Спасательные, противопожарные и сигнальные средства. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Спасательные, противопожарные и сигнальные средства.

2017-06-11 201
Спасательные, противопожарные и сигнальные средства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Судовые устройства. Совокупность приспособлений, палубных машин и механизмов, обеспечивающих различные потребности судна носят название судовых устройств. Различаются общесудовые и специальные устройства. К общесудовым относятся: рулевое ycтройство, якорное устройство, швартовное устройство, буксирное устройство, леерное и др.

Рулевое устройство (рис.6) служит для управления судном на ходу, обеспечивает поворотливость судна и его устойчивость на курсе. Включает в свой состав: руль, румпель, штуртросовую передачу, рулевую машину (на больших судах) и пост управления. Для управления судном (в зависимости от его назначения и проекта), кроме того, применяют поворотную насадку, поворотную колонку, крыльчатый движитель, рулевое весло. Руль – состоит из пера руля и баллера (рис. 5)

Рис.5. Конструкции рулей: а - небалансир простой; б - балансир простой;

в - полуподвесной; г - подвесной; 1 - перо руля;

2 - опора баллера; 3 - румпель;4 - опора пера;

5 - рудерпост; 6 - пятка ахтерштевня;

7 - кронштейн

 

 

Рис. 6. Схема рулевого устройства:

1 - штурвал; 2 - штуртрос; 3 - направляющие

блоки; 4 - натяжные талрепы; 5 - румпель

секторного типа; 6 - опорный подшипник;

7 - баллер; 8 - перо руля

 

Рули по способу соединения с корпусом и количеству опор пера делят на простые (многоопорные), полуподвесные (подвешены на баллере и опираются на корпус в одной точке) и подвесные (подвешены на баллере). По взаимоположению оси баллера и пера различают руль обыкновенный (ось баллера на передней кромке пера), балансирный (ось баллера расположена на некотором расстоянии от передней кромки руля, что снижает усилие при перекладке) полубалансирный (полуподвесной балансирный). На большинстве маломерных судов для управления рулем применяется т.н. штуртросовая передача при управлении рулем (рис. 6). К румпелю (одно, двуплечему рычагу или сектору, жестко закрепленному в головной части баллера перпендикулярно к его оси) крепятся окончания тросов, протянутых по бортам через систему роликов от барабана штурвала, расположенного на посту управления судном. При повороте штурвала в ту или иную сторону один конец троса будет наматываться на барабан, второй, соответственно, разматываться, разворачивая румпель и через баллер - руль на тот или другой борт. Угол перекладки руля должен составлять не менее 35° на борт. Расположение поста управления судном должно обеспечивать хороший обзор, а рулевое устройство - уверенное маневрирование на всех режимах движения судна в любых условиях обстановки.

Якорное устройство – предназначено для удержания плавающего судна на месте в удалении от берега на якоре, обеспечения его стоянки на акватории, рейде и снятия с якоря. Якорное устройство м/м судов состоит из: якоря - дрека, якорной цепи (каната) - дректова, клюза, устройства для крепления якорного каната, стопора, цепного ящика. Масса якоря зависит от водоизмещения судна. Для мелких судов якорь обычно бывает не менее 6кг.Существует большое количество наименований и типов якорей – якорь Терещенко, якорь Роджерса, Сайкса, Смита и т.д., но наибольшее применение на судах нашли якоря: адмиралтейский (с неподвижными лапами), Матросова и Холла (с поворотными лапами).

Якорные цепи могут заменяться стальными, синтетическими или пеньковыми канатами при условиях: канаты равнозначны цепям требуемого калибра, пеньковые канаты должны быть смольными.

Клюз – отверстие в палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для пропускания швартовного каната (якорной цепи) и уменьшения трения.

Цепной ящик – служит для хранения якорной цепи (каната) в походном положении.

Плавучий якорь – приспособление для замедления дрейфа судна в штормовых условиях. На большой глубине позволяет поставить судно вразрез волне и, оставаясь почти на месте, тормозит движение судна, разворачивая его носом на ветер. Ставится плавучий якорь с носа, в воде он наполняется и натягивает дректов. Изготовляется из парусины в виде конуса, в основании которого вставляют металлический круглый обруч. От вершины вдоль конуса прошиваются концы, которые соединяются в общий огон. Для упрощения процесса выборки к вершине конуса закрепляется отдельный трос.

Швартовно – буксирное устройство – это совокупность механизмов и приспособлений для надёжного удержания судна во время стоянки и возможности крепления буксирного каната при буксировке. Для этого служат швартовное устройство и швартовные тросы – швартовы. К швартовному устройству относятся установленные на палубе судов различного рода кнехты или утки, служащие для закрепления швартовов. Все узлы и детали (кнехты, битенги, киповые планки, утки и др.) надежно скрепляют с набором корпуса и должны соответствовать диаметру тросов. Швартовные тросы могут быть растительными, синтетическими и стальными.

Леерное устройство – ограждение палубы, открытых палуб надстроек и рубок, предупреждающее падение людей за борт или в трюм. Состоит из металлических леерных стоек и натянутого между ними леера. Леера могут быть также бельевыми и штормовыми – в зависимости от назначения.

Специальные механизмы – это устройства и вооружение, определяющее производственное назначение судна.

Судовые системы. К судовым системам относится совокупность специализированных судовых трубопроводов с аппаратами, механизмами, приборами, устройствами и емкостями. Имеются в том или ином объеме на судах всех типов и назначения. Разделяются на общесудовые системы, обеспечивающие мореходные качества судна, его живучесть и непотопляемость (трюмные, балластные, осушения, противопожарные и др.), обеспечения условий обитаемости (санитарная, вентиляции, отопления, водоснабжения и т.п.) и специализированные, выполняющие функции, связанные с назначением судна и с эксплуатацией судовых энергетических установок - обеспечивающие работу главных и вспомогательных двигателей судна.

Из общесудовых систем на некоторых маломерных судах предусматриваются:

осушительная система - трюмная система для периодического удаления небольших масс воды из корпуса. Вода собирается в колодцах, расположенных в самых низких местах корпуса, из которых через приемные сетки насосами откачивается либо за борт, либо в резервуары для приема льяльных вод. Осушительная система включает в себя, как правило, насос с механическим приводом и насос с руч­ным приводом, который может быть переносным. В качестве насосов для обеспечения работы системы осушения могут применяться насосы любой другой системы, имеющейся на судне (балластной, санитарной и т.д.)

Противопожарные средства. Для маломерных судов наиболее распространённым и надёжным средством является ручной огнетушитель, который можно использовать в любом отсеке судна для тушения пожара любого вида. Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться. В зимнее время огнетушители необходимо хранить в отапливаемых помещениях.

Спасательные средства. Под спасательными средствами понимается совокупность средств, предусмотренных на маломерном судне для спасения людей при аварии (катастрофе) и попадании людей в воду. Разделяются на коллективные, служащие для спасения пассажиров и экипажа, имеющие запасы для жизнеобеспечения (спасательные шлюпки, спасательные плоты и плотики, спасательные плавучие приборы - количество и виды зависят от назначения и типа судна, района плавания) и индивидуальные, предназначенные для спасения одного человека (спасательные круги, спасательные нагрудники, спасательные жилеты, спасательная одежда). На судне каждый пассажир и член экипажа должен иметь индивидуальное спасательное средство, которое хранится (размещается) в легкодоступных местах (в каютах, на палубе), а для экипажа - в местах несения вахт. На пассажирских судах количество индивидуальных спасательных средств должно превышать общее количество людей на 3-5%.

Спасательный плот - эффективное средство коллективного спасения на любых водных объектах (рис. 7).

Различают надувные и жесткие плоты. Вместимость пло­тов от 6 до 25 чел. Наиболее предпочтительны для больших прогулочных судов надувные плоты, изготовленные из одно­слойной прорезиненной синтетической (капрон, нейлон) ткани с днищем из нескольких слоев ткани с воздушной про­слойкой, которые обеспечивают изоляцию от холода. Плоты крытые, используются в любых условиях до 30 суток.

Преду­смотрен баллон с углекислотой для самозаполнения емкос­тей плота, имеются трапы, леера, различные ручки, наруж­ные и внутренние фонари, запасы воды,

 

 

Рис. 7 Надувной спасательный плот.

камеры плавучести; 2 - водяные

аны; 3 - надувной порог; 4 -

наружный леер; 5 -тент; 6 - пиллерс

продовольствия, ап­течка, рыболовные принадлежности, плавучие якоря, весла, насосы для надувания, бросательные концы, черпаки и т.д. Запас провизии рассчитан на хранение в течение 2 лет. На судне плоты хранятся в самораскрывающемся контейнере, закрепленном на судне через гидростатическое разобщающее устройство, срабатывающее на глубине около 3 метров и освобождающее контейнер.

Спасателъный круг - индивидуальное спасательное средство для оказания помощи человеку, оказавшемуся в воде. Круги изготовляются из пробки, пенопласта, пеноприта, затянутых в рубашку из парусины, окрашены в оранжевый цвет, масса круга 2,6 - 2,8 кг. С наружной стороны имеется леер, закрепленный на круге по периметру в 4 местах. К кругу могут крепиться самозажигающиеся огни, которыe должны гореть в течение 45 мин. Основное требование - спасательный круг должен поддерживать в пресной воде груз в 14,5 кг в течение 24 часов. На кругах наносят наименование и порт приписки судна, которому принадлежит круг. Спасаемый должен надавить на круг рукой так, чтобы он принял вертикальное положение, после чего, просунув в него руку, голову и вторую руку, лечь на круг грудью и ожидать подхода спасательного судна.

Сигнальные средства – это комплект средств и предметов для подачи сигналов и ведения переговоров между судами или берегом. Существуют световые, звуковые, флажные и пиротехнические средства сигнализации.

Флажный семафор – это сигнализация по специальной семафорной азбуке, используется для переговоров между судами и для связи с берегом (при отсутствии радиосвязи).

Сигнальный фонарь – устройство для световой сигнализации и маневроуказания.

Пиротехнические сигнальные средства – вид судовых сигнальных средств, дающих при горении световой, звуковой или дымовой эффекты. К ним относятся ракеты (сигнальные патроны), фальшфейеры, звуковые гранаты, плавающие дымовые шашки и др.

 

5. Основные сведения об энергетической установке маломерного судна. Краткие технические характеристики, применение на маломерных судах.

На современных катерах и лодках устанавливаются поршневые двигатели внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания преобразует химическую энергию топлива в механическую работу. Для этого в цилиндр двигателя через одни и те же промежутки времени вводится в определенных пропорциях воздух и жидкое или газообразное горючее. Эта смесь воспламеняется и сгорает, образуя большое количество газов, нагретых до высокой температуры (примерно до 2000 град.С). Газы, стремясь расшириться, давят на днище поршня, стенки и головку цилиндра, вызывая при этом поступательное движение поршня, которое при помощи кривошипно-шатунного механизма преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.

 

Затем отработанные газы удаляются из цилиндра, и процесс повторяется снова.

Совокупность этих последовательных и периодически повторяющихся процессов называется рабочим циклом двигателя.

Отдельные процессы рабочего цикла, совершающиеся в цилиндре двигателя за один полный ход поршня, называются тактами (всасывание, сжатие, рабочий ход и выпуск газов). Ход поршня соответствует повороту коленчатого вала на 180 град. От величины хода поршня зависят многие параметры работы двигателя, в частности средняя скорость поршня, по которой судят о быстроходности двигателя. Мощность и экономичность двигателя зависят от величины степени сжатия рабочей смеси.

Основными двигателями внутреннего сгорания, применяемыми в качестве силовых установок на большинстве маломерных судов, являются стационарные и подвесные, двух и четырёхтактные поршневые карбюраторные ДВС, как отечественного, так и иностранного производства.

Двигатель называется четырехтактным потому, что его работа протекает по циклу, совершающемуся за четыре хода поршня или за два полных оборота коленчатого вала.

Двигатель называется двухтактным потому, что рабочий цикл совершается за два такта или за один полный оборот коленчатого вала. Применяются в основном в подвесных лодочных моторах.

Двигатели внутреннего сгорания подразделяются на карбюраторные и дизельные.

В карбюраторных двигателях горючая смесь (смесь паров топлива и воздуха) приготавливается вне цилиндра и воспламеняется в цилиндре от электрической искры, которая проскакивает между электродами запальной свечи, ввернутой в крышку цилиндра.

В дизельных двигателях горючая смесь образуется внутри цилиндра. Топливо впрыскивается в цилиндр через форсунки и воспламеняется под влиянием высокой температуры воздуха, сжатого в нем.

Преимущества карбюраторного двигателя:

- при одинаковой мощности вес в 2 раза меньше облегченного быстроходного дизеля;

- обладает меньшей шумностью и вибрацией;

- дешевле в приобретении;

- всегда обеспечен запасными частями из-за повсеместного применения.

Недостаток один – топливо – бензин – огне и взрывоопасен, дороже дизельного топлива и расход в среднем на 40% больше.

Преимущества дизельного двигателя:

- более высокий КПД;

- отсутствие системы зажигания;

- отсутствие карбюратора;

- работа на дешевом (тяжелом) топливе и меньший удельный его расход.

Недостатки: как правило, больший вес установки; затрудненный пуск при низких температурах; большая шумность; необходимость тщательной фильтрации топлива.

 

В настоящее время существует пять типов механической установки, применяемой на маломерных судах:

- стационарный двигатель, работающий непосредственно на гребной вал;

- стационарный двигатель с угловой передачей на гребной вал;

- стационарный двигатель с поворотно-откидной колонкой;

- стационарный двигатель с водометным движителем;

- подвесной лодочный мотор в качестве главного двигателя.

В качестве стационарных двигателей на большинстве отечественных катеров применяются автомобильные двигатели общего назначения конвертируемые (от лат. Converto – изменять) в судовые. При конвертации коробка передач заменяется реверсивно – редукторной муфтой (реверс – редуктором), устройством, которое служит для изменения направления вращения гребного вала (передний, задний ход), уменьшения частоты вращения гребного вала.

Система смазки. На преодоление трения между движущимися относительно друг друга деталями приходится затрачивать часть мощности. Для уменьшения износа деталей, потерь мощности на трение и предохранения деталей от нагревания к трущимся деталям, смывания нагара и металлической пыли, уплотнения поршней в цилиндрах, защиты деталей от коррозии в двигатель подается масло. В современных двигателях принята комбинированная система смазки, когда часть деталей двигателя по существующим каналам смазывается под давлением, а часть – разбрызгиванием, за счет создания "масляного тумана".

Система охлаждения служит для поддержания оптимального теплового режима работы двигателя, который при полной нагрузке находится в пределах 85-95 град.С. Система заполняется пресной (желательно мягкой) водой или антифризом.

В настоящее время существует 5 типов механической установки, применяемой на маломерных судах:

- стационарный двигатель, работающий непосредственно на гребной вал;

- стационарный двигатель с угловой передачей на гребной вал;

- стационарный двигатель с поворотно – откидной колонкой (Z – образной передачей на винт);

- стационарный двигатель с водометным движителем;

- подвесной мотор в качестве главного двигателя для моторной лодки.

В качестве стационарных двигателей на большинстве отечественных катеров применяются автомобильные двигатели общего назначения конвертируемые (от лат. Converto – изменять) в судовые. При конвертации коробка передач заменяется реверсивно – редукторной муфтой (реверс – редуктором), устройством, которое служит для изменения направления вращения гребного вала (передний, задний ход), уменьшения частоты вращения гребного вала. В системы охлаждения и смазки двигателя вводятся дополнительно водоводяной и водомасляный радиаторы для более эффективного выполнения этими системами своих функций. Одевается в рубашку водяного охлаждения выхлопной коллектор. Для подачи забортной воды в указанные системы и на охлаждение коллектора устанавливается насос забортной воды с фильтром, воздушный фильтр заменяется сетчатым пламегасителем, устанавливается датчик тахометра для измерения частоты вращения коленчатого вала и т.д.

 

Электрооборудование.

Электрооборудование маломерного судна включает в себя: аккумуляторную батарею (основной источник электропитания потребителей), сеть освещения и сигнальных огней, систему зажигания, к которой относятся:

- генератор (основной источник электроэнергии на катерах, предназначен для питания всех потребителей и заряда аккумулятора), бывают постоянного и переменного тока;

- реле-регулятор – для поддержания напряжения, вырабатываемого генератором;

- стартер – устройство для пуска двигателя внутреннего сгорания;

- катушка зажигания – служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения;

 

- прерыватель-распределитель (распределитель зажигания) – объединяет различные по конструкции приборы, для обеспечения момента искрообразования при определенных положениях коленчатого вала;

- свечи зажигания – предназначены для непосредственного воспламенения смеси в цилиндре карбюраторного двигателя.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.