Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-06-13 | 995 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В попытке определить интеллект исследователи сталкиваются со значительными трудностями, которые связаны с отсутствием единой позиции в понимании этого феномена.
Б 1921 г. семнадцати ведущим американским психологам задали три следующих вопроса: 1) что такое интеллект, 2) насколько хорошо он может быть измерен групповыми тестами, 3) каким должен быть следующий шаг в его изучении? Б итоге не было получено и двух совпадающих ответов.
За прошедшие 80 с лишним лет наметились определенные сдвиги в решении проблемы психологического содержания интеллекта, однако о четкой и единой позиции говорить пока не приходится. Леонид Фокич Бурлачук (Украинский ученый, академик, известный специалист в области психологической диагностики) выделяет несколько подходов к определению интеллекта, которые являются наиболее распространенными в настоящее время.
Данная позиция (если ее придерживаться в чистом виде) сужает психологическое содержание интеллекта, т.к. сводит его к способности приобретать знания в специально созданных условиях. Очевидно, что ни тесты интеллекта, ни школьные оценки не дают возможности предсказать, как человек будет справляться со многими жизненными ситуациями.
Представление об интеллекте как способности к эффективному использованию схем и символов (которое, по сути, означает уровень развития логического мышления) сужает не только понятие интеллекта, но и сферу его проявлений.
По данным А.В. Либина, три перечисленных позиции являются общепризнанными в современной когнитивной психологии. Так, опрос 600 экспертов показал, что 99% из них согласны в том, что интеллект связан с абстрактным мышлением (логикой), 96% полагают, что интеллект связан со способностью приобретения знаний, 98% считают очевидной связь интеллекта с решением проблем.
|
Приведенные подходы к пониманию интеллекта - теоретические конструкты, имеющие обобщенный характер. С точки зрения задач дифференциальной психологии больший интерес представляет интеллект измеренный, выраженный с помощью определенных количественных показателей, поскольку только в этом случае мы можем судить о различиях в его проявлении. Кроме того, анализируя результаты измерений и сопоставляя их с реальными достижениями людей, мы можем, рано или поздно, прийти к более точному пониманию явления, для обозначения которого используется термин «интеллект».
Исходя из такой лотки рассуждений, наиболее удобным является четвертый подход, выделенный Л.Ф. Бурлачуком, согласно которому интеллект - это то, что измеряется тестами интеллекта. В рамках данного подхода интеллект определяется как степень успешности решения разного рода задач, приближенных к тем, которые человек решает в повседневной жизни. При этом основным предметом изучения становится психологическое содержание интеллекта. Общие тенденции в измерении интеллекта
|
Существует большое количество моделей, которые были разработаны разными исследователями в качестве теоретической базы для измерения интеллекта. Подробное изучение этих моделей - задача курса психологической диагностики (применяя тот или иной тест, важно понимать позиции, из которых исходил его автор). В рамках дифференциальной психологии имеет смысл сделать акцент на общих тенденциях, объединяющих разные модели. История изучения интеллекта позволяет выделить несколько таких тенденций:
а) содержание интеллекта определяется преимущественно общими способностями, которые оказывают влияние на проявление каждой более частной, специфической способности. Исследования включают поиск связей между показателями тестов, измеряющих отдельные способности (акцент на сходство);
б) интеллект рассматривается как набор отдельных, независимых способностей. Исследования сводятся к выявлению этих способностей и доказательству их статистической независимости (акцент на различия);
в) выделяются иерархические уровни, характеризующие структуру интеллекта и включающие как общие, так и частные способности (принимаются во внимание, как сходство, так и различия).
Параллельно с изучением общего уровня и структуры интеллекта решается две важных задачи, ориентированные на поиск источников интеллектуальных различий: а) изучение устойчивости интеллектуальных показателей во времени и б) изучение психологического содержания интеллекта путем выявления его связей с различными свойствами индивидуальности.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!