Г. В. Плеханов — историк рабочего движения в России — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Г. В. Плеханов — историк рабочего движения в России

2024-02-15 22
Г. В. Плеханов — историк рабочего движения в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г.В. ПЛЕХАНОВ

РУССКИЙ РАБОЧИЙ

В РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ

Статьи 1885—1903 гг.

ЛЕНИЗДАТ 1989

 

63.3(0)53 П38

Институт истории партии Ленинградского обкома КПСС — филиал Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС

Составители:

доктор исторических наук И. Н. КУРБАТОВА, кандидат исторических наук В. А. УЛАНОВ

Рецензент кандидат философских наук М. В. Конкин

Редактор кандидат исторических наук Ю. А. Прохватилов

0902020000-320 11 М171 (03)—89 41-90


ISBN 5-289-00710-5


© И. Н. Курбатова, В. А. Уланов,

составление, комментарии, 1989

© И. Н. Курбатова, вступительная статья, 1989


ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

Выпуском сборника историко-революционных статей пер­вого русского марксиста Г. В. Плеханова Институт истории партии Ленинградского обкома КПСС и Лениздат открывают серию публикаций под рубрикой «История КПСС и россий­ской социал-демократии». Цель этих публикаций — обраще­ние к истокам истории партии как науки, т, е. к произведе­ниям первых историков социал-демократии и большевизма, которые были не только архивно-кабинетными исследовате­лями, но и современниками и активными участниками описы­ваемых событий.

Как известно, основатель и вождь большевистской пар­тии В. И. Ленин был и первым ее историком, основополож­ником историко-партийной науки, В серию войдут некоторые работы из ленинского историко-партийного наследия, в том числе подробно комментированное издание книги «Что де­лать?», в которой впервые четко выражен именно историко-партийный аспект.

Историография КПСС развивалась параллельно с ее жи­вой историей и прошла сложный и весьма противоречивый путь, отражающий столь же непростой путь развития самой партии.

Несомненную историографическую ценность для истории КПСС как науки представляет литературное наследие таких известных соратников В. И. Ленина, как В. А. Антонов-Овсе­енко, А. С. Бубнов, Н. И. Бухарин, Г. Е. Зиновьев, М. И, Ка­линин, Л. Б. Каменев, Н, К. Крупская, О. В. Куусинен, Е. А. Преображенский, И. А. Пятницкий, К. Б. Радек, Д. Б. Рязанов, Я. М. Свердлов, И. И. Скворцов-Степанов, М. В. Фрунзе, А. Г. Шляпников и др. Определенный интерес в этой связи представляют и историко-революционные рабо­ты Л. Д. Троцкого, более шестидесяти лет подвергавшиеся у нас замалчиванию или априорной критике, а также неко­торые сочинения И. В. Сталина. Труды как Троцкого, так и Сталина особенно нуждаются в современном научном ком­ментировании.

3

Еще в дооктябрьский период внесли существенный вклад в создание научной истории партии, в становление историо­графии истории КПСС большевистские историки Н. Н. Бату­рин, В. В. Боровский, М. Н. Лядов, М. С. Ольминский, М. Н. Покровский. В первые послереволюционные годы исто­рико-партийная наука пополнилась такими крупными имена­ми, как В. В. Адоратский, В. А. Быстрянский, В. Владимиро­ва, М. С. Волин, В. Г. Кнорин, О. А. Лидак, В. И. Невский, Н. Н. Попов и др.

Пришло время переиздать и включить в сферу научного исследования и работы небольшевистских историков россий­ской социал-демократии и рабочего движения (В. П. Акимов, П. Б. Аксельрод, Н. Валентинов, Ф. И. Дан, В. И. Засулич, Л. Мартов, А. С. Мартынов, А. П. Потресов, Д. Ф. Сверчков, Н. Н. Суханов, К. М. Тахтарев и др.).

Научно комментированная публикация работ упомянутых здесь авторов и других трудов, написанных до начала 30-х гг., явилась бы весомым вкладом в дело возрождения нашей исто­рико-партийной науки, которая в 1938 г. была низведена до антинаучной сталинской моносхемы «Краткого курса истории ВКП(б)» и, сумев после XX съезда КПСС лишь частично и ограниченно выйти за рамки этой тлетворной схемы, до сих пор еще окончательно не избавилась от ее сковывающего вли­яния.

Перспективный план серии «История КПСС и российской социал-демократии: обращаясь к истокам» находится в ста­дии доработки. Институт истории партии Ленинградского об­кома КПСС и Лениздат были бы благодарны историкам, всем своим читателям за конструктивные предложения.

Г. В. ПЛЕХАНОВ — ИСТОРИК РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

В истории российского освободительного движения, бога­той выдающимися людьми, есть имена, которые являются вер­шинами, олицетворением, символом подвижнической жизни и работы ума лучших представителей своего поколения, своего народа. Среди них имена А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. В 1913 г. В. И. Ленин писал, что русская демократическая, передовая культура характеризуется именами Чернышевского и Плеханова 1.

На траурном митинге, устроенном Петроградским Советом рабочих и красноармейских депутатов 9 июня 1918 г., посвя­щенном памяти умершего 30 мая Г. В. Плеханова, М. И. Ка­линин говорил:

«Смерть Георгия Валентиновича Плеханова вселила глу­бокую печаль в сердца русских марксистов. В период беспро­светной реакции, во времена, когда рядовому рабочему с большим трудом и страшными усилиями приходилось приоб­ретать даже первоначальную грамотность, в рабочих кругах уже вращались подпольные издания, принадлежавшие перу Георгия Валентиновича. Эти произведения открывали новый мир рабочему классу, они звали его на борьбу за лучшее бу­дущее, они учили в ясной, простой, для всех доступной фор­ме основам марксизма, несокрушимой вере в конечную побе­ду идеалов рабочего класса, они воспитали уверенность, что все препятствия и трудности по пути к этим идеалам будут легко сметены организованным пролетариатом. Каждое пора­жение рабочего класса есть только поражение временное, ча­сто вызывающее новый натиск, еще более мощный, на строй капитализма.

Чем являлся Н. Г. Чернышевский для русских разночин­цев шестидесятых годов, тем же служил и Георгий Валенти­нович для рабочего класса нашего поколения»2.

Эти мысли Калинина особенно важны для понимания ме­ста Плеханова в революционном движении России, поскольку

5

они высказаны одним из старейших членов партии больше­виков, рабочим по профессии, участником революционных кружков в столице с середины 90-х гг.

Теоретическое наследие Плеханова велико по объему. Его использованием и исследованием занимаются советские и за­рубежные политики и ученые с первых лет после его смерти. Но и при жизни Плеханова по его работам учились, с ними спорили или солидаризировались, их цитировали или опро­вергали.

Наибольший вклад в анализ деятельности и творчества Плеханова внес В. И. Ленин, который высоко оценивал теоре­тическую деятельность Плеханова как крупного теоретика марксизма, чьи труды, особенно по философии, являлись луч­шими во всей международной литературе марксизма 3. Ленин ценил Плеханова и как практика революционного движе­ния — основателя и руководителя группы «Освобождение тру­да», одного из создателей Российской социал-демократиче­ской рабочей партии, избранного на ее II съезде председа­телем Совета партии, ценил за его деятельность в борьбе про­тив оппортунистических течений в рабочем революционном движении в России и за рубежом. И хотя пути Ленина и Пле­ханова в октябре 1914 г., когда Плеханов выступил в Лозанне с докладом о войне, окончательно разошлись (до этого они с ноября 1903 г. то сходились, то расходились), Ленин про­должал внимательно наблюдать за его деятельностью, неод­нократно высказываясь по поводу его работ и выступлений. В ноябре 1918 г., через 5 месяцев после смерти Плеханова, Ленин отмечал, что Плеханов был революционным маркси­стом вплоть до первой мировой войны 4.

Располагая ленинским анализом деятельности Плеханова, ленинскими оценками почти всех его основных работ, наши ученые тем не менее не всегда адекватно истолковывают пле­хановское наследие, а некоторые до сих пор в той или иной степени искажают действительную картину. Правда, в боль­шей мере это относится к книгам и статьям, написанным до 1956 г., когда под влиянием сталинских высказываний 20 — 30-х гг. и особенно «Краткого курса истории ВКП(б)» взгля­ды и деятельность Плеханова искажались порой до карика­турного вида (вспомним хотя бы его пресловутый «уход в кусты» на стр. 97 «Краткого курса»).

После празднования 100-летия со дня рождения Г. В. Пле­ханова в декабре 1956 г. в плехановедении, как и во всей жизни страны и науки, наступили перемены к лучшему. По­явилось немало работ, в которых исследование наследия Пле­ханова проводилось на подлинно научном уровне, с Плеха­нова сняли некоторые несправедливые обвинения (о зарож-

6

дении меньшевизма в его взглядах в период группы «Осво­бождение труда» и др.), были введены в науку многие доку­менты, глубоко изучены отдельные стороны творчества Пле­ханова 6. Но это была всего лишь «оттепель», которая к тому же время от времени сменялась «заморозками», возвратом к недооценке роли Плеханова, к искажению его деятельности. До сих пор встречаются работы, где Плеханова упорно на­зывают только пропагандистом марксизма, игнорируя тот факт, что его главная заслуга — теоретическая разработка марксизма, и особенно проблемы применения марксизма к России. В других работах Плеханова считают революцион­ным марксистом только до октября 1903 г., утверждая, что после этого он перестал быть таковым и т, д. Перечислять эти работы и все несправедливые упреки в адрес Плеханова пришлось бы долго 6. Настало время многое из этих ошибоч­ных утверждений пересмотреть, отвергнуть и дать верную оценку деятельности Плеханова вообще и отдельным момен­там его творчества.

Наименее изучены в творческом наследии Плеханова его исторические взгляды. Вклад Плеханова в марксистскую исто­риографию, в разработку теоретических проблем философии истории, социологии более изучен, чем его вклад в непо­средственное исследование отечественной и зарубежной исто­рии. Немногие из работ советских историков раскрывают те­му: Г. В. Плеханов — историк России 7. Специальной работы, посвященной анализу вклада Плеханова в историографию ра­бочего движения в России, не существует. А роль Плеханова в изучении этой проблемы, одной из ключевых в истории на­шей страны, заслуживает серьезного внимания и имеет безус­ловно актуальное значение.

Плеханов как историк-марксист рабочего движения Рос­сии был первопроходцем. Впрочем, в этой роли ему приш­лось выступать по многим проблемам, так как он был первым марксистом России и в связи с этим ему пришлось первому теоретически осмысливать с точки зрения научного социализ­ма весь опыт российского освободительного движения и про­кладывать путь для развития революционной борьбы по за­конам марксизма именно как рабочего движения.

Для того чтобы лучше понять статьи Плеханова, вошед­шие в данный сборник, и его вклад вообще в изучение исто­рии рабочего движения России, обратимся к его биографии. Но надо иметь в виду, что биография Плеханова состоит не только из событий и практических действий — организации стачек, побегов от полиции, встреч с теми или иными деяте­лями, участия в съездах и конференциях, но и из его плодо­творной деятельности по выработке марксистского мировоз-

7

Отец — Валентин Петрович Плеханов. Мать — Мария Федоровна Плеханова.

 

зрения, созданию марксистских произведений, т. е. из той ре­волюционной теоретической работы по распространению марк­сизма в России, которая и является его главной заслугой пе­ред победившим пролетариатом. При изложении этих сведе­ний мы будем частично опускать взгляды Плеханова на исто­рию и роль рабочего класса России в революционном дви­жении, изложив этот материал после его биографии.

Георгий Валентинович Плеханов родился 11 декабря (нов. ст.) 1856 г. в селе Гудаловке (ныне Плеханово) Липецкого уезда Тамбовской губернии. Отец — Валентин Петрович был мелкопоместным потомственным дворянином, отставным штабс-капитаном. Семья по сравнению с другими дворян­скими семьями была бедной. Гудаловскому помещику при­надлежало всего около 100 десятин земли и старый дом, кры­тый соломой, в большом парке. После смерти первой жены, от которой в живых осталось семь детей, он женился на гу­вернантке Марии Федоровне Белынской 8, которая подарила мужу еще семь детей, старшим — и самым любимым — был Георгий. Несмотря на жесткую экономию и умелое хозяйст­вование, с деньгами всегда было трудно. В конце жизни В. П. Плеханов купил дом в Липецке 9 из пяти небольших комнат с участком и амбаром, для того чтобы сдавать его внаем и тем поправить материальное положение семьи. Пле­хановы во время приездов в уездный город и потом, после

8

пожара в Гудаловке, когда сгорел их дом, жили в амбаре, который переоборудовали под жилье.

Плеханов, как и все его братья — сыновья отставного во­енного, учился в Воронежской военной гимназии. После окон­чания ее в 1873 г. его привезли в Петербург и определили в Константиновское артиллерийское училище, где он пробыл всего четыре месяца и подал рапорт с просьбой освободить его от воинской службы по состоянию здоровья. Сделал это он с согласия матери — отец недавно умер, а мать знала о не­желании своего первенца делать военную карьеру. Прожив несколько месяцев среди родных, Плеханов подготовился к поступлению в Горный институт, куда был принят в 1874 г. Одновременно с упорной учебой по специальности он начал принимать все большее участие в революционной деятельно­сти и увлеченно изучать книги по философии, истории, полит­экономии. В 1875—1876 гг. он путем самообразования освоил основы этих наук, а чтение нелегальной и полулегальной ли­тературы, которой он увлекался еще в гимназии, сформирова­ло его мировоззрение революционера-народника и привело к мысли отдать всю жизнь борьбе за счастье трудящегося на­рода своей страны. Знакомство с передовыми рабочими и деятелями революционных кружков, за плечами многих из ко­торых были тюрьмы и ссылки, не давало ему возможности спокойно заниматься в институте, заставило забыть о карье­ре горного инженера.

6 декабря 1876 г. народники-землевольцы провели демон­страцию у Казанского собора, в которой приняли участие студенческая молодежь и передовые рабочие. Плеханов был одним из организаторов этой первой в России политической демонстрации и по поручению организации выступил на ней с речью, где призывал к свержению самодержавия, «убиваю­щего лучших людей России», в том числе Н. Г. Чернышевско­го. После нападения на демонстрантов полицейских сил Пле­ханову удалось скрыться. С этого дня он перешел на неле­гальное положение, стал профессиональным революционером. В революционных кругах его тогда звали «Оратор».

В своих статьях, которые Плеханов начал печатать в неле­гальных органах с 1877 г., он отстаивал идеи утопического социализма народников, хотя и тогда особое внимание обра­щал на роль рабочего класса в революционном движении. Да и на практике ему пришлось в это время в основном ве­сти работу среди пролетариев Петербурга — проводить заня­тия в кружках, помогать в организации забастовок, писать и распространять листовки, быть связным и т. д. Ему удалось продержаться три года, несмотря на постоянную слежку по­лиции и три случайных кратковременных ареста.

9

Мемориальная доска на зда­нии ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Императорская Публичная библиотека (ныне — Государ­ственная Публичная библиоте­ка им. М. Е. Салтыкова-Щед­рина).

 

Этот опыт вдохновлял Плеханова все последующие годы жизни, помогал ему осмысливать сведения о рабочем движе­нии в России. Анализ с марксистских позиций рабочего дви­жения 70-х гг. в Петербурге Плеханов сделал в своем мему­арном очерке «Русский рабочий в революционном движении»,

10

который является центральным материалом настоящего сбор­ника.

В январе 1880 г. Плеханов вынужден был нелегально уехать за границу, поскольку полицейские осведомители хо­дили за ним буквально по пятам. Кроме того, ему было не­обходимо изучить недоступные в России книги. Он до послед­него момента приходил по фальшивому документу читать в Публичную библиотеку (о которой навсегда сохранил самые теплые воспоминания), но в ней отсутствовали или не выдава­лись многие книги по революционному движению в Запад­ной Европе, книги тех мыслителей, которые его в первую оче­редь интересовали. К этому времени Плеханов считался тео­ретиком сначала партии «Земля и воля», а после ее раско­ла — организации «Черный передел».

В Женеве, где была многочисленная колония политических эмигрантов из России и где можно было жить некоторое вре­мя в кредит, собрались единомышленники Плеханова по «Чер­ному переделу» — В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л, Г, Дейч, Я. В. Стефанович (который в том же году вернулся в Рос­сию, был там арестован и сослан на многие годы в Сибирь), В. Н. Игнатов. Туда же приехала его фактическая жена Р. М. Боград (брак они оформили только в 1909 г.), с кото­рой он вскоре уехал в Париж, где они прожили почти год.

Плеханов приехал в Париж не любоваться красотами «столицы мира» — не до этого было. Его занимала неотступ­ная мысль о необходимости найти выход из идейного тупи­ка, в котором оказались обе революционные организации — «Народная воля», отдававшая главные свои силы подготовке террористических актов, и «Черный передел», толкующий в рабочих кружках о революционных возможностях крестьян­ства.

В Париже он близко сошелся с патриархом революцион­ного народничества Петром Лавровичем Лавровым, пользо­вался его богатейшей библиотекой, жадно слушал рассказы о встречах с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Вместе с молодой женой он посещал собрания парижских пролетариев и немец­ких социал-демократов, которые жили в столице Франции в политической эмиграции, изгнанные «исключительным зако­ном» из Германии, встречал возвращенных из ссылки в Но­вой Каледонии коммунаров во главе с легендарной Луизой Мишель. В этот год Плеханов познакомился с зятем К. Марк­са Полем Лафаргом и почти подружился с другим деятелем социалистического движения Франции — Жюлем Гедом. Как интересно, интенсивно они все жили в то время, несмотря на тяжелейшую материальную нужду, часто без еды, без крыши над головой, без гроша в кармане! Но 21 мая 1881 г. у Пле-

11

Розалия Марковна Боград. Петр Лаврович Лавров.   Георгий Валентинович Плеханов.

хановых родилась дочь Лидия. Уж ее-то одними интересны­ми разговорами не прокормишь. На первый гонорар за статью в «Отечественных записках», куда его рекомендовал П. Л. Лав­ров Н. К. Михайловскому, купили самое необходимое, рас­платились с долгами и вернулись в Швейцарию, сначала в Божи под Клараном, а потом опять в «дешевую» Женеву. Плеханов в Швейцарии продолжал изучение произведений

12

К. Маркса, Ф. Энгельса, их предшественников, последовате­лей, противников. С конца 1881 г. он начал работать над пе­реводом на русский язык «Манифеста Коммунистической пар­тии», что сыграло в его жизни огромную роль. Глубокое про­никновение в мысли авторов «Манифеста» помогло ему лучше понять не только их другие произведения, но и историю рево­люционного движения в Западной Европе, а также по-новому взглянуть на экономическое развитие России и на перспекти­вы ее рабочего движения. Плеханов в этот период понял, что все основные положения научного социализма вполне приме­нимы к России. А ведь до него революционные народники, даже лучшие из них, превосходно знавшие не только про­изведения Маркса и Энгельса, но и самих авторов, не стали марксистами. По меткому выражению Плеханова, «философ­ско-историческая часть учения Маркса осталась для них не­прочитанного главою любимой книги» 10. Ближе всех к понима­нию марксизма подошел Г. А. Лопатин, но считать, что он уже стал марксистом и даже «сделал попытку на деле при­менить марксизм для решения назревших задач буржуазно-демократического преобразования страны» 11, на наш взгляд, неверно.

Плеханов, по его собственному утверждению, стал маркси­стом в 1882 г.12 В мае этого года вышел его перевод «Манифе­ста» с предисловием авторов, написанным по просьбе П. Лав­рова. В своем предисловии Плеханов писал: «...вместе с дру­гими сочинениями его авторов «Манифест» открывает новую эпоху в истории социалистической и экономической литера­туры — эпоху беспощадной критики современных отношений труда к капиталу и, чуждого всяких утопий, научного обос­нования социализма» 13.

Но как трудно было решиться заявить о своем разрыве с прежними взглядами и начать идейную борьбу со своими прежними единомышленниками, утверждая, что идеи, под зна­менем которых сражались с самодержавием лучшие русские люди, во имя которых гибли на виселицах, в царских казема­тах, страдали в тюрьмах и ссылках,— ошибочны и не могут привести к победе! К тому же надо было вступить в полеми­ку и с самими основоположниками марксизма, которые в то время видели в «Народной воле» единственно реальную силу, способную бороться за свержение царского самодержавия, и допускали (правда, условно и с оговорками) возможность особой роли крестьянской общины в строительстве будущего общества.

Но Плеханов не побоялся пойти против течения. К тому же у него были единомышленники. Из «бывших чернопере­дельцев» вслед за Плехановым и под его влиянием револю-

13

В. И. Засулич.

Л. Г. Дейч.

В. Н. Игнатов.

П. Б. Аксельрод.

     

ционными марксистами стали еще четыре человека — П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов. Их было сначала пять революционеров, имена которых были уже хорошо известны в революционных и прогрессивных кру­гах России, а фотографии и приметы — в канцеляриях цар­ской охранки. За плечами у всех был значительный опыт не­легальной деятельности, они уже имели горький опыт тюрем, ссылок, эмиграции.

25 сентября 1883 г. эта группа единомышленников заявила о разрыве с народничеством и образовании социал-демокра­тической группы «Освобождение труда». Заявление «Об изда­нии „Библиотеки современного социализма"» написал Плеха­нов (примечание к документу составил Дейч), там были оп­ределены задачи новой революционной организации. Ближай­шая цель, которую они поставили перед собой, — борьба с са­модержавием и организация в России партии рабочего класса с программой, основанной на идеях научного социализма. Не­большая группа поставила перед собой грандиозную задачу: пропаганда идей марксизма в России и доказательство при­менимости их к социально-экономическим условиям страны. Это предполагалось сделать при помощи издания на русском языке важнейших трудов Маркса и Энгельса, произведений российских авторов, в которых содержалась бы «критика гос­подствующих в среде наших революционеров учений и разра­ботка важнейших вопросов русской общественной жизни с точки зрения научного социализма и интересов трудящегося населения России» 14.

Для осуществления этих задач была издана брошюра Г. В. Плеханова «Социализм и политическая борьба», кото­рую он начал писать еще до образования группы. В ней были изложены основные идеи «русского марксизма», которые в дальнейших трудах Плеханова и его единомышленников по­следовательно развивались. Позднее В. И. Ленин писал, что значение брошюры Плеханова «Социализм и политическая борьба» (и написанной им через год книги «Наши разногла­сия») состоит в том, что он «указал русским революционерам их задачу: образование революционной рабочей партии, бли­жайшей целью которой должно быть низвержение абсолютиз­ма» 15. Работу «Социализм и политическая борьба» В. И. Ле­нин назвал первым profession de foi (исповеданием веры) рус­ского социал-демократизма 16.

От членов группы «Освобождение труда» отвернулась рус­ская политическая эмиграция, их обвиняли в теоретической несостоятельности, в измене народническим идеалам, в от­ступничестве, в предательстве, Даже П. Л. Лавров, ранее так высоко ценивший литературный талант и революционные за-

13

Произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, переведенные и из­данные группой «Освобождение труда».

 

Произведения Г. В. Плеханова.

Гравюра с горельефа бельгийского скульптора В. Велле «Жертва труда», которая находилась в комнате Г. В. Плеханова в Женеве.

слуги Плеханова, в рецензии на брошюру называл Плеханова «господином». Ожесточенность нападок на группу «Освобож­дение труда», и особенно на Плеханова, со стороны револю­ционных народников усилилась после выхода книги «Наши разногласия» (1885 г.), в которой был дан анализ экономиче­ского и социального развития послереформенной России по пути капитализма. На этой базе программные положения на­родничества были подвергнуты беспощадной критике, автор подводил читателей к выводу: «Бакунизм и народничество как революционные учения отжили свой век...» 17

Все издания группы «Освобождение труда» набирались и верстались в наборне, приобретенной в рассрочку у русского эмигранта А. Д. Трусова на деньги члена группы В. Н. Игна­това и его родных. Но после набора их надо было передавать для печатания и брошюровки в женевские типографии, что стоило немалых денег. Однако главную статью расхода со­ставляла оплата контрабандистов, перевозивших тюки с ли­тературой в Россию.

Несмотря на все эти трудности, члены первой марксист­ской организации издали с мая 1882 г. (еще до образования группы были изданы «Манифест Коммунистической партии» и работа Маркса «Наемный труд и капитал») и до сентября

1900 г.— 24, а если считать переиздания — 30 произведений

18

К. Маркса и Ф. Энгельса целиком и в отрывках 18. За это же время в нелегальной типографии в Женеве (с 1894 г. она счи­талась типографией «Союза русских социал-демократов за границей», созданного по инициативе группы «Освобождение труда») было выпущено 84 названия печатной продукции — книги, сборники, листовки, написанные членами группы или под их редакцией 19. Среди них важное место занимают про­изведения В. И. Ленина 20, которые были изданы (или переиз­даны) значительными тиражами и доставлены в Россию.

И эту огромную работу делали, главным образом, три че­ловека, так как двоим членам плехановской группы не дове­лось до конца принять в ней участие. В 1884 г. Дейч был аре­стован на германской границе при попытке отправить в Рос­сию транспорт марксистской литературы, выдан царской по­лиции и осужден на каторгу и ссылку в Восточную Сибирь, откуда бежал лишь в 1901 г. В 1885 г. умер от чахотки тя­жело болевший последние годы В. Н. Игнатов.

Георгий Плеханов, Вера Засулич, Павел Аксельрод были не только единомышленниками, понимавшими друг друга с полуслова, но и близкими друзьями.

Плеханов и Аксельрод были на «ты», только ему — Пав­лу — писал Плеханов отчаянные письма в особо тяжелые пе­риоды своей болезни (он с 1887 г. и до конца жизни страдал туберкулезом легких), когда, казалось, не было надежды на выздоровление, болезней жены и детей (у Плехановых в 1883 г. родилась дочь Евгения, а в 1889 г.— Мария), когда их выселяли из квартиры и нечего было есть, после смерти Ма­шеньки в 1894 г. Тогда Павел, забыв про свои собственные беды — смертельную длительную болезнь жены, скудное су­ществование всей многочисленной семьи на доходы от ма­ленького кефирного заведения, помогал другу и ободрял его.

С Верой Засулич отношения были иного рода. Она была окружена ореолом «героической гражданки», как называл ее Энгельс, пользовалась огромной популярностью среди рос­сийской и зарубежной прогрессивной интеллигенции, возник­шей после ее выстрела в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова и оправдания ее судом присяжных. В. И. За­сулич стала активной противницей тактики индивидуального террора. Она жила как аскет — плохо одевалась, плохо пи­талась и совсем не тяготилась этим. Немолодая по меркам того времени (в 1883 г. ей было 34 года), вечно больная (бронхиты, лихорадка, бессонница), Вера Ивановна после ареста Дейча, который был ее гражданским мужем, чувство­вала себя очень одинокой. Она была дружески привязана к Плеханову как к человеку, который в огромной степени спо­собствовал ее интеллектуальному росту, чей блестящий ум

19

и высокая нравственность революционера делали его ведущим в этой дружбе.

Вера Засулич была выдающейся личностью, разносторон­не образованным человеком (достигнув этого самообразова­нием), обладала способностью проникать в глубь, в сущность вещей, знала и любила философию. И в то же время она была по-женски незащищенной перед политическими интригами в эмигрантской среде, уповая при их обострении лишь на опыт и волю своего более умудренного в этих делах товарища.

Произведения В. И. Засулич 21, ее письма, написанные в особой манере, и теперь читаются с интересом и эстетическим наслаждением. Вера Ивановна помогала Плеханову в его работе — делала для него выписки, переписывала черновики, а он редактировал ее переводы и сочинения. Но главное — они могли на равных обсуждать теоретические проблемы и практическую деятельность.

Дружба и единомыслие членов группы «Освобождение труда» продолжались до августа 1903 г., когда Л. Г. Дейчем на II съезде РСДРП было объявлено о прекращении ее дея­тельности и когда пути ее членов разошлись: Плеханов пона­чалу выбрал дорогу вместе с Лениным, которая стала назы­ваться большевистской, а Засулич, Аксельрод и Дейч стали меньшевиками. И когда после трех месяцев переговоров Пле­ханов кооптировал в редколлегию «Искры» всех прежних ре­дакторов, в том числе П. Б. Аксельрода и В. И. Засулич (что он имел право сделать согласно Уставу), дружеские отноше­ния между бывшими членами группы «Освобождение труда» так и не восстановились. Они остались во многом единомыш­ленниками, но перестали быть друзьями.

Но до 1903 г. в жизни Плеханова произошло много собы­тий. Кроме написания книг и статей он вел практическую ре­волюционную работу — устанавливал и поддерживал связи с возникшими в России социал-демократическими организация­ми, читал лекции по истории революционного движения, по марксистской философии и выступал в полемике на лекциях идейных противников — сначала народников, в конце 90-х гг.— «экономистов», в начале XX в.— эсеров.

Плеханов много делал для пропаганды русской социал-демократии среди деятелей международного рабочего движе­ния, объединившихся в 1889 г. в Париже во II Интернацио­нал. Его личные встречи, переписка, публикация работ в журналах и газетах социалистического направления имели большое значение для ознакомления всего передового чело­вечества с социально-экономическим положением России. Он писал о бесправном положении народа, о бесчинствах цар­ских властей и полиции и, наконец, о развивающемся рево-

20

люционном движении — о стихийных и руководимых социал-демократами забастовках и демонстрациях. Выступления Пле­ханова на конгрессах II Интернационала, написанные им до­клады показывали, что пролетариат России является полноправным участником международного рабочего движения.

Этой активной деятельности Плеханова очень мешали в 80-e — начале 90-х гг. материальная нужда, болезни его и близких и политические преследования. Даже швейцарская по­лиция, подстрекаемая царским правительством, добилась от кантональных властей решения о высылке из страны Плеха­нова и Засулич по ложному обвинению в подготовке террори­стических актов. С марта 1889 г. по июль 1894 г. они жили во Франции в городе Морне — недалеко от Женевы. А потом и оттуда — теперь уже из-за преследований французской по­лиции — пришлось тайком переехать в Лондон. Многочислен­ные деловые и дружеские встречи с Фридрихом Энгельсом (Плеханов был лично знаком с ним с 1889 г., Засулич — с 1893 г.), обсуждение с ним вопросов философии, экономики, перспектив рабочего движения скрашивали для двух изгнан­ников пребывание на чужбине.

В ноябре 1894 г. Плеханов получил разрешение вернуться в Женеву, добытое хлопотами швейцарских социалистов. Ве­ра Засулич такого разрешения не получила и осталась в Лон­доне. Плеханов с семьей поселился в квартире по ул. Кан­доль, 6, где прожил до возвращения в Россию. Однако офи­циальное разрешение на постоянное жительство в Женеве он получил только в 1904 г.

В эту квартиру в мае 1895 г. к Г. В. Плеханову пришел В. И. Ленин, приехавший в Швейцарию по поручению петер­бургских социал-демократов для переговоров об издании за рубежом периодического органа для рабочих. Это была их первая встреча, а после еще нескольких бесед (в Цюрихе и Афольтерне вместе с П. Аксельродом и в селении Дьяблере вместе с социал-демократами А. Н. Потресовым и А. М. Во­деном) все практические и теоретические вопросы были об­суждены и согласованы. В результате стал выходить в Же­неве сборник «Работник» (статья Плеханова «От издателей» из этого сборника включена в настоящее издание).

Н. К. Крупская писала, что Ленин глубоко уважал Плеха­нова, который «сыграл крупную роль в развитии Владимира Ильича, помог ему найти правильный революционный путь, и потому Плеханов был долгое время окружен для него орео­лом...» 22.

Группа «Освобождение труда» с самого начала своего об­разования поддерживала связи почти со всеми социал-демо­кратическими организациями, которые возникали в России в

21

значительной степени под ее влиянием — с «Партией русских социал-демократов» (группа Благоева), с «Рабочим союзом» (группа Бруснева) в Петербурге, с московскими, вильнюсски­ми, минскими, екатеринославскими социал-демократами. А книги, изданные и написанные членами плехановской группы, распространялись почти во всех регионах страны, способст­вуя проникновению идей научного социализма в круги пере­довых рабочих и демократической интеллигенции.

Особое место среди произведений Плеханова занимает его книга «К вопросу о развитии монистического взгляда на исто­рию». В 1894 г., когда Плеханов еще жил в Лондоне, туда приехал А. Н. Потресов с предложением издать любую плеха­новскую работу в Петербурге — легально, но приспособив ее к требованиям цензуры. Плеханов переработал рукопись, под­готовлявшуюся им для международного издания «История социалистического движения во Франции», и почти закончен­ную им брошюру, которую он условно называл «Наши разно­гласия. Часть II». В результате появилась довольно большая работа, которой придумали тяжеловесное заглавие для маски­ровки истинного содержания. Благодаря связям Потресова и растерянности, которая царила в царской администрации после смерти Александра III в конце октября, книгу удалось очень скоро издать под псевдонимом — Н. Бельтов Она выш­ла из типографии в декабре 1894 г. (на титульном листе сто­ит 1895 г.).

В этой книге Плеханов подвергал беспощадной критике либеральных народников и блестяще защищал идеи научного социализма, главным образом исторического материализма, показав его истоки и значение для понимания событий вооб­ще и для формирования мировоззрения русских марксистов. Книга произвела фурор в революционном лагере и среди про­грессивной интеллигенции России. Ею зачитывались, ее ци­тировали, о ней спорили. В очень многих воспоминаниях ре­волюционных деятелей того времени говорится о том, что именно плехановский «Монистический взгляд» привел их к отказу от народнических идей — к пониманию марксизма. Об этом писали будущие большевики С. И. Мицкевич, М. С. Оль­минский, Г. М. Кржижановский, В. В. Ванновская и другие. Б. И. Горев вспоминал: «...впечатление разорвавшейся бомбы произвела появившаяся к новому году кни


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.