Управление Древнерусским государством (Х –Х II вв.) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Управление Древнерусским государством (Х –Х II вв.)

2024-02-15 18
Управление Древнерусским государством (Х –Х II вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Князь – военный руководитель, законодатель, верховный судья

 Дума – совет при князе(входили бояре, высшее духовенство, «мужи»). Имел совещательный характер. Вече (входили «старцы градские»). Решали вопросы войны и мира, обсуждали законы, назначали и снимали местную администрацию, вводили денежные сборы. Дружина—воины, объединившиеся вокруг князя. Входили в привилегированный слой общества. Делилась дружина на старшую (бояре - профессиональные воины, представляли русскую знать и мужи –представители местной родоплеменной знати). Назначались на должности посадников (наместники князя в городах), волостителей (наместники князя в волостях), воевод (руководители военных отрядов), тысяцких (руководители местного ополчения), и «молодшую» (входили «отроки», ведавшие княжеским хозяйством, «Детские»- слуги из свободных людей и милостники (военные слуги). Назначались на должности мытников (собирали торговые пошлины), данников (собирали поземельную дань), вирников (собирали штрафы), тиунов (управляли княжескими вотчинами), мечников (судебные исполнители)

 

5. Культура. Русская культура в период становления государства испытывала на себе влияние соседней Византии. Иноземное влияние было сильнее в городах, а сельское население оставалось хранителем старинных культурных традиций.

Героические страницы истории государства отразились в русских былинах. Одними из главных героев были князь Владимир, оборонявший Русь от печенегов, богатырь Илья Муромец – защитник всех обиженных и несчастных, Добрыня Никитич (его прототипом послужил дядя Владимира Святославича по матери, Добрыня, бывший наставником и советником князя в годы его молодости). К IХ-Х вв. относятся появление сюжетов таких былин, как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула». К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, былина «Ставр Годинович» (прототипом ее героя послужил приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятинич).

Разложение родовых отношений в период язычества сопровождалось усложнением культовых обрядов. Так, похороны князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы – курганы, сжигали вместе с покойником одну из его жен или рабыню, справляли «тризну», т.е. поминки, сопровождавшиеся военными состязаниями.

Письменность. Считается, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако имеются свидетельства, что договор Олега с греками был составлен на греческом и русском языках. Создателями славянской азбуки считаются болгарские монахи - миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие в IХ в. Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который пришел на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии, и приобщал страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них – к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Ее оригинальность и высокий уровень были обусловлены бытованием славянского языка, понятного всему населению, в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением его как литературного (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь, незнакомая большинству населения).

При церквах открывались школы. Однако грамотность все-таки широко была распространена в городах среди богатых князей, бояр, купечества, о чем свидетельствуют берестяные грамоты.

Один из важнейших памятников истории Древней Руси – летописи. Наиболее известной является « Повесть временных лет « (ХIв.). Одним из авторов «Повести « считается монах Киево- Печерского монастыря Нестор. В ней он рассказывает о том, «откуда есть пошла русская земля». Русскую землю он рассматривает как часть истории славянской, а позднее – как часть истории всемирной (библейская и римско-византийская). Автор использовал ряд переводных византийских источников, в наибольшей степени «Хронику» Георгия Амартола. Из отечественных источников помимо Начального свода он привлекал устные легенды (об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других). «Повесть» начинается с рассказа о расселении славян по Европе, их взаимоотношениях с другими народами. Далее повествуется о возникновении государства Русь, деяниях первых его правителей. Особенно подробно изложены в «Повести» события второй половины ХI- начала ХII столетия. В один из списков, сохранивших текст «Повести временных лет», - Лаврентьевский- были включены произведения, принадлежавшие перу князя Владимира Мономаха. Одно из них « Поучения детям», состоит из двух частей: собственно « Поучения детям» и перечня «путей»- походов и поездок, которые Мономах совершал в течение своей жизни. Рядом помещено послание Владимира Олегу Святославичу, написанное в разгар усобиц 90-х годов ХI в., после гибели в бою с Олегом сына Мономаха Изяслава. Произведения Владимира Мономаха являются не только ценным историческим источником, но и ярким литературным памятником, свидетельствующим о таланте автора и дающим представление об общественном сознании высшего слоя древнерусского общества. Митрополит Илларион (возведен на митрополию в 1051 г. Ярославом Мудрым) в начале 40-х годов ХI в. создал « Слово о законе и благодати», в котором изложил свое понимание места Руси в мировой истории. Сквозь церковную фразеологию Илларион проводит мысль о равенстве и тождестве действий Владимира I с римскими апостолами. Он сравнивает Владимира I с римским императором Константином Великим, потому что киевский князь утвердил веру во всей земле, а не в едином соборе. Автор в то же время стремится подчеркнуть самостоятельность и независимость решения Владимира крестить Русь (антивизантийская тенденция). Не Византия побудила Русь к принятию христианства (хотя в действительности оно стало одним из условий межгосударственного соглашения Руси с Византией в 987 г.), а божественное озарение Владимира. Таким образом Илларион давал ответ на ключевые запросы времени, запросы развивающейся русской государственности.

Черниговский игумен Даниил написал « Хожение», в котором описал паломничество в Иерусалим и другие святые места.

Во второй половине ХI – начале ХII в. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется «Житие» игумена Киевского Печерского монастыря Феодосия, написанное монахом этого монастыря Нестором, и цикл сказаний о первых русских святых – князьях Борисе и Глебе.

Архитектура, изобразительное искусство. Наиболее известные памятники - Десятинная церковь в Киеве (991-996 гг., богато украшена мозаикой и фресками), построенная при князе Владимире, Софийский собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве – при князе Ярославе Мудром. Фресковая живопись, мозаика развивались наряду с иконописью.

Термины и понятия: полюдье, уроки, вотчина, изгои, закупы, рядовичи, холопы, десятина, вервь.

Даты: Рюрик- 862-879 , Олег 879-912, Игорь – 912-945, Ольга – 945-964, Святослав 964-972, Ярополк – 972-980, Владимир –980-1015,  Святополк Окаянный – 1015-1019, крещение Руси – 988,

Ярослав Мудрый –1019-1054 , Изяслав, Святослав, Всеволод –1054-1073, Владимир Мономах – 1113-1125, Мстислав Владимирович – 1125-1132, съезд князей в Любече – 1097

Проблемные задания:

1. Рюриковичи, пришедшие из северных земель, захватили Киев и убили правителей города Аскольда и Дира, предварительно выманив их на берег Днепра. При этом население города не оказало им никакого сопротивления и подчинилось их воле. Почему?

2. Княгиня Ольга стала первой правительницей-христианкой на Руси. Киевский князь Владимир первым ввел христианство на славянских землях. Но религиозного почитания Владимиру как, к примеру, его сыновьям Борису и Глебу или бабке Ольге, долго не было. Почему?

3. Почему к лику святых первыми из русских были официально причислены князья Борис и Глеб, а не их отец или прабабка?


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.