Государство и гражданское общество — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Государство и гражданское общество

2024-02-15 24
Государство и гражданское общество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государство — основной институт политической системы общества. Государство — явление историческое. Первоначально в первобытном обществе не было ни государства, ни тем более какой- либо политической системы. В этом не было никакой потребности. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек, а чаще — грубой силой. Однако дальнейшее развитие общества, его усложнение стали все больше требовать создания определенного механизма для адекватного и однозначного разрешения споров и ведения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны нарождающейся собственности). Осуществление этих функций без специально созданных для этого органов управления становилось уже невозможным.

Одновременно в обществе происходила дифференциация социальной структуры, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».

Часто государство понимают в самом широком смысле слова как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В этом смысле понятие «государство» тождественно понятиям «общество», «страна» (Франция, Германия, Россия и т.д.). В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе.

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Общество делегирует государству (в лице его органов) основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены главные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и др.), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории, чего не может себе позволить ни один другой политический институт общества. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения. И само государство, и его функции (т.е. направления его деятельности) не оставались неизменными в истории и видоизменялись с развитием общества. Однако ряд функций остается практически неизменным и имеет место в любом государстве. Так, всегда оставалась неизменной государственная функция защиты общества от внешних посягательств.

В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществления — внутренние и внешние. Внутренние функции: экономическая, социальная, культурно-образовательная, правовая (защита законных прав и интересов граждан, предотвращение социальных конфликтов). В научной литературе встречаются самые различные классификации внутренних функций государства. Помимо перечисленных выше, включают также экологическую, защиты конституционного строя и др. Но, как правило, все они в той или иной мере поглощаются функциями, перечисленными выше.

Внешние функции: защита общества от внешних врагов, развитие цивилизованных отношений с другими государствами.

Свои функции государство осуществляет через систему государственных органов, через государственный аппарат. Для более эффективного выполнения функций в государстве сформировалась система разделения властей. Наиболее распространенным сегодня в мире является разделение властей на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Иногда, особенно в последнее время, выделяют еще и четвертую власть — СМИ. Однако юридически это не совсем корректно, о их властных функциях правильнее говорить лишь в условном, переносном смысле. СМИ не входят непосредственно в структуру государственных органов. Их влияние не выражается непосредственно через принятые ими решения, законы, постановления, реальные действия, как это имеет место среди трех названных выше ветвей власти. Мнение прессы или электронных СМИ не имеет обязательной юридической силы. Однако власть СМИ заключается в сильном психологическом и моральном воздействии на общество, на сознание людей и оказание существенного (не всегда прямого, но порой очень действенного) влияния на другие ветви власти и на общественное мнение.

С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур, например, проблемы экологии, здравоохранения.

Исторически концепция гражданского общества — societas civilis — в современном его понимании возникла в западноевропейской философии и юриспруденции в эпоху буржуазных революций XVII—XVIII вв. и с тех пор несет в себе мощный заряд идей европоцентризма, индивидуализма, демократии и рационализма эпохи Просвещения. Ее сторонниками были выдающиеся европейские мыслители: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, ШЛ. Монтескье, А. Смит, Б. Спиноза, Ф. фон Гумбольдт, И. Кант, Г. Гегель и многие другие. Данная идея, изменяясь в деталях, до сих пор является одной из самых влиятельных в западном обществознании, а также в западной идеологии.

В России же идея гражданского общества имеет более сложную и неоднозначную судьбу. Она проникла в отечественную общественную мысль в XIX в., активно разрабатывалась в либеральной литературе в начале XX в. Однако в арсенале официального советского обществознания для нее не нашлось места, а в постсоветской России хотя и признается ценность и значимость развития институтов гражданского общества, однако в настоящий момент идет поиск наиболее адекватной российским

Трудности понимания гражданского общества объективно обусловлены многочисленными трактовками самого понятия «гражданское общество». Даже в первом приближении можно насчитать более 50 определений гражданского общества, которые предлагают различные авторы. Конечно, это вызывает затруднения, тем более что порой под гражданским обществом понимают совершенно разные вещи.

Однако наиболее распространенным является следующее определение: гражданское общество — рационально сконструированная и «расположенная вне государства» система отношений в различных сферах жизнедеятельности свободных, независимых индивидов, обладающих правами и свободами и способных эти права и свободы охранять и защитить. Для удовлетворения своих материальных и духовных интересов и потребностей люди должны иметь право и реальную возможность свободно и добровольно объединяться в гражданские организации: ассоциации, союзы, корпорации и т. д.

Гражданское общество и государство — явления, которые связаны между собой. Люди, их интересы, способы удовлетворения этих интересов, классы и социальные группы, в которые входит каждый человек, организации, через которые он удовлетворяет свои потребности, — все это отражается через систему политических государственных институтов.

Можно выделить три типа взаимодействия гражданского общества и государства:

1 Гражданское общество отсутствует, поскольку государство не допускает зарождения в обществе институтов, которые способствовали бы формированию гражданского общества. Например, такое взаимодействие характерно для большинства развивающихся государств Азии и Африки.

2 Гражданское общество и государство - две враждебные организации. Государство и гражданское общество при таком типе взаимодействия ведут борьбу на взаимоуничтожение: институты гражданского общества подрывают легитимность существующего государства, а государство, в свою очередь, препятствует развитию институтов гражданского общества и ведет с ними борьбу. Конечно, данный тип взаимоотношений неприемлем в какой-либо исторической перспективе, он разрушительно воздействует на весь уклад общественной жизни. Такой тип взаимодействия присущ тоталитарным государствам, например, фашистской Италии и нацистской Германии 30-х гг. XX в.

3 Гражданское общество и государство - две дружественные организации. Такое взаимоотношение наиболее оптимально. Оно означает, что сильное государство устанавливает для институтов гражданского общества «правила игры» и контролирует их выполнение, координирует свою деятельность с данными институтами, но не вмешивается непосредственно в их деятельность. Данный тип взаимоотношений гражданского общества и государства присущ развитым демократическим странам. Он является ориентиром при построении гражданского общества и в России.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.