Объемное построение в тональном рисунке и живописи — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Объемное построение в тональном рисунке и живописи

2017-06-12 796
Объемное построение в тональном рисунке и живописи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как показывает практика, воспроизведение объема в рисунке и живописи путем изображения света и тени в работах детей — это результат целенаправленных дей­ствий со стороны художника-педагога. В основном же в изображениях детей очень редко появляются объем­ные построения. Передача эффекта света и тени долгое время остается недоступной для детей. Ребенка вполне устраивает та узнаваемость предмета, которую он в нее вкладывает, а потребность в более точном воспроизве­дении предметов, во всем многообразии светотеневых отношений у них отсутствует и в основном учителями не стимулируется.

Композиционно-пространственные проявления в изобразительной деятельности детей мы рассматрива­ем по следующим параметрам:

· «Свободное» изображение на листе.

· Фризовые построения:

- одно «фризовое на кромке» листа;

- одно «фризовое на полосе»;

- «двух-, трехфризовое».

· Развернуто-плановые построения:

- совмещение вида сверху с фронтальным изоб­ражением;

- «Египетский вариант».

· Наличие загораживания.

· Элементы пространственного построения:

- передача масштаба;

- передача планов;

- наличие горизонта;

- воздушная перспектива.

· Перспективное построение изображения:

- в системе центральной перспективы;

- в системе угловой перспективы.

«Свободное» изображение на листе. Рисунки, вы­полненные подобным образом, характерны для детей дошкольного возраста. Они появляются в раннем дет­стве, после периода так называемых каракуль, и представляют собой единичные изображение предметов окружающей действительности — человек, животное, цветок, дерево и т. д.

Фризовые композиции наиболее типичны для стар­ших дошкольников и младших школьников. В них складывается определенная система координат — привязка тех или иных изображений к основанию листа (нижней кромке листа). Дети достаточно логично объясня­ют подобные построения тем, что нижний край лис­та — это земля Фризовые композиции могут наблюдаются в работах младших школьников вплоть до 4 класса. Естественно, то, что хорошо для дошкольника, будет недостатком для более старших детей.

Развернуто-плановые композиции характерны для рисунков старших дошкольников и младших школьни­ков. Наиболее распространенный тип таких рисун­ков — это совмещение вида сверху с фронтальным изображением. Ребенок заполняет почти весь лист изоб­ражениями — деревьями, цветами, людьми и т. д. Когда дело доходит до раскрашивания, обнаруживается, что нет места для неба и солнышка. И тогда эти изображе­ния «врезаются» в ранее обозначенный рисунок. Композиционные изображения подобного рода в условиях отсутствия надлежащего обучения почти повсеместно встречаются у старших дошкольников и постепенно исчезают к 4 — 5 классу.

Так называемый «Египетский вариант» представ­ляет собой как бы изображение-чертеж. В таких композициях с определенной очевидностью можно наблюдать изображение плоскости земли — вид сверху, в сочетании с фронтальными изображениями отдельных объектов (дома, люди, деревья), но так, что каждое из этих изображений привязывается к своей системе координат.

Загораживание в пространственных построениях рисунков — очень важный элемент целостной органи­зации композиции. В рисунках дошкольников этот при­ем в силу их психологического развития почти не встре­чается. В рисунках младших школьников он сначала появляется как случайный элемент.

От класса к классу все заметнее присутствие гори­зонта в рисунках детей.

Изображение горизонта, планов, масштабности — все это составляющие пространственной организации композиции, необходимые элементы перспективы изображения.

Мы выделяем также такой признак передачи про­странства, как воздушная перспектива. В самостоя­тельной, спонтанной деятельности он не проявляется, но в результате целенаправленных действий легко ус­ваивается детьми в изображениях пейзажа — дальний план (лес) может быть синим, голубым, розовым, фио­летовым и т. д. Это усвоение происходит в результате изучения свойств цвета, когда детям показывают, как можно получить цвета светлые и темные (светлота цвета) или глухие и звонкие (насыщенность цвета).

У наиболее способных детей младшего школьного возраста появляются изображения дорог, рек, сужающихся к горизонту; изображения домов, крыши кото­рых имеют явное сужение в глубину. Но целостной системы перспективного построения в силу своих воз­растных особенностей они еще выполнить не могут. В начальных классах в единичных рисунках обна­руживаются отдельные признаки использования перспективных сокращений в изображениях отдельных объектов — дорога, река. Освоение угловой перспективы — это результат целенаправленных занятий под руководством худож­ника-педагога. В школьной практике это изображение с натуры гипсовых кубиков и параллелепипедов. Дру­гие возможности раскрываются лишь в результате специальных занятий.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.