Определение понятия «церковный раскол». Исторические формы церковных расколов. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Определение понятия «церковный раскол». Исторические формы церковных расколов.

2024-02-15 20
Определение понятия «церковный раскол». Исторические формы церковных расколов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Церковного раскола включает в себя всякое отпадение от единства с кафолической Церковью церковных областей, епархий, приходов, священнослужителей, монашествующих или мирян, в основе которого не лежит конфликт религиозных ценностей (фундаментальных доктринальных разногласий). Возникновение раскола в Церкви является итогом развития конфликта интересов и/или конфликта нерелигиозных ценностей, что может быть связано с неканоничным провозглашением автокефалии, разностью позиций духовенства и мирян по вопросу отношения к государству, несогласием духовенства или мирян с общим курсом церковной политики, церковной жизни или церковными реформами.

Уврачевание церковного раскола всегда совершается посредством воссоединения с кафолической Церковью отделившихся от нее лиц или сообществ.

В зависимости от мотивации и исторических обстоятельств возникновения, можно выделить следующие типы расколов:

ü Отделение от полноты церковной в результате неканоничного провозглашения автокефалии частью Поместной Церкви с последующим частичным или полным отделением церковной области, притязающей на автокефальный статус.

ü Отделение от полноты церковной в результате политически мотивированного противостояния церковной области канонической Церкви. (Наиболее вероятно развитие такого сценария в том случае, если эта церковная область располагается за пределами государства, в пределах которого пребывают высшие органы административного управления кириархальной Церкви).

ü Отделение от полноты церковной в результате этнополитического противостояния церковной области канонической Церкви. (Конфликт между народами, проживающими в пределах основной территории кириархальной Церкви и входящей в ее состав церковной области).

ü Отделение от полноты церковной в результате разности позиций по вопросу отношения к государству или политическому строю.

ü Отделение от полноты церковной в результате инспирации церковного раскола со стороны политической партии/государства. (Возникновение церковного раскола может быть следствием стремления государственной власти (политической партии) ослабить Церковь, лишить ее внутренней стабильности, политического потенциала, общественной значимости или духовно нравственного авторитета).

ü Отделение от полноты церковной в результате отделения от канонической Церкви по причине несогласия с общим курсом церковной политики и церковной жизни. (Возникновение расколообразующего конфликта может быть обусловлено резким неприятием церковным народом (духовенством, отдельными иерархами) общей линии церковной политики, проводимой высшим священноначалием Поместной Церкви).

ü Отделение от полноты церковной в результате уклонения в раскол под предлогом «бегства от ереси». (Нередко возникновение церковного раскола сопровождается выдвижением священноначалию канонической Церкви надуманных обвинений в еретических воззрениях, чем намеренно провоцируется конфликт религиозных ценностей).

ü Отделение от полноты церковной в результате уклонения в раскол по причине несогласия с церковными реформами.

ü Образование раскольнической группы в результате внутрицерковного конфликта.

ü Отделение от полноты церковной в результате отделения от канонической Церкви носителей прораскольнического религиозного сознания. (Серьезную угрозу церковному единству может представлять распространение религиозных идей, чуждых православному мировосприятию, но позиционируемых как истинное православное учение, якобы отвергаемое церковным большинством по причине духовного падения или нестойкости в вере).

ü Искусственное образование новой неканоничной религиозной организации православного исповедания, невызванное отделением группы верующих или церковной области от канонической Церкви. (Как правило, подобные религиозные организации формируются не на базе уже сформированной христианской религиозной общности (приходской общины, епархии, церковной области), а вокруг личности их основателя).

При классификации церковных расколов необходимо учитывать то обстоятельство, что некоторые из них могут иметь смешанный тип, сочетая в себе характеристики двух или более вышеозначенных форм.

 

 

14.  Неканоническое провозглашение автокефалии частью Поместной Церкви с последующим частичным или полным отделением церковной области, притязающей на автокефальный статус.

В ходе исторического развития церковной жизни к началу XXI ст. сформировалось 15 автокефальных Церквей. Полное самоуправление Поместных Церквей, осуществляемое на условиях автокефалии, не вносит разделения в жизнь Вселенского Православия. Находясь между собой в полном евхаристическом и каноническом общении, они составляют части единой кафолической Церкви.

Многовековая церковная традиция, основанная на канонических нормах Православной Церкви, предполагает три принципиальных условия, соблюдение которых необходимо в процессе провозглашении автокефалии:

ü Благо Церкви;

ü Способность отделяющейся церковной области к полноценному самостоятельному существованию;

ü Согласие кириархальной (материнской) Церкви на отделение от нее церковной области, притязающей на автокефальный статус.

 

В истории Православной Церкви неоднократно возникали церковные расколы, обусловленные неканоничным провозглашением автокефалии. Схизмы такого рода могут принимать следующие формы:

ü Неканоничное провозглашение автокефалии с последующим полным отделением церковной области от Поместной Церкви (Первый в церковной истории раскол, вызванный самочинным провозглашением автокефалии, произошел в 866 г., когда было объявлено о полной административно-канонической независимости от Константинопольского Патриархата Болгарской Православной Церкви (с центром в Охриде). Преодоление этого раскола состоялось в 932 г. признанием Болгарского Патриархата);

ü Неканоничное провозглашение автокефалии с последующим частичным отделением церковной области от Поместной Церкви (Классический пример частичного отделения церковной области от кафолической Церкви по причине провозглашения незаконной автокефалии являет украинский церковный раскол);

ü Неканоничное восстановление автокефалии с последующим полным отделением церковной области от Поместной Церкви (Болгарская Православная Церковь дважды уходила в состояние раскола по причине неканоничного восстановления своего автокефального статуса. Первый раз это произошло в 1185 г., когда болгары разорвали церковную зависимость от Константинополя и создали свой патриархат с центром в Тырново. Этот раскол был преодолен только в 1234 г. Предпринятая в XIX ст. попытка восстановления автокефалии Болгарской Православной Церкви вопреки желанию кириархальной Церкви привела к очередному расколу с Константинопольским Патриархатом, продолжавшемуся с 1872 по 1945 гг.);

ü Неканоничное восстановление автокефалии с последующим частичным отделением церковной области от Поместной Церкви (Со второй половины XV ст. Черногорская митрополия входила в юрисдикцию сербского Печского Патриархата, в 1766 г. упраздненного Константинопольским Патриархатом. Желая избежать церковного подчинения Вселенскому патриарху, являвшемуся подданным Османской империи, черногорцы на рубеже XVIII–XIX ст. провозгласили автокефалию своей митрополии, получившую признание Святейшего Правительствующего Синода РПЦ. С 1833 г. Черногорские митрополиты получали архиерейские хиротонии от русских иерархов).

 

 

15.  Политически мотивированное противостояние церковной области кириархальной Церкви. Этнополитическое противостояние церковной области и кириархальной Церкви. Разность позиций по вопросу отношения к государству или политическому строю (конформизм и нонконформизм).

1. Политически мотивированное противостояние церковной области священноначалию кириархальной Церкви (т. е. конфликт нерелигиозных ценностей). Наиболее вероятно развитие такого сценария в том случае, если эта церковная область располагается за пределами государства, в пределах которого пребывают высшие органы административного управления кириархальной Церкви.

Восстановление церковного мира обретает перспективы после изменения политической ситуации, обусловившей возникновение расколообразующего конфликта.

Исторический пример:

В 1963 г. от Сербской Православной Церкви отделилась Американско-Канадская епархия и провозглашенная «Свободной Сербской Православной Церковью» (ССПЦ). Основной причиной этого раскола было нежелание митрополита Дионисия выполнять административные распоряжения Сербской Патриархии, в которых он видел политическое влияние коммунистического правительства Югославии. В данном случае развитие расколообразующего конфликта было во многом обусловлено последовательной и непримиримой антикоммунистической позицией митрополита.

Решением Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, принятым в 1964 г., за учинение раскола и нежелание искать пути к восстановлению мира церковного митрополит Дионисий был лишен священного сана. Не признав свое низложение законным, он продолжил свою раскольническую деятельность, рукоположив новых иерархов. Уврачевание раскола произошло лишь в 1992 г., после падения коммунистического режима в Югославии, когда «Свободная Сербская Православная Церковь» с покаянием вернулась в юрисдикцию Сербского Патриархата.

 

2. Церковная история знает примеры возникновения расколов, являющихся следствием этнополитического конфликта между народами, проживающими в пределах основной территории кириархальной Церкви и входящей в ее состав церковной области. Перспективы преодоления церковных расколов, порожденных этнополитическими противоречиями, имеют прямую зависимость от возможности урегулирования или преодоления последствий межэтнических конфликтов.

Исторический пример:

Следствием резко обострившегося в нач. 1990-х гг. этно-политического противостояния осетинского и грузинского народов явились выход Южно-Осетинской автономии из состава Грузии и провозглашение государственного суверенитета Республики Южная Осетия (РЮО). Вслед за политическим отделением от Грузии южноосетинский народ разорвал все церковные связи с Грузинским Патриархатом, что было воспринято последним как уклонение в раскол целой епархии.

В поисках выхода из сложившегося затруднительного положения Аланская (Южно-Осетинская) епархия в 2002 г. вошла в юрисдикцию РПЦ Заграницей, а в 2003 г. перешла в «Синод Противостоящих» Церкви Истинных Православных Христиан Греции, являющийся одной из ветвей греческого старостильного раскола.

 

3. Возникновение расколообразующего конфликта может быть обусловлено наличием в Поместной Церкви острых разногласий в вопросе отношения существующему или существовавшему в недавнем прошлом политическому строю. Восстановление церковного единства в таких условиях не всегда достижимо выработкой компромиссной линии политического поведения. Расколы подобного рода порой могут существовать достаточно длительное время и не всегда они бывают преодолены после изменения политической ситуации в стране.

Исторические примеры:

В 1922 г. единство РПЦ было нарушено обновленческим расколом, основной идеей которого было примирение церковной жизни с новыми политическими реалиями, христианства с коммунистической идеологией. Начало раскола было положено группой белого духовенства, заявившего о полной лояльности большевистскому правительству.

Преодоление раскола стало возможным после официального объявления священноначалием канонической Церкви политической лояльности советскому государству. Окончательная ликвидация обновленчества произошла в сер. 1940-х гг.

 

 

Инспирация церковного раскола со стороны политической партии/государства. Отделение от канонической Церкви по причине несогласия с общим курсом церковной политики и церковной жизни. Уклонение в раскол под предлогом «бегства от ереси».

1. Возникновение церковного раскола может быть следствием стремления государственной власти (политической партии) ослабить Церковь, лишить ее внутренней стабильности, политического потенциала, общественной значимости или духовно нравственного авторитета.

Окончательное уврачевание расколов подобного типа, может осуществиться после нормализации церковно-государственных отношений, смены политического строя или изменения религиозной политики государства.

Исторические примеры:

Ярким примером инспирации церковного раскола политической силой является провозглашение неканоничной «Хорватской Православной Церкви», проведенное в годы Второй мировой войны правительством Хорватии, возглавляемым Анте Павеличем.

Придерживаясь расистской теории и ставя перед собой задачу уничтожения сербов, евреев и цыган, хорватские националисты разработали проект отторжения православных епархий Хорватии от Сербского Патриархата и организации их на началах автокефалии. Образованная в 1942 г. «Хорватская Православная Церковь» была возглавлена запрещенным в священнослужении архиепископом Гермогеном. Так и не получив признания со стороны Вселенского Православия, «Хорватская Православная Церковь» прекратила свое существование с падением режима А. Павелича в мае 1945 г.

 

2. Возникновение расколообразующего конфликта может быть обусловлено резким неприятием церковным народом (духовенством, отдельными иерархами) общей линии церковной политики, проводимой высшим священноначалием Поместной Церкви.

Исторические примеры:

В сер. III ст. в Римской Церкви возник «новатианский» раскол, инициированный партией духовенства, несогласного с избранием папы Корнелия (251 г.) и стремившегося провести на кафедру своего ставленника пресвитера Новатиана. Последний проповедовал крайний ригоризм, сводившийся к отрицанию права принимать в Церковь отпавших во время гонений, в силу чего раскольники именовали себя «кафарами», т. е. чистыми. Раскол просуществовал до VII ст.

 

3. Нередко возникновение церковного раскола сопровождается выдвижением священноначалию канонической Церкви надуманных обвинений в еретических воззрениях, чем намеренно провоцируется конфликт религиозных ценностей.

Учитывая специфику церковных расколов, одержимых «бегства от ереси», можно предположить, что восстановление нарушенного ими церковного единства будет иметь больший успех после преодоления подлинных причин, породивших конфликтную ситуацию.

Поскольку для современной церковной иерархии уклонение в ересь совершенно нетипично, переход в раскол нередко мотивируется бегством от вымышленных и, следовательно, не имеющих соборного осуждения ересей (например, «ересь сергианства» и «ересь экуменизма»). Подобная практика находит резкое осуждение в православном каноническом праве. Во-первых, совершенно недопустимо самочинное именование ересью какого-либо богословского мнения или явления церковной жизни, если оно не имеет соборного осуждения. Во-вторых, категорически недопустимо отступление священнослужителей от своего священноначалия до тех пор, пока последнее не начнет проповедовать уже осужденную собором ересь.

Подобное деяние, совершенное монашествующими или мирянами, влечет за собой отлучение от Церкви до тех пор, пока виновные не осознают свои заблуждения и не вернутся с покаянием под омофор канонического священноначалия.

 

 

17.  Уклонение в раскол по причине несогласия с церковными реформами.

Недостаточная информационная подготовленность и жесткие административные методы проведения преобразований могут повлечь за собой раскол даже в том случае, если реформа предполагает не нововведение, а возвращение к исконной, освященной древностью церковной традиции.

Свое воссоединение с Церковью такие раскольники допускают только при условии ее возвращения к дореформенной традиции, что на практике бывает трудноосуществимо. Попытки поиска компромиссного решения посредством создания отдельных очагов дореформенной традиции в рамках канонической Церкви, как правило, имеют незначительный успех и к окончательному преодолению раскола не приводят.

Исторические примеры:

В середине XVII ст. РПЦ потряс крупный раскол, вызванный массовым народным несогласием с богослужебной реформой патриарха Никона, предполагавшей замену целого ряда элементов древнерусской богослужебной традиции на аналогичные элементы из греческого обихода.

Авторитарный метод проведения реформы породил внутрицерковную старообрядческую оппозицию. Окончательное отделение старообрядцев от Русской Церкви было спровоцировано позицией греческих иерархов и богословов, склонивших участников Большого Московского Собора 1666–1667 гг. к наложению анафемы на старые обряды и всех их сторонников.

 

 

Образование раскольнической группы в результате внутрицерковного конфликта. Отделение от канонической Церкви носителей прораскольнического религиозного сознания.

1. Одной из возможных причин возникновения церковных расколов является развитие конфликта интересов, обусловленных несогласиями в вопросах церковно-административного характера (например, недовольство личными качествами или административными решениями правящего архиерея, протест против перевода священника на другой приход и т. д.).

Рассматриваемый тип церковных расколов достаточно легко устраним на стадии конфликта интересов, когда потенциально способная к отделению сторона еще не вооружилась доктринальными, политическими или мировоззренческими аргументами. Если же время было упущено и раскол приобрел идейную мотивацию (т. е. произошла эволюция расколообразующего конфликта), его быстрое устранение становится практически невозможным.

Исторический пример:

В апреле 1990 г. настоятель Цареконстантиновского собора г. Суздаля архимандрит Валентин (Русанцов), несогласный с решением правящего архиерея о переводе на другое место служения, покинул юрисдикцию Московского Патриархата и присоединился к РПЦ Заграницей. В том же году он был назначен Экзархом РПЦЗ в СССР, а в 1991 г. рукоположен во епископа Суздальского.

Вступив в затяжной конфликт со своим новым священноначалием, в 1995 г. он окончательно разорвал общение с Русской Зарубежной Церковью, основал неканоничную «Русскую Православную Автономную Церковь» (РПАЦ), а спустя несколько лет усвоил титул «митрополита». Несмотря на то, что в 1996 г. Архиерейским Собором РПЦЗ «митрополит» Валентин (Русанцов) был лишен священного сана, а в 1997 г. был отлучен от Церкви, возглавляемая им раскольническая структура продолжала развиваться. К 2012 г. его «Церковь» насчитывала в своем составе 11 «архиереев» и более 100 приходов на территории Российской Федерации, Белоруссии, Украины, Латвии, США, Болгарии и других стран.

 

2. Серьезную угрозу церковному единству может представлять распространение религиозных идей, чуждых православному мировосприятию, но позиционируемых как истинное православное учение, якобы отвергаемое церковным большинством по причине духовного падения или нестойкости в вере.

Крайним пределом развития конфликта религиозных ценностей, возникающего между полнотой кафолической Церкви и внутрицерковными группами, может стать решение последних о формировании нового раскольнического сообщества или присоединение их к уже существующей группировке.

Исторический пример:

Наиболее показательным примером является история уклонения в раскол бывшего епископа Чукотского и Анадырского Диомида (Дзюбана). Придерживаясь целого комплекса псевдоправославных идей, епископ Диомид в феврале 2008 г. включился в активную информационную кампанию по дискредитации священноначалия РПЦ, обвиняя последнее в вероотступничестве.

Параллельно с этим он развернул широкую пропаганду религиозного антиглобализма (призыв к отказу от паспортов и ИНН), учения о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство последнего российского императора и др. После безуспешных попыток вразумления, 27 июня 2008 г. Архиерейский Собор РПЦ принял решение о возможном извержении епископа Диомида из священного сана в случае его отказа от примирения с Церковью. Решением Священного Синода РПЦ, состоявшегося 28 июня 2008 г., епископ Диомид был уволен от управления епархией и запрещен в священнослужении.

Не желая идти на примирение с Церковью, 17 июля 2008 г. епископ Диомид (Дзюбан) опубликовал обращение, в котором предал анафеме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и всех архиереев РПЦ.

Решением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2008 г. епископ Диомид был извержен из священного сана. Не подчинившись решению священноначалия, бывший епископ Диомид в октябре 2008 г. учредил новую раскольническую религиозную организацию, получившую наименование «РПЦ — Святейший Правительствующий Синод».

 

 

Искусственное образование новой неканонической религиозной организации православного исповедания не вызванное отделением группы верующих или церковной области от канонической Церкви.

Образование новых неканоничных религиозных сообществ, исповедующих православное вероучение и пребывающих вне общения со Вселенским Православием, может происходить без возникновения расколообразующего конфликта. Как правило, подобные религиозные организации формируются не на базе уже сформированной христианской религиозной общности (приходской общины, епархии, церковной области), а вокруг личности их основателя.

Существует мнение, согласно которому рассматриваемый тип неканоничных церковных образований не может классифицироваться как церковный раскол, поскольку он не связан с отделением группы христиан от Поместной Церкви. Однако принципом существования Церкви является ее единство. Церковь одна, а все религиозные группы, пребывающие за ее каноническими границами, пусть даже и сохраняющие православное исповедание, являются церковными расколами, отделенными от единого тела Христовой Церкви.

Искусственно созданные неканоничные религиозные организации пополняют численность своих последователей за счет тех людей, которые проявляют интерес к православной духовной традиции и при иных обстоятельствах вполне могли бы стать членами канонической Церкви. Таким образом, такие организации осуществляют раскол Церкви, отделяя от нее не столько формальных членов, сколько потенциальных.

Исторические примеры:

В ХХ в. на американском континенте возникло бесчисленное множество искусственно созданных неканоничных религиозных организаций православного исповедания, не имеющих отношения к кафолической Церкви. Среди таких раскольнических образований можно отметить: «Американскую Православную Католическую Церковь», «Американскую Православную Церковь», «Святую Православную Церковь — Американский Синод», «Белорусскую Автокефальную Православную (Народную) Церковь » и др.

Сохраняя православную доктрину и византийскую литургическую традицию (или ее часть), рассматриваемые неканоничные религиозные организации позиционируют себя частью Вселенского Православия, замалчивая или не придавая особого значения факту отсутствия у них причастности к кафолической Церкви и признания со стороны Вселенского Православия.

 

 

20.  Каноническая оценка церковных расколов: уклонение в раскол.

Конфессиональный подход к осмыслению проблемы церковных расколов не может ограничиваться рассмотрением лишь одной исторической стороны вопроса и непременно требует канонической оценки изучаемого феномена.

Можно выделить три аспекта расколоведческой проблематики:

ü Уклонение в раскол

ü Пребывание в расколе

ü Воссоединение раскольников с Церковью.

 

 

21.  Раскол епископа. Раскол пресвитера и диакона.

Раскол епископа

Несмотря на то, что каждый архиерей является носителем полноты благодатных дарований, унаследованных от апостолов, он непременно обязан ориентироваться на существующий в Церкви иерархический принцип устроения и не выходить за рамки вверенных ему церковно-административных полномочий.

Ни один архипастырь не имеет права распространять свою епископскую власть за пределы возглавляемой им епархии. Кроме того, для всех архиереев обязательно признание власти тех церковных иерархов, которые стоят во главе церковной области или Поместной Церкви (митрополиты и патриархи). Если же архиерей уклоняется от признания главы церковной области, его действия квалифицируются как раскольнические и влекут за собой канонические прещения в виде запрещения в священнослужении или лишения священного сана.

Раскол пресвитера и диакона

Всякий пресвитер или диакон, самовольно отделяющийся от своего епископа и продолжающий незаконное совершение богослужений, подлежит лишению священного сана.

Каждый пресвитер наделен правом священнодействовать только в силу тех духовных полномочий, которые преподаны ему архиереем в таинстве хиротонии. Священномученик Игнатий Богоносец писал: «Без епископа никто не делай ничего в Церкви. Только та евхаристия должна почитаться подлинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам вверит ее совершение». Именно поэтому, всякий клирик, отделившийся от своего епископа, в сознании Церкви воспринимается как «похититель власти», грубо попирающий духовные основы священнического служения.

Единственным исключением, допускающим отделение клириков от своего епископа, являются такие ситуации, при которых архиерей уклоняется от православного исповедания веры.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.