II. Спасательное дело и противопожарные мероприятия. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

II. Спасательное дело и противопожарные мероприятия.

2017-06-11 114
II. Спасательное дело и противопожарные мероприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Спасательные средства – спасательные жилеты на каждого члена экипажа, спасательный круг, линь с поплавком или буйком красного цвета, применять любые плавучие материалы.

2. При падении за борт – не паниковать, не растрачивать силы, не стараться высоко высунуться из воды, сохранять положение равновесия до прихода помощи. При падении в водоворот, суводь, набрать больше в легкие воздуха и погрузиться вместе с потоком. При приближении ко дну тело уравновесится и затем у дна резко и как можно дальше нырнуть в сторону, по всей вероятности всплывете рядом с водоворотом. На горных реках принять меры во избежание удара о камни.

3. Противопожарные меры – неосторожное обращение с огнем, неисправность электрооборудования, нарушение правил заправки топливом, неисправность и неправильная эксплуатация Д.В.С., утечка топлива и скопление его в отсеках, перевозка взрыво и огнеопасных веществ.

4. Предупреждающие меры – не допускать неисправностей, периодически проводить проверки оборудования, иметь противопожарные средства. При эксплуатации Д.В.С. не перегревать карбюратор, не пользоваться открытым огнем, электропереноска должна иметь защитный колпак. Маслянную ветошь хранить отдельно в емкости, пролитое топливо и смазку немедленно убирать и насухо вытирать. Бензобак заливать в отсоединенном состоянии.

5. Тушение пожара – при возгорании остановить и развернуть судно так, чтобы огонь с судна сдувало, использовать все средства для ликвидации очага пожара. Если тушение не поддается, эвакуировать людей, старший покидает судно последним, будучи уверенным, что экипаж и пассажиры в безопасности. Для ликвидации пожара можно подключать любого, кто находится на судне. Руководит и участвует в ликвидации пожара старший (капитан, командир).

III. СУДОВОЖДЕНИЕ

1. Лоция – раздел предмета судовождения, изучающий навигационные опасности, средства навигационного оборудования водного пути, пособия для выбора безопасных и навигационных курсов, методика использования этих пособий и др. Подразделяется на общую и специальную.

1.1. Общая лоция – дает необходимые сведения о внутренних водных путях и является общим руководством для плавания по любому участку водного пути. Она содержит основные сведения по гидрологии внутренних водных путей, ориентировке, выбору курса судна, картографии, а также об условиях движения судов по рекам, озерам, водохранилищам и вблизи морских побережий.

1.2. Специальная лоция – служит руководством для плавания по определенному участку водного пути. В ней содержатся подробные сведения о русле, берегах с прилегающей территорией, препятствиях, различных приметах и ориентировках, навигационной обстановке, направлениях и границах судового хода. Содержание специальной лоции судоводитель обязан хорошо знать на память.

- Судовой ход – водное пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и карте.

- Основной судовой ход – судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе.

- Дополнительный судовой ход – судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, рейдам, причалам, затонам и т.д.

Кромка судового хода – условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.

В состав элементов, характеризующих размеры судового хода, входят следующие: глубина, ширина и радиус закругления, возвышение над фактическим уровнем воды нижней кромки ферм мостов и ширина судоходных пролетов мостов, а также высота от уровня воды до проводов воздушных линий связи и электропередачи.

Водные пути бывают естественные (река, озеро, море), искусственные (водохранилище, канал), регулярно эксплуатированные, временно эксплуатированные с гарантируемыми глубинами и ненормированными глубинами.

2. Река – это лентообразный поток воды, перемещающийся под действием силы тяжести с повышенных мест земной поверхности к пониженным по извилистому углублению земной поверхности, называемому руслом. Река, впадающая в озеро, море или океан, называется главной, а реки, впадающие в нее, называются притоками. Главная река вместе со своими притоками образует речную систему. Площадь земной поверхности, с которой вода стекает в речную систему, называется бассейном речной системы.

Исток реки – начало реки, соответствующее месту, с которого появляется постоянное течение воды в реке. Истоком может служить родник, болото, озеро или ледник.

Устье реки – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище или море.

· Пойма – часть дна речной долины, периодически заливаемая при высоких горизонтах водой.

· Водосборный бассейн реки – площадь земной поверхности, с которой собирается в данную реку поверхностная и подземная вода.

· Долина реки – пониженная часть земной поверхности, по которой протекает река.

· Водораздел – возвышенность, разделяющая водосборные бассейны.

· Дельта – сеть рукавов и протоков, образованных из-за наносов и высыпков в устье рек.

· Перекат – характерная для равнинных рек форма данного рельефа, сформированная отложениями наносов, обычно в виде широкой гряды, пересекающей русло под углом к общему направлению течения и вызывающей отклонение его от одного берега к другому.

· Плес – глубоководный участок реки, находящийся обычно между перекатами.

· Извилина – изгиб реки вместе с долиной.

· Излучина – изгиб реки внутри долины.

· Лука – длинная извилина - расстояние между началом и концом меньше длины извилины.

· Прорва – естественное соединение концов излучины.

· Затон – начало прорвы.

· Старица – старое обмелевшее основное русло.

· Правый берег – став по течению с правой руки.

· Левый берег – став по течению с левой руки.

· Стрежень – условная линия, соединяющая точки с максимальным течением реки.

· Неправильное течение – образуется в районе препятствий, надводном и подводном слиянии потоков.

· Майданы – беспорядочное вращательное движение воды в виде подвижных вихрей, образуются над крупными подводными препятствиями при небольшой глубине.

· Суводь – вращательное движение воды за подводным или надводным выступом.

· Водовороты – постоянное вращение воды со скоростью равной скорости основного потока.

· Свальное течение – поперечное или косое от своего нормального положения в реке по стрежню.

· Тиховоды – участки со слабым течением или без него, образуются за выпуклыми берегами, крупными отложениями в русле.

· Наводнение – затопление водой выше коренных берегов.

· Паводок – быстрое нерегулярное поднятие уровня воды (дождь, гроза).

· Межень – фаза водного режима реки,ежегодно повторяющаяся в одни и те же сезоны, характеризующаяся малой водностью, длительным стоянием низкого уровня, возникающая вследствие уменьшения питания рек.

· Заберег – полоса льда, смерзшаяся с берегами водных объектов при незамерзшей основной части водного пространства.

· Снежура – скопление снега, плавающего в воде.

· Шуга – всплывший на поверхность или занесенный в глубь потока внутриводный лед в виде комьев, ковров, подледных скоплений.

· Заторы – скопление льдин в русле реки во время ледохода.

 

Элементы берегов.

· Яр – невысокий обрывистый, как правило, вогнутый пойменный берег русла реки.

· Выпуклый берег, наносы – перемещение и оседание частиц грунта у отлогих берегов.

· Коренные берега (кряжи, склоны) – участки земной поверхности, ограничивающие долину с боков, неразмывающиеся.

· Гряда – большое скопление камней в русле реки.

· Коса – вытянутые длинные песчаные наносы.

· Огрудок – небольшое обособленное скопление камней недалеко от русла реки.

· Одинец – одиночный (большой) камень в русле реки.

· Порог – каменистый участок русла реки с большим уклоном. Наиболее трудные и опасные для судоходства участки.

· Осерёдок – наносные образования в русле.

· Остров – часть суши омываемая со всех сторон, с растительностью, имеет приверх и ухвостье.

· Печина - выступ

· Высыпка – отложения из крупных наносов в местах впадения в реку небольших притоков или выходов оврагов.

· Лещадь – большая подводная береговая галечная отмель, вытянувшаяся вдоль русла.

· Опечки – небольшие подводные галечные бугры на дне реки.

· Урез – линия пересечения поверхности воды с берегом.

· Рукав – часть реки, разделенная островом.

· Ход – часть реки, разделенная осередком.

· Перевал – переход русла от одного берега к другому в результате изменения потока перекатом.

· Заплёсок – узкая примыкающая к урезу воды полоса отлогого берега, прилегающая к воде, заплёскивается при волнении.

· Шалыга – временное нанесённое образование у корпуса судна, стоящего на мели.

· Заструги – скопление наносов в русле реки в форме крупных гряд, примыкающих к песчаному берегу.

· Заманиха – большая подводная заструга с крутым тыловым скатом, впадающая далеко в русло.

· Закосок – небольшая подводная песчаная коса.

· Затонина – залив между берегом и ухвостьем косы.

· Побочень – гребневая часть крупной гряды, пересекающей русло, обычно затопляемая в половодье и обсыхающая в межень.

 

Судоходная обстановка – это совокупность знаков береговой и плавучей обстановки,

предназначенных для обеспечения безопасного плавания, бывает – латеральная система навигационного оборудования знаков, и кардинальная, освещаемая, светоотражающая, неосвещаемая.

Латеральная - (на реках), осевая (на водохранилищах, озерах и частично на реках). Кардинальная -(на морях, озерах и частично на водохранилищах.)

Ориентировка – определение местонахождения судна по навигационным знакам, естественным и искусственным приметам, расположенным по берегам или вблизи судового хода для выбора соответствующего курса.

Способы: глазомерный, навигационный, радиолокационный, по знакам судоходной обстановки.

Проверка правильности выбора курса – по знакам обстановки, волнообразованию, следу за кормой, поведению судна (устойчивости на курсе), подниманию носовой части судна, шуму, измерению глубины, характеру грунта.

.

Основы гидрометеорологии.

Ветер – перемещение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер бывает неустойчивый, верховой, низовой, боковой, встречный, попутный, навальный, отвальный. Направление ветра относительно диаметральной плоскости судна определяется по флюгеру, флагу, вымпелу, дыму, ряби, на воде. Скорость ветра измеряется в м/сек. (расстояние проходящее воздушной массой за одну секунду). Кроме того, скорость ветра измеряется в баллах по 12-ти бальной шкале «Бофорта». Внезапное появление сильного ветра или резкое изменение его направления, называется – шквальным. Обратный, отражённый ветер, встречается у причалов и в шлюзах. Сведения о характере ветров, преобладающих направлениях для определённого региона, приводятся в специальных атласах.

Учет и определение погоды.

Термометр - измеряет температуру. Барометр - измеряет атмосферное давление, (давление падает - ухудшение погоды, давление повышается – улучшение погоды). Анемометр – измеряет скорость ветра. Прогнозы погоды – радиослужбы погоды на флоте – циркуляры через 6 часов. Штормовые предупреждения – необходимы для безопасного судовождения, которые заносятся в судовой журнал.

 

Волны. Волны на водных объектах классифицируются по различным признакам:

- ветровые, образующиеся под воздействием ветра, и зыбь – по его окончанию;

- приливо-отливные;

- аномобарические, возникающие при сгонах и нагонах воды и при резких изменениях атмосферного давления;

 

- цунами, возникающие при динамических процессах в земной коре;

- корабельные (судовые), возникающие при движении судов;

- по действию силы (свободные и вынужденные);

- по изменчивости элементов волн по времени (установившиеся и неустановившиеся);

- по расположению в толще воды (поверхностные и внутренние);

- по форме (двухмерные, трёхмерные, уединённые или одиночные);

- по отношению длины волны к глубине водного объекта (короткие и длинные);

- по перемещению формы волны (поступательные и стоячие)

Основными элементами волн являются: высота, длина, период и скорость распространения. Волнение одно из самых распространённых и опасных явлений для судоходства. Вызывая килевую и бортовую качку, значительную потерю скорости (до 50 %) даже при попутной волне, ухудшение и даже потерю управляемости, смещение груза, разрушение рангоута, надстроек, а иногда и корпуса судна, волнение часто приводит к серьёзным авариям, потере людей, груза, а часто и самого судна. Сильное и длительное волнение отрицательно сказывается на работе экипажа, судовых машин и механизмов, навигационных приборов, состоянии пассажиров.

Волновой режим – волна поднимается и опускается через определённый период перемещения масс воды в водоёме.

Виды волн – ветровые, приливоотливные, судовые. Ветровые волны зависят от величины водного пространства, скорости ветра и времени его действия, глубины. Измеряется в баллах по специальной шкале волнения.

- Зыбь – вызванные ветром волны, распространяющиеся в области волнообразования после ослабления ветра и изменения его направления.

- Толчея – беспорядочное волнение, возникающее вследствие взаимодействия волн, бегущих в разных направлениях.

- Бурун – пенистые массы воды, образующиеся на гребне волны при ее разрушении.

- Накат – вызванный обрушением волн возвратно-поступательный поток, набегающий на отмелый берег.

- Взбросы – столбы воды, образующиеся при набегании на крутые берега.

- Прибой – волны, обрушивающиеся в прибрежной зоне.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.