Социально-экономическое развитие в Х V в. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Социально-экономическое развитие в Х V в.

2024-02-15 18
Социально-экономическое развитие в Х V в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бояре полностью потеряли право свободного перехода. Теперь они обязаны были служить великому московскому князю и присягали ему в этом. Со второй половины ХV в. начинает распространяться и юридически оформляться поместная система. Расширение социального слоя помещиков способствовало усилению централизованного Московского государства.

Первые элементы юридического закрепощения крестьян стали появляться во второй половине ХV в. Это были ранние княжеские грамоты, запрещавшие выходы крестьян от своих владельцев. Первым общегосударственным юридическим актом, ограничивавшим свободу крестьянских переходов, был Судебник 1497 г. Попытки ограничения свобод крестьян проявлялись и в политике финансового закабаления. Получив от помещика или феодала кредит, крестьянин уже не мог его покинуть до выплаты долга, а это часто растягивалось на целые десятилетия. Должников называли кабальными людьми.

В сельском хозяйстве повсеместно произошел переход на трехполье. Стали применять органические удобрения. Увеличилось городское население, что в свою очередь способствовало росту ремесла и торговли, углублялась специализация.

Церковь в Х V в.

После смерти в 1431 г. митрополита грека Фотия, который отстаивал единодержавие московского великого князя, русские церковные иерархи, учитывая пожелание Василия II, «нарекли» в митрополиты рязанского епископа Иону. Но константинопольский патриарх его не утвердил, а назначил на русскую митрополию смоленского епископа Герасима. В 1435 г. Герасим, обвиненный в измене, погиб в Смоленске. Митрополитом был назначен грек Исидор. В 1437 г. он прибыл в Москву. Он должен был обеспечить принятие русской церковью предполагавшейся православно-католической унии. Такая уния была подписана во Флоренции в 1439 г. Римский папа признавался главой церкви при сохранении православных обрядов в богослужении. Терпимое отношение к унии Исидор встретил только в Киеве и Смоленске. Василий Темный отказался признать акт о соединении церквей и объявил Исидора еретиком. Тот был арестован и заточен в Чудов монастырь. Оттуда митрополит бежал в Тверь, затем в Литву и, наконец, в Рим.

В 1448 г. собор высшего духовенства в Москве утвердил на митрополичьем престоле ставленника Василия II Иону без санкции константинопольского патриарха. Этот акт ознаменовал конец зависимости русской церкви от Византии (автокефалию). Вместе с тем московская митрополия с этого момента оказалась в прямой зависимости от великокняжеской власти.

В 1453 г. пал Константинополь и русская церковь окончательно стала самостоятельной. Но внутри страны авторитет церкви был подорван из-за обострения социальных противоречий. В крупных городах в ХV в. появились так называемые еретики, деятельность которых была особенно опасна для церкви. Так, в Новгороде появился в 1471 г. еврей Скария (прибыл из Литвы). Возникла ересь жидовствующих (из-за схожести с иудаизмом, отрицали власть священников, требовали равенства всех людей), широко распространившаяся среди низшего новгородского духовенства. Гонителями еретиков стали архиепископ Новгорода Геннадий и основатель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (Иван Санин). Московский кружок еретиков составляли дьяки и купцы, возглавляемые думным дьяком Иваном Курицыным. Они выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что каждый человек без посредничества церкви может общаться с Богом. В 1490 г. на церковном соборе еретики были осуждены и прокляты. Сторонники ереси жидовствующих были высланы из Москвы, а в Новгороде их подвергли унизительной расправе.

В церковной среде не было полного единства по отношению к еретикам. Так, оппонентами иосифлян выступали нестяжатели во главе со старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским. Нестяжатели считали, что подлинное служение церкви надо исполнять через аскетический образ жизни. Сначала Иван III поддерживал нестяжателей, так как нуждался в церковных землях и собирался произвести их секуляризацию. Но на церковном соборе 1503 г. иосифляне оказали упорное сопротивление в вопросе об отказе церкви от землевладения. А уже на следующий год новый церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Московский кружок Курицына был уничтожен. Так начал складываться союз светской власти с наиболее ортодоксальной частью церковников во главе с Иосифом Волоцким, который провозглашал священство выше царства», а устои православия - условие существования самодержавия(впоследствии поменял свои взгляды на противоположные).

Культура Х IV -Х V вв .

Жестокий урон материальным и культурным ценностям был нанесен татарскими набегами. Отрицательно сказалось на развитии общерусских культурных процессов и резкое усиление разобщенности русских земель с середины ХIII в. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел (производство изделий с чернью и др.). Прекратилось строительство каменных зданий. Сократились масштабы изготовления рукописных книг.

Литература. Важнейшим жанром литературы в ХШ в. становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести.

В ХIV в. осмыслению монгольского завоевания посвящен целый ряд повестей – сказаний: о битве на Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, сказание о Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска юноше Меркурии, который спас город по велению Богородицы от Батыевых ратей.

В Северо-Восточной Руси в ХIV-ХV вв. создавались предпосылки для культурного подъема. Мощный толчок этому дала Куликовская битва. Этому событию посвящен целый ряд произведений: летописная повесть « О побоище на Дону», «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», воинская повесть «Задонщина» (Софоний Рязанец). Песнь историческая о Щелкане Дудентьевиче, повествующая о восстании в Твери в 1327 г., о разорении Тохтамышем Москвы 1382 г., о нашествиях на Русь Тамерлана и хана Едигея.

Идея национального освобождения и патриотизма отражена также в произведениях, посвященных защите северо-западных рубежей Земли русской: «Житие Довмонта» и «Житие святого Александра Невского».

Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в Орде. Это «Житие Михаила Черниговского» и «Житие Михаила Тверского». Князья предстают в этих произведениях как защитники православной веры и своей Отчизны.

Летописи остаются ведущим жанром русской литературы в 14в. Главными центрами летописания оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, позже – Владимир, Тверь. Постепенно летописи приобретают общерусский характер, ведущее место занимает московская летописная традиция.

Развивается письменность. В ХIV в. на смену «уставу» приходит «полуустав» - более беглое и свободное письмо. А с конца ХIV в. начинается развитие скорописи. На смену дорогостоящему пергаменту приходит более дешевый материал – бумага.

С конца ХV в. Москва становится истинным центром общерусской национальной культуры. Во всех крупных городах Северо-Восточной Руси восстанавливаются и расширяются монастырские школы и училища, растет грамотность населения, особенно городского.

В 1408 г. составлена Троицкая летопись, а к 1480 г. восходит создание Московского летописного свода, являвшегося идеологическим обоснованием объединения русских земель вокруг Москвы.

Заметное влияние на русскую литературу и изобразительное искусство оказали связи Московского государства с народами Болгарии и Сербии. Например, житийная литература. Признанным мастером этого жанра был Епифаний Премудрый (ум. в 1422 г.), автор житий Сергия Радонежского, Стефана Пермского. Особое место в русской средневековой литературе занимает Хронограф – сборник нравоучительных и занимательных повестей по всемирной истории, подготовленный в 1442 г. сербом Пахомием Логофетом, жившим на Руси с 30-х годов ХVв. до своей кончины в 1484 г. В литературном жанре «хождений» написан путевой дневник тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», посвященный описанию его путешествия в Персию, Индию и другие страны Востока в 1466 – 1472 гг.

Помимо этого в Московском государстве был широко распространен фольклор как эпического, так и сатирического содержания.

Архитектура. В русских землях возобновляется каменное строительство. До настоящего времени сохранились на Новгородчине церковь Николы на Липне (1292), церковь Федора Стратилата на Ручью (1360) и Спаса на Ильине улице (1374). Сохранилось в Новгороде и несколько гражданских строений ХIV – начала ХV вв. Наиболее интересной постройкой является среди них Грановитая палата, созданная в 1433 г. Она была возведена по указанию архиепископа новгородского Евфимия, ярого противника Москвы, чтобы подчеркнуть суверенитет Новгорода.

При Иване Калите в Московском Кремле строится четыре каменных храма. Успенский собор (1326 г.), церковь Ивана Лествичника (1329), церковь Спаса на Бору (1330) и Архангельский собор (1333). При Дмитрии Донском каменное строительство возобновляется. Формируется московская школа. Кремль при Дмитрии Донском окружен белокаменной крепостью. Уникальным памятником является Успенский собор в Звенигороде. Вокруг ряда монастырей возводят каменные крепости (в Изборске, Яме, Копорье, Порхове).

В ХV в. развиваются две главные архитектурные школы – новгородско-псковская и московская. Примером первого направления является храм Василия на Горке (1410 г.), построенный в Пскове. Памятниками ранней московской архитектуры являются храмы Троице - Сергиева, Саввино-Сторожевского и Андронникова монастырей.

В правление Ивана III огромное значение отводится развитию московской архитектуры. В 1479 г. итальянец Аристотель Фиорованти завершил возведение главного храма Русского государства – Успенского собора Кремля. Затем в Кремле были построены Грановитая палата,  Архангельский собор, а также кремлевские стены и башни. Наряду с Фиорованти в их создании приняли участие итальянские архитекторы Антон Фрязин, Марко, Пьетро Солари, Алевиз Фрязин и Алевиз Новый. Псковским зодчим принадлежит создание в Кремле в 1489 г. домовой великокняжеской церкви Благовещения.

Живопись. Одним из наиболее ранних памятников монументальной живописи являются фрески собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313).

Гениальным художником этого периода был Феофан Грек (ок. 1340г. –1405 г.), византийский мастер (фрески церкви Спаса на Ильине, изображение Успения на обороте известной иконы «Донская Богоматерь» из Благовещенского собора в Москве. Его кисти принадлежит большая икона «Преображение из Переяславля Залесского). На рубеже ХIV-ХV столетий в Москве складывается русская национальная школа иконописи. К этому периоду относится ранний период творчества гениального русского художника Андрея РУБЛЕВА (фрески Успенского собора во Владимире, икона « ТРОИЦА»).

В конце ХV в. огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий (ок. 1440 –после 1503). Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром, а также другими учениками он создал фрески Успенского собора Кремля, росписи храмов Пафнутьево - Боровского, Иосифо - Волоколамского и Ферапонтова монастырей. К числу его творений относится знаменитая икона «Спас в силах».

 

Термины и понятия: кормление, местничество, Юрьев день, «пожилое».

Даты: Иван Калита – 1325-1340; Дмитрий Донской – 1359-1389; 1380-Куликовская битва; 1410 - Грюнвальдская битва, поражение Тевтонского ордена; 1433-1453 –  феодальная война за Московский престол;

1480-стояние на реке Угре; 1497-Судебник Ивана III, 1462-1505 – Иван III, 1505-1533 – Василий III.

Проблемные задания

1. Москва стала центром борьбы за образование централизованного государства. Почему не Тверь? Какие еще существовали центры возможного объединения? В чем были их сильные и слабые стороны?

2. Войну против антимосковской коалиции Иван III начал с Новгорода, выбравшего союз с католиками. Москвичи рассматривали поступок новгородцев как измену общерусскому делу и сравнивали поход Ивана III с походом Дмитрия Донского на Мамая. Почему?

3. Василий III и Соломония Сабурова прожили в любви и согласии двадцать лет. Однако наследников у них не было. Развод? Во имя интересов государства Российского (нужен наследник) - да. Но это бы означало попрать человеческий закон - чем виновата Сабурова? И религиозные устои - развод по церковным канонам не разрешался. Какой был найден выход из создавшегося положения?

 

Справочные материалы

Основные события истории зарубежных стран:

1419 – 1434 – Гуситские войны; 1445 – изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом; 1453 - гибель Византийской империи; 1492 - открытие Нового Света Х. Колумбом; 1497-1499- открытие Васко да Гама морского пути в Индию; 1519-1522-кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана; 1569- образование Речи Посполитой; 1572(24 августа) -Варфоломеевская ночь


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.