Методика обучения морфологии в начальных классах — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методика обучения морфологии в начальных классах

2017-06-13 2163
Методика обучения морфологии в начальных классах 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики (грамматическая форма, грамматическая категория, грамматическое значение), распределение слов по частям речи, а внутри частей речи – по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразования отдельных частей речи, а также основных случаев употребления грамматических форм в контексте.

Для формирования морфологической компетенции существует специальная методика:

Методика морфологии – раздел методики грамматики, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки практических умений и навыков в употреблении частей речи, образовании и употреблении форм склонения, спряжения и т.д., возникающие при этом типичные трудности и ошибки, их частоту, причины и пути их устранения.

Особенности методики изучения морфологии обусловливаются целями ее изучения. Познавательной целью изучения морфологии является усвоение основных морфологических понятий. Практические цели изучения морфологии заключаются в формировании морфологических умений и навыков, главное из которых – различать части речи и производить морфологический разбор.

Из специфики морфологии вытекают следующие принципы ее изучения:

1. лексико-грамматический – сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи, (например, беготня: лексическое значение «быстрые перемещения людей на ногах в разных направлениях» и общее смысловое значение «действие в форме существительного»);

2. парадигматический – сопоставление косвенных форм и исходной формы слова;

3. морфолого-синтаксический – сопоставление слова как члена предложения и части речи.

Для формирования учебно-языковых умений выработаны специфические методы, называемые в отечественной науке упражнениями.

Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:

1. морфологический анализ;

2. полный или частичный морфологический разбор слова;

3. формообразование слов, постановка слова в указанной форме;

4. конструирование словосочетаний и предложений с определенной частью речи;

5. нахождение части речи в предложении, в тексте;

6. словообразование частей речи.

7. опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

8. подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;

9. группировка слов по частям речи, их разрядам;

10. составление парадигмы слова;

11. разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;

12. составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;

13. наблюдения за текстообразующей функцией частей речи;

14. наблюдения за функционированием частей речи в текстах разных стилей;

15. наблюдения за синтаксическими взаимосвязями между частями речи в структуре предложения.

Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают.

Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.

Работа над морфологическими понятиями продолжается при изучении других тем. Закреплению знаний и учебно-языковых умений служат дополнительные задания к упражнениям учебников. Если они регулярно выполняются, то знания учащихся поддерживаются на нужном уровне.

Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления.

В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение.

Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол – представлены в каждом из I – IV классов. В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во 2 классе вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи, в 3 и 4 классах – склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм. По программам углубленного изучения вводятся наклонения,местоимения, наречия времени, места, образа действия.

В данную методику входит:

· Система работы над темой «Имя существительное»

Например, в I и II классах в центре – усвоение признаков имен существительных как части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают, род, изменение по числам), в III – IV классах основное место отводится работе над правописанием падежных окончаний.

· Система изучения имен прилагательных

В I классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие?; во II классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, в III и IV классах – склонение прилагательных и правописание падежных окончаний.

· Система работы на темой «Глагол»

В I классе Основная задача заключается в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи. Во II классе учащиеся наблюдают над употреблением в речи глаголов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?, учатся правильно ставить вопрос к слову. В III и IVклассах проводится работа над умением распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме.

Всё морфологические категории, с которыми знакомятся учащиеся можно объединить в таблицу:

Таблица №1 Морфологические категории

Часть речи

Грамматическое значение

Морфологические категории

Постоянные

Переменные

Имя существительное

предмет

род

число, падеж

Имя прилагательное

непроцессуальный признак предмета

 

род, число, падеж, степень сравнения

Глагол

процесс (действие, состояние)

вид

залог, наклонение, время, лицо, число, род (в прошедшем времени и сослагательном наклонении)


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.