Основные группы методов в психодиагностике и их классификация — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Основные группы методов в психодиагностике и их классификация

2017-06-09 136
Основные группы методов в психодиагностике и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бланковые методики -- такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. Опросные методики, в процессе применения которых.исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Рисуночные психодиагностические методики. В них для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные, которые, в свою очередь, могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные. Следующая группа методик -- объектибно-манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п. Классификация: 1.По типу применяемых тестовых задач: Опросные, утверждающие; продуктивные, действенные, физиологические. 2.По адресату используемого тестового материала: сознательные, бессознательные. 3.По форме представления тестового материала испытуемым: бланковые, технические, сенсорные. 4.По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики: объективные, субъективные. 5.По наличию в методике тестовых норм: имеющие тестовые нормы, не имеющие тестовых норм. 6.По внутренней структуре методики: мономерные, многомерные. 7.По типу анализа экспериментальных данных: количественные, качественные

10.малоформализованные методы в психод. 1. Методы наблюдения: Самонаблюдение как источник и вариант наблюдения. 1.требования к методу наблюдения выдвинуты Басовым. 2.естественный эксперимент как вариант систематизированного наблюдения. 3.карта наблюдений Стотта. 2. Методы беседы. Беседа как диагностический метод в индивидуальном консультировании. Методы диагностики личности. Используются особые методы: опросники, проективные методы. Опросники: Самый первый метод в психодиагностики. Были заимствованы из естествознания. Задания представлены в виде вопросов и утверждений. Получают информацию об испытуемом с его собственных слов.Теоретической основой является интроспекционизм. Главный метод для изучения психических явлений и процессов - интроспекция. Опросники -это вид самонаблюдения, разновидность интроспекции. Первые психодиагностические опросники - Френсис Гальтон. Но они использовались для анализа познавательной сферы человека (зрительное восприятие, память, зрительные образы). Прототип личностного опросника разрабатывался Р.Вудвортсом. В 1919 году. Это был "Бланк данных о личности". Использовался для отсеивания с воинской службы лиц с невротическими симптомами. Сейчас психодиагностика использует только личностные опросники (для всего остального - тесты). Проективный метод. 1 линия: Ассоциации - ввел Аристотель.Ассоцианизм рассматривает ассоциацию. На базе ассоцианизма разработан метод свободных ассоциаций. Субъективно-идеалистический подход. Юм и Беркли. Связь идей и сознания не имеет реального основания. Связь - по правилам самого сознания. Материалистический подход. Гартли. Ассоциация - связь идей в сознании. Связь соответствует связи материалистических процессов в нервной системе.Метод изобретен Фр.Гальтоном. В разных вариациях используется в психодиагностике. Этим методом изучаются интересы, установки, основные потребности. Метод свободных словесных ассоциаций: аддитивные (методики дополнения) требуют завершения рисунка, рассказа и т.д В 1928 году Пейном разработана методика завершения предложения. Психоанализ: 2 линия: Главное - бессознательное (скрытый двигатель личности, идущий изнутри организма). Разум играет роль маскировочного организма. Для этого нужны особые методики: направление разума на выполнение особых заданий, чтобы снять эту "маскировку". 1. методика чернильных пятен Г.Роршаха (был художником). Удалось вывести из пятен 10 таблиц - ответы, на которые различали здоровых и больных. Вопросы к изображениям: "На что это похоже?", "Что это такое?".Используется до сих пор в неизменном виде. 2. Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Стимульный материал - 30 таблиц, допускающих неопределенные ситуации, которые могут по-разному трактовать и один чистый лист, где испытуемый должен изобразить что-то свое. Рассказы о героях на таблице, что с ними происходит, что будет происходить. Термин проекция использован в 1939 году Франком для названия этих методик. К настоящему моменту психодиагностика за рубежом имеет огромное количество методик для решения практических задач, которые интенсивно используют.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.