Контент-анализ как метод социологии СМК. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Контент-анализ как метод социологии СМК.

2017-06-03 706
Контент-анализ как метод социологии СМК. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На протяжении XX в., который стал периодом становления и развития социологии, широкое применение получил такой метод изучения текстов, как «анализ содержания», или контент-анализ. Этим термином обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста или возможных реакциях адресата. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получение точных, объективных данных о характере всех видов общения по их содержанию. Действительно, в процессе коммуникации содержание занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-коммуникатора, и возможные реакции получателя сообщения.

В современной науке наблюдается два полюса восприятия метода контент-анализа:

количественный контент-анализ, интересующийся, в первую очередь, частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания;

качественный контент-анализ, позволяющий делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания;

Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой (записанной на пленку или иные носители) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами Г. Лассуэл-лом и Б. Берельсоном.

20 век стал периодом становления и развития социологии; в это время широкое развитие получил такой метод изучения текстов, как «анализ содержания» или контент-анализ (КА). КА – это методика выявления частоты появления в тексте определённых, интересующих исследователя характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста или возможных реакциях адресата. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получение точных, объективных данных о характере всех видов общения по их содержанию. В процессе коммуникации содержание занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-коммуникатора, и возможные реакции получателя сообщения. Наиболее

эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации на страницах газет, в передачах радио и телевидения, в рекламных сообщениях. В основе этой процедуры лежит тот же механизм, что и в основе ненаучного, обыденного нашего знакомства, например, с газетами. На основании многодневного потребления достаточно большого числа единичных материалов газеты мы получаем определённое представление о её основной стратегии, её оперативности, правдивости и т.д. на основании знакомства с содержанием, мы приходим к выводу о том, что собой представляет этот источник информации. В каждом конкретном случае исследователь

разрабатывает специальную методику, которая позволяет ему по содержанию ряда материалов судить о том, что стоит за этим содержание: что можно сказать об авторе, о газете в целом, о читателях, об эпохе, к которой относится деятельность этой газеты, и т.д. на основании информации о том, что есть в тексте, исследователь делает вывод, в какой мере это отражает (моделирует, модифицирует, трансформирует, искажает) социальную реальность. В общем, методика анализа содержания направлена на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют.

В современной науке выделяется два типа контент-анализа:

* количественный, интересующийся в первую очередь частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания;

* качественный, позволяющий делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.

Различие двух типов контект-анализа легко проиллюстрировать примерами. В 1950-е гг. западные аналитики на основе количественного анализа статей газеты «Правда» обнаружили резкое снижение числа ссылок на Сталина. Отсюда был сделан закономерный вывод, что последователи Сталина стремятся от него дистанцироваться. Качественный же анализ позволил бы сделать аналогичный вывод на основе единственного факта, что в публичной речи какого-нибудь партийного функционера, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне, Сталин вообще не был упомянут. Прежде такое было бы немыслимо.

Конечно, будет неразумно использовать количественный контент-анализ в случае, если речь идет об исследовании уникальных документов, или же мы имеем дело с описанием весьма сложных явлений, или данных недостаточно для массивной обработки, или они нерепрезентативны. По мнению одного из основателей метода количественного анализа текстов Б. Берельсона, лучше всего его использовать в случае, если требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных, если существует в наличии необходимое количество материала и он репрезентативен.

Количественный анализ текстов уместен при сопоставлении текста с иными, также количественными, характеристиками. Например, выраженные в статистических распределениях особенности содержания газетных сообщений сопоставляются с численностью подписчиков, их мнениями об этих материалах, тоже выраженными в числах.

Американский исследователь массовых коммуникаций Дж. Гербнер свел все многочисленные методики контент-анализа к ответам на следующие вопросы:

* Что в сообщениях есть? (что предлагается общественному мнению и с какой частотой);

* Что из этого важно для коммуникатора? (в каком контексте подается и в каком порядке по степени важности);

* Что из этого представляется коммуникатору хорошим или плохим, правильным или неправильным? (с какой точки зрения подается и в каком свете);

* Что соотносится с чем и как? (в какой логической структуре существует).

Подсчет происходит несколькими способами:

* подсчитывается общее число упоминаний каждого слова;

* количество предложений/абзацев, которые могут содержать искомые слова;

* число материалов, где встретилось хотя бы одно искомое слово.

Основные полученные характеристики фиксируются на чистых бланках, могут быть вписаны в столбик или зафиксированы на карточках.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.