Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»11 — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»11

2024-02-15 26
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»11 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

№ блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся
А) 2—3 учебных часа Нацио- нальные истоки классиче- ской му- зыки Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Знакомство с образцами музыки разных жанров, ти- пичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов. Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наибо- лее яркие интонации, прохлопать ритмические приме- ры из числа изучаемых классических произведений.

 

11 Изучение тематических блоков данного модуля строится по принципу сопоставления значительных явле- ний, стилей, образов на примере творчества крупнейших композиторов Западной Европы. Однако биогра- фические сведения из жизни композиторов предполагаются к использованию лишь в качестве контекста и не должны подменять собой освоение, постижение смысла самих музыкальных произведений.

В календарном планировании данный модуль целесообразно соотносить с изучением модуля «Музыка на- родов мира», переходя от фольклора той или иной страны к творчеству профессиональных композито- ров, в котором изученная национальная традиция получила продолжение и развитие.


Продолжение

№ блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся

 

 

Значение и роль Разучивание, исполнение не менее одного вокального
композитора — произведения,  сочинённого  композитором-классиком
основоположника (из числа изучаемых в данном разделе).
национальной Музыкальная викторина на знание музыки, названий
классической му- и авторов изученных произведений.
зыки. На выбор или факультативно
Характерные Исследовательские проекты о творчестве европейских
жанры, образы, композиторов-классиков,  представителей  националь-
элементы музы- ных школ.
кального языка Просмотр художественных и документальных фильмов
  о творчестве выдающих европейских композиторов
  с последующим обсуждением в классе.
  Посещение концерта классической музыки, балета,
  драматического спектакля
Б) Музыкант Кумиры публики Знакомство  с  образцами  виртуозной  музыки.  Размыш-
2—3 и публика (на примере твор- ление над фактами биографий великих музыкантов —
учебных   чества В. А. Мо- как любимцев публики, так и непóнятых современни-
часа   царта, Н. Пагани- ками.
    ни, Ф. Листа Определение на слух мелодий, интонаций, ритмов,
    и др.). Виртуоз- элементов музыкального языка изучаемых классиче-
    ность. Талант, ских произведений, умение напеть их наиболее яркие
    труд, миссия ритмо-интонации.
    композитора,  ис- Музыкальная викторина на знание музыки, названий
    полнителя. При- и авторов изученных произведений.

 

    знание публики. Культура слушате- ля. Традиции слу- шания музыки в прошлые века и сегодня Знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета. На выбор или факультативно Работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения). Посещение концерта классической музыки с последую- щим обсуждением в классе. Создание тематической подборки музыкальных произ- ведений для домашнего прослушивания
В) 4—6 учеб- ных часов Музыка — зеркало эпохи Искусство как от- ражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили ба- рокко и класси- цизм (круг основ- ных образов, ха- рактерных инто- наций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармо- нический склад на примере творче- ства И. С. Баха и Л. ван Бетховена Знакомство с образцами полифонической и гомофонно- гармонической музыки. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе). Исполнение вокальных, ритмических, речевых кано- нов. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. На выбор или факультативно Составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры). Просмотр художественных фильмов и телепередач, по- свящённых стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов

Продолжение

№ блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся
Г) 4—6 учебных часов Музы- кальный образ Героические об- разы в музыке. Лирический ге- рой музыкального произведения. Судьба челове- ка — судьба че- ловечества (на примере творче- ства Л. ван Бет- ховена, Ф. Шу- берта и др.). Сти- ли классицизм и романтизм (круг основных обра- зов, характерных интонаций, жан- ров) Знакомство с произведениями композиторов — вен- ских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкально- му образу, идентификация с лирическим героем про- изведения. Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, эле- ментов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального об- раза. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. На выбор или факультативно Сочинение музыки, импровизация; литературное, ху- дожественное творчество, созвучное кругу образов из- учаемого композитора. Составление сравнительной та- блицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музы- ке и литературе и т. д.)

 


Д) 3—4 учебных часа Музы- кальная драматур- гия Развитие музы- кальных образов. Музыкальная те- ма. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разра- ботка. Музыкальная форма — строе- ние музыкального произведения Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития. Умение слышать, запоминать основные изменения, последова- тельность настроений, чувств, характеров в развёрты- вании музыкальной драматургии. Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития. Составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. На выбор или факультативно Посещение концерта классической музыки,  в  програм- ме которого присутствуют крупные симфонические произведения. Создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма и др.), осно- ванного на развитии образов, музыкальной драматур- гии одного из произведений композиторов-классиков
Е) 4—6 учебных часов Музы- кальный стиль Стиль как един- ство эстетических идеалов, круга образов, драма- Обобщение и систематизация знаний о различных про- явлениях музыкального стиля (стиль композитора, на- циональный стиль, стиль эпохи и т. д.). Исполнение 2—3 вокальных произведений — образцов

Окончание

№ блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся
    тургических при- ёмов, музыкаль- ного языка. (На примере творче- ства В. А. Моцар- та, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.) барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных). Определение на слух в звучании незнакомого произве- дения: — принадлежности к одному из изученных стилей; — исполнительского состава (количество и состав ис- полнителей, музыкальных инструментов); — жанра, круга образов; — способа музыкального изложения и развития в про- стых и сложных музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и частей в произведении и др.). Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. На выбор или факультативно Исследовательские проекты, посвящённые эстетике и особенностям музыкального искусства различных сти- лей XX века

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»12

 

№ блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся
А) Образы Вокальная музы- Повторение,  обобщение  опыта  слушания,  проживания,
3—4 родной ка на стихи рус- анализа музыки русских композиторов, полученного
учебных земли ских поэтов, про- в начальных классах. Выявление мелодичности, широ-
часа   граммные инстру- ты дыхания, интонационной близости русскому фольк-
    ментальные лору.
    произведения,  по- Разучивание, исполнение не менее одного вокального
    свящённые кар- произведения, сочинённого русским композитором-
    тинам русской классиком.
    природы, народ- Музыкальная викторина на знание музыки, названий
    ного быта, сказ- и авторов изученных произведений.
    кам, легендам (на На выбор или факультативно
    примере творче- Рисование  по  мотивам  прослушанных  музыкальных
    ства М. И. Глин- произведений.
    ки, С. В. Рахма- Посещение концерта классической музыки, в програм-
    нинова, В. А. Гав- му которого входят произведения русских композито-
    рилина и др.) ров

 

 

12 Изучение тематических блоков данного модуля целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций.


Продолжение

№ блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся
Б) 4—6 учебных часов Золотой век рус- ской куль- туры Светская музыка российского дво- рянства XIX ве- ка: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Ув- лечение западным искусством, появ- ление своих гени- ев. Синтез запад- но-европейской культуры и рус- ских интонаций, настроений, обра- зов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковско- го, Н. А. Римско- го-Корсакова и др.) Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочинённого рус- ским композитором-классиком. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. На выбор или факультативно Просмотр художественных фильмов, телепередач, по- свящённых русской культуре XIX века. Создание любительского фильма, радиопередачи, теа- трализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX века. Реконструкция костюмированного бала, музыкального салона

 


В) 4—6 учебных часов История страны и народа в музыке русских компози- торов Образы народных героев, тема слу- жения Отечеству в крупных теа- тральных и сим- фонических произведениях русских компози- торов (на приме- ре сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.) Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX ве- ков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочинённо- го русским композитором-классиком. Исполнение Гимна Российской Федерации. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. На выбор или факультативно Просмотр художественных фильмов, телепередач, по- свящённых творчеству композиторов — членов круж- ка «Могучая кучка». Просмотр видеозаписи оперы одного из русских ком- позиторов (или посещение театра) или фильма, осно- ванного на музыкальных сочинениях русских компо- зиторов
Г) 3—4 учебных часа Русский балет Мировая слава русского балета. Творчество ком- позиторов (П. И. Чайков- ский, С. С. Про- кофьев, И. Ф. Стравин- ский, Р. К. Ще- дрин), балетмей- Знакомство с шедеврами русской балетной музыки. Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом. Посещение балетного спектакля (просмотр в видеозапи- си). Характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом. На выбор или факультативно Исследовательские проекты, посвящённые истории соз- дания знаменитых балетов, творческой биографии бале- рин, танцовщиков, балетмейстеров.

Окончание

№ блока, кол-во часов Темы Содержание Виды деятельности обучающихся
    стеров, артистов балета. Дягилев- ские сезоны Съёмки любительского фильма (в технике теневого, ку- кольного театра, мультипликации и т. п.) на музыку какого-либо балета (фрагменты)
Д) 3—4 учебных часа Русская исполни- тельская школа Творчество выдаю- щихся отечествен- ных исполнителей (С. Рихтер, Л. Ко- ган, М. Ростропо- вич, Е. Мравин- ский и др.). Кон- серватории в Москве и Санкт- Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чай- ковского Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации. Создание домашней фоно- и видеотеки из понравивших- ся произведений. Дискуссия на тему «Исполнитель — соавтор композито- ра». На выбор или факультативно Исследовательские проекты, посвящённые биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки
Е) 3—4 учебных часа Русская музыка — взгляд в будущее Идея светомузы- ки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, син- тезатор Е. Мурзи- на, электронная музыка (на при Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века,  эстетическими  и  технологическими  идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства. Слушание образцов электронной музыки. Дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки.

 

 

 

мере творчества На выбор или факультативно
А. Г. Шнитке, Исследовательские проекты, посвящённые развитию
Э. Н. Артемьева и музыкальной электроники в России.
др.) Импровизация, сочинение музыки с помощью цифро-
  вых устройств, программных продуктов и электрон-
  ных гаджетов

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.