Вопрос сохранения священного сана у раскольников. Акривия, икономия и дифференцированный подход — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Вопрос сохранения священного сана у раскольников. Акривия, икономия и дифференцированный подход

2024-02-15 19
Вопрос сохранения священного сана у раскольников. Акривия, икономия и дифференцированный подход 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исповедание принципа безусловного единства Истинной Церкви Христовой естественным образом предполагает осуждение института священства во всех христианских сообществах, отделившихся от Вселенского Православия. Именно поэтому целый ряд канонических правил не оставляет возможности возвращения священного сана священнослужителям, дерзнувшим приступить к совершению богослужений после наложения на них прещений, то есть уклонившихся в раскол.

Такого рода строгое следование предписаниям канонических норм в применении к церковной жизни именуется акривией.

Помимо акривии, канонические правила оставляют возможность применения в отношении раскольнических священнослужителей икономии, то есть принципа смягчения наказания ради пользы церковной. В случае признания Церковью целесообразности применения икономии воссоединение раскольнических клириков осуществляется «в сущем сане», что предполагает восстановление в служении всех тех, кто был низложен за уклонение в раскол, а также признание действительности рукоположений, совершенных в расколе.

Позиция Православной Церкви в вопросе воссоединения священнослужителей из схизматических сообществ не ограничивается применением принципов акривии и икономии, допуская возможность дифференцированного отношения к раскольническому духовенству. Даже при единовременном принятии в Церковь всех представителей раскольнического клира и епископата, часть из них может быть воссоединена на условиях икономии, а часть на условиях акривии. Такой избирательный подход обуславливается степенью виновности раскольнического духовенства в нарушении церковного мира и единства.

В новейшей церковной истории примером следования дифференцированному подходу может служить позиция РПЦ, выработанная применительно к священнослужителям, воссоединяющимся из обновленческого раскола.

 

 

31.  Богословско-каноническое обосновании воссоединения раскольнических клириков «в сущем сане».

Всякое поставление на иерархическое служение, совершаемое в расколе, не может быть признано действительным для кафолической Церкви. Однако в процессе преодоления раскола, волеизъявлением соборного голоса Церкви и из соображений икономии, бывшие раскольнические клирики иногда могут быть призываемы на церковное служение без видимого повторения хиротонии. Необходимыми условиями для признания действительности раскольнических рукоположений являются исповедание расколом, из которого принимается священнослужитель, истинного православного вероучения и наличие неповрежденной линии апостольского преемства иерархии. Священнослужители инославных или раскольнических сообществ, не сохранивших православного исповедания веры или канонической линии иерархического преемства, воссоединяются с Православной Церковью как миряне.

Принципиально важно отметить, что принятие нескольких раскольнических священнослужителей «в сущем сане» не может рассматриваться как основание к признанию действительности всего священства врасколе, из которой они были приняты. Примененная единожды икономия не исключает последующего изменения церковной позиции в сторону акривии. Например, в 1935–1953 гг. Элладской Православной Церковью в отношении духовенства греческого старостильного раскола применялся принцип акривии, в 1953–1963 гг. принцип икономии, а с 1963 г. снова принцип акривии.

Выступая на Освященном Архиерейском Соборе 2000 г., Председатель Синодальной Богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, подчеркнул, что для РПЦ богословски, святоотечески и исторически ближе позиция патриарха Сергия (Страгородского) и протоиерея Георгия Флоровского, согласно которой «таинства схизматиков значимы, то есть подлинно суть таинства... В расколах еще дышит Дух Святой и освящающий. Но в упорстве и немощи схизмы исцеление не исполняется... «Значимость» таинств у схизматиков есть таинственный залог их возвращения в кафолическую полноту и единство».

32.  Воссоединение духовенства из ригористичного раскола, отрицающего благодатность кафолической Церкви.

Помимо принципа акривии (строгое следование предписаниям канонических норм в применении к церковной жизни), теоретически допустимого в отношении любого схизматического сообщества, Православная Церковь полагает возможным применение икономии даже в отношении тех священнослужителей, которые воссоединяются из крайне ригористических расколов, отрицающих присутствие освящающей благодати Божией в кафолической Церкви и в силу этого убеждения перекрещивающих уже имеющих церковное крещение.

Подтверждением тому может служить пример воссоединения с Церковью клириков из новатианского раскола, отличавшегося ригоризмом такого рода. Применительно к новатианам I Вселенский Собор выработал следующее постановление: «О именовавших самих себе чистыми, но присоединившихся к кафолической и апостольской Церкви, благоугодно собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. (...) И так где, или в селах, или во градах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних: да будут в том же чине...».

Анализируя это правило, средневековый византийский канонист Мафтей Властарь подразумевал не повторное рукоположение, а традиционную составляющую чинопоследования воссоединения раскольников с Церковью, каковой являлось возложение на них рук епископа. Решением І Вселенского Собора (325 г.) подобным образом были приняты в общение с Церковью клирики из мелетианского раскола, посвященные низложенным в 306 г. епископом Мелетием. Предписанная Собором дополнительная процедура возложения рук на мелетианских епископов являлась не архиерейской хиротонией в собственном смысле, а неким своеобразным дополнением к их посвящению, совершенному вне кафолической Церкви. Такой способ воссоединения во многом был обусловлен еще и тем, что епископ Мелетий совершал архиерейские поставления единолично, что категорически запрещается церковной практикой и канонами.

 

 

33.  Воссоединение духовенства, рукоположенного отделившимся от кафолической Церкви и низложенным архиереем. Вопрос допустимости посвящения на церковное служение бывших раскольнических клириков.

В ряде случаев уврачевание церковных расколов становится возможным только благодаря бескомпромиссному следованию принципу канонической строгости. Однако истории известны примеры, когда соображения икономии побуждали Церковь смягчать строгость действия канонов в отношении даже такого духовенства, которое получило посвящение от архиереев, не только отделившихся от кафолической Церкви, но и низложенных за это отделение.

В 95 соборном правиле, было установлено три варианта вхождения в Церковь раскольников, инославных и иноверных (посредством крещения, миропомазания или покаяния). Помимо представителей целого ряда древних ересей, миропомазание совершается над теми раскольниками, которые при сохранении правильного крещения во имя Пресвятой Троицы не имеют каноничного священства.

Вопреки определениям III Вселенского Собора об извержении из сана несторианских клириков, отцы Трулльского Собора постановили принимать сторонников названной ереси не через миропомазание, а посредством покаяния.

Опираясь на это правило, Святейший Правительствующий Синод РПЦ  в 1898 г. принял решение о принятии урмийских несторианских клириков и епископа через покаяние в сущем сане.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.