Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-06-11 | 546 |
5.00
из
|
Заказать работу |
как методологическая основа образовательного процесса
В современной педагогической науке ведётся поиск инновационных идей и стратегий, в основе которого – отказ от сложившихся стереотипов «знаниевого» подхода к образованию в пользу культурологического.
Это объясняется следующими причинами:
– недостаточным культурным уровнем части учащихся и их семей;
– недостаточно высоким культурным потенциалом части педагогов, их неумением создавать в процессе обучения и воспитания культуроёмкие
ситуации через содержание формы, методы взаимодействия с учащимися;
– дефицитом общей культуры многих учебных заведений (материальной, информационной, эстетической, духовно-нравственной);
– низким уровнем культуры общения (среди детей, взрослых, в их
взаимоотношениях);
– низким уровнем культурной компетентности основной массы выпускников школ, которые в дальнейшей жизни не могут обеспечить своим трудом необходимую высокую культуру современного производства и адекватное культуре качество жизни.
Образовательный процесс в совокупности с природным фундаментом личности и социальными реалиями – магистральный путь формирования ценностного мира подрастающего человека.
Что же такое ценность? Это А. В. Петровский считает, что это цель, удовлетворяющая потребность. Культурологический подход в образовательном процессе отражает развитие, возвышение духовных потребностей, их гармонизацию с материальными потребностями.
Развивая идеи культурологического подхода, проф. Е. Б. Бондаревская говорит о том, что ценности воспитания – это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенном взаимодействии и воспитательных отношениях. Они «заложены» в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения [2, с. 45].
Отметим, что кроме ценностного, личностного смысла воспитания человека культуры, что, несомненно, является прерогативой семьи и школы, очень важен и социально-политический контекст культурологического подхода.
В научных и политических кругах высокоразвитых и быстроразвивающихся стран получило признание относительно новое понятие «мягкая мощь государства» или «мягкая сила». Её ядро составляют наука, образование, религия, культура, искусство, СМИ, спорт. На периферии располагаются «плотные» внешне ощутимые социально-экономические и государственно-правовые структуры [3, с. 14]. В глобальной конкуренции выигрывает та страна, в которой человек как нигде больше способен чувствовать cебя человеком. Культура и Нравственность – ключевые понятия, «вторгающиеся» во все составляющие «мягкой силы» государства, наполняя их ценностным смыслом.
Таким образом, культурологическая направленность необходима в социально-политической стратегии государства.
Каковы же педагогические аспекты рассматриваемого феномена?
В концепции личностно ориентированного культурологического подхода к воспитанию, разработанного Е. Б..Бондаревской, основополагающей является мысль о том, что человек представляет собой единство трёх сущностей: природной, социальной и культурной. В соответствии с этим и ребёнка необходимо рассматривать в трёх измерениях – как существо природное, социальное и культурное. Но человек целостен. В советский период педагоги решали социальный заказ – как можно скорее человека природного сделать социальным, «игнорируя накопление им культурного слоя». Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и помогающая разрешить противоречия между природным и социальным началами в человеке. Лишь через культуру происходит его естественное вхождение в социальную жизнь. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Из этих положений естественно вытекает вывод о том, что культурная сущность человека является системообразующим компонентом его целостности [2, с. 46].
Автор концепции выделяет главные черты человека культуры:
– человек культуры – свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры; воспитание свободной личности требует исключения из образовательного процесса любых авторитарных форм и методов в пользу свободного выбора;
– человек культуры – гуманная личность, ибо гуманность вершина нравственности; это доброе и справедливое отношение к человеку, эмпатия, альтруизм, деятельное сопереживание и сорадование; это стремление к миру и согласию между людьми, независимо от национальности, расы, вероисповедания;
– человек культуры - духовная личность, постоянно стремящаяся к личному самосовершенствованию;
– человек культуры – творческая личность, постоянно ищущая, сомневающаяся; творчество – норма и в учении, и в труде и в быте, и в досуговых интересах;
– человек культуры – практикоориентированная личность; адаптация выпускника школы к условиям рыночной экономики требует от него практического овладения компьютерной грамотностью, языками мира, навыками общения, знаниями религиозных праздников, народных обычаев и т. д. В новых условиях актуализируется бережное отношение человека к своему физическому и психологическому здоровью; умение вести здоровый образ жизни, иметь эстетический вкус, хорошие манеры, творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи и богатство страны.
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!