Текст лекций кафедрального фонда — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Текст лекций кафедрального фонда

2017-06-03 202
Текст лекций кафедрального фонда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ КАФЕДРАЛЬНОГО ФОНДА

по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»

 

ЛЕКЦИЯ №1

Таблица

Доля общей численности населения в период 2006-2016 гг. (по прогнозам Госкомстата РФ),%

Годы Моложе трудоспособного возраста Лица в трудоспособном возрасте Старше трудоспособного возраста
  16,1 63,0 20,9
  15,5 61,8 22,7
  15,9 59,0 25,1

 

Демографическая политика охватывает обширный круг проблем воспроизводства населения, формирования состава и структуры трудовых ресурсов, их эффективного использования. Согласно прогнозам (см. пример 2.1.) процесс демографического старения России получит дальнейшее развитие. Предполагается, что численность лиц моложе трудоспособного возраста сократиться на 4,8 процентных пункта в 2015 году.

Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизм их использования. Задачами государственной системы управления являются принятие законов, контроль над их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и разрешения конфликтных ситуаций. Государственная система управления трудовыми ресурсами устанавливает границы, в рамках которой действуют субъекты социально-трудовых отношений.

Все программы подразделяются на федеральные, признанные решать проблемы общенационального или межрегионального масштаба (например, Программа содействия занятости населения РФ на период до 2007 г., Программа поддержки малого предпринимательства), региональные (например, Программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера), отраслевые (например, Программа санации и т.д.).

Государственная служба занятости занимает монопольное место в качестве посреднической структуры на рынке труда России, за исключением г. Москвы и ряда крупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частные агентства по временному и постоянному найму.

Функции службы занятости многообразны:

1. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2. учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Мировой опыт говорит о том, что через государственные органы занятости находит работу лишь 1/3 ищущих работу. Большинство людей, прежде чем обратиться в государственную службу занятости, проходят через сито частных агентств, альтернативных служб занятости, специальных посреднических контор. Поскольку подобного спектра организаций на российском рынке труда еще нет, процент обратившихся в государственные органы настораживает. В настоящее время можно выделить по крайней мере следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗН:

- психологическое неприятие безработицы и самих безработных, это в равной степени относится как к тем, кто потерял работу и пытается трудоустроиться самостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через центр занятости;

- население плохо информировано о расположении данных служб, об их предназначении и деятельности;

- возможности трудоустройства центра занятости ограничены, т. к. подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к услугам ЦЗН при поиске и найме рабочей силы.

Говоря о финансовой стороне вопроса можно отметить следующие причины: предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должны информировать их о необходимости регистрации в ЦЗН. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятия, сокращающие занятых, скорее всего находятся в трудном материальном положении и для них выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае они не будут выплачивать им пособие за третий месяц; Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятий, не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие не видят смысла обращаться в ЦЗН. Из опроса клиентов службы занятости выяснилось, что среди других, наиболее часто встречающихся причин нежелания обращаться в ЦЗН, назывались такие как "через государственные СЗ можно трудоустроиться лишь в государственном секторе", "в СЗ обращаются только уволенные за нарушение трудовой дисциплины".

Как бы ни были субъективны оценки людей, неоспоримым является то, что большинство не имеющих работы не пользуется услугами органов службы занятости. Эта субъективная информация ценна и ее изучение позволит оказывать влияние на мотивационный механизм человека, желающего трудоустроиться.

В соответствии с законом РФ "О занятости населения в РФ" государство осуществляет регулирование занятости через:

• разработку мер финансово-кредитной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

• правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

• разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

• создание федеральной государственной службы занятости населения.

Руководство по обеспечению государственной политики занятости населения РФ осуществляет федеральная государственная служба занятости, основными обязанностями которой являются исследование и прогнозирование рынка труда и занятости; информационно-консультационное обслуживание населения и работодателей; разработка программ занятости; профориентация и профессиональная подготовка, переподготовка и переобучение населения; оказание помощи в трудоустройстве; регистрация и учет безработных; социальная защита; организация общественных работ; подготовка кадров для служб занятости.

ЛЕКЦИЯ №2

ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Источники информации о распределении трудовых ресурсов.

Баланс движения трудовых ресурсов.

Абсолютные и относительные показатели использования трудовых ресурсов. Качественный и количественный аспект измерения трудового потенциала трудоспособного населения.

 

Система показателей, отражающая наличие трудовых ресурсов и их распределение по сферам и видам деятельности, называется балансом трудовых ресурсов.

Под балансом рабочих мест и трудовых ресурсов, понимается система показателей, характеризующая соотношение среднегодового количества рабочих мест и трудовых ресурсов по всем видам занятости, разрабатываемая в территориальном и отраслевом разрезах.

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей – ресурсной и распределительной.

Ресурсная часть характеризует наличие трудовых ресурсов и их источники формирования.

Распределительная часть показывает распределение на экономически активное население и экономически неактивное население с выделением отдельных групп.

Источниками информации о распределении трудовых ресурсов являются:

сведения предприятий и организаций о численности занятых;

данные материалов обследования населения по проблемам занятости;

данные органов государственной службы занятости о численности официально зарегистрированных безработных;

данные учебных заведений о численности обучающихся по дневной форме обучения.

Баланс трудовых ресурсов и их распределения могут строиться как для России в целом, так и для отдельных регионов. Различные группировки, используемые в балансе трудовых ресурсов, позволяют дать широкую социально-экономическую характеристику трудовых ресурсов с точки зрения как занятости в экономике, так и неиспользованного резерва ресурсов.

Баланс движения трудовых ресурсов – отражает процесс поступления и выбытия трудовых ресурсов.

Этот баланс может составляться как в целом по стране, так и по отдельным субъектам.

Система балансов трудовых ресурсов - это ряд взаимосвязанных таблиц, характеризующих процессы воспроизводства и использования трудовых ресурсов страны и ее отдельных территорий в конкретных условиях общественного развития.

Схема баланса должна позволить установить: соотношение в распределении трудовых ресурсов по отраслям народного хозяйства; перераспределение их между городом и селом, уровень и степень занятости в домашнем и личном подсобном хозяйстве; отвлечение трудоспособного населения на учебу с отрывом от производства; уровень занятости трудовых ресурсов в общественном хозяйстве и на учебе; участие в общественном производстве лиц в нетрудоспособном возрасте; социальный аспект занятости; дополнительные источники обеспечения потребности народного хозяйства в рабочей силе и их размеры.

Особый интерес представляет изучение источников (графа 2, табл.) пополнения трудовых ресурсов различных сфер деятельности, основным из которых является система их подготовки в учебных заведениях. Выделяется также пополнение вследствие привлечения женщин, ранее не занятых в производстве, переход из других отраслей, а также пополнение вследствие миграции. В числе причин уменьшения трудовых ресурсов выделяется уход на учебу, в армию, естественная убыль (уход на инвалидность, на пенсию по возрасту, смерть).

Таблица

ЛЕКЦИЯ №3

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Миграция населения, виды и формы.

Роль миграции в демографическом развитии и трудоиспользовании рабочей силы.

Миграция выступает как процесс перераспределения трудовых ресурсов, перемещение населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места проживания, со сменой вида трудовой деятельности, условий проживания, вида деятельности, рабочего места, а для трудовых ресурсов – и места приложения своего труда.

Миграция – (от лат. migratio – переселение) – то есть перемещение населения из одних населенных пунктов в другие, как правило, с переменой проживания, а для трудовых ресурсов – места предложения рабочей силы.

Устойчивая трудовая миграция за несколько последних десятилетий вызвала заметные структурные сдвиги в экономике индустриально развитых стран, существенно изменив сегментирование рынков труда. Обозначившееся разделение труда, в котором мигрантам, как правило, отводятся определенные виды работ, постепенно стало неотъемлемой частью мирового экономического порядка. Трудовые мигранты составляют около восьми процентов по отношению к регистрируемой занятости в экономике, при этом, по меньшей мере, две трети из них работают неофициально.

Проблема внешней миграции является достаточно новой для России. Даже в условиях глубокого кризиса Россия смогла абсорбировать пять с половиной миллионов иммигрантов, не обнаружив признаков заметного их влияния на уровень безработицы в стране. Так, Согласно исследованиям, в России единовременно находится три – три с половиной миллиона трудовых мигрантов из стран СНГ (так называемых гастарбайтеров) плюс около полумиллиона китайцев и вьетнамцев. В итоге получим три с половиной – четыре миллиона внешних трудовых мигрантов. Примерно половина мигрантов из СНГ имеет временную регистрацию по месту жительства.

В зависимости от административно-правового регулирования миграция трудовых ресурсов может быть добровольной или вынужденной, регулируемой или нерегулируемой.

По способу реализации миграция трудовых ресурсов делится на индивидуальную (самостоятельную), осуществляемую силами и средствами самих мигрантов, и организованную, осуществляемую с помощью государственных или общественных органов, предприятий.

Миграцию трудовых ресурсов характеризуют следующие показатели:

· число прибытий и выбытий в данной административно-территориальной единице;

· сальдо миграции (чистая миграция) - разность между числом прибытий и выбытий;

· валовая миграция (брутто-миграция) - сумма числа прибытий и выбытий;

· миграционный поток - совокупность мигрантов, имеющих общие территории выбытия и прибытия;

· миграционная когорта - совокупность мигрантов, объединяемых общим периодом миграции.

Для анализа миграции трудовых ресурсов рассчитывают также относительные показатели (в промилле на тысячу человек населения):

· коэффициенты прибытия и выбытия;

· коэффициент чистой миграции (разность между коэффициентами прибытия и выбытия);

· коэффициент валовой миграции (сумма коэффициентов выбытия и прибытия).

Основные функции реализуемые при миграции трудовых ресурсов:

· социальную, обусловленную стремлением благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить потребности мигранта в получении образования, росте профессиональной подготовки, повышении доходов, улучшении жилищных условий;

· экономическую, связанную с обеспечением определенного уровня подвижности трудовых ресурсов, их территориальным перераспределением и обеспечением количественного и качественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в разных районах и населенных пунктах.

Эффективной можно считать такую миграцию, в результате которой избыток рабочей силы, образующийся на одних территориях, перемещается в те районы, в которых существует недостаток рабочей силы. Тем самым миграция способствует более полному использованию рабочей силы, структурным сдвигам в экономике, росту производительности труда.

Необходимо провести расчеты КИМС и охарактеризовать связь между рассматриваемыми аналогичными субъектами РФ и определить типологию территорий, уровень социально-экономического развития, сделать выводы о привлекательности территории для трудовой миграции рабочей силы.

На практике выделяют несколько видов миграции:

1. Постоянная миграция – переселение населения со сменой жительства

2. Циклическая (периодическая) миграция – перемещение населения на определенный срок (сезон, неделю, месяц) с возвращением к прежнему месту жительства.

3. Маятниковая (челночная) миграция – регулярные ежедневные передвижения из одного населенного пункта в другой (например, на работу или учебу).

4. Внешняя миграция – переселение населения, связанное с выездом из страны (эм играция) или въездом в страну (им миграция)

Внутренняя миграция – переселение на территории, внутри страны (межобластная, межгородская, межрайонная).

Миграция трудовых ресурсов как сложный социально-экономический процесс определяется различными объективными и субъективными причинами, которые можно объединить в несколько укрупненных групп:

· природно-климатически е, связанные с влиянием окружающей среды и включающие климат, ландшафт, изменения в экологической системе;

· демографические, обусловленные территориальными различиями в структуре населения по полу, возрасту, брачно-семейному положению и т.д.;

· этнические, связанные с влиянием национальных традиций, обычаев, специфики материальной и духовной культуры различных народов на уровень подвижности, структуру и направления перемещений;

· социально-экономические, связанные с различными аспектами развития производства (размещением производства по территории, соотношением экстенсивного и интенсивного типов экономического роста, различиями в уровнях экономического развития районов, инвестициями и др.) и с обусловленными ими различиями в условиях жизни, возможностью трудоустройства, содержанием и характером труда, размером заработной платы, перспективами получения образования, жилья, создания семьи и т.д.

Мигранты в России заняты главным образом в теневых секторах экономики и подвергаются жестокой эксплуатации. В России масштабы теневой экономики оцениваются в 22,4 процента ВВП; по оценкам Госкомстата, в 2001 году в неформальном секторе было занято не менее 10 миллионов человек (15 процентов занятых в экономике)

Трудовые мигранты составляют около восьми процентов по отношению к регистрируемой занятости в экономике, при этом, по меньшей мере, две трети из них работают неофициально.

Большинство трудовых мигрантов обеспечили материальный достаток в своих семьях: в среднем три четверти мигрантов, опрошенных в разных городах России в 2002 году, ответили, что их семьи живут «хорошо» или «очень хорошо», тогда как в опросах ВЦИОМ (проведенных не только и не столько среди мигрантов) таких респондентов меньше пяти процентов. И наоборот, «бедных» и тех, кто живет «за гранью бедности», оказалось только семь процентов среди мигрантов против половины среди всего населения России

Проблема внешней миграции является достаточно новой для России. Сальдо миграции (миграционный прирост) только за период с 1991-1995 г. составило приблизительно 2,5 млн.человек, что было больше чем за предыдущие 30 лет. В настоящее время численность эмигрантов сократилась: если в 1990 -1992 гг. 97% эмигрантов выезжали в Германию, Израиль, США или Грецию, то уже 7% эмигрантов в 1999 г. выезжали в другие страны.

В общественно-политических дискуссиях миграция все чаще обсуждается с точки зрения прав человека. Однако неспособность (или неготовность) большинства принимающих государств принять на себя ответственность за соблюдение на своей территории прав мигрантов очевидна. Показательно, что Конвенция ООН 1990 года «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» за 12 лет с трудом набрала необходимые 20 ратификаций и вступила в силу только 1 июля 2003 года. Большинство развитых стран так и не ратифицировало эту Конвенцию, что говорит об их неготовности к расширению легитимного пространства трудовой миграции.

Определенное представление о возможных масштабах иммиграции можно получить, если рассчитать, какое демографическое вливание необходимо, чтобы население страны, по крайней мере, не сократилось. Такой расчет вполне правомерен, так как в мире пока нет прецедентов, когда бы успешное экономическое развитие страны сочеталось с быстро убывающим населением.

Так вот, чтобы Россия могла прийти к середине века с той же численностью населения какую она имеет сейчас, ей необходимо привлечь в течение 50 лет от 35 до 70 миллионов иммигрантов — в зависимости от сценариев рождаемости и смертности. Медианные среднегодовые значения постепенно нарастают от 700 тысяч человек в текущем пятилетии до 1 200 тысяч человек к 2025 году, в последующем оставаясь примерно на этом уровне.

С июля 1992 г. Органы ФМС (федеральной миграционной службы) начали проводить регистрацию вынужденных беженцев и переселенцев. За счет мигрантов пополняется численность населения, увеличивается объем трудовых ресурсов и численность ЭАН, а также роста образовательного потенциала страны.

Во Франции мигранты составляют 1/4 всех занятых в строительстве, 1/3 - в автомобилестроении, в Бельгии - половину горняков, в Швейцарии - 40% всех строительных рабочих.

Приведенные параметры иммиграции значительно превосходят достигнутые в прошлом. Даже в 1990-е годы, когда Россия получила беспрецедентно высокий миграционный прирост, он не полностью возместил естественные потери населения. Согласно только что опубликованным первым итогам последней переписи населения, за 14 лет, с 1989-го по 2002 год, население России за счет миграции увеличилось на 5 560 тысяч человек, т. е. годовая прибавка составила всего около 400 тысяч. На фоне прогнозных величин это выглядит скромно, несмотря на то, что в два раза превосходит уровень 1980-х годов.

Тем не менее, итоги переписи очень убедительно демонстрируют живительную роль миграции. Не будь в Россию притока извне, ее население уже сократилось бы по сравнению с 1989 годом на 7,4 миллиона человек, или на пять процентов. Именно такова была его естественная убыль за межпереписной период. Миграция скомпенсировала три четверти естественных потерь, так что фактически население страны стало меньше только на 1,8 миллиона человек, или на 1,25 процента.

Даже в условиях глубокого кризиса Россия смогла абсорбировать пять с половиной миллионов иммигрантов, не обнаружив признаков заметного их влияния на уровень безработицы в стране. Более того, фактический миграционный прирост в России превзошел данные переписи, которые, в свою очередь, на два миллиона человек превзошли текущий учет.

Средняя продолжительность пребывания в России мигрантов, попавших в выборку, составила (в данный приезд) почти 25 месяцев, т. е. чуть более двух лет, причем около 20 процентов мигрантов живут здесь уже почти пять лет. Прожили в России все 12 месяцев в 2000 году 18 процентов мигрантов, 25 процентов — в 2001 году, 35 процентов — в 2002 году и почти 70 процентов — все шесть месяцев до момента опроса в 2003 году. Более 40 процентов опрошенных хотели бы получить российское гражданство и остаться в стране навсегда. Многие уже длительное время живут в стране, перевезли сюда свои семьи, в большинстве своем имеют регистрацию по месту жительства и фактически рассматривают Россию как страну постоянного проживания. По существу они уже не являются трудовыми мигрантами, поскольку их цель — стать гражданами страны приема. Еще 20 процентов мигрантов настроены на длительное проживание в стране с последующим возвратом. И только около 30 процентов мигрантов предпочитают быстрый заработок и возврат домой.

Коммерческие мигранты, начавшие работать на выезде раньше всех, первые свои поездки совершали в зарубежные страны - Польшу, Турцию, Китай. С середины 90-х годов число поездок в дальнее зарубежье снижается, а после 1998 года сходит почти на нет, т.к. августовский финансовый кризис 1998 года, вызвавший резкое падение курса рубля и удорожание транспортных расходов, сделал поездки коммерческих мигрантов за рубеж нерентабельными. Произошла переориентация на отечественные оптовые рынки, расположенные в ближайших крупных городах: Смоленске, Владимире, Нижнем Новгороде, Омске, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Кроме того, коммерческие мигранты из всех малых городов Центральной России очень активно используют оптовые рынки Москвы. Особенностью же коммерческой миграции в Исилькуле является использование преимуществ приграничного положения: часть товаров скупается в ближнем зарубежье - Казахстане, Киргизии, а затем продается как в самом Исилькуле, так и соседних сибирских областях.

Приток мигрантов тесно коррелирует с уровнем развития частного сектора экономики. То, что этот сектор быстрее развивается именно в центральных и юго-западных районах, имеющих более разветвленную экономику, лучше оснащенных коммуникациями, тесно связанных с Украиной, Белоруссией, гео- графически и экономически близких к странам Восточной и Западной Европы, закономерно. Резко усилившееся тяготение населения к наиболее обжитым и комфортным районам — не столько конъюнктурное явление, реакция на экономическую депрессию, сколько долговременная тенденция — запоздалое про- явление перехода от экстенсивного способа освоения пространства к интенсив- ному, к сжатию (уплотнению) заселенной территории, более эффективному ее использованию, делающему те возможности, которыми располагает общество, доступными для всего населения.

ЛЕКЦИЯ №4

МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Основные подсистемы управления миграционными процессами.

Показатели миграции населения.

Структура миграционных потоков и их влияние на социально-экономическое развитие регионов.

 

Миграция трудовых ресурсов как сложный социально-экономический процесс определяется различными объективными и субъективными причинами, которые можно объединить в несколько укрупненных групп:

· природно-климатически е, связанные с влиянием окружающей среды и включающие климат, ландшафт, изменения в экологической системе;

· демографические, обусловленные территориальными различиями в структуре населения по полу, возрасту, брачно-семейному положению и т.д.;

· этнические, связанные с влиянием национальных традиций, обычаев, специфики материальной и духовной культуры различных народов на уровень подвижности, структуру и направления перемещений;

· социально-экономические, связанные с различными аспектами развития производства (размещением производства по территории, соотношением экстенсивного и интенсивного типов экономического роста, различиями в уровнях экономического развития районов, инвестициями и др.) и с обусловленными ими различиями в условиях жизни, возможностью трудоустройства, содержанием и характером труда, размером заработной платы, перспективами получения образования, жилья, создания семьи и т.д.

Эффективной можно считать такую миграцию, в результате которой избыток рабочей силы, образующийся на одних территориях, перемещается в те районы, в которых существует недостаток рабочей силы. Тем самым миграция способствует более полному использованию рабочей силы, структурным сдвигам в экономике, росту производительности труда.

Сложность и противоречивость миграции трудовых ресурсов вызывает необходимость регулирования этого процесса, проведения миграционной политики, под которой понимаются специальные меры, ограничивающие или, наоборот, стимулирующие миграцию.

Миграция трудовых ресурсов[2] может, подразделяется:

а) по функциональному содержанию

экономически обусловленная миграция (связанная с формированием персонала в новых экономических секторах или развития инфраструктуры города);

специальная миграция (переезды в связи с учебой, переездами в связи с переквалификацией или лечения).

б) по экономическому значению

рациональная миграция (связанная с потребностью решаемых локальных задач)

нерациональная миграция (связанная с трудоизбытком в районах).

 

Показатели, характеризующие миграцию населения, делятся на две группы: абсолютные и относительные показатели.

1.Абсолютные показатели:

Þ число прибывших человек;

Þ число выбывшихчеловек;

Þ миграционный прирост (сальдо миграции);

Þ объем миграции (тыс.чел).

2.Относительные показатели миграции – характеризуют частоту случаев перемены места жительства населения в совокупности за определенный период.

Þ Общий коэффициент интенсивности миграции:

 
 

 

 


Þ Коэффициент интенсивности миграционного оборота:

3) Коэффициент эффективностимиграции

 
 
  К(эф)= М/Q 100

 

 


Анализ основных сфер занятости мигрантов в России свидетельствует о том, что российский рынок мигрантского труда структурируется так же, как рынки других принимающих стран. В России идет процесс формирования характерного для таких стран разделения труда между местными и приезжими работниками. Основой такого разделения труда является процесс национальной сегрегации работников. Довольно четко выражена и гендерная специфика, т. е. «мужские» и «женские» сферы занятости. К первым относятся в первую очередь строительство, тяжелый труд в промышленности, на транспорте, в коммунальном и сельском хозяйстве.

Существуют различные методы изучения миграции: статистические, социологические и др. Основными из них являются статистические, которые включают прямые, косвенные и расчетные методы.

Прямые методы

Þ расчета заключаются в непосредственной регистрации каждого отдельного

случая передвижения, как в месте выбытия мигрантов, так и в месте их прибытия за определенный период, с характеристикой состава миграции и направлений миграции.

ЛЕКЦИЯ №5

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Социально-экономическая сущность занятости в условиях рыночной системы.

Основные группировки, используемые при изучении занятого населения (определение статуса граждан в общественной занятости).

Направления политики занятости в Российской Федерации.

Определение видов и форм занятости населения, их классификация.

Информационные и нормативно-методические источники о занятости населения.

Изучение занятости населения приобретает особо важное значение, при анализе уровня жизни населения и развития человеческого потенциала.

Продуктивная, приносящая доход занятость создает необходимые для общественного развития товары и услуги, обеспечивает населению достаточный уровень доходов, формируя тем самым предпосылки для достойной жизни, всестороннего развития личности. Занятость, в конечном счете, является основой любого дохода и потребления.

Занятость – это участие населения страны в общественно полезном труде, характеризующееся уровнем занятости – долей трудоспособного населения, занятой на определенный момент в народно-хозяйственном комплексе страны.

Определение «занятости» как социально-экономической категории

Определение понятия занятости Источник
«Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход»   Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» ст.1 пункт 1 (от 19 апреля 1991 г.№1032-1)
«Занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода»   Рынок труда: Учебник. / Под ред. проф. В.С.Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – С.74
«Занятость населения, представляет собой социально-экономическое отношение по поводу приложения труда работников в различных сферах общественного хозяйства» Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов: Учеб.пособие. – М.: Высш.шк., 1989. – С.96

 

Занятость - одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда (1949, 1957, 1982, 1993 гг.), проводимых Международным бюро труда (г. Женева) - основным рабочим органом Международной организации труда (МОТ).

Полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его желании быть занятым или незанятым. Полная занятость не означает, что все трудоспособное население в трудоспособном возрасте должно быть обязательно занятым. В силу ряда обстоятельств отдельные трудоспособные лица могут и не участвовать в процессе труда (женщины, ухаживающие за детьми; люди, не работающие потому, что желают сменить профессию и др.). Полная занятость достигается, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением, что является довольно редким событием в условиях рыночной экономики.

Частичная занятость предполагает заранее обусловленную работу в течение неполного рабочего дня, неполной рабочей недели. Она присуща странам с высоким уровнем экономического развития, где состояние науки создает экономические условия для частичной занятости. В настоящее время удельный вес численности частично занятых в экономически активном населении составляет: в Норвегии - 25,6%, Великобритании - 24,7%, Швеции — 24,7%, Австралии - 20,2%, США - 17,3%, в Японии - 12%. Рост категории частично занятого населения предполагает достаточно высокий уровень оплаты труда. Неполный рабочий день (неделя) может более широко использоваться и в нашей стране, особенно среди женщин, не как вынужденная, а как сознательно выбранная форма организации труда.

Особого внимания заслуживает скрытая занятость (потенциальная безработица), при которой работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости, пользуются отпусками по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Такая неполная видимая занятость преуменьшает реальное число безработных. По данным Госкомстата России, к концу 1994 г. 4,8 млн. человек вынужденно трудились в режиме неполной рабочей недели и находились в неоплачиваемых или частично оплачиваемых отпусках. Поэтому с учетом данной категории работников общий потенциал безработицы составлял 10,1 млн. человек, или 13,5% экономически активного населения.

В соответствии с рекомендаций ООН к занятым людям относятся лица трудоспособного возраста, которые в данный момент работали по найму или являлись работающими на себя. Поэтому «занятость» необходимо рассматривать как социально-экономическую категорию, имеющую разную социальную полярность. С одной стороны, она носит элемент договорных правоотношений, посредством найма, которые предлагают работодатели. С другой стороны, она носит элемент независимости и самостоятельности, которая присуще наиболее социально-адаптивным слоям общества.

Статус в занятости определяется для той части трудовых ресурсов, которая участвует в общественно полезной деятельности. К ней относится как группа людей, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и группа, которая участвует в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода.

В первую группу входят:

Þ граждане, занятые в государственном секторе экономики;

Þ в кооперативах;

Þ в частном секторе.

Во вторую группу входят:

Þ учащиеся с отрывом от производства;

Þ служащие в Российской Армии.

Изменения в структуре экономики не могут не повлечь изменений в составе занятых. В классификации отраслей экономики появляются операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка. В ближайшем будущем классификация отраслей народного хозяйства по рекомендации Статистической комиссии ООН будет заменена классификацией видов экономической деятельности, продукции и услуг. Соответственно будет изучаться и состав занятых по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота, лесоводство;

горно


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.