Особенности сбора и интерпретации устных материалов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сбора и интерпретации устных материалов

2017-06-11 493
Особенности сбора и интерпретации устных материалов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сбор информации путем опросов, интервью, бесед или иницииро­ванных воспоминаний, записываемых на видео- и аудионосители, применяется историками чаще всего для того, чтобы восполнить отсутствие или недостаточную правдивость письменных источни­ков. Сегодня устная история является междисциплинарной практи­кой, позволяющей извлекать информацию из устных источников. Устная история по своей сути является диалогом. Полнота ответа на вопросы интервьюера, являющиеся продуктом его знаний и ис­торического интереса, зависит от желания информанта рассказать и ощущения важности вопроса. И наоборот, ответ респондента по­зволяет интервьюеру не только четче сформулировать вопрос, но и сменить его, чтобы подойти к желаемому ответу с другой сторо­ны. В основе наиболее информативных интервью лежат: правильно сформулированные вопросы, готовность интервьюера и информан­та к интервью и те взаимоотношения, которые возникают между ними.

Методологические трудности, связанные с использованием воспоминаний в качестве исторических источников, известны мно­гим исследователям, работающим в русле устной истории, однако в целом господствует убеждение, что эти рассказы способствуют установлению истины. То есть устная история позволяет, с одной стороны, исследовать определенные сферы, по которым отсутст­вуют иные источники, а с другой стороны, расширить возможности социокультурной обработки недавнего прошлого. Впрочем, энту­зиазм в отношении возможностей устной истории постоянно со­седствует с критикой существующих подходов к интерпретации воспоминаний и поиском новых методов их анализа.

Во-первых, речь идет о допущении в историческую науку мно­жества субъективностей – от жизненного опыта разных людей до личных интерпретаций исследователя. Признание за каждым рес­пондентом равных прав на свой взгляд, оценку и опыт ведет к отка­зу от построения единой картины прошлого. В результате длитель­ной работы по формированию вопросника, поиску респондентов, проведению интервью с ними и сопоставлению множества выска­зываний возникает исследование, которое не претендует на обоб-щаемость, фактическую точность и статистическую репрезента­тивность своих данных.


Глава 17. Устная история



Во-вторых, звучат сомнения относительно надежности сведе­ний, полученных интервьюерами от людей в устной беседе. Сжи­мая годы жизни в часы рассказа о ней, рассказчик часто путает да­ты и названия, соединяет разные факты в одно событие и т. п. Надо учитывать и то, с чем мы имеем дело: с воспоминаниями очевидцев или историями «трансляторов» чужих воспоминаний.

В-третьих, возникают проблемы соотношения устной истории с историей «обычной». Можно говорить о «сопротивляемости ин­тервью по отношению к упрощающим обобщениям». Жизненный опыт респондентов часто предстает совсем не таким гомогенным, каким его описывают профессиональные историки. Да и интерпре­тация ответов респондентов может быть расширена до масштабов «большой» истории лишь в той мере, в какой исследователю удаст­ся путем анализа многочисленных интервью продемонстрировать регулярность тех или иных проявлений.

В-четвертых, мнения, высказанные интервьюируемыми, в боль­шинстве случаев отражают их сегодняшний жизненный опыт, а не то, что было ценно для них в прошлом. Кроме неосмысленных вос­поминаний о важных моментах своей жизни, нередки и скрытые интерпретации пережитого, относящиеся к прежним жизненным установкам. Подобные паттерны иногда довольно сложно связать с определенными контекстами былого опыта.

В-пятых, необходим учет ситуационного контекста интервью – сочетания ожиданий участников, социальной обстановки, интерак­тивной процедуры, цели встречи и т. п. Вполне обоснованы и опа­сения по поводу этических проблем, встающих перед устными ис­ториками. Ведь в ходе интервью может возникнуть ситуация, когда воспоминания слишком мучительны для интервьюируемого.

В-шестых, существует и проблема перевода устной речи в письменный текст. Ведь в тексте невозможно передать многие нюансы устной речи. Часто важно не только то, что сказано, но и то, как сказано: интонация, паузы, тембр голоса, темп и громкость речи. Все это трудно отразить без потерь при переводе интервью в письменную форму. Более того, транскрипт не может иметь самостоятельного значения для психологов, этнологов или линг-вистов.

Следует учитывать и ту ответственность, которую берет на се­бя историк, интерпретирующий слова респондента. Нередко одно



Теория и методология истории


и то же утверждение может обладать совершенно разными значе­ниями в зависимости от интонации респондента. В аудиозаписи могут неясно звучать фамилии и географические названия. Вос­приятие затрудняют как повторы, так и неожиданные переходы с одного предмета на другой.

Современные архивы постепенно переходят к цифровым тех­нологиям аудиозаписи, что позволяет сохранять «живой» текст до­кумента. Но транскрипция значительно облегчает анализ получен­ных материалов. Понятие «транскрибирование» означает дослов­ное воспроизведение аудиозаписи интервью в письменной форме, однако на практике после транскрибирования воспроизведенный текст приходится редактировать. Да и сама транскрипция (расста­новка знаков препинания, разбивка текста на предложения и абза­цы) является истолкованием мысли рассказчика.

Историк, начиная работу по сбору устных источников, фор­мулирует для себя интересующую его проблему и определяет конкретные цели и задачи. Кроме того, он может иметь уже гото­вую гипотезу, которую хочет подтвердить или опровергнуть в ходе получения устной информации. Соответственно этому он подбирает респондентов. Если же речь идет о тотальном сборе устной информации (например, для архивов), опрашиваются лю­ди из самых разных слоев. Респондентам предлагается рассказать о том, как в целом сложилась их жизнь. При этом любая записан­ная информация рассматривается как имеющая потенциальное значение для исследования всевозможных проблем гуманитарных и социальных наук.

Методика интервьюирования, вопросник, способ транскриби­рования и, в конечном счете, интерпретация материалов в значи­тельной степени зависят от исходных целей исследования, опи­рающегося на ту или иную академическую традицию. Устные ис­точники – непростой материал для анализа. При анализе интервью необходимо обращать внимание на надежность рассказчика, досто­верность темы рассказа, личную заинтересованность в интерпрета­ции событий.

В частности, достоверность интервью может быть проверена при сопоставлении с другими рассказами на сходную тему, а также документальными свидетельствами. Среди методик анализа соб­ранных устных свидетельств присутствуют контент-анализ, линг-


Глава 17. Устная история



вистический анализ и дискурс-анализ, учитывающий особенности речевых оборотов и используемых фраз.

Можно констатировать, что в последнее время устная история, следуя теории социальной памяти, развита до комплексно аргумен­тирующего исследовательского направления. Своим методическим инструментарием она пытается реконструировать коллективные следы и фрагменты памяти, оставленные определенными истори­ческими событиями в сознании тех или иных действующих лиц. Другими словами, главная ценность устных источников заключает­ся не в информации о самих событиях прошлого, а в том, как они отражаются в общественном сознании. Поэтому устная история остро ставит проблему выявления содержащейся в источнике скрытой информации.

Устные источники позволяют зафиксировать уникальную ин­формацию, не передаваемую другим путем. Если письменные ис­точники официального происхождения чаще всего отражают исто­рию государства и его институтов, то устные источники обраща­ются к истории народа, причем позволяют сделать это глазами оче­видцев происходивших событий. Прошлое живет в настоящем разными способами, поэтому суждения о событиях, которые сами по себе есть лишь изображения прошедшего, также могут быть ви­дом действия. Устная история показывает, как меняется оценка людьми событийного ряда в зависимости от времени и обществен­ной ситуации. Тем самым истории возвращается человеческое из­мерение.

Устные источники имеют особое значение при создании ло­кальных и региональных исследований, в изучении вопросов тра­диционной культуры и быта народа, личной истории и социально-психологических вопросов. Использование устных источников по­зволяет исторической науке не только ставить и изучать новые проблемы, но и раздвигает ее исследовательские горизонты в це­лом. Поэтому перспективы развития устной истории определяются не ее противостоянием с традиционной историографией, а, напро­тив, их тесным сотрудничеством и взаимодействием при сохране­нии относительной самостоятельности. Устная история как науч­ное направление делает возможным междисциплинарное взаимо­действие, обмен методами и подходами, сформулированными в тех или иных научных областях.



Теория и методология истории


Для большинства направлений исторических исследований устная история означает определенное «смещение фокуса». На­пример, для специалиста по социальной истории перейти от поли­тиков и бюрократов собственно к проблеме бедности. В некоторых отраслях устная история позволяет не только изменить угол зрения, но и открыть новые важные направления для исследования. Так, историки рабочего движения получают возможность изучать по­вседневную жизнь на производстве и ее воздействие на семью и общество.

Для историков интервью является не только ценным источни­ком новых знаний о прошлом, но и открывает новые перспективы интерпретации известных событий. Интервью особенно обогащают социальную историю, давая представление о повседневной жизни, ментальности так называемых «простых людей», которое недос­тупно в «традиционных» источниках. При этом субъективность воспринимается исследователем из области устной истории как не­отъемлемая часть и качество, именно из-за которого и проводятся беседы с очевидцами событий. Устные воспоминания «независи­мее» письменных, потому что когда человек берется за перо, в нем невольно начинают работать и редактор, и цензор. Они ценны са­мой случайностью набора фактов и густотой подробностей. Благо­даря сообщению, переданному устами свидетеля, историк получает возможность придать описанию истории более индивидуальный характер. Кроме того, значимость устных источников состоит в том, что они позволяют выделить и сопоставить два пласта исто­рического знания – обыденного и научного.

В исследовательском поле устной истории открывается особая роль исследователя, который изначально принимает решение о проведении интервью. В свою очередь, полученная информация во многом зависит от возникшего диалога и профессионализма учено­го. Отбор носит целевой характер и проводится с учетом принципа информированности. Поэтому проблема репрезентативности тре­бует качественной оценки структуры респондентов, их типичности и информированности. Также важен учет того, насколько широк спектр воспроизводимых ими мнений.

Кроме того, коммуникативные возможности устной истории открывают существенный потенциал интеграции науки и образо­вания. Обладает устная история и мощным потенциалом граждан­ственности, символизируя собой встречу двух поколений. Устная


Глава 17. Устная история 355

история интересна для нас как возможность выявить некую преем­ственность и механизм отождествления, самоидентификации как от­дельного человека, так и коллектива. Это попытка сохранить лич­ную и коллективную память, зафиксировать ценности уходящей культуры, красоту и богатство разговорного языка. Память о про­шлом – это кропотливая историческая и культурная работа.

Рекомендуемая литература

Память о блокаде. Свидетельства очевидцев и историческое сознание общества / отв. ред. М. В. Лоскутова. М., 2006.

Томпсон П. 2003. Устная история. М.

Урсу Д. П. 1989. Методологические проблемы устной истории. Источни­коведение отечественной истории, с. 3–32. М.

Фольклор Великой Отечественной войны: сб. науч. тр. / под ред. О. Е. Ле­бедевой и М. В. Строганова. Тверь, 2005.

Хрестоматия по устной истории. СПб., 2003.


Часть 4

МЕТОДЫ

ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 18

ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ

СОЦИАЛЬНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО

ПОЗНАНИЯ


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.