Кейс стади как метод обучения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кейс стади как метод обучения

2017-06-09 458
Кейс стади как метод обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебный кейс – это описание некоторой ситуации с целью проведения анализа в учебной группе в соответствии с учебными целями. В самом общем виде ситуация представляет собой совокупность событий, связанных в единое целое определенной проблемой. Учебный кейс- это метод обучения, позволяющий создать благоприятную обучению и восприятию атмосферу, развивает инициативу, заставляет поставить себя на место практика, создает определенный социальный контекст. Метод ориентирован на развитие умений, навыков, способствует развитию навыков анализа больших массивов информации, осуществлению причинно-следственного анализа, развитие навыков конструирования ситуаций, решений, результатов.

Дж.Кеннет Матейка и Томас Дж.Чосс выделяют восемь образовательных целей, поставленных и достигаемых с помощью применения метода изучения кейсов[4]:

1. Более активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Кейсы представляют собой реальные ситуации (или ситуации вымышленные, но реалистичные), а следовательно, студенты вовлекаются в решение актуальных задач и проблем, что вызывает гораздо больший интерес и мотивацию к участию, нежели изучение абстрактных проблем, далеких от реальности.

2. Формирование у студентов умения воспринимать себя, как лицо, принимающее решения. Изучая реальные ситуации, студенты ассоциируют себя с лицом, принимающим решения и несущим ответственность за них. Это позволяет развить более глубокой осмысление и понимание проблемы на психологическом уровне.

3. Совершенствование у учащихся навыка теоретического знания для решения реальных проблем. «Кейс-стади» является одновременно и методом получения знаний и методом применения знаний, полученных на более ранних этапах. Кейсы помогают учащимся понять взаимосвязь между теорией и практикой, выработать собственные методы и модели использования накопленного теоретического материала.

4. Приобретение и совершенствование навыков принятия решения. Процесс принятия решения состоит из нескольких компонентов, таких как анализ проблемы, сбор данных, выработка и оценка альтернатив решения и собственно принятие решения – все эти навыки совершенствуются при использовании методики «кейс-стади». Постоянная практика принятия решения даже на таком, «игровом» уровне развивает у учащихся уверенность в себе и способности выбирать лучшую альтернативу из возможных в условиях временных и неформальных ограничений.

5. Развитие аналитических способностей и умения давать объективную оценку ситуации.

6. Приобретение навыка прогнозировать последствия принятого решения.

7. Развитие навыка групповой кооперации и умения работать в команде. Методика изучения кейсов предполагает работу в малых группах, а следовательно, студенты узнают, как наиболее эффективно распределять обязанности и организовывать процесс работы группы.

8. Развитие изобретательности и инициативности. Изобретательность и инициативность развиваются вследствие необходимости действовать в условиях временных и информационных ограничений, а также особой атмосферы соревновательности (между несколькими малыми группами), которая рождает в учащихся стремление быть лучшими.

«Таксономия образовательных целей Блума» предлагает подход, предполагающий иерархию целей, достигаемых применением методики изучения кейсов, по следующему принципу: каждая следующая категория целей включает в себя более сложные поведенческие аспекты, нежели предыдущая категория[5]. В таксономии Блума образовательные цели разделены на две основные группы: когнитивные (классифицированы интеллектуальные характеристики) и психоэмоциональные (классифицированы уровни эмоционального восприятия, чувствования).

В основании иерархии когнитивных целей лежит процесс познания. Познание это способность запоминать конкретные факты или абстрактные принципы и воспроизводить их в дальнейшем. Второй уровень – усвоение, которое характеризуется способностью понимать и интерпретировать полученную информацию. Третий уровень предполагает применение знаний, то есть их экстраполяцию, что означает способность двигаться от частного к общему и на основе конкретных фактов выводить законы и принципы более общего порядка. На четвертом уровне расположен анализ, так как он предполагает работу с информацией, то есть разложение на части, выявление взаимосвязей между ними, глубокое понимание структуры текста и смысла. Пятый уровень – это синтез, предполагающий построение целого из имеющихся частей, это может быть изложение имеющейся информации в той или иной форме с другой расстановкой акцентов, взгляд на события или отношения, описанные в тексте, с другой точки зрения или создание новой цепочки взаимосвязей и выведение новых абстрактных законов. Шестой уровень представлен оценкой – то есть вынесением суждений относительно имеющейся информацией. Оценки могут быть качественными или количественными, основанными на внутренних взаимосвязях или с привлечением внешних данных, исходя из общепринятых критериев, разработанных самим студентом применительно к данному случаю. По мнению Блума, кейсы позволяют развить и усовершенствовать все перечисленные когнитивные характеристики обучения. Особенно полезны кейсы для развития способностей к анализу, синтезу и оценке информации.

Цели психоэмоционального спектра также представлены в виде иерархии в порядке нарастания их важности для индивида. Первый уровень – восприятие, предполагает, что учащийся готов уделить внимание информации. Второй, - реакция, - то есть наличие у студента достаточной заинтересованности в материале, для того чтобы появилось желание работать с ним. Далее – осознание восприятия информации, а также содержащихся в ней ценностных ориентаций, как важных и значимых для индивида.

По мнению Блума, существует два ряда уровня осознания значимости: первый – простое восприятие ценностей в том виде, в котором они представлены, второй – придание особой важности представленным ценностям по сравнению с другими и их активная поддержка. Если информация содержит множество ценностных категорий, студент приобретает навык их структурирования и построения целой системы ценностей. Этот уровень Блум определяет как организацию. Последний уровень психоэмоциональных целей – характеризация – означает, что студент способен, исходя из построенной им ценности системы создать новую картину мира, своего рода персональную философию жизни. Кейсы, как полагает Блум, содержат не только фактическую информацию, но и оценки и ценности участников описываемой ситуации, которые становятся основой для создания студентами собственных ценностей и своего взгляда на мир[6].

Типологии учебных кейсов

Для применения кейсов в учебном процессе, необходимо определить, какие образовательные цели планирует достичь преподаватель при использовании данного метода.

В зависимости от образовательных целей, Г.Л. Куприяшин, ссылаясь на Вильямса Ноумса предлагает классификацию кейсов, которая учитывает сложность задания, содержащегося в кейсе[7][8].

Описательные кейсы (Descriptive Cases) и другие проблемные истории (Other Story Problems) иллюстрируют теоретический материал, демонстрируют связь между теорией и реальностью. Такие кейсы могут быть размещены как часть теоретического материала в заключительной части главы учебника или лекции. Заданием для студентов может быть в этом случае поиск взаимосвязи между фактами, описанными в кейсе и изученными ранее теоретическими основами.

Оценочные кейсы (Evaluation Case) описывают проблемные ситуации, которые обнаруживают проблему, а также то, как эта проблема была решена в действительности. Студентам предлагается оценить уже принятое решение. Информация в кейсе может быть структурирована, но студенты могут самостоятельно решать насколько информация является релевантной. После этого студенты должны выбрать концепцию, адекватную для применения в оценке ситуации. Такие кейсы развивают учащихся способность к анализу информации и ее интерпретации и оценке. Происходит совершенствование навыков вынесения суждения и формирования ценностных ориентаций.

Кейсы, предполагающие принятие решений (Decision Making) включают описание проблемы, а решение должно быть сделано студентами. Такие кейсы содержится большой объем информации, она слабо или неструктурированна, в большей или меньше степени релевантна, для того чтобы студенты могли разработать несколько альтернатив для последующей их оценки и выбора. смысл принятия решения состоит в том, чтобы освоить процесс анализа от определения проблемы до выбора альтернатив.

В зависимости от объема и структурированности информации Дж. Дженсен и Роберт Роджерс выделяют пять типов кейсов[9].

«Моментальный снимок», объективированный детализированный анализ одной исследрвательской проблемы (однократного событияв прошлом) в одном измерении.

«История с продолжением», качественный и количественный анализ ситуации, на разных этапах ее развития, в некоторых измерениях.

«До и после», изучение ситуации до и после некоторого критического события, то есть повлекшего значительные изменения в рассматриваемой ситуации.

«Лоскутное одеяло», синтез перечисленных видов кейсов, предназначенных для анализа одной исследовательской проблемы (ситуации). Этот подход используется для выработки холистического взгляда на динамику изменений исследуемого объекта.

Сравнительный мульти кейс, предполагающий анализ различных ситуаций, имеющих перекрестные проблемы. Сравнение проводится по качественным и количественным показателям с целью более глубокого изучения всех измерений исследовательской проблемы.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.