Самореализация и саморазвитие личности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Самореализация и саморазвитие личности

2024-02-15 18
Самореализация и саморазвитие личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самореализация - это механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности. Принято выделять творческую, профессиональную и социальную самореализацию.

Цели самореализации. В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. После достижения поставленной ступени самореализации в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходят с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.

Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, чтобы выразить себя. На кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности: потребность в признании в коллективе; потребность в развитии интеллекта; стремление обзавестись семьей; стремление достичь успешности в спорте или стать физически развитым; потребность в карьерном росте; стремление постоянно совершенствовать себя; стремление к социальному статусу.

Процесс самореализации. Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие, так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса.

Способы самореализации. С целью осознания способов самореализации, следует постигнуть себя. Понять себя возможно только посредством взаимодействия с окружающими людьми и в деятельности. Осознавая себя, открывая собственные таланты, постигая все свои сильные аспекты и учитывая свои слабые стороны, следует принять собственную личность и полюбить ее такой, какой она является в действительности. Неизбежным шагом на пути к личностной самореализации будет являться напряженная работа над собственной личностью и своими душевными позитивными качествами, талантами, задатками, способностями, которые непременно необходимо развивать. Для самореализации необходимо выработать ценностные ориентиры в жизни, доминирующие аспекты и второстепенные категории. Следует определить сферу профессиональной деятельности по душе, а не ради социального статуса или огромной заработной платы. Основополагающим этапом в ходе реализации своих потенций является постановка стратегической цели. Следующим этапом будет развитие через действия веры в себя и реализация назначенной цели. Ключевым в достижении цели считается преданность своей мечте, устремленность вперед при достижении результата. Для самореализации индивиду необходимо выработать в себе или обладать сильным желанием и потребностью заниматься любимым делом. Не нужно бояться ошибок, ведь в них рождается опыт.

Кроме перечисленных выше способов личностной самореализации сегодня существует множество других. Ведь к собственной самореализации каждый индивид идет своей персональной дорогой, согласно собственным внутренним ощущениям.

Самосознание как сфера самореализации

Образ «Я» складывается у человека на протяжении его жизни под воздействием различных социальных влияний. Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: 1 познавательный – знание себя; 2 эмоциональный – оценка себя; 3 поведенческий – отношение к себе. Личность представляет собой некую целостность, которая тяготеет к собственной идентичности.

Самооценка – элемент самосознания, формирующийся в процессе развития личности, способность личности оценивать собственные возможности и свойства. Выделяют 3 основных уровня самооценки: адекватная; завышенная, заниженная. Самооценка динамична и зависит от особенностей личности на определенном этапе, тесно связана уровнем притязаний личности.

Роберт Бернс предложил понятие Я-концепции как совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженная с их оценкой, совокупность установок, направленных на самого себя. Я-концепция формируется под влиянием разных влияний, но особенно важно для человека общение с другими людьми.

Принято считать, что Я-концепция состоит из: реального «Я» (представление о том, каков человек на самом деле); зеркального (социального) «Я» (представления о том, как его видят другие); идеального «Я» (представления о том, каким бы он хотел стать); возможного «Я» ( представления о том, каким он боится стать). Многие люди переживают рассогласованность между идеальным «Я» и реальным «Я». Они хотят быть похожими на идеальное «Я» и даже притворяются подобно ему. Описывая этот конфликт, К. Роджерс считает, что социальные силы вынуждают человека утрачивать связь с внутренними процессами развития. Люди перестают доверять своим внутренним ощущениям. Например, авторитарные родители ставят на первое место уважение и послушание. Подобный стиль воспитания срабатывает против тенденций к самоактуализации ребенка. Так, студенты, у которых авторитарные родители, отличались меньшей активностью, чем те студенты, кого родители наставляли не прибегая к строгим ограничениям. Это означает, что ребенку следует оказывать позитивное внимание и любить вне зависимости от его поведения.

На самосознание личности влияет локус контроля - степень, в какой люди воспринимают свою жизнь: как контролируюмую изнутри посредством собственных усилий и действий или контролируюмую извне случаем или внешними стимулами.

Саморазвитие. Существует мнение, что саморазвитие через саморазрушение является самым эффективным. Имеется в виду – разрушение ложных установок, выход из зоны комфорта, перестраивание своей личности.

Саморазвитие своей глобальной целью имеет самоактуализацию – приход в состояние, когда личность стала всем, чем она могла стать. И поскольку эта цель идеальна, не достижима полностью – то самоактуализация есть некая абстракция, высшая потребность, вектор, по которому личность движется в течение всей жизни.

Самоактуализация – это, прежде всего, достижение внутреннего гармоничного состояния в нахождении с самим собой, устранение или принятие внутриличностных конфликтов и независимость от оценок окружающих, большая свобода и личная ответственность без привязки к жестким рамкам и гарантиям завтрашнего дня.

Цели и целеполагание. Цель – это то, чего человек стремится достичь, предмет стремления, желаемый исход, то, что желательно реализовать, но необязательно достижимое.

Цели ранжируются по трём уровням. Первый уровень – оперативная цель. Это сиюминутные, обыденные цели, которые носят подчиненный характер в отношении тактики. Второй уровень – тактические цели. Они выходят из стратегических ориентиров. Тактические цели конкретизируют такие компоненты, как их ценность. Третий уровень – стратегические цели. Они являются наиболее значимыми среди остальных жизненных целей. Они определяют путь жизненного прогресса человека, группы людей или организации в целом.

Целеполагание – это совершение выбора либо одной, либо нескольких целей с определением параметров позволительных отклонений для контроля над процессом реализации идей.

Целеполагание – это своеобразная первичная стадия управления, которая предусматривает постановку главной цели или комплекса целей, соответствующих назначению, стратегическим инструкциям (стратегическое целеполагание) и характеру задач, которые нужно разрешить.

Процесс целеполагания является довольно длительным и сложным. Сложность его лежит в необходимости трансформаций неосознаваемых желаний в отчетливо и внятно сформулированную цель, в выстраивании в сознании плана нужных деяний и ресурсов для достижения результата. А длительность целеполагания определяется тем, что она не заканчивается только лишь выбором цели в начале деятельности. В ходе деятельности появляется множество несогласованностей между образом и существующими результатами.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.