Распределение материала на учебный год — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Распределение материала на учебный год

2017-06-11 749
Распределение материала на учебный год 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ББК 74.100.5 К60


Колесникова Е.В.

К60 Математика для детей 3—4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 48 с. ISBN 5-89144-149-7

Предлагаем вашему вниманию первую книгу цикла «Мате­матические ступеньки» (из опыта работы), предназначенную для работы с детьми 3—4 лет. Она включает 16 учебно-игровых за­нятий и тетрадь «Я начинаю считать» для выполнения заданий ребенком.

Через систему увлекательных игр и упражнений дети позна­комятся с числами от 1 до 5, познакомятся с названиями час­тей суток и временами года, узнают названия пяти геометри­ческих фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и трех тел (шар, куб, цилиндр), научатся различать предметы разных размеров по величине, различать понятия слева и спра­ва, решать логические задачи и подготовятся к следующему этапу обучения.

Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных учреждениях. Книга может быть использована родителями, имеющими детей в возрасте 3—4 года.

ББК 74.100.5

ISBN 5-89144-149-7 © ООО «ТЦ Сфера», 2000

© ООО Колесникова Е.В., 2000


ОТ АВТОРА

Вашему вниманию предлагается первая книга цикла «Ма­тематические ступеньки» (из опыта работы), предназначенная для работы с детьми 3—4 лет (младшая группа).

Цикл «Математические ступеньки» делится на четыре эта­па обучения и представлен следующими пособиями:

1. Математика для детей 3—4 лет (сценарии 16 учебно-игро­вых занятий).

2. Я начинаю считать. Рабочая тетрадь для детей 3—4 лет.

3. Математика для детей 4—5 лет (сценарии 32 учебно-игро­вых занятий).

4. Я считаю до 5. Рабочая тетрадь для детей 4—5 лет.

5. Математика для детей 5—6 лет (сценарии 32 учебно-игро­вых занятий).

6. Я считаю до 10.Рабочая тетрадь для детей 5—6 лет.

7. Математика для детей 6—7 лет (сценарии 32 учебно-игро­вых занятий).

8. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6—7 лет;

9. Цвет и форма (моделирование из геометрических фигур с линейками-трафаретками). Альбом с игровыми зада­ниями для детей 3—5 лет.

 

10. Форма и цвет (моделирование из геометрических фигур с линейками-трафаретками). Альбом с игровыми зада­ниями для детей 5—7 лет.

11. Я решаю логические задачи. Рабочая тетрадь для детей 5—7 лет.

12. Я составляю числа. Рабочая тетрадь для детей 5—7 лет.

13. Диагностика математических способностей детей 4—7 лет.
Основное назначение цикла «Математические ступеньки»:

— оказать практическую помощь педагогам в подготовке и проведении занятий по развитию математических пред­ставлений в каждой возрастной группе дошкольно-обра-зовательного учреждения;

— предоставить детям систему увлекательных игр и упраж­нений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющих усвоить программу;



— подготовить детей к школе, способствуя:

а) формированию запаса знаний, умений и навыков, ко­
торые станут базой дальнейшего обучения;

б) овладению мыслительными операциями (анализ и син­
тез, сравнение, обобщение, классификация);

в) формированию умения понять учебную задачу и вы­
полнить ее самостоятельно;

г) формированию умения планировать учебную деятель­
ность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

д) развитию способности к саморегуляции поведения и про­
явлению волевых усилий для выполнения поставлен­
ных задач;

е) овладению навыками речевого общения;

ж) развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. В цикле «Математические ступеньки» реализуются основ­ные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы орга­низации учебного процесса непосредственно согласованы с за­кономерностями развития ребенка.

Деление по возрастам условно и зависит от ряда факторов:

1. От возраста, с которого начата работа по данной программе (если с 6 лет, то желательно пройти программу предыдущего возраста).

2. От состояния психического развития ребенка. Если у ре­бенка задержка психического развития, то желательно начинать работу с программы предыдущей группы. Если ребенок прояв­ляет интерес и способности к усвоению математических знаний, а также если обучение ведется индивидуально или небольшими группами (3—4 человека) и дети легко усваивают материал, то можно использовать книги следующего этапа обучения.

Использование такого подхода и явится базой личностно-ориентированной модели обучения.

При работе обращайте внимание на следующие моменты:

— до начала занятия внимательно прочитайте сценарий, если вас что-то не устраивает — внесите изменения;

— если есть необходимость, проведите по одной теме не одно, а два или несколько занятий;

— переходить к следующему занятию можно, если дети ус­воили предыдущий материал;

— выполняйте программу последовательно;

— на протяжении всего занятия сохраняйте доброжелатель­ный тон;

— с уважением относитесь к ребенку, даже если у него что-то не получается;


 

— тщательно и заранее готовьтесь к занятию;

— стремитесь к тому, чтобы ребенок сам захотел выпол­нить задание;

— соблюдайте правило профессии: человек человеку — не навреди.

Вашему вниманию предлагаются сценарии 16 учебно-игро­вых занятий и тетрадь для выполнения заданий ребенком.

Опыт работы показал, что нет необходимости проводить за­нятий больше, так как многие математические понятия дети усваивают в процессе ознакомления с окружающим миром, на занятиях по рисованию, аппликации.

Задания в книге группируются по разделам программы:

1. Количество и счет.

2. Величина.

3. Геометрические фигуры.

4. Ориентировка во времени.

5. Ориентировка в пространстве.

6. Логические задачи.

В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, два колеса у велосипеда.

Выполняя игровые упражнения, например хватит ли мед­ведям бочонков меда и другие, дети научатся понимать отно­шения между числами.

Все это делает процесс обучения интересным и ориентиро­ванным на ребенка-дошкольника.

Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квад­рат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотносить эти фигуры с предметами окружающего мира.

Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способство­вать игровые упражнения практического характера, при вы­полнении которых у детей разовьется глазомер, зрительно-двигательная координация. (Соедини стрелкой изображение большой кошки с большим блюдцем, маленькой кошки — с маленьким блюдцем.)

Для ознакомления с частями суток, временами года ребен­ку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания прак­тического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».

Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в правую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обува­ния — надень правильно сапоги (правый на правую ногу, левый


на левую). Поэтому в книге заданий на ориентировку в простран­стве не так много и они лишь служат закреплению знаний.

В книге есть задания на решение простых логических за­дач, выполнение которых будет способствовать не только раз­витию математических представлений, но и развитию внима­ния, памяти, мышления.

Каждое задание, предложенное в книге, всегда связано с темой и целью занятия и предполагает включение ребенка в выполнение заданий практического характера в тетради.

Проведение занятий по данному пособию предполагает ра­боту с подгруппами из 6—8 детей.

Задания небольшие по объему, чтобы ребенок мог успешно справляться с ними.

Ребенку предоставляется возможность выполнять задания самостоятельно, а самое главное — оценить правильность вы­полнения задания и также самостоятельно исправить ошибки.

Иллюстративный материал в рабочей тетради не только связан с решением математической задачи, но и позволяет вовлечь детей в увлекательный процесс отгадывания загадок, закрепить знания о сказках, предметах и явлениях окружаю­щего мира.

Интерес детей к художественному слову используется для повышения эффективности обучения.

Сценарии занятий и тетрадь для выполнения заданий ре­бенком позволят педагогу широко использовать словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а также метод практических заданий.

Физкультминутки, которые органически входят в занятия, представляют собой игровые упражнения, направленные на раз­витие мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной коор­динации, а также на закрепление математических понятий.

Надеемся, что работа с этой книгой поможет вам подгото­вить детей к следующему этапу обучения в средней группе.


ПРОГРАММА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество и счет

Учить сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи.

Учить устанавливать равенство и неравенство групп пред­метов.

Учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколь­ко, поровну, больше, меньше.

Учить понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него.

Учить называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной груп­пе предметов.

Учить согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным.

Познакомить со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.

Учить решать логические задачи на основе зрительно-вос-принимаемой информации.

Геометрические фигуры

Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.

Познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Учить приемам обследования зрительно-двигательным путем.

Дать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

Учить видеть геометрические фигуры в окружающих пред­метах.

Величина

Учить сравнивать предметы различных и одинаковых раз­меров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.

Использовать в речи результаты сравнения (большой, помень­ше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Ориентировка во времени

Учить различать и правильно называть части суток: утро, день,вечер, ночь.

Учить различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.


Ориентировка в пространстве

Учить различать правую и левую руку, раскладывать и счи­тать счетный материал правой рукой слева направо.

Учить обозначать словами положение предмета относитель­но себя:слева, справа, вверху, внизу.

Учить двигаться в заданных направлениях: налево, напра­во, вперед, назад.

Логические задачи

Учить решать логические задачи на сравнение, классифи­кацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

Сентябрь

Занятие 1

Ориентировка во времени. Утро. Величина. Большой и маленький. Количество и счет. Один и много.

Занятие 2

Ориентировка во времени. День. Геометрические фигуры. Круг. Количество и счет. Число 1.

Октябрь

Занятие 3

Ориентировка во времени. Вечер.

Величина. Высокий — низкий; закрепление: большой — ма­ленький. Количество и счет. Закрепление: один и много.

Занятие 4

Количество и счет. Закрепление: число 1. Ориентировка во времени. Ночь. Геометрические фигуры. Закрепление: круг.


Ноябрь

Занятие 5

Количество и счет. Число 2.

Ориентировка в пространстве. Слева, справа, на, под.

Величина. Толстый, тонкий.

Занятие 6

Количество и счет. Закрепление: число 2. Геометрические фигуры. Треугольник. Ориентировка во времени. Осень.

Декабрь

Занятие 7

Количество и счет. Число 3.

Величина. Большая, поменьше, маленькая.

Геометрические фигуры. Треугольник.

Занятие 8

Количество и счет. Закрепление: число 3. Ориентировка в пространстве. Слева, справа, наверху. Величина. Закрепление: большой, поменьше, маленький.

Январь

Занятие 9

Количество и счет. Сравнение чисел 2 и 3. Величина. Большой, поменьше, маленький. Логическая задача.

Занятие 10

Количество и счет. Число 4. Геометрические фигуры. Квадрат. Ориентировка во времени. Зима.

Февраль

Занятие 11

Количество и счет. Закрепление: число 4. Геометрические фигуры. Квадрат. Логическая задача.

2 Математика (3 — 4 лет)


Занятие 12

Количество и счет. Сравнение чисел 3 и 4. Геометрические фигуры. Прямоугольник.

Март

Занятие 13

Количество и счет. Число 5.

Величина. Закрепление: большой, поменьше, самый малень­кий. Ориентировка во времени. Весна.

Занятие 14

Количество и счет. Закрепление: число 5. Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача.

Апрель

Занятие 15

Количество и счет. Сравнение чисел 4 и 5. Геометрические фигуры. Овал. Логическая задача.

Занятие 16

Ориентировка во времени. Времена года. Геометрические фигуры. Закрепление: овал. Ориентировка в пространстве. Закрепление: слева, справа.


Занятие 1

Тема

Утро. Большой и маленький. Один и много. Цель:

— познакомить с частью суток — утро. Учить правильно употреблять этот термин в речи;

— учить отгадывать загадки на основе зрительно восприни­маемой информации;

— учить сравнивать знакомые предметы по величине (боль­шой — маленький), употреблять эти слова в речи;

— учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой — малень­кий);

— учить сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много. т -.тщь

1. Игра «Когда это бывает?» (лист 1, рис. 1).

Прочитайте детям стихотворение А. Кондратьева «Доброе утро».

Доброе утро — птицы запели, Добрые люди, вставайте с постели. Прячется вся темнота по углам, Солнце встает и идет по делам!

Вопросы детям:

-Ф Что вы делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, дела­ем зарядку, завтракаем.)

-ф- Что изображено на картинке? (Солнышко, зайки делают зарядку.)

-Ф- Когда это бывает? (Утром.)


 



 


Тема

День. Круг. Число 1. Цель:

— познакомить с числом 1;

— познакомить с геометрической фигурой — круг;

— учить обследовать круг осязательно-двигательным пу­тем;

— обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;

— учить отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки.

— познакомить с частью суток — день, учить правильно употреблять этот термин в речи.


 




1. Игра «Назови правильно» (лист 2, рис. 1).
Прочитайте детям стихотворение М. Мышковской.

Нос один и рот один, Я один у мамы сын, Солнце в небе и луна, И земля на всех одна. Предложите детям рассмотреть рисунок и назвать предме­ты, которых по одному (солнце, луна, мальчик, облако).

2. Игра «Отгадай и нарисуй» (лист 2, рис. 2).

Загадайте детям загадку. Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья?

(Круг)

Если дети затрудняются в отгадывании загадки, можно по­казать им все эти предметы.

Дайте детям задание провести пальчиком по стрелкам, как показано на рисунке.

Предложите красным фломастером обвести по точкам боль­шой круг, а синим — маленький.

Физкультминутка «Пальчики».

Дети, обращаясь к большому пальцу, поочередно загибают остальные пальцы под слова-потешки. Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем — В лес ходил, С этим братцем — Щи варил, С этим братцем — Кашу ел,

С этим братцем — Песни пел!

4. Игра «Когда это бывает?» (лист 2, рис. 3).

Прочитайте детям стихотворение М. Садовского.

Он кричит «Ку-ка-ре-ку!» Солнцу, речке, ветерку. И летит на всю округу: «Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

Спросите детей, что желает петушок солнцу, речке, ветер­ку. (Доброго дня.)


Уточните, что после утра наступает день и дети выходят на прогулку, затем обедают, после чего у них бывает дневной сон.

Занятие 3

Тема

Вечер. Высокий — низкий, большой — маленький, один и

много.

Цель:

— познакомить с частью суток — вечер. Учить правильно употреблять этот термин в речи;

— учить сравнивать знакомые предметы по величине (вы­сокий — низкий), употреблять эти слова в речи;

— закрепить понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине;

— продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.

1. Игра «Когда это бывает?» (лист 3, рис. 1). Предложите детям послушать стихотворение и сказать, ког­да это бывает? (Вечером.)

Говорит Зайчиха-мать:

— Ну-ка, дети,

Все в кровать!

Спать пора давным-давно,

На дворе уже темно!

Уточните, что так (вечер) называется еще одна часть суток. Спросите, какие части суток они знают? (Утро, день, вечер.)


 




2. Игра «Высокий — низкий, большоймаленький»

(лист 3, рис. 2).

Прочитайте детям стихотворение Б. Тимофеева.

Воробей взлетел повыше. Видно все с высокой крыши.

Вопросы детям.

■$■ На крыше какого дома сидит воробей? (Высокого.)

*у- Какой дом еще нарисован? (Низкий.)

Обратите внимание детей на рисунок справа.

Спросите, что нарисовано на нем. (Большой мяч и малень­кий мяч, большая коробка и маленькая коробка.)

Дайте задание соединить фломастером большой мяч с боль­шой коробкой, а маленький мяч с маленькой коробкой.

Тема

Число 1. Ночь. Круг. Цель:

— продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много;

— учить отгадывать загадки на основе зрительно восприни­маемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

— познакомить с частью суток — ночь. Учить правильно употреблять этот термин в речи;

— учить видеть форму предметов, соотносить ее с названи­ем геометрической фигуры — круг;

— упражнять в рисовании предметов округлой формы.

1. Игра «Один и много» (лист 4, рис. 1).

Загадайте детям загадки.

Стоит Антошка На одной ножке, Его ищут,

А он не откликается. (Гриб)


Зимой и летом

Одним цветом.

(Елка)

Дайте задание найти отгадки на рисунке и обвести их.

Спросите детей, каких предметов на картинке много, а ка­ких по одному. (Гриб, елка, девочка, корзинка, солнце, зай­ка — по одному, много — цветов, птичек.)

2. Игра «Когда это бывает?» (лист 4, рис. 2). Прочитайте детям стихотворение.

Спят медведи и слоны,

И лиса, и ежик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети — тоже.

Спросите детей, когда все спят? (Ночью.)

Тема

Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий.

Цель:

— познакомить с числом 2;

— учить различать и называть пространственные направ­ления от себя: слева, справа, на, под;

— учить сравнивать знакомые предметы по величине: тол­стый — тонкий;

— продолжать учить выделять признаки сходства и разли­чия.

1. Разучивание стихотворения (лист 5, рис. 1). Прочитайте детям стихотворение С. Маршака.

Вот верблюд — живое чудо.

Два горба есть у верблюда. Дайте задание посчитать, сколько горбов у нарисованного верблюда. (Два.) Вопрос детям. ■ф- Сколько у них рук, ног, глаз, ушей? (По два.)


Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака.

Одна дана нам голова,

А глаза два,

И уха два,

И два виска, и две щеки,

И две ноги и две руки.

2. Игра «Что где находится» (лист 5, рис. 2).

Вопросы детям.

-ф Где стоит стол в комнате? (Посередине.)

-Ф Где стоит стул? (Справа.)

"С* Где играет мальчик? (Слева.)

-ф- Где сидит кошка? (Под столом.)

■Ф- Где стоят цветы? (На столе.)

Физкультминутка «Раз-два».

Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. Раз-два — поднялись, Раз-два — руки вниз.

4. Игра «Соедини правильно» (лист 5, рис. 3).
Вопросы и задания детям.

-ф Как называются деревья? (Дуб, береза.) -Ф- Какой ствол у дуба? (Толстый.) -Ф Какой ствол у березки? (Тонкий.)

■ф- Какие листья нарисованы справа? (Большие и маленькие.) Скажите детям, что большие листочки — с дуба, а малень­кие — с березки.


Дайте задание соединить линией каждый листочек со своим

деревом.

Дополнительный материал.

УПРЯМЫЕ КОЗЛЫ

На мосту два козла Стукнулись рогами, И упали два козла В речку вверх ногами. М. Мышковская

Уха два и глаза два, Два у куртки рукава, Две руки и две ноги, Парны варежки, Носки.

Занятие 6

Тема

Число 2. Треугольник. Осень. Цель:

— продолжать знакомить с числом 2;

— учить отгадывать загадки на основе зрительно восприни­маемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

— познакомить с геометрической фигурой — треугольник;

— учить обследовать форму осязательно-двигательным путем;

— учить рисовать треугольники по точкам;

— учить называть время года — осень.

1. Игра «Загадки и отгадки» (лист 6, рис. 1).

Загадайте детям загадки.

Бегу при помощи двух ног, Пока сидит на мне ездок. Устойчив я лишь на бегу. Две педали есть внизу.

(Велосипед)

Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом под столом, А ночью под кроватью.

(Туфли)

Дайте задание найти отгадки на картинке и обвести их.


 




Тема

Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник.

Цель:

— познакомить с числом 3;

— учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;

— относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

— учить отгадывать загадку на основе зрительно восприни­маемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;


- учить сравнивать знакомые предметы по величине (боль­шая, поменьше, маленькая); — учить видеть в форме предметов геометрические фигуры.

1. Игра «Загадка и отгадка» (лист 7, рис. 1).
Загадайте детям загадку.

У него глаза цветные, Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня. (Светофор)

Вопросы и задания детям.

-ф* Дайте детям задание посчитать огоньки у светофора и сказать, сколько их. (Три.)

-Ф Предложите обвести кружков столько, сколько огоньков у светофора.

-Ф Спросите, сколько кружков обвели дети. (Три.)

-ф- Почему? (Потому что у светофора три огонька.)

Тема

Число 3. Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, ма­ленький. Цель:

— продолжать знакомить с числом 3;

— учить различать равенство по количеству предметов, вы­ражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;

— продолжать учить сравнивать знакомые предметы по ве­личине, обозначать словами соответствующие парамет­ры (большой, поменьше, маленький);

— продолжать учить различать и называть пространствен­ные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине);


— учить отгадывать загадку на основе зрительно восприни­маемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

1. Игра «Соедини правильно» (лист 8, рис. 1).

Загадайте детям загадку.

Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки: Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Вопросы и задания детям. ■ф Сколько медведей на картинке? (Три.) -Ф- Сколько кроватей? (Три.)

-Ф- Что можно сказать о количестве кроватей и медведей? (Их поровну, медведей столько же,сколько кроватей.)

-♦- Какого размера медведи? (Большой, поменьше, маленький.) "Ф- Какого размера кровати? (Большая, поменьше, маленькая.)


-ф- Предложите детям провести дорожки от медведей к их кроватям. (Уточните, что большой медведь будет спать на боль­шой кроватке, медведь поменьше — на кроватке поменьше, а самый маленький медведь — на маленькой.)

Тема

Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький. Логическая задача. Цель:

— учить различать равенство и неравенство групп по коли­честву входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи;

— учить отгадывать загадку на основе зрительно восприни­маемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

— продолжать учить сравнивать знакомые предметы по ве­личине: большой, поменьше, самый маленький;

— учить изображать предметы разной величины;

— развивать зрительное внимание.

1. Игра «Хватит ли белочкам шишек?» (лист 9, рис. 1).

Загадайте детям загадку.

Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Спросите, сколько белочек на картинке? (Две.)


 




Прочитайте стихотворение.

Белки с веток в свой домишко Перетаскивали шишки.

Спросите, сколько шишек? (Три.)

Спросите, больше белок или шишек? (Шишек больше, чем белок, а белок меньше, чем шишек.)

2. Игровое упражнение «Нарисуй правильно» (лист 9, рис. 2).

Спросите детей, какого размера шарики? (Слева — большой, посередине — поменьше, справа — самый маленький.)

Предложите детям нарисовать справа шарики разного раз­мера.

Физкультминутка «Пальчики».

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать. Этот пальчик чуть вздремнул. Этот пальчик уж уснул. Этот крепко, крепко спит. Тише, тише, не шумите! Солнце красное взойдет, Утро красное придет, Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать.

Дети поочередно загибают одной рукой пальчики противо­положной руки и держат их в кулачке. На слова «будут паль­чики вставать» дети поднимают руку вверх и распрямляют пальчики.

4. Игра «Узнай, кто спрятался» (лист 9, рис. 3).

Предложите детям назвать животных в домике слева. (Лиса, заяц, волк, медведь.)

Дайте задание закрасить столько кружков, сколько живот­ных в домике справа (три).

Спросите, кто из животных спрятался. (Волк.)

Дополнительный материал.

Снежок порхает, кружится, На улице тепло. И превратились лужицы В холодное стекло.

3. Александрова

Шишки-мышки Жили-были на сосне Две серьезных шишки.


Жили-были под сосной Две веселых мышки. 3. Александрова

Занятие 10

Тема

Число 4. Квадрат. Зима. Цель:

— познакомить с числом 4;

— учить называть числительное по порядку, относить пос­леднее числительное ко всей пересчитанной группе;

— познакомить с геометрической фигурой квадрат;

— учить обследовать квадрат осязательно-зрительным пу­тем, рисовать квадраты по точкам;

— различать и называть время года — зима;

— учить отгадывать загадку на основе зрительно восприни­маемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

1. Игра «Хватит ли слону туфелек?» (лист 10, рис. 1). Прочитайте детям стихотворение С. Маршака.

Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну.

И сказал: «Нужны пошире,

И не две, а все четыре!» Предложите детям посчитать, сколько туфелек дали слону. (Четыре.)


^^Д^Лv^ww^r

Дайте задание провести дорожки от каждой туфельки к ногам слона.


 




Вопросы детям.

-Ф" Сколько ног у слона? (Четыре.)

■ф- Хватит ли слону туфелек? (Да.)

-у- Почему? (Туфелек 4, и ног у слона тоже 4.)

2. Игровое упражнение «Рисуем квадраты» (лист 10, рис. 2).
Скажите детям, что нарисованная фигура называется квадрат.
Спросите, какие геометрические фигуры они знают? (Круг,

треугольник.)

Дайте задание обвести квадрат пальчиком по стрелочкам, как показано на рисунке.

Предложите обвести по точкам большой квадрат — крас­ным фломастером, а маленький — зеленым.

Уточните, что квадраты могут быть разного размера.

Физкультминутка «Зайка».

Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть, Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки.

Движения по тексту стихотворения.


 

4. Игра «Когда это бывает?» (лист 10, рис. 3).


Загадайте детям загадку. Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

(Зимой)

Скажите детям, что сейчас зима, на улице холодно, земля покрыта снегом, деревья стоят без листьев, люди ходят в теп­лой одежде, можно кататься на санках.

Дополнительный материал.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница-зима!

А.С. Пушкин

Опали с березы последние листья, Мороз незаметно подкрался к окну, И за ночь своею волшебной кистью Волшебную нарисовал он страну.

П. Киричанский

И слоненку, И мышонку, и щенку, И лягушонку Покупать в подарок тапки Нужно на четыре лапки. М. Мышковская

Занятие 11

Тема

Число 4. Квадрат. Логическая задача. Цель:

— продолжать знакомить с числом 4;

— учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи;

— учить относить последнее числительное ко всей пересчи­танной группе;

— учить видеть форму предметов, соотносить ее с названи­ем геометрических фигур;

— учить отгадывать загадки на основе зрительно восприни­маемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.


1. Игра «Сколько?» (лист 11, рис. 1).

Прочитайте детям стихотворение С. Маршака.

Четыре в комнате угла, Четыре ножки у стола, И по четыре ножки У мышки и у кошки.

Вопросы детям.

-у- Сколько ножек у стола? (Четыре.) -Ф- Сколько в комнате углов? (Четыре.) ■у- Сколько лапок у кошки? (Четыре.) ■Ф- Сколько лапок у мышки? (Четыре.)

2. Игра «На какую фигуру похожи часы?» (лист 11, рис. 2).
Загадайте детям загадку.

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.

(Часы)

Предложите детям сказать, на какие геометрические фигу­ры похожи часы? (Круг, треугольник, квадрат.)

Дайте задание детям закрасить столько квадратов, сколько часов, похожих на эту геометрическую фигуру (два).

3. Физкультминутка.

См. занятие 10.


4. Игра «Слушай, смотри, считай» (лист 11, рис. 3).

Загадайте детям загадку.

Заяц на рынке Купил ботинки. В лесу примерял, Все потерял. Плачет косой: — Зима на носу, Замерзну в лесу.

Сколько ботинок потерял заяц? (Четыре.) Предложите детям помочь отыскать ботинки в лесу и про­вести линии от зайца к ботинкам.

Занятие 12

Тема

Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. Цель:

— учить различать равенство и неравенство групп предме­тов, выражая результаты определения в речи;

— учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;

— учить относить последнее числительное ко всей пересчи­танной группе;

— познакомить с геометрической фигурой прямоугольник;

— учить обследовать форму осязательно-двигательным и зрительным путем.



1. Игра «Хватит ли снеговикам шапок?» (лист 12, рис. 1).

Вопросы и задания детям. -ф- Сколько снеговиков? (Три.) -ф- Сколько ведерок для снеговиков? (Четыре.) -Ф Хватит ли ведерок снеговикам? (Да.) -Ф Провести линии от ведерок к снеговикам. Уточните, что снеговиков меньше, чем ведерок, а ведерок большее, чем снеговиков.

2. Игровое упражнение: «Рисуем прямоугольники» (лист 12,
рис. 2).

Спросите детей, какие геометрические фигуры они знают. (Круг, квадрат, треугольник.)

Скажите, что нарисованная фигура называется прямоуголь­ник. Предложите обвести ее по стрелочкам пальчиком, как показано на рисунке.

Дайте задание обвести зеленым фломастером — большой прямоугольник, желтым — маленький.

Уточните, что прямоугольники могут быть разного размера.

Физкультминутка.

См. занятие 1.

4. Игра «Считай, закрашивай» (лист 12, рис. 3).
Вопросы и задания детям.

■ф- Сколько мячей? (Три.)

-Ф Сколько пирамидок? (Четыре.)

-ф/ Сколько кубиков? (Четыре.)

-ф- Чего больше, мячей или пирамидок? (Пирамидок боль­ше, чем мячей, а мячей меньше, чем пирамидок.)

-ф- Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков? (Пирамидок и кубиков поровну, пирамидок столько же, сколь­ко кубиков.)

■Ф Предложите детям под каждой карточкой закрасить столько кружков, сколько предметов на карточке.

Занятие 13

Тема

Число 5. Большой, поменьше, самый маленький. Весна. Цель:

— познакомить с числом 5;

— продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;


 

— продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;,

— различать и называть время года — весна;

— продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контраст­ных размеров.

1. Игра «Считай, закрашивай» (лист 13, рис. 1). Прочитайте детям стихотворение С. Михалкова.

Хороши у нас котята. Раз, два, три, четыре, пять. Приходите к нам ребята Посмотреть и посчитать.

Вопросы и задания детям.

-ф Посчитать и сказать, сколько котят нарисовано. (Пять.)

-Ф- Обвести кружков по точкам столько, сколько котят на

картинке.

-Ф Сколько кружков обвели? (Пять.)

-Ф Почему? (Потому что на картинке пять котят.)

2. Игра «Когда это бывает?» (лист 13, рис. 2).

Прочитайте детям отрывок из стихотворения Л. Аграчевой.

Весело аукнула

Из лесу весна.

Ей медведь откликнулся,

Проурчав от сна.

Всполошилась белочка,

Глянув из дупла, —

Дождалась, пушистая,

Света и тепла. Спросите детей, о каком времени года говорится в стихо­творении? (О весне.)

Какие времена года они знают еще? (Осень, зима.)


 




3. Физкультминутка «Пальчики».

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Один!

Два!

Три!

Четыре!

Пять!


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.317 с.