Фгбоу впо северо-кавказский горно-металлургический — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Фгбоу впо северо-кавказский горно-металлургический

2017-06-13 426
Фгбоу впо северо-кавказский горно-металлургический 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Методические рекомендации по проведению практических занятий и самостоятельной работы студентов

 

ПО КУРСУ «Финансы и кредит»

 

для направления подготовки

Менеджмент»

 

Квалификация выпускника – магистр

 

Владикавказ -2014

 

УДК 336.2

ББК 65.261.2

П47

Рецензент: С.С Камбердиева, д.э.н., проф... каф. «Финансы и кредит» Северо-Кавказского горно-металлургического института (ГТУ)

Печатается по решению учебно-методического совета Северо-Кавказского горно-металлургического института (ГТУ).

Составитель: к.э.н. доц. Шелкунова Т.Г.,– Владикавказ, 2013. – 70 с.

 

Учебный практикум предназначен для бакалавров, обучающихся по направлению ««Менеджмент» как базовое практическое пособие по адаптационной дисциплине «Финансы и кредит».

Практикум содержит учебно-методические материалы рекомендуемую литературу, задания для работы на семинарских занятиях и для самостоятельной работы, которые позволяют студентам усвоить, систематизировать и закрепить пройденные во время лекционных занятий материалы. Практикум содержит, темы письменных работ, тестовые задания, глоссарий.

 

Содержание

 

Введение. 4

1 Содержание семинарских занятий. 6

Тема 1 Финансы как стоимостная категория, их роль в процессе общественного воспроизводства. 6

Тема 2. Финансовая система России и характеристика ее звеньев 8

Тема 3. Финансовый механизм и его состав. 9

Тема 4. Бюджетная система, бюджетное устройство и бюджетный процесс. 11

Тема 5. Финансовая политика государства. 12

Тема 6 Кредитно-банковская система. 14

2 Темы контрольной работы и методические указания по ее выполнению 16

4 Рекомендуемые темы рефератов. 23

5 Тестовые задания. 26

6 Словарь терминов (глоссарий) 57

7 Рекомендуемая литература. 69

 

Введение

 

Данный практикум разработан для использования в процессе проведения практических занятий по дисциплине «Финансы и кредит» с целью контрольного тестирования знаний студентов по изученным разделам.

Целью изучения учебной дисциплины «Финансы и кредит» является овладение базовыми знаниями, представлениями и навыками в области финансов, кредитной системы, а также методами кредитно-денежного регулирования с целью более глубокого понимания функционирования финансовых рынков и механизма принятия решений в вопросах кредитования и финансовой политики. Кроме того, представляется важным изучение сущности категорий «финансы» и «кредит» во взаимосвязи их функций, современных концепций банковского и кредитного дела. Отслеживание финансовых потоков, проработка финансовых и кредитных отношений, складывающихся в процессе деятельности экономического субъекта, рассмотрение финансовой, кредитной и банковской систем – все это составляет основу изучаемой дисциплины.

В рамках курса также рассматриваются вопросы формирования и использования государственного бюджета, понятия «финансовая политика», «финансовый контроль», «кредитная политика», «финансовый рынок», «бюджетный процесс», «центральный банк», «коммерческий банк», «международные финансово-кредитные институты», «страхование», и т. д.

Задачами курса «Финансы и кредит» является:

- раскрытие исторических и методологических теоретических аспектов сущности, функций, роли в современной рыночной экономике финансов и кредита,

- изучение закономерностей развития финансовых и кредитных отношений,

- анализ процессов создания, организации и тенденций развития финансовой, кредитной, банковской систем в России и зарубежных странах,

- формирование современного представления о месте и роли в современной рыночной экономике,

- изучение специфики России и стран с развитой рыночной экономикой в этих вопросах,

- формирование у студентов навыков систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в финансовой и кредитной сфере экономики.

В процессе изучения дисциплины «Финансы и кредит» студенты приобретают специальные экономические знания в финансовой и кредитной сферах.

Каждый раздел включает перечень изучаемых тем и вопросов в соответствии с которыми в данном практикуме представлены тестовые задания.

Содержание семинарских занятий

Вопросы для аудиторного обсуждения

 

1. Назовите признаки финансов как объективной экономической категории.

2. Какова связь между экономическими категориями: «финансы», «цена», «заработная плата», «кредит»?

3. Раскройте механизм действия распределительной функции финансов.

4. Назовите виды и цели распределения.

5. В чем смысл контрольной функции финансов?

6. Какие инструменты используются для реализации контрольной функции финансов и требования, предъявляемые к ним?

7. Как взаимодействуют обе функции финансов?

Задания для самостоятельной работы студента

 

1. Составьте обзор периодической литературы, начиная с 2008 года, посвященной совершенствованию теории финансов (журналы «Финансы», «Финансы и кредит»)

2. Подберите и проанализируйте определения финансов, приводимые в трудах экономистов-финансистов.

3. Нарисуйте схему распределения ВВП и национального дохода.

4. Составьте таблицу:

Группы денежных отношений, называемых финансовыми Сфера их реализации
   

 

Вопросы для аудиторного обсуждения

 

1. Какова взаимосвязь между сферами финансовой системы государства?

2. Каковы источники формирования общегосударственных финансов?

3. Поясните принципы построения бюджетной системы РФ. Как они реализуются на практике?

4. Каковы причины возникновения внебюджетных фондов в России?

5. Назовите формы и функции государственного кредита как звена финансовой системы.

6. Назовите отрасли и объекты страхования.

7. Сформулируйте принципы организации финансов предприятий в условиях рынка.

8. Назовите источники образования и направления использования финансовых ресурсов предприятий.

Вопросы для самостоятельного работы студента

1. В чем заключается общность всех финансовых отношений?

2. Что позволяет из совокупности финансовых отношений выделить отдельные финансовые категории?

3. Что такое финансовая система?

4. Какие сферы включает в себя финансовая система?

5. Что собой представляют централизованные и децентрализованные финансы?

6. Какие звенья включает сфера государственных финансов?

7. Какую роль играют финансы организаций (предприятий) в финансовой системе страны?

8. Каково значение финансов домашних хозяйств?

Вопросы для аудиторного обсуждения

 

1. Назовите финансовые рычаги и стимулы, применяемые для регулирования экономических процессов.

2. Оцените действующее в России финансовое законодательство.

3. Какие требования в настоящее время предъявляются к финансовой информации?

4. Назовите качественные изменения произошедшие в финансовом планировании в условиях рынка.

5. Что представляет собой процесс управления финансами?

6. Сформулируйте задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации.

7. Каковы права хозяйствующих субъектов в управлении финансовыми ресурсами?

8. Какие задачи стоят перед государственным финансовым контролем?

9. Раскройте задачи, функции и права Федерального казначейства.

10. Какие функции возложены на Счетную палату РФ?

11. Раскройте роль финансового механизма в осуществлении финансовой политики.

 

Задания для самостоятельной работы студента

 

1. Составьте перечень государственных инструментов, участвующих в управлении финансами с характеристикой их функций.

2. Нарисуйте схему, отражающую организационную структуру Министерства финансов РФ.

3. Составьте классификацию финансового контроля:

Категория классификации финансового контроля Виды финансового контроля Органы финансового контроля
     

Перечислите профессиональные обязанности и права финансового менеджера.

Тема 4. Бюджетная система, бюджетное устройство и бюджетный процесс.

 

Цель – формирование теоретических знаний о бюджетной системе государства

Задачи:

1) дать понятие финансовой категории «бюджет»;

2) рассмотреть функции бюджета;

3) дать понятие бюджетному устройству и бюджетной системе государства;

4) рассмотреть уровни бюджетной системы и межбюджетные отношения;

5) изучить принципы функционирования бюджетной системы;

6) рассмотреть доходы и расходы бюджетов различных уровней.

 

Методические рекомендации

 

В этой теме курса студент знакомится с бюджетом как экономической категорией, бюджетным фондом и бюджетным планом, уясняет специфику бюджетных отношений; вникает в сущность и функции бюджета. Студентам важно понять роль бюджета в макроэкономиче­ском регулировании, запомнить его структуру доходов и расходов, их классификацию; знать три состояния бюджетного фонда, причины воз­никновения и методы покрытия бюджетного дефицита.

В результате изучения темы 6 студент должен также знать:

- понятия «бюджетная классификация», «бюджетная система», «бюджетное устройство», «бюджетный федерализм»;

- бюджетное устройство унитарных и федеральных государств;

- бюджетный процесс, его этапы;

- особенность казначейской системы кассового исполнения бюджета

Вопросы для аудиторного обсуждения

1. Каково назначение консолидированного бюджета?

2. Охарактеризуйте процедуру составления федерального бюджета

3. Охарактеризуйте процедуру рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

4. Охарактеризуйте процедуру исполнения федерального бюджета.

5. Какова роль Федерального казначейства в бюджетном процессе?

Задания для индивидуальной работы студента

1. Нарисуйте схему бюджетной системы России.

2. Составьте классификацию внебюджетных фондов:

Виды ВБР Источники образования Направления использования
     

3. Проанализируйте структуру и динамику внутреннего государственного долга России за последние 10 лет (по материалам поисковых систем Интернета).

Задача 3

Рассчитайте сумму расходной части бюджета области. Сумма собственных доходов бюджета – 2300 млн. руб., сумма регулирующих доходов – 5100 млн. руб. Дефицит бюджета 45 млн. руб.

 

 

Вопросы для аудиторного обсуждения

 

1. Какие составные части входят в понятие «финансовая политика»?

2. Что определяет результативность финансовой политике?

3. В чем принципиальные отличия различных типов финансовой политики?

4. Назовите концептуальные моменты бюджетной политики Правительства РФ на среднесрочную перспективу.

5. Приведите основные положения современной налоговой политики.

6. В чем состоят особенности современной денежно-кредитной политики?

7. Какие задачи решаются в процесс реализации ценовой и таможенной политики государства?

8. Назовите основные понятия в области управления государственным долгом.

9. Поясните понятие «дефолт». Его причины в России и последствия.

 

Задания для самостоятельной работы студента

 

1. Назовите нормативные акты, регламентирующие основные направления финансовой политики Российской Федерации на текущий год. Проведите анализ данных документов по следующим направлениям:

- особенности бюджетной политики;

- изменения в налоговой политике;

- тенденции в денежно-кредитной политике;

- цели и задачи в области валютной политики.

2. Выделите основные этапы финансовой политики России, начиная с 60 х годов XX века по настоящее время. Сформулируйте достоинства и недостатки каждого этапа.

3. Подберите цифровой материал, характеризующий динамику государственного долга России (внутреннего и внешнего). Сделайте выводы.

Задача 1

Предположим, Центральный банк РФ установил курс доллара на российском валютном рынке на 1 июля 2006 г. 28 руб. 15 коп. При таком курсе объем спроса на доллары составляет 15 млрд. долл. В результате более высоких темпов инфляции в России относительно западных стран импорт товаров увеличивается, и спрос на доллары возрастает до 20 млрд. Курс доллара возрастает до 29 руб. 20 коп. Какие действия должен предпринять ЦБ РФ, чтобы удержать курс доллара на запланированном уровне? Каковы будут последствия таких действий?

 

 

ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

 

1.Сущность денег как всеобщего эквивалента стоимости. Виды денег.

2.Функции денег.

3.Организация денежной системы и ее элементы.

 

По первому вопросу нужно изложить сущность денег как экономической категории, показать их эволюцию в процессе исторического развития. Дать определение бумажных денег, указать причины их обесценивания. Описать виды кредитных денег, показать их природу и механизм эмиссии.

Ответ на второй вопрос должен содержать описание функций денег: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и сбережения и мировых денег, их взаимосвязи и развития.

В ответе на третий вопрос следует раскрыть понятие денежной системы, описать ее элементы, а также принципы организации.

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

1.Денежное обращение: понятие и структура.

2.Система безналичных расчетов.

3.Налично-денежный оборот, его особенности в современных условиях.

 

В первом вопросе необходимо раскрыть понятие денежного обращения как движения денег в сфере обращения при выполнении ими функций средства обращения и средства платежа. Рассмотреть структуру денежного обращения и соотношение удельного веса наличных денег и денег безналичного оборота.

При ответе на второй вопрос следует дать определение безналичного оборота, рассмотреть принципы его организации. Описать основные способы безналичных платежей: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения и показать особенности и преимущества того или иного способа платежа.

При ответе на третий вопрос нужно раскрыть понятие налично - денежного оборота, его особенности на современном этапе. Показать, каким образом регулируется налично - денежная масса в обращении, как происходит эмиссия и изъятие денег из обращения.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

1.Понятие финансовой политики. Ее цели и задачи.

2.Изменение финансовой политики на различных этапах развития экономики страны.

3.Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.

 

В ответе на первый вопрос необходимо раскрыть содержание финансовой политики ее цели и задачи; показать воздействие финансовой политики на экономику.

Раскрывая второй вопрос, желательно рассмотреть изменение финансовой политики в России на различных этапах экономического развития (например, в начале века, в период Октябрьской революции, второй мировой войны, экономических реформ 1965 г,1979г и т. д.)

Ответ на третий вопрос должен содержать характеристику отдельных элементов финансового механизма, таких как финансовое планирование, управление финансами, финансовые рычаги и стимулы, финансовое законодательство.

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА

 

1.Экономическая сущность бюджета и его место в общей системе финансовых отношений.

2.Доходы и расходы федерального бюджета.

3.Бюджетный дефицит, его причины, экономические и социальные последствия.

 

В ответе на первый вопрос охарактеризуйте понятие бюджета государства как экономической категории, покажите его специфические особенности и место в финансовой системе. Рассмотрите роль бюджета в проведении экономических реформ и структурной перестройке экономики.

Отвечая на второй вопрос необходимо изучить Бюджетный и Налоговый кодекс России. Следует показать структуру доходов государственного бюджета. Рассмотреть роль прямых и косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, а также неналоговых доходов: поступлений от реализации государственных займов, доходов от внешнеэкономической деятельности и т.д. Необходимо дать общую характеристику бюджетных расходов, показать их структуру и динамику на современном этапе.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо назвать причины бюджетного дефицита в России, социально-экономические последствия и пути его преодоления.

КРЕДИТ И ЕГО ФУНКЦИИ

 

1.Кредит, его сущность и функции.

2.Формы и виды кредита в современных условиях.

3.Основные принципы кредита.

 

При ответе на первый вопрос следует раскрыть сущность кредита как формы движения ссудного капитала; описать функции кредита, такие как: перераспределительная, экономия издержек обращения, ускорение концентрации капитала, обслуживание товарооборота, ускорение научно-технического прогресса. Обоснуйте роль кредита и его значение в условиях рыночной экономики.

Ответ на второй вопрос должен содержать характеристику основных форм и видов кредита.

При рассмотрении третьего вопроса следует подробно охарактеризовать основные принципы кредита: возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целевой характер кредита и дифференцированный подход при кредитовании.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Методические рекомендации по проведению практических занятий и самостоятельной работы студентов

 

ПО КУРСУ «Финансы и кредит»

 

для направления подготовки

Менеджмент»

 

Квалификация выпускника – магистр

 

Владикавказ -2014

 

УДК 336.2

ББК 65.261.2

П47

Рецензент: С.С Камбердиева, д.э.н., проф... каф. «Финансы и кредит» Северо-Кавказского горно-металлургического института (ГТУ)

Печатается по решению учебно-методического совета Северо-Кавказского горно-металлургического института (ГТУ).

Составитель: к.э.н. доц. Шелкунова Т.Г.,– Владикавказ, 2013. – 70 с.

 

Учебный практикум предназначен для бакалавров, обучающихся по направлению ««Менеджмент» как базовое практическое пособие по адаптационной дисциплине «Финансы и кредит».

Практикум содержит учебно-методические материалы рекомендуемую литературу, задания для работы на семинарских занятиях и для самостоятельной работы, которые позволяют студентам усвоить, систематизировать и закрепить пройденные во время лекционных занятий материалы. Практикум содержит, темы письменных работ, тестовые задания, глоссарий.

 

Содержание

 

Введение. 4

1 Содержание семинарских занятий. 6

Тема 1 Финансы как стоимостная категория, их роль в процессе общественного воспроизводства. 6

Тема 2. Финансовая система России и характеристика ее звеньев 8

Тема 3. Финансовый механизм и его состав. 9

Тема 4. Бюджетная система, бюджетное устройство и бюджетный процесс. 11

Тема 5. Финансовая политика государства. 12

Тема 6 Кредитно-банковская система. 14

2 Темы контрольной работы и методические указания по ее выполнению 16

4 Рекомендуемые темы рефератов. 23

5 Тестовые задания. 26

6 Словарь терминов (глоссарий) 57

7 Рекомендуемая литература. 69

 

Введение

 

Данный практикум разработан для использования в процессе проведения практических занятий по дисциплине «Финансы и кредит» с целью контрольного тестирования знаний студентов по изученным разделам.

Целью изучения учебной дисциплины «Финансы и кредит» является овладение базовыми знаниями, представлениями и навыками в области финансов, кредитной системы, а также методами кредитно-денежного регулирования с целью более глубокого понимания функционирования финансовых рынков и механизма принятия решений в вопросах кредитования и финансовой политики. Кроме того, представляется важным изучение сущности категорий «финансы» и «кредит» во взаимосвязи их функций, современных концепций банковского и кредитного дела. Отслеживание финансовых потоков, проработка финансовых и кредитных отношений, складывающихся в процессе деятельности экономического субъекта, рассмотрение финансовой, кредитной и банковской систем – все это составляет основу изучаемой дисциплины.

В рамках курса также рассматриваются вопросы формирования и использования государственного бюджета, понятия «финансовая политика», «финансовый контроль», «кредитная политика», «финансовый рынок», «бюджетный процесс», «центральный банк», «коммерческий банк», «международные финансово-кредитные институты», «страхование», и т. д.

Задачами курса «Финансы и кредит» является:

- раскрытие исторических и методологических теоретических аспектов сущности, функций, роли в современной рыночной экономике финансов и кредита,

- изучение закономерностей развития финансовых и кредитных отношений,

- анализ процессов создания, организации и тенденций развития финансовой, кредитной, банковской систем в России и зарубежных странах,

- формирование современного представления о месте и роли в современной рыночной экономике,

- изучение специфики России и стран с развитой рыночной экономикой в этих вопросах,

- формирование у студентов навыков систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в финансовой и кредитной сфере экономики.

В процессе изучения дисциплины «Финансы и кредит» студенты приобретают специальные экономические знания в финансовой и кредитной сферах.

Каждый раздел включает перечень изучаемых тем и вопросов в соответствии с которыми в данном практикуме представлены тестовые задания.

Содержание семинарских занятий


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.