Лекция 7. Психодиагностическая работа педагога-психолога. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Лекция 7. Психодиагностическая работа педагога-психолога.

2017-06-12 2827
Лекция 7. Психодиагностическая работа педагога-психолога. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Психодиагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика в системе психологической службы образования характеризуется практической направленностью и ориентирована на решение основной задачи ПС – создание психолого-педагогических условий для полноценного психического развития и укрепление психологического здоровья дошкольников и школьников.

Психодиагностика в образовательном учреждении призвана решать конкретные проблемы, выявлять причины определенного психологического явления.

Специфика психодиагностики в образовании:

l целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой, а не отдельное измерение психических функций или выявление личностных характеристик.

l тесная связь с педагогической проблематикой - ее результатом должен быть выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, создание оптимальных психологических условий для развития детей.

l главная задача – разработка рекомендаций по развитию способностей ребенка, преодолению школьных трудностей, нарушений в развитии и т.д.

l единство диагностики и коррекции.

Основные задачи:

  1. Изучение проявлений отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом, уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования.
  2. Получение данных о динамике развития, влиянии вида обучения, технологии методов, микросоциального окружения на развитие его перспективы.
  3. Исследование характера психического развития, его темпов.
  4. Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития. (по Овчаровой Р.В.)

 

Содержание психодиагностической работы.

Во взаимодействии с детьми в рамках модели сопровождения предусмотрены два вида диагностической работы: диагностические минимумы и углубленное обследование детей по результатам диагностических минимумов (дети группы риска).

В целом система диагностических минимумов представлена в следующем виде:

  1. Обследование дошкольников на этапе приема в школу. Цель- определение когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе.
  2. Обследование первоклассников на этапе адаптации. Цель – изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.
  3. Обследование третьеклассников на этапе окончания начальной школы. Цель – выявление степени социально-психологической готовности к обучению в среднем звене.
  4. Обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене. Цель – изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям обучения.
  5. Обследование подростков в период острого подросткового кризиса. Цель – получение достоверной информации о социально-психологическом статусе учащихся в наиболее сложный период психического развития в школьном возрасте.
  6. Обследование старшеклассников. Цель определяется установками пед.коллектива и администрации ОУ, школьной ситуацией: адаптация школьников в старшем звене, готовность к смене социально-личностной позиции, профвыбор и т.п.

Основные способы получения информации на этапе диагностического минимума являются:

  1. Экспертные опросы педагогов и родителей.
  2. Стурктурированное наблюдение школьников в процессе обследования.
  3. Психологическое обследование самих детей (скрининговые методы, т.е. эеспресс-диагностика)
  4. Анализ педагогической документации (классный журнал, тетеради, продукты деятельности) и материалов предыдущих обследований.

Экспертные опросы позволяют получить информа­цию об особенностях обучения, поведения и общения школь­ника от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать школьников в значимых жизненных ситуациях. Это, прежде всего, учителя и родители.

Опрос педагогов рассматривается нами как основной спо­соб получения информации от экспертов. Он позволяет, во-первых, выявить соответствие большинства важнейших ха­рактеристик обучения, поведения и общения ребенка или подростка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям; во-вторых, уточнить содержание и природу труд­ностей, возникающих у школьников с нарушениями поведе­ния и обучения.

Опрос родителей является вспомогательным методом по­лучения информации об отношении ребенка к школе, некото­рых аспектах его учебной деятельности и актуальном психоло­гическом состоянии.

Структурированное наблюдение школьни­ков в процессе тестирования позволяет получить дополнительную информацию об особенностях поведения, пси­хического состояния и познавательной деятельности школьни­ка, проявляющихся в ходе индивидуального обследования. Такие наблюдения осуществляются психологом.

Психологическое обследование школьников направлено на получение информации прежде всего о тех осо­бенностях психолого-педагогического статуса школьника, ко­торые скрыты от непосредственного наблюдения: это система отношений к миру, себе и значимым видам деятельности, осо­бенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное са­мочувствие.

Анализ документации предполагает работу с классным журналом и тетрадями школьников, ретроспек­тивный анализ данных предыдущих диагностических сре­зов.

Классный журнал служит источником информации об объ­ективных педагогических показателях школьной успешности ребенка (оценках). Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учится ребенок и подросток (по динамике или раз­бросу оценок), сравнить успешность обучения по разным пред­метам, сравнить объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников.

Анализ ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной дея­тельности ребенка (внимательность, утомляемость, характер типичных ошибок и др.), тонкой моторики. Внимательный про­смотр тетрадей позволяет педагогу или психологу извлечь из них дополнительные сведения об отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и харак­терологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.).

Повторное обращение к, сведениям, полученным на пред­ыдущих этапах сопровождения, позволяет уточнить причины тех или иных дезадаптивных проявлений и вернее определить пути оказания помощи.

 

Углубленное диагностическое обследование может приобретать различные формы:

· Дифференциация нормы и патологии

· Изучение особенностей познавательной деятельности школьников в рамках возрастной нормы

· Изучение психологических особенностей личности школьников.

Схема диагностического исследования. Основные этапы работы.

1. Изучение практического запроса.

2. Формулировка психологической проблемы.

3. Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений.

4. Выбор метода исследования.

5. Использование метода.

6. Формулировка психологического диагноза.

7. Разработка рекомендаций, программы коррекционной или развивающей работы с детьми.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.