Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-06-02 | 191 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Социальные и речевые роли. Оратор и аудитория
Риторическая разминка:
– интонирование (виды паузы);
– ролевая игра (моделированные ситуации).
Ораторика:
– эссе по афоризму;
– риторический диалог.
Вопросы для обсуждения:
1. Речевое событие как основная единица речевого общения и его составляющие: поток речевого поведения (дискурс) и речевая ситуация.
2. Структура дискурса как живой речи, произносимой в процессе развертывания речевого события: вербальное, акустическое, жестово-мимическое и пространственное начала.
3. Речевое действие (речевой акт) и типы речи. Анализ речевых действий.
4. Речевая ситуация и ее структура (участники, их роли и обстоятельства общения). Требования к образу и поведению говорящего.
5. Мотивация и целеполагание. Речевые цели (намерения). Социальные и риторические роли юриста.
6. Оратор и его комплексная роль.
7. Общее и различное в понятиях «аудитория» и «толпа».
Практические задания:
1. Еще древние утверждали, что «слово – вид дела». Это подтверждают и классики, и современные лингвисты (М.М. Бахтин, Дж. Остин, Дж. Сирл, Х. Грайс). Л.Н. Толстому принадлежит крылатая фраза «Слово есть дело». В неориторике и прагматике слово (действие), определяемое целью (намерением) говорящего, называется «речевой акт», «речевой поступок», «речевое действие».
Внимательно ознакомьтесь с классификацией, в основу которой положено речевое намерение и в соответствии с речевыми целями (намерениями) говорящего выделены типы речевых актов и типы речи.
Приведите примеры информирующего, агитирующего, эпидейктического и поэтического (художественного) типов речи.
Типы речевых действий и типы дискурса
№ п/п | Цель говорящего | Тип речевого действия | Тип речи |
1. | Сообщить, информировать | Сообщение, информация | Информирующий |
2. | Высказать и доказать и свое мнение | Убеждение | Аргументирующий |
3. | Побудить к действию | Побудить к действию | Агитирующий |
4. | Обсудить проблему, найти истину вместе с собеседником | Поиски смысла | Эвристический (гр. euriko – нахожу) |
5. | Выразить свое видение добра и зла, прекрасного и постыдного | Оценка (похвала и порицание) | Эпидейктический (гр. deiknumi – показываю, приветствую) |
6. | Доставить удовольствие себе и собеседнику самим процессом речевого общения | Игровые речевые акты | Гедонистический (гр. hedomai – радуюсь), или диатребический (гр. diatribe – провожу время) |
7. | Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмоциональную» картину мира | Эмотив | Поэтический, художественный |
2. Выражение Цицерона «Poetae nascuntur, oratores fiunt» (дословно с лат.: «Поэтами рождаются, ораторами делаются») стало крылатым много веков назад. Как же все-таки «делаются» ораторами? Перечислите непреложные требования к оратору и качества оратора-профессионала.
3. Перечислите социально-психологические механизмы аудитории как коммуниканта. Приведите примеры на каждый из них из своей ораторской или коммуникативной практики.
4. Назовите и охарактеризуйте с позиций оратора основные структурные особенности аудитории.
Задания и упражнения на дом.
Литература
Основная
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Р/на-Д., 2011.
2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). – М., 2007.*
3. Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Смелкова З.С. Риторика. Учебник. – М., 2010.
4. Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство: Уч. пособие для студ. вузов. – М., 2012.**
5. Львов M.P. Риторика. Культура речи. – М., 2007 (2004*).
6. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: Уч. пособие для бакалавров – М., 2012.*
7. Рузаева Н.Г. Судебное красноречие: история и практика. Уч.-метод. пособие. – М.,2007.*
8. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. – М., 2008.
9. Тимошенко Т.Т. Риторика: Практикум. – М., 2009.**
10. Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. – М., 2009.
Дополнительная
1. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация. Психология и право. – М., 2007.2. Анисимова. Г.В. Риторика. – Владивосток, 2004.
3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.
4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.
5. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.
6. Ипатова И.С. Публичная речь: риторика текста: Уч.-метод. пособие по риторике для студентов вузов. – Н. Новгород: ПФ РАП, 2006*.
7. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988.
8. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М., 2009.
9. Романова Н.Н., Филиппов А.В. – Словарь. Культура речевого общения. Этика. Прагматика. Психология. – М., 2009.
10. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. / Пер. с англ. – М., 2006.
11. Сикорский И.А. Физиогномика в иллюстрированном изложении / Читать человека как книгу – М., 1998. С. 7-219.12. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М., 1985.
13. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.
14. Петров О.В. Основы судебного красноречия. – М., 2007.
15. Руднев В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы: Учебно-методическое пособие. – М., 2009.*
16. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Уч. пособие. – М., 2008.**Интернет-ресурсы
1. http://www. gramota.ru – справочно-информационный портал«Русский язык»
2. http://www. orator.ru
3. http://www. Subscribe.Ru. Информационный канал
4. http://www. zhestov.net
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!