Социально-экономическое развитие. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Социально-экономическое развитие.

2024-02-15 21
Социально-экономическое развитие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ХII-ХIII вв. наметился рост вотчинной формы земельной собственности (княжеской, боярской, церковной). Государственная форма собственности продолжала играть ведущую роль, но развитие системы боярских вотчин привело к усилению самостоятельности бояр (верхушки дружины), ослаблению их связей с князьями и вследствие этого к постепенному распаду дружинной организации господствующего класса. В течение второй половины ХII-ХIII вв. дружина распадается на бояр-вотчинников, остававшихся вассалами князя, и княжеский двор, члены которого именовались дворянами.

8. Внешняя политика. Каждое княжество проводило самостоятельную внешнюю политику. Так, Новгород заключал договоры с Готским берегом, немецкими городами (1191-1192), договоры Смоленска с Ригой и Готским берегом (1229 г. и 30-е годы ХIII в.). Широко была распространена практика военных союзов княжеств с иноземцами против своих соперников на Руси. Так, волынские князья Даниил и Василько Романовичи в борьбе за Галицкое княжество использовали Польшу и Венгрию.

По-прежнему большое место во внешней политике Руси играли русско-половецкие связи. Половцы часто принимали участие в усобицах русских князей, нередко нападали самостоятельно. Но с 90-х годов ХIII в. интенсивность половецких набегов спала, отчасти из-за их тяги к оседлости.

Незначительными были и политические связи с Византией, но связи по линии церкви сохранялись.

ВХIII в. активно шла междоусобная война за престол в Галицком, Киевском, новгородском княжествах. Особенно длительной и ожесточенной оказалась междоусобная война 30-х годов ХIII в. в южнорусских землях – самая масштабная внутренняя феодальная распря в истории средневековой Руси (началась с борьбы за галицкий стол, отошедший после смерти князя Мстислава Удалого (1228 г.) по его завещанию к сыну венгерского короля).

В ходе междоусобной войны русские князья (особенно черниговские Ольговичи и смоленские Ростилавичи) истощили свои силы. Наряду с усилившейся в результате усобицы разобщенностью князей это сыграло свою негативную роль перед лицом монголо-татарского нашествия.

9. Культура в период раздробленности. Для русской духовной культуры середины ХII-ХIII в. характерно становление «полицентризма» - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Получает дальнейшее развитие летописание (в Киеве, Чернигове, Новгороде, Переяславле, Владимире -на -Клязьме, Галиче, в Смоленске, Полоцке), например, Ипатьевская летопись (конец ХIII в.), Лаврентьевская летопись начало ХIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (ХIII в.).

Выдающееся произведение мировой средневековой литературы – «Слово о полку Игореве». Посвящено неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Ряд обстоятельств – сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство и пленение всего войска, бегство князя из плена – были уникальны и произвели сильное впечатление на современников.

«Слово…» было создано осенью 1188 г. Неизвестный автор был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати – боярству. Основная идея «Слова» - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор «Слова» - не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.

Являясь произведением о событиях своего времени, «Слово» одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. «Нынешнее» время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории. Особенностью историзма «Слова» является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины ХI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов.

Во второй половине ХII в. в Северо-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы – «Слово Даниила Заточника». Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. «Слово» насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов ХIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая «Молением Даниила Заточника». Она адресована Ярославу Всеволодовичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции – дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой «Моления» является негативное отношение к высшей знати – боярам.

Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы – «Слово о погибели Русской земли» - было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодовича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р.Сити брата Ярослава – Юрия. Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о «болезни» - усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Автор обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

В жанре эпоса середина ХII - начало ХIII в.- время появления таких былинных сюжетов, как «Саур Леванидович», «Сухман», новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя – князь Роман Мстиславич Галицкий).

Вообще, основным героем былин был богатырь, защитник народа, обладавший огромной физической силой, как, например, Илья Муромец (крестьянский сын). Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Но были богатыри и из других сословий, как например, боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович.

Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины ХII – начала ХIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Однокупольный византийский храм на Руси ХI в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которого составляло русское деревянное зодчество. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце Х в. были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Русь как бы бросила вызов Византии и ее святыне - Софийскому собору в Константинополе.

В ХII в. по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном квадрате (Дмитриевский собор во Владимире -на -Клязьме). Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо можно выделить Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина ХII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец ХII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси – Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина ХII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).

Все постройки органически сочетались с природным ландшафтом, что и поныне радует наш глаз.

Развивалась и живопись (фресковая), мозаика. Складывается новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. Например икона "Ангел Златые власы" (Новгород, ХII в.), где в ангеле уже чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. Икона "Спас Нерукотворный" (ХII в.) на которой Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе "Успение Богородицы" в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. Также знаменитые фрески церкви Спаса на Нередицы близ Новгорода (конец ХII в.).

В начале ХIII в. прославилась ярославская школа иконописи. "Ярославская Оранта"- икона, изображавшая Богородицу. Ее облик излучает тепло, человечность. Это мать - заступница, несущая людям помощь и сострадание.

Развивается искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Шедевры древнерусских ювелиров - золотых и серебряных дел мастеров (серьги, пряжки, диадемы).

Развивается музыкальное, певческое искусство.

 

Термины и понятия: лествичный порядок наследования, шатрово-купольный храм.

Даты: Юрий Долгорукий - 1125-1157, 1147 - первое упоминание о Москве, Андрей Боголюбский - 1157-1174, Всеволод Большое гнездо - 1176-1212, 1183- разгром Волжской Болгарии. Даниил Романович -1205-1264 .

Проблемные задания:

1.Принято считать, что государство Российское берет свое начало с 882 г. из Киева. Но что же это было за государство, если почти через 90 лет, «оставив стольный Киев, князь (Святослав) хочет жить в Переяславце на Дунае», и только нужда заставляет его вернуться обратно? Причем Святослав уходил не один, он уводил с собой дружину, огромное по тем временам войско. Так ли уж сильно была развита государственность в Киеве конца Х в.?

2. На рубеже ХI-ХII вв. на Руси начался и довольно долго продолжался период феодальной раздробленности. Считается, что это был закономерный этап развития феодального общества. Почему закономерный? Разве нельзя было избежать этой раздробленности и сразу образовать централизованное русское государство, к чему, в конечном счете, и пришли княжества?

3. После двухнедельной осады 5 марта 1238 г. Батый взял Торжок. Затем он повернул на юг и семь недель осаждал Козельск, руку помощи которому не подали ни смоленские князья, ни Михаил Черниговский, ни Ярослав Всеволодович, хотя у всех этих князей войска были. Мало того, Ярослав Всеволодович во время осады Козельска совершил победоносный поход на Литву. Почему никто из русичей не пришел на помощь истекающему кровью русскому Козельску?

Справочные материалы

Крупные русские земли: Северо-Западная Русь (Новгородская и Псковская земли); Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальская, Рязанско-Муромская земли); Западная Русь (Минско-Полоцкая, Турово-Пинская, Смоленская земли); Юго-Западная Русь (Галицко-Волынское княжество); Южная Русь (Киев, Чернигов, Переяславль, Северское княжество).


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.