Начало дирижёрского творческого пути — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Начало дирижёрского творческого пути

2024-02-15 22
Начало дирижёрского творческого пути 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 


Кафедра струнных инструментов

 

ЧЕРНЯК АДА СЕРГЕЕВНА

 

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КУСЕВИЦКИЙ –

ДИРИЖЁР И КОМПОЗИТОР:

КОНЦЕРТ ДЛЯ КОНТРАБАСА С ОРКЕСТРОМ ОР. 3

 

                         Методическая работа

 

 

 

                                         

 

 

                                            Тверь 2023

 

 

                                                 ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..................3

ГЛАВА 1. ДИРИЖЁР

1.1. НАЧАЛО ДИРИЖЁРСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ……………………4

1.2. С. А. КУСЕВИЦКИЙ – ИНТЕРПРЕТАТОР

(НА ПРИМЕРЕ СИМФОНИЙ Л. БЕТХОВЕНА) ………………………………6

 

ГЛАВА 2. КОНЦЕРТ ДЛЯ КОНТРАБАСА С ОРКЕСТРОМ OP. 3

2.1. С. А. КУСЕВИЦКИЙ КАК ИСПОЛНИТЕЛЬ…………………………….21

2.2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СТРУКТУРА КОНЦЕРТА…………………..22

2.3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИНТПРЕТАЦИИ ………………………………..26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной работы заключается в том, что Сергей Александрович Кусевицкий сделал немалый вклад в контрабасовое искусство в целом. Его имя известно почти каждому музыканту, в особенности это касается контрабасистов. Однако, мы имеем всего лишь только общее представление о музыканте.

Цель работы – анализ творческой личности Сергея Кусевицкого. Задачи: детальная проработка и осмысление его как дирижёра, исполнителя и композитора.

В Первой главе будет раскрыта его дирижёрская деятельность на примере интерпретации симфоний Людвига ван Бетховена. Кусевицкий внёс немалый вклад в оркестровое исполнение этих симфоний. Для Кусевицкого Бетховен был любимым композитором. Критик Эрнест Ньюман, несмотря на сожаление по поводу слишком очевидных следов русского темперамента в трактовке Кусевицкого, признавал, что дирижер чувствовал силу произведения Бетховена, и мы можем быть уверены, что Кусевицкий передавал в исполнении своего оркестра чувства композитора, которые Бетховен испытывал во время написания симфонии» [9]. Множество симфоний Бетховена в распоряжении Кусевицкого несут следы кропотливой подготовки, которую он предпринимал: то, что режиссеры театра называют «кабинетной работой».

Вторая глава посвящена исполнительским качествам музыканта и его большом вкладе в контрабасовое искусство. У Сергея Александровича оказалась не настолько плодотворно композиторское творчество, но зато это имело ценное вложение в контрабасовый репертуар. За пример взят его единственный, но очень значимый для исполнителей Концерт фа-диез минор для контрабаса с оркестром. Дана краткая характеристика самого Концерта, как исполнял сам автор, и насколько он ещё актуален в наши дни. А также, сделан сравнительный анализ исполнения данного концерта с такими солистами-контрабасистами как Гари Карр и Руслан Габдуллин.

             

 

ГЛАВА 1.

ДИРИЖЁР

 

        С самой юности и до конца своей жизни Кусевицкий посвятил себя почти полностью дирижёрской деятельности. Ещё с 17-ти лет, он пытался поступить в Московскую консерваторию, но попытки его были тщетны, так как приём был уже закрыт. Также он пробовал себя в Московскую филармонию, но и там получил отказ. Эти обстоятельства вынудили его поступить на контрабас, на свободное вакантное место на то время. Да, он полюбил всем сердцем свой инструмент, он легко и быстро овладел им, но мечтал он всегда о дирижерской палочке.

 

НАЧАЛО ДИРИЖЁРСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

     Сергей Александрович смог изучать искусства дирижирования лишь только в 1906 году. У кого учился Кусевицкий – это до сих пор спорный момент, единого мнения об этом нет. Кто-то считал, что с ним занимался Ф. Вейнгартнер; другие утверждали, что он учился в берлинской Высшей музыкальной школе у К. Мука; также существовало мнение что якобы он был студентом А. Никиша. Сам Кусевицкий по-разному говорил об этом. Критику «Нью-Йорк Таймс» он сказал: «Я имел честь и преимущество изучать искусство дирижирования с Артуром Никишем»; критику А. Седых «Уроков я ни у кого не брал» [цит. по: 1, с. 46]

Эти фамилии лишь только оказывали влияние на Кусевицкого, а Никиш был кумиром для него. Никиш обладал необычайным обаянием и могучей силой в своих работах, Кусевицкому это очень нравилось, он просто восхищался им: «От Никиша Кусевицкий взял больше, чем от любого другого современного дирижёра, и в этом смысле можно говорить, что Кусевицкий его ученик и последователь» [1, с. 46].

Школой дирижирования, как для большинства значимых дирижёров, была практика. Сергею Александровичу, конечно же, помог его оркестровый опыт: он в общих чертах понимал элементы дирижёрской техники, специфику струнных инструментов. Во время гастролей по Европе никогда не пропускал возможности посетить тот или иной симфонический концерт, в особенности это касалось репетиций. Во время репетиций Кусевицкий был с партитурой, он внимательно следил за дирижёром: за его манерой, технической точностью и выразительности жестов. Для него эти репетиции были как уроки, и от них он получил больше опыта, чем в любом консерваторском классе.

Он очень тщательно изучал партитуры, повторяя по несколько раз: сначала изучал просто от начала до конца, потом саму инструментовку. Если его что-то смущало, то проверял за роялем и уж после отмечал свои замыслы потактно.

    Свои жесты он всегда тщательно прорабатывал, чтобы они были чёткими ясными и выразительными, и главное, чтобы имели максимальную свободу движений безо всякой скованности. Очень часто он делал это перед зеркалом, даже имитируя оркестр: расставлял перед собой стулья и оттачивал так свои движения, показывая то или иное якобы оркестранту действие. Лишь только тогда, когда Кусевицкий был уверенный в своих силах, он переходил на «живой» оркестр.

   В основном репетиции проходили со студенческим оркестром, с согласия директора берлинской Высшей музыкальной школы Й. Иоахима. Местом репетиций был берлинский Шиллеровский театр. С оркестром он занимался столько, сколько ему было нужно, имея возможность оплачивать в неограниченном количестве часы своих репетиций. До Кусевицкого, возможно, никто не имел такую подобную практику. На таких репетициях ему удалось в совершенстве овладеть руководством оркестра. Конечно, Сергею Александровичу помог и свой оркестровый опыт, он знал как можно подчинить оркестрантов к дирижёру, и ему было от этого легче. «Много было репетиций, – вспоминал он, – я прошел огромный репертуар, пока не почувствовал, что владею собою» [цит. по: 1, с. 48].

   Сергей Александрович с большой ответственностью подходил к работе, он устранил все свои пробелы в образовании, это касалось его теоретических знаний. Без них первая же репетиция с профессиональным оркестром привела бы к провалу. Он это знал и очень скрупулёзно работал, и у него получилось добиться успеха.

    23 января 1908 года с Берлинским филармоническим оркестром прошёл первый и успешный дебют Кусевицкого в качестве дирижёра. Премьера состоялась в Берлине, в зале Бетховена. Программа включала себя музыку русских авторов: С. В. Рахманинова (Концерт № 2 для фортепиано с оркестром), П. И. Чайковский («Ромео и Джульетта»), Вторая симфония Р. М. Глиэра, которая, кстати, была посвящена самому Кусевицкому, а также антракты к «Орестее» С. И. Танеева. Позже, Сергей Александрович смог зарекомендовать себя как один из лучших исполнителей русской музыки.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.