются в системе экономической информации.

Объект экономического анализа – хозяйственная деятельность предприятия, выраженная в различных операциях (более широкое понятие).

Содержание и задачи комплексного экономического анализа

Содержание экономического анализа всестороннее, глубокое и полное изучение деятельности предприятия и его подразделений в процессе производства.

В ходе анализа проводятся:

– исследование хозяйственной ситуации, рассмотрение факторов, влияющих на данную ситуацию, установление взаимосвязи и взаимообусловленности;

– научное обоснование программы развития предприятия и оценка ее выполнения;

– выявление и количественное измерение влияния различных факторов на хозяйственную деятельность;

– выявление неиспользованных внутрипроизводственных резервов;

– обобщение результатов анализа и разработка рекомендаций.

Задачи экономического анализа:

1) оценка и обоснование программы развития предприятия;

2) оценка выполнения производственной программы;

3) определение эффективности использования всех видов ресурсов;

4) оптимизация управленческих решений;

5) выявление и количественное измерение внутрипроизводственных резервов по всем стадиям производства и в целом по предприятию.

Метод экономического анализа

Метод экономического анализа – это теоретический способ изучения хозяйственных процессов, их становление и развитие.

Из определения следует, что метод экономического анализа имеет свои черты:

1) используется система показателей, которые всесторонне характеризуют деятельность предприятия;

2) изучаются причины изменения этих показателей;

3) выявляют и измеряют взаимосвязь и взаимозависимость между показателями.

Все методы экономического анализа делятся на:

– традиционные: а) сравнение; б) относительные величины; в) средние величины; г) графический; д) группировки; е) ряды динамики; ж) балансовый метод; и) методы детерминированного факторного анализа: индексный метод, интегральный метод, метод цепных подстановок и метод абсолютных и относительных разниц.

– математические:а) методы стохастического факторного анализа (корреляционный анализ, дисперсионный, современный многомерный факторный анализ); б) программирование; в) экономико-математические методы (транспортная задача, сетевой график); г) теория массового обслуживания; д) теория игр;

эвристические.


Правила индексного метода

Правило 1. Определяется формула, в которой обобщающий показатель увязан с анализируемыми факторами. У=а * b, где У-обобщающий показатель; а и b – анализируемые факторы.

Правило 2. В исходной формуле определяют количественный и качественный факторы, осуществляют их расстановку. В первую очередь анализируется количественный фактор, во вторую – качественный.

Правило 3. Чтобы определить изменение обобщающего показателя за счет изменения количественного фактора, надо изменение количественного фактора умножить на базовое значение качественного фактора: ∆У∆а = ∆а*bбаз

Правило 4. Чтобы определить изменение обобщающего показателя за счет изменения качественного фактора надо изменение качественного фактора умножить на отчетное значение количественного фактора: ∆У∆b = ∆b*аотч

Правило 5. Общее изменение обобщающих показателей определяется сложением его изменений за счет каждого фактора. Полученный результат должен абсолютно равняться абсолютному отклонению исходного показателя: ∆Уобщ = ∆У∆а + ∆У∆b

Эвристические методы

Эвристические методы относят к неформальным методам решения экономических задач и используется для прогнозирования состояния объекта в условиях частичной или полной неопределенности, когда основным источником получения необходимых сведения является научная интуиция ученых и специалистов, работающих в определенных сферах науки и бизнеса.

Наиболее распространен метод экспертных оценок – организованный сбор суждений и предложений специалистов (экспертов) по исследуемой проблеме с последующей обработкой полученных ответов.

Основой данного метода является опрос специалистов – индивидуальный, коллективный, очный, заочный, анонимный и др. Организаторы опроса определяют объект и цели экспертизы, подбирают экспертов, проверяют их компетентность, анализируют и обобщают результаты экспертизы.

Основные разновидности метода экспертных оценок:

а) метод «мозговой атаки» или конференции идей, когда генерирование идей происходит в творческом споре и личном контакте специалистов;

б) метод «мозгового штурма», при котором одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует;

в) синектический метод – использование при генерировании идей аналогий из других областей знаний или фантастики;

г) метод Дельфи – анонимный опрос специалистов по заранее подготовленным вопросам с последующей статистической обработкой информации. После обобщения результатов запрашивается повторно мнение специалистов по спорным вопросам. В итоге обеспечивается переход от интуитивных форм мышления к дискуссионным. Для этого метода характерны изолированность в работе и независимость суждений каждого члена экспертной группы.

Метод экспертных оценок находит широкое применение в функционально-стоимостном анализе, финансовом анализе при диагностике и оценке финансовых рисков.


Анализ и выбор рынка

Анализ рыночной среды предусматривает исследование двух направлений: изучение конъюнктуры рынка и оценка особенностей коммерческой деятельности.

От рынков, на которых действует организация, зависят объем реализации продукции, средний уровень цен, себестоимость услуг, сумма полученной прибыли, рентабельность услуг.

Основными показателями величины рынка являются емкость рынка и рыночная доля организации. Емкость рынка характеризует возможный объем реализации продукции на данном рынке в течение определенного периода времени.

Доля рынка может быть реальной и потенциальной. Реальная доля рынка характеризует объем реализации продукции конкретной организации на данном рынке. Потенциальная доля рынка показывает такой объем реализации продукции, который может получить организация на данном рынке при устранении некоторых ограничивающих факторов.

Конъюнктура рынка – это конкретная экономическая ситуация, сжившаяся на рынке на данный момент или отрезок времени.

Под рыночной конъюнктурой также понимают совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию.

Конъюнктура – сложное и быстроменяющееся явление, складывающееся из множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным законам. Она измеряется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке.

Изучение общехозяйственной конъюнктуры включает в себя:

– объем валового национального продукта (ВНП) и валового национального дохода (ВНД);

– объем инвестиций, направленных на обновление и расширение основного капитала;

– индексы производства и отгрузки за прошлый год;

– размер и структуру затрат на НИОКР;

– темпы обновления продукции;

– динамику численных показателей уровня цен;

– объем, динамику и структуру внутренней и внешней торговли по конкретным видам изделий;

– финансовые показатели в целом по организации и отдельным видам изделий, реализуемых на внешнем и внутреннем рынках (себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др.);

– мероприятия государства, направленные на регулирование рыночных отношений.

Алгоритм комплексного исследования состоит из следующих этапов:

– сбор информации и анализ конъюнктуры рынка;

– разработка собственного прогноза конъюнктуры на ближайший планируемый период;

– оценка эффективности использования результатов конъюнктурного прогноза.

Исследование конъюнктуры товарного рынка включает анализ и прогноз состояния рынка конкретного товара и предполагает изучение отраслей производства и потребления, рассматриваемой продукции, их взаимосвязей, а также инфраструктуры обеспечения изучаемого рынка. При накоплении исходных данных следует уточнить позиции, перед тем как приступить к сбору материала и выявлению показателей развития конъюнктуры и спроса потребителей.

Нужно определить период времени (квартал, полугодие, год), за который будут анализироваться конъюнктура и запросы потребите­лей. От этого зависит не только перечень показателей, но и степень детализации данных.

Необходимо также определить уровень детализации анализа и про­гноза, который намечается провести. На основе такой предваритель­ной работы уточняются объем и характер необходимых материалов.

На стадии накопления исходных данных производятся определение основных показателей конъюнктуры и потребительских запросов, выявление и подбор источников информации, сбор данных о конъюнктуре.

Рассматривая динамику производства, следует установить главные причины изменения объема выпуска товаров (ввод новых производственных мощностей, повышение уровня автоматизации, активизация или снижение спроса).

Заключительной стадией является рассмотрение всех факторов в их взаимодействии как единого целого (реализация комплексного подхода). При этом, во-первых, определяется общий результат воздействия (следовательно, и поведение конъюнктуры), а во-вторых, выявляются место и роль каждого из анализируемых факторов в формировании конъюнктуры.

Комплексный анализ и оценку конъюнктуры рынка на всех этапах следует проводить на основе материалов, отражающих всю совокупность нередко противоречивых процессов, тенденций и явлений, а не на базе произвольно подобранных факторов, подтверждающих ту или иную точку зрения.

Анализ конъюнктуры народного хозяйства или отдельного товарного рынка необходим для того, чтобы правильно сделать прогноз, предсказать его изменения.

В общем виде прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) альтернативных путях и сроках их осуществления. Применительно к конъюнктуре товарного рынка можно дать следующее определение: прогноз товарного рынка есть объективное, вероятностное по своей природе суждение о динамике важнейших характеристик товарного рынка и их альтернативных вариантах при условии выполнения сформулированных гипотез с целью выработки маркетинговых рекомендаций для поведения фирмы на рынке.

Прогноз конъюнктуры рынка товара предполагает возможные изменения в структуре и объеме потребления, которые сопоставляют с оценками развития производства товара. Такое сопоставление позволяет выявить изменения в соотношении между спросом и предложением, определить вероятный объем продаж.

Своевременное и правильное использование прогноза позволяет:

– во-первых, продавать товар по наиболее приемлемым ценам;

– во-вторых, маневрировать ресурсами, использовать их в наиболее выгодных направлениях;

– в-третьих, принимать оперативные меры по расширению (сокращению) производства в случае ожидаемого значительного улучшения (ухудшения) конъюнктуры.

Для изучения (анализа и прогноза) конъюнктуры рынка используется широкий перечень показателей, которые можно классифицировать по следующим основным группам:

– показатели производства;

– показатели внутреннего товарооборота и внешней торговли;

– показатели уровня цен;

– финансовые показатели.

Показатели внутреннего товарооборота описывают динамику и направление изменений конъюнктуры внутреннего рынка и включают в себя оборот оптовой и розничной торговли, объемы продаж крупнейших оптовых и розничных торговых организаций, индексы стоимости жизни, потребительские расходы (объем и структуру), информацию о движении товарных запасов, объеме потребительского кредита, данные о внутренних перевозках грузов.

Комплексный анализ динамики реализации оптовой и розничной торговли позволяет оценить характер и изменения платежеспособного спроса на продукцию производственно-технического и потребительского назначения.

Увеличение объемов потребительского кредитования обусловливает кратковременное увеличение спроса. Однако в будущем продажи в кредит вызовут снижение показателей реализации вследствие уменьшения реального спроса на сумму товаров, закупленных ранее в кредит, плюс процентов за пользование кредитными ресурсами. Следует учитывать, что таким образом объемы продаж в кредит складываются в преддверии кризиса. Усугубление кризиса предопределяет снижение объема потребительского кредитования. Существенные отличия имеет характер динамики запасов сырья и готовой продукции. Размеры запасов сырья непосредственно зависят от объемов производства: увеличение производства предполагает рост запасов сырья и наоборот.

Финансовые показатели:

– собственные средства (собственный капитал);

– заемные средства (заемный капитал);

– эмиссия ценных бумаг;

– курсы акций организации;

– ставка рефинансирования ЦБ РФ;

– уровень инфляции.

Названные экономические показатели при изучении и анализе рынка являются важнейшими. Так, при рассмотрении эмиссии ценных бумаг необходим анализ ее структуры. Увеличение эмиссии государственных ценных бумаг не всегда свидетельствует об улучшении рыночной конъюнктуры. Как правило, в период кризиса эмиссия резко возрастает и в фазе подъема, при этом максимум выпуска наступает несколько раньше максимального увеличения объема производства. На котировку ценных бумаг оказывает влияние множество факторов, в том числе величина банковского процента – при повышении процента курс акций, как правило, падает. Изменения в динамике курса предшествуют изменению конъюнктуры. Рост ссудного процента свидетельствует о повышении инвестиционного спроса, что, в свою очередь, указывает на активизацию коммерческой деятельности и на тенденцию к расширению промышленного производ­ства. Изменение ссудного процента в зависимости от направления оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие на темпы развития производства и совокупного спроса. Валютный курс оказывает непосредственное влияние на платежеспособный и внешнеторговый балансы и на конкурентоспособность экспортируемых товаров. Снижение показателя движения банковских депозитов характеризует замедление процесса обращения товаров и свидетельствует об ухудшении конъюнктуры рынка.

Важный компонент системы показателей исследования рынка – оценка уровня монополизации и конкуренции. К ним относятся показатели числа и размера организаций, той доли, которую они занимают на рынке, их распределение по этим признакам, что позволяет определить тип рынка, построить соответствующую матрицу типологии рынка, дать характеристику процесса раздела (сегментации) рынка, что входит в условия разработки стратегии маркетинга.

В систему оценки уровня монополизации и конкуренции входит характеристика масштабов и типов рынков. Для этого определяют:

– число организаций, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;

– общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение организаций по размеру (объему сбыта и продажи);

– раздел рынка (группировку организаций по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);

– долю малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.

Таким образом, размер рынка определяется объемом продажи товаров (работ, услуг), а также числом и размером организаций, выступающих на рынке в качестве продавцов – как первичных (производителей), так и торговых посредников.

При этом характеризуется функциональная специализация фирм: сбыт, оптово-посред-ническая торговля, розничная торговля, услуги. Составляется группировка организаций по формам собственности и по доле, которую они занимают на рынке. С помощью специальных обследований даются ориентировочные (косвенные) оценки масштабов неорганизованного и «теневого» рынков. Оценки числа и размера фирм, занимающихся торговлей одноименными и взаимозаменяемыми товарами, их распределение по доле, занимаемой в общем объеме товарооборота, отражают масштабы и степень распространенности кон­куренции. В целях характеристики рынков по признаку конкуренции и монополизации строится матрица, в которой два столбца заполняют на основе статистических данных, третий – на основе институциональных установлений (регулируемых извне), а четвертый – на основе экспертных оценок. Матрица имеет следующий вид:

Таблица – Матрица типологии рынков

Типы рывков Число фирм Вид товара Контроль цен Неценовая конкуренция
Чистая конкуренция Очень много Стандартизированный Нет Нет
Монополистическая конкуренция Много Дифференцированный В узких рамках Реклама
Олигополия Несколько Стандартизированный или дифференцированный Ограниченный Различные формы
Чистая монополия Одна Уникальный Значительный Консюмеризм

Уровень монополизации рынка измеряют также с помощью трех показателей: коэффициента концентрации CR; уровня Гершмана — Герфиндаля; индекса Линда.

Высокая эффективность работы по изучению рыночной среды и конъюнктуры, проблем и долговременных тенденций развития рынка возможна только при соблюдении принципов целенаправленности, комплексности, систематичности. Целенаправленность означает, что исследование рыночной среды и конъюнктуры рынка и тенденций его развития должно быть тесно увязано с плановыми задачами, стоящими перед организацией.

Комплексный подход к исследованию означает:

– во-первых, необходимость анализа всех основных элементов конкретного рынка;

– во-вторых, обязательность его изучения во взаимосвязи с общеэкономическими явлениями и рынками продукции;

– в-третьих, охват всей основной группы факторов внутреннего (по отношению к данному рынку) характера, оказывающих на него воздействие.

Только при комплексном подходе к анализу можно правильно оценить состояние и основные тенденции развития конъюнктуры. Последняя формируется в условиях взаимного влияния сил, нередко противоположно направленных, и является результатом проявления всех конъюнктуроообразующих факторов.

Систематичность наблюдений и анализа предполагает соотношение определенных требований к исследовательской деятельности. Только при таком условии возможно своевременное отражение изменений, происходящих на рынке, и их учет в практической деятельности.

Анализ качества продукции

Методика анализа качества продукции зависит от специфики отрасли, к которой принадлежит исследуемое предприятие. Распространенным показателем качества является сортность.

Методика анализа по сортности:

1. По каждому сорту выпускаемой продукции отчетный объем выпуска сравнивается с базовым и определяются показатели динамики.

2. Рассчитывается удельный вес продукции каждого сорта в общем объеме выпуска соответственно за базовый и отчетный годы:

Сорт   Цена продукции, руб.   Базовый год Отчетный год Тр, %  
Факт. выпуск, шт. Факт. выпуск, руб. Уд. вес, %   Факт. выпуск, шт. Факт. выпуск, руб. Уд. вес, %  
                 

3. Рассчитывается коэффициент сортности отдельно за базовый и отчетный год. Для этого определяют частное между фактическим выпуском продукции в стоимостном выражении в целом по предприятию, и произведением между количеством товарной продукции в целом по предприятию и ценой наивысшего сорта (в натуральном выражении)

4. Определяется величина изменения качества на изменение объема выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

Расчет проводится через среднюю цену.

Цср(баз) = ∑4/∑3

Цср(отч) = ∑7/∑6

Далее составляется формула товарной продукции:

ТП = Кколкач

∆ТПЦср = ∆Цср *Ктп(отч).

Анализ производится индексным методом.

5. Выявляют причины снижения качества продукции и разрабатывают рекомендации по их устранению.


Анализ фонда оплаты труда

1. Изучаются фонды оплаты труда за несколько лет. Рассчитываются базисные и цепные индексы и базисные и цепные абсолютные отклонения.

2. изучается фонд заработной платы по каждой категории работников предприятия

3. изучается фонд заработной платы работников в зависимости от их профессии

4. изучается состав и структура фонда оплаты труда и строится таблица вида:

 

Показатели   Базовый год Отчетный год Абс. Отк
Сумма, тыс. руб. У.В, % Сумма, тыс. руб. У.В, % Сумма, тыс. руб. У.В, %
Отчисления за выполненную работу            
Надбавки и доплаты            
Оплата очередного отпуска            
Оплата по больничным листам            
За сверхурочную работу            
Компенсация за увольнение            

5. Выявляют и количественно измеряют факторы влияющие на фонд оплаты труда т.е. фонд оплаты труда представляют в виде суммы постоянной и переменной части оплаты труда. Переменная часть – та часть которую получают рабочие; постоянная часть – зарплата административно-управленческого персонала.

6. Рассчитывается средняя заработная плата, характеризуется ее динамика в целом по предприятию и по каждой категории.

7. Средняя заработная плата сравнивается с производительностью труда, сравнение производится в целом по предприятию и по каждой категории

8. Заработная плата сопоставляется с прожиточным минимумом

Предельное критическое значение соотношения зарплаты к прожиточному минимуму составляет 2,1 для оптимального существования. На основании этого соотношения можно классифицировать на группы население в зависимости от характера потребления и размера личных доходов или расходов:

· до 0,5 – практически живущие на гране нищеты т.е. их доходы ниже стоимости минимального продуктового набора

· 0.5 – 1 их доходы ниже прожиточного минимума

· 1-2 малообеспеченные

· 2-5 обеспеченные

· 5-10 состоятельные

· 10-50 богатые и сверхбогатые

· >50 олигархи

9. Заработная плата работника предприятия сопоставляется с его личными потребностями

10. Разрабатываются мероприятия по обоснованному увеличению фонда оплаты труда.

Анализ доходов организации

1. Изучается доход от основной деятельности, его состав и структура (выручка – объем реализованной продукции)

2. Анализируется состав и структура доходов от прочей деятельности:

1) проценты к получению (по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам, проценты от банка за средства, хранящиеся на расчетном счете, проценты от других организаций по предоставленным им займам)

2) прочие операционные доходы: поступления от продажи основных средств (Форма №4 «Отчет о движении денежных средств», стр. «Выручка от продажи основных фондов»); поступления от продажи иных активов, отличных от денежных средств, продукции, товаров; доходы от участия в других организациях (дивиденды по акциям других организаций).

3) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, которые подлежат оплате партнерами как признанные ими или на основании решения суда;

4) списанная стоимость активов, полученных безвозмездно;

5) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде;

6) суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

7) суммы, полученные от покупателя, чья задолженность уже списана в прошлые годы в убыток;

8) положительные курсовые разницы;

9) излишки имущества, выявленные во время инвентаризации.

Каждый этап методики сопровождается аналитической таблицей, в которой раскрывается состав всех доходов за несколько лет; рассчитываются удельные веса каждого вида доходов, показатели динамики.

3. Разрабатываются мероприятия по увеличению доходов в частности от основной деятельности (выручки).

Анализ расходов организации

1. Изучается состав и структура расходов на осуществление основной деятельности (полная себестоимость)

2. Изучается состав и структура расходов от прочей деятельности:

1) проценты к уплате (по облигациям, акциям, по кредитам и займам, полученным от других организаций);

2) прочие операционные расходы:

- оплата банковских услуг

- отчисления в оценочные резервы (по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений)

- затраты на содержание законсервированных производственных объектов

- суммы налогов и сборов, которые организация уплачивает за счет финансовых результатов

- остаточная стоимость основных средств и другого амортизируемого имущества, которое было продано.

3) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, которые признаны организацией или присуждены судом;

4) убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

5) суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания;

6) отрицательные курсовые разницы;

7) сумма уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров, финансовых вложений;

8) перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью;

9) расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха и развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера;

10) судебные расходы.

3. Разрабатываются мероприятия по снижению расходов организации.

На производстве существуют чрезвычайные расходы и доходы. Если они имеют место на предприятии, то их следует раскрыть в Форме №2.

Анализ чистой прибыли

Анализ чистой прибыли проводится разнообразными способами. В числе самых распространенных — горизонтальный, вертикальный и факторный анализ. Кроме того, важным этапом исследования финансовых результатов фирмы, компонентом которых выступает чистая прибыль, является анализ качества чистой прибыли и ее использования.

Все вышеперечисленные виды анализа имеют один важный общий элемент — единый предварительный этап. Он включает изучение структуры доходов и расходов компании. Такое исследование позволяет составить общую картину влияния полной совокупности доходов и расходов предприятия на его чистую прибыль.

Общие показатели доходов и расходов выступают укрупненными факторами формирования чистой прибыли, а их изменение — в качестве фактора изменения чистой прибыли.

Основу составляет простая модель факторного анализа изменения чистой прибыли: ∆ЧП = ∆Д – ∆Р, где ∆ЧП, ∆Д и ∆Р — изменение чистой прибыли, доходов и расходов соответственно.

Анализ деловой активности

Рассчитывают два показателя: коэффициенты оборачиваемости какого-либо имущества или источников (выручка/имущество(источники)) и продолжительность одного оборота (360 / Коэф. оборачиваемости).


Метод сумм

– суммируются все значения показателей по каждому предприятию.

Для получения комплексной оценки показателей используется формула

, где Кj – комплексная оценка показателей по каждому (j-тому) предприятию; аi. – значение показателей (i = 1…. n); n – количество показателей; j – порядковый номер предприятия.

Результаты комплексной оценки позволяют принять решение о том, какое из предприятий следует считать лучшим по ряду определенных признаков.

Ранжируя показатели комплексной оценки в порядке возрастания (убывания), устанавливают рейтинг предприятий. Чем выше показатель комплексной оценки, тем выше рейтинг предприятия.

Оценка результатов деятельности по методу сумм может даваться по различным частным показателям в сравнении с плановыми показателями, предыдущими периодами, с эталонными значениями показателей по группе производственных объектов, с показателями, характеризующими результаты работы ряда предприятий за отчетный период.

К недостаткам метода следует отнести определенные ограничения в выборе показателей, так как не исключается возможность высокой оценки результатов по комплексному показателю при значительном отставании по какому-либо частному показателю. Это происходит, когда низкие результаты отдельных частных показателей покрываются высокими результатами других частных показателей. С целью получения объективной оценки необходимо исключить те показатели, которые в наибольшей степени могут влиять на конечный результат.

Метод баллов

– суммируются баллы, которые присваиваются каждому показателю.

Чем выше показатель, тем ниже балл.

Для получения комплексной оценки показателей используется формула

, где Kj – комплексная оценка показателей по каждому (j-тому) предприятию; bij – балл, присваиваемый каждому значению показателя (i = 1…. n); n – количество показателей; j – порядковый номер предприятия.

Чем ниже показатель комплексной оценки, тем выше рейтинг предприятия.

Можно каждый показатель оценивать по пятибалльной шкале, что соответствует количеству анализируемых предприятий. Минимальный балл имеет показатель с наилучшим результатом.

Метод расстояний

– определяется расстояние от точки эталона до конкретных значений показателей оцениваемых объектов.

В этом методе показатель комплексной оценки учитывает не только абсолютные значения сравниваемых частных показателей, но и их близость к наилучшим значениям.

Для расчета величины показателя комплексной оценки предприятия предлагается следующая математическая аналогия.

Каждое предприятие рассматривается как точка в n-мерном Эвклидовом пространстве; координаты точки — величины показателей, по которым осуществляется сравнение. Вводится понятие эталона – предприятия, у которого все показатели имеют наилучшие значения среди данной совокупности предприятий. В качестве эталона также можно принять условный объект, у которого все показатели соответствуют рекомендуемым или нормативным значениям. Чем ближе предприятие к показателям эталона, тем меньше его расстояние до точки-эталона и выше рейтинг. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением комплексной оценки.

Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле

,

где хij – координаты точек матрицы – стандартизированные показатели j-го предприятия, которые определяются путем соотношения фактических значений каждого показателя с эталонным по формуле xij = aij: aij max где aij max – эталонное значение показателя.

Необходимо обращать внимание на обоснованность расстояний между значениями показателей конкретного объекта исследования и эталона. Отдельные стороны деятельности оказывают неодинаковое влияние на финансовое состояние и эффективность производства. При таких условиях вводят весовые коэффициенты; они придают важность определенным показателям. Для получения комплексной оценки с учетом весовых коэффициентов используют формулу

,

где k1... kn – весовые коэффициенты показателей, определяемые путем экспертных оценок.

Алгоритм получения рейтинговой оценки может быть упрощен. Для этого используют формулу

Исходя из данной формулы, возводятся в квадрат значения координат и умножаются на соответствующие коэффициенты весомости; производится суммирование по столбцам матрицы. Полученные подради-кальные суммы располагаются в порядке убывания. В этом случае рейтинговая оценка устанавливается по максимальному удалению от начала координат, а не по минимальному отклонению от предприятия-эталона. Наивысший рейтинг имеет предприятие, у которого наибольший суммарный результат по всем показателям.

Рейтинговая оценка предприятий по методу расстояний может осуществляться в такой последовательности.

1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности представляются в виде исходной матрицы, в которой выделяются эталонные (наилучшие) значения показателей.

2. Составляется матрица со стандартизованными коэффициентами, рассчитанными делением каждого фактического показателя на максимальный (эталонный) коэффициент. Эталонные значения показателей равны единице.

3. Составляется новая матрица, где для каждого предприятия рассчитывается расстояние от коэффициента до точки-эталона. Полученные значения суммируются по каждому предприятию.

4. Предприятия ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.196 с.