Особенности художественного хронотопа в повести В.Г.Распутина «Живи и помни» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности художественного хронотопа в повести В.Г.Распутина «Живи и помни»

2024-02-15 21
Особенности художественного хронотопа в повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основу сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни» положена история дезертира, который сбежал из госпиталя, где лечился после полученного ранения. Прячется он от глаз людских в родной деревне, где, как считает, он сможет сохранить свою жизнь.

Одновременно это рассказ и о судьбе Настены, жены этого дезертира, которая ценой собственной жизни и жизни еще не рожденного ребенка, сберегает жизнь своего мужа. Но в целом – это авторское повествование  о судьбе русского  народа, который стал не просто участником, а настоящим заложником всех трагических событий Великой Отечественной войны.  

Несмотря на то, что время действия произведения – Великая Отечественная война, но основные события повествования связаны не с тем, что происходит на фронте, не на поле боя, а далеко от фронта. Эти события военного лихолетия, как отмечают литературные критики, сплетены с извечными для народного сознания темами, которые важны не только для самого писателя, но они также важны и для всего русского народа: правда и совесть, честь и долг, самопожертвование и любовь к своему народу. Ведь для автора важно напомнить человеку о своей обязанности «быть и оставаться на земле Человеком».

Сам же автор, понимая особенность повествования своего произведения, его значимость в творчестве, а также определяя его тему, пишет: «Для меня самого эта книга, прежде всего, о женщине, о прекрасном, чисто русском характере, готовом к самопожертвованию, исполненном добра, самоотверженности, искренности, ответственности за близкого человека».[59] Не выдерживает Настена выпавших на ее долю испытаний, не справляется со своей совестью, поэтому так трагически заканчивается все повествование.

Именно главная героиня, ее образ жизни, особенности поведения в сложившейся ситуации и определили те особенности временной и пространственной организации всего текста.

Первые строки повести уже сразу определяет особенности как времени, так и пространства, в которых разворачивается все события: «Зима на сорок пятый, последний военный год в этих краях простояла сиротской, но крещенские морозы свое взяли, отстучали, как им полагается, за сорок. Прокалившись за неделю, отстал с деревьев куржак, и лес совсем помертвел, снег по земле заскрип и покрошился, в жестком и ломком воздухе по утрам было трудно продохнуть».[60]

Как видим, автор очень точно указывает время, в котором разворачиваются события: 1945 год. И год не случайный – до победного мая осталось всего несколько месяцев. А вот не выдержал человек, сломался ...

Эта точность во времени присуща всему произведению, всем значимым событиям, которые разворачиваются в произведении:

- «Зима на сорок пятый, последний военный год...»;[61]

- «К зиме сорок третьего года...»;[62]

- «Но летом сорок четвертого года...»;[63]

- «Война продолжалась...».[64]

Именно время, как отмечает в своих исследованиях А.А. Дырдин, является одним из наиболее часто употребляемых писателем слов.[65] Образ времени определяет в значительной степени содержание и смысл повести «Живи и помни». Время произведения – зима и весна 1945 года, военное время. Хотя, кажется, в повествовании и нет описания боев, нет и военных сражений. Но суровость военного времени представлена автором как бы «с изнанки». Читатель видит войну и особенности военного времени со стороны тыла, но при этом война как временная организация текста присутствует в жизни всех жителей деревни: не будь войны, не осталась бы молодая Настенина подруга Надька с тремя ребятишками на руках; не будь войны, не вернулся бы Максим Вологжин инвалидом. Не будь войны, не произошло бы этой страшной беды с Настеной и Андреем. Именно особенности военного времени определили жизнь в небольшой сибирской деревне.

Временные границы повествования представлены и в размышлениях героев о жизни. Во время нечастных и коротких встреч они постоянно вспоминают. Эти воспоминания согревают их встречи, тревожат их сознание: «Помнишь, сколько мы ждали, сколько надеялись? – В его голосе была обида, он по-прежнему не хотел ничего понимать».[66]

Эти воспоминания также связывают героев с желанием жить: ведь для жизни на земле рожден человек. Но только эта жизнь должна строиться по совести и по соображениям добра. К тому же эти воспоминания настолько живые, что герои их явно ощущают: «Вся череда почти двух недель от первого известия о войне до прибытия в Иркутск... вставала перед ним настолько живо и ярко, что становилось не по себе от ее близости, от ее словно бы вчерашней законченности...».[67] И эти воспоминания все-таки возвращают героев, и прежде всего, Андрея, в реальное настоящее, которое для него воспринимается каждый раз по-разному. Но при этом тревожность восприятия всегда сохраняется.

Во время своих встреч герои иногда обращаются и к будущему: «Война кончится, – может, простят, – неуверенно сказала Настена».[68]  Но эта обращенность в будущее очень неуверенная, сомнительная. Автор постоянно комментирует эту неуверенность, потому что сам понимает всю сложность сложившейся ситуации, невозможность ее счастливого разрешения. «Моя судьба известная, и нечего теперь о ней хлопотать»,[69] – вслух размышляет Андрей в разговоре с Настей.

Как видим, в авторском повествовании в единое целое соединены все три временных категории: прошлое, настоящее и будущее. Но при этом в коротких разговорах, которые ведут герои между собой, четко определяется граница между прошлой и будущей жизнью Настены и Андрея. Прошлое – это воспоминание о счастливых моментах их совместной жизни, радостные случаи, которые согревают душу. И эти минуты счастья всплывают в воспоминаниях героев настолько очевидно, что их они представляют себе очень ясно, как будто это было совсем недавно: «И правда – чего не жилось? Молодые, здоровые, всем, как нарочно, друг под друга подогнанные. Живи да радуйся. Нет, надо было каприз показывать, власть держать. Вот дурость-то».[70]

А вот будущая жизнь Насти и Андрея представляется как-то неясно, герои  не могут ее себе представить также отчетливо, как это происходит с воспоминаниями о прожитом времени. Для каждого из них будущее наполнено страхом, который может заставить их все время прятаться ото всех и всего бояться. И это герои хорошо понимают: «Погоди. Начал, так докончу, потом, может, не придется. Мне теперь про себя оставлять ни к чему, не пригодится. Что есть, то и выкладывай. Вот. Пришел, думал, ненадолго, думал, до прощенья да до прощанья, а сейчас уж охота до лета дотянуть. Посмотреть напоследок, какое лето. Охота, и все хоть убей».[71]

Вот поэтому в основном Настена и Андрей говорят о той, счастливой жизни, которая была, а не о том, что будет с ними. Просто даже представить им пока сложно, чем все может закончиться. Свое будущее каждый герой отодвигает, тем самым как бы расширяя пространственные и временные границы самого повествования.

Помогают в расширении пространственно-временных границ и сны, которые как элемент присутствуют в повествовании: «Все, что можно было припомнить из какой-то иной жизни, смутно виделось позади беспорядочными обрывками растерянных снов».[72]  «Она была как во сне, двигаясь почти ощупью и не чувствуя ни напряжения, ни усталости за день, но делала все точно так, как и задумала».[73] Эти сны какие-то короткие, почти мгновенные и при этом чаще всего тревожные. Но они помогают героине раствориться во времени, снять нарастающую тревожность и напряженность. Поэтому даже первая встреча с дезертировавшим мужем напоминает Настене больше сон, чем явь:  «... она продолжала сидеть, как во сне, когда видишь себя лишь со стороны и не можешь собой распорядиться, а только ждешь, что будет дальше. Да и вся эта встреча ... выходила чересчур неправдашней, бессильной, пригрезившейся в дурном забытьи, которое канет прочь с первым же светом».[74]

Порой эти сновидения хочется просто забыть и вернуться к тому времени, когда жизнь шла своим чередом: спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, спокойные и добрые отношения с родными и односельчанами.

Определяя особенности хронотопа в творчестве В. Распутина, прежде всего, пространственной организации текста, в том числе и в повести «Живи и помни», следует обратить внимание на то, что особое место отведено Сибири, малой родине самого писателя. Распутин всегда был убежден: «Нет ничего в мире, что можно было бы поставить в один ряд с Сибирью».[75] Антоновка, деревня, где живет героиня, – это часть великой страны, часть той самой Сибири, которая так дорога автору: «Атамановка лежала на правом берегу Ангары и была всего на тридцать дворов – не деревня, а деревушка».[76]

Именно родные края, родной дом, как считает автор, – это то место, которое несет тепло и покой, мир и любовь. Но вот только всего этого уже навсегда лишен Андрей Гуськов: его не смогут принять даже родные. Поэтому с такой тревогой и болью смотрит он с противоположного берега на родную Антоновку, видит «хроменькую» избу, в которой был счастлив. Каждая деталь, это и  «добротные, как пристрой, бревенчатые просторные сени», и крепкая, «не знающая веку, изба», так ему дороги, и так раздрожают: ведь вернуться туда уже невозможно.

Особое значение в повествовании имеет именно природное пространство.  Поэтому природа является полноценным действующим лицом всех повестей В. Распутина, в том числе и повести «Живи и помни». Поэтому в этом произведении ей отводится значимое место.

Одним из самых значимых и даже ключевых образом в пространственной организации повести «Живи и помни» в рамках пространственной организации текста является образ реки Ангары. Именно этот образ значительно расширяет само художественное пространство и одновременно выстраивает всю сюжетную линию произведения, которая «течет», «скользит», «плыли».  Ведь именно Ангара безучастно и грозно поглощает в конце повествования Настену: «Но рванулась Ангара сильней и смяла, закрыла их - и не осталось на том месте даже выбоинки, о которую бы спотыкалось течение».[77]

И именно Ангара открывает нравственную сторону героини произведения: в последние мгновения жизни в сознании Настены проносятся важные думы о стыде и счастье;  причем, как ни странно мысли эти чудились героине праздными: «... страшно жить; стыдно жить... Как можно смотреть после этого людям в глаза. Но и стыд исчезнет, и стыд забудется, освободит ее».[78]

О значимости образа Ангары в произведениях В.Г. Распутина указывает в своих исследованиях Г. В. Афанасьева – Медведева, которая замечает: «Образ Ангары в произведениях В. Г. Распутина становится символом духовно-нравственных ценностей, чистоты, святости, Родины и вместе с тем символом их безвозвратной утраты».[79]

Практически каждая глава произведения содержит в себе описание картин природы: уже первые строчки повести вводят читателя в красоту сибирской зимы.

Природа живет вместе с героями, передает их чувства, участвует в их размышлениях. Природа также и герой повествования, который расширяет, прежде всего, пространственные границы повествования. 

Пейзаж также становится тем приемом, который использует автор, включая в повествование. Именно эти картины природы определяют эмоциональное состояние героя. Например, в начале повести именно пейзаж передает состояние тревоги, в котором живет герой: «…крещенские морозы свое взяли, … лес совсем помертвел, … в жестком и ломком воздухе по утрам было трудно продохнуть».[80]

А зимний пейзаж, который создает автор в пятой главе, – это переломный момент в жизни героя:  «Мороз после давно отпустил. …от полей, покрытых снегами, поднималась парная синь, в воздухе перед окоёмом мерещились стоячие белёсые полосы. На голых берёзах сидели молчаливые вороны и чистили перья, по-куриному оттопыривая их на сторону».[81]

В конце произведения автор рисует еще один пейзаж: изображение разыгравшейся водно-небесной стихии. Именно в этой стихии автору удается передать весь трагизм предстоящих событий: «Поперек Ангары проплыла широкая тень: двигалась ночь. В уши набирался плеск – чистый, ласковый и подталкивающий, в нем звенели десятки, сотни, тысячи колокольчиков…».[82]

В какие бы места ни попали читатели вместе с героями повести, объединяющим каждой пейзажной зарисовки является то, что перед взором читателя всегда развертываются величественные картины сибирского пейзажа. Ведь этой край по-особому важен автору. Сам же В.Г. Распутин так пояснял эту особенность своих текстов: «Нет ничего в мире, что можно было бы поставить в один ряд с Сибирью. Кажется, она могла бы существовать как самостоятельная планета, в ней есть все, что должно быть на такой планете во всех трех царствах природы –  на земле, под землей и в небе».[83]

Тем самым философское обобщение писателя наполнено жизнеутверждающим пафосом.[84]

Таким образом, в повести «Живи и помни» В.Г. Распутина можно выделить два основных пространственных плана, которые и создают те своеобразие, которое присуще многим произведениям писателя:

- первый план – это пространственный мир Андрея Гуськова;

- второй план – это природный мир.

Если же рассматривать особенности времени как структурного компонента хронотопа, то можно отметить, что и время в произведении также имеет несколько планов:

- первый план – это время, в котором живут герои (Настена и Андрей Гуськов);

- второй план – это прошлое и будущее героев: у них было прошлое, им есть о чем вспоминать, есть даже счастливые минуты. Но вот только будущее совсем неясно: Настена погибает, причем ее смерть осознанная, принятая разумом, а вот будущее Андрея автор оставляет неясным: читатель так и не знает, что дальше будет с ним. Хотя пространственная организация произведения дает возможность предположить, что и его жизнь закончиться плохо.

Вся структура художественного хронотопа повести В.Г. Распутина «Живи и помни» не только сюжетно организована, но одновременно помогает автору раскрыть основную тему произведения: нравственный выбор героя в ситуации, когда он оказался на грани. 

Поэтому можно говорить еще и об особом хронотопе героя, созданного в этом произведении.  Этот хронотоп представлен образами Настены и Андрея Гуськова., которые представлены автором по-особому.

Если для героини все же основными оказываются чувство долга и ответственности перед теми моральными законами, на которых построена жизнь в Атамановке, ответственность перед семейным долгом и тем моральным законом предков, которые изначально определяли ее образ жизни. То для Андрея Гуськова это, прежде всего, своя личная жизнь. Ценность личной жизни для него превыше всего остального: совести, чести, нравственных законов. 

 Поэтому героиня не может постоянно жить во лжи: противоречие – жить по правде или во лжи – и становится для нее  неразрешимым. Что в конечном итоге приводит ее к не менее страшному для нее греху – утоплению себя и убийству нерожденого младенца.

Поступок, совершенный Андреем, дезертирство, также приводит к противоречию: выжить любой ценой, сохранить свою жизнь, или кануть в безвестность, как это происходит ежедневно и ежеминутно на фронте. Это чувство противоречия возникает у Андрея еще в тот момент, когда он уходит на фронт: «Его обидело: что же так скоро? Не успел уехать, оторваться, а уже позабыто, похоронено все, чем он был и чем собирался стать: значит, ступай и умирай, ты для нас конченый человек».[85]

Эти особенности в изображении героев создают еще один хронотоп – это вся Атамановка, ее жители и те традиции, по котором здесь живут уже много лет. Поэтому Андрей, который хорошо понимает тяжесть своего предательства, отказывается от общения с односельчанами, понимая, что они все же не смогут его простить за совершенное предательство. Хорошо уже не будет: он нарушил те моральные нормы, которыми живут его односельчане, его семья.

Именно это противостояние определяет сложившиеся взаимоотношения личности и исторического времени: конфликт с ним, отчуждение от него или полное принятие действительности.

Так в повести складывается особая модель времени и пространства. Эта модель определена событиями Великой Отечественной войны.  . В этой модели, которая формировалась многими и многими десятилетиями нарушен порядок жизни, виновником этого нарушения стала война. И именно эти нарушения стали причиной развернувшейся трагедии. 

Мастерство В.Г. Распутина при создании произведения заключается в том, что основное содержание повествования представлено в истории жизни героев, а вот назидательный смысл всего повествования, авторская позиция искусно спрятаны в незатейливой ткани произведения. И, по словам А.И. Солженицына, «сюжет складывается не из надуманных поворотов, а из простых жизненных обстоятельств, как они естественно текут».[86]

Таким образом, как показал анализ произведения, в повести возникает особый хронотоп, который и определяет всю специфику авторского повествования.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Валентин Григорьевич Распутин – выдающийся русский писатель, чьи произведения привлекают внимание не только читателей, но его художественное мастерство вызывает неподдельный интерес у писателей, поэтов, публицистов, критиков, литературоведов. В рамках созданного на страницах рассказов, повестей, очерков особого художественного мира сибирского писателя по-особому выделяется художественный хронотоп его произведений.

Определяя своеобразие хронотопа повести В.Г. Распутина «Живи и помни», анализу которой посвящено данное исследование, А И. Солженицын писал: «Повествование не спешит, оно просочено сибирской натурой, –  а события развиваются плотно».[87] Именно в этом, в первую очередь, заключается своеобразие произведений этого автора, в том числе и его пространственно-временных отношений.

«Живи и помни» является военной бытовой повестью. Время действия, отображенное в произведении, охватывает конец 1944 – первую половину 1945 года. Ситуация, создающая центральный конфликт, – предательство Андрея Гуськова.

Целью данного исследования было определение специфики художественного хронотопа в повести В.Г. Распутина «Живи и помни». Для достижения поставленной цели этот вопрос рассматривался, прежде всего, с определения самого понятия хронотоп и его особенностей. Ведь данное литературоведческое понятие имеет свою историю становления. Именно время определило специфику и художественного хронотопа, который в современном литературоведении чаще всего и определяет своеобразие художественного текста.

Как показал анализ и художественного текста, и литературоведческих исследований, пространство и время в произведениях В.Г. Распутина – это особая пространственно-временная размерность, которая по-своему организовывает совокупность героев повествования, особую событийность, создает свои параметры соотношения человека и среды.[88]

В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Вопросы, связанные с хронотопом и его особенностями, постоянно рассматриваются в современном литературоведении, так как они представляют определенный интерес как для специалистов в области теории литературы, так и авторов. Важно также отметить, что хронотоп рассматривается не только с позиций литературоведения, но и с точки зрения философии. Но, как отмечается многими исследователями, в том числе и в работах А.Б. Темирболата,[89] особенно активно на сегодняшний день данное понятие используется в философии.

2. Исследованию хронотопа как литературоведческого понятия, его значимости в структуре художественного текста посвящены также многочисленные работы как ведущих отечественных, так и зарубежных ученых. Среди тех, кто по-своему рассматривает хронотоп как литературоведческое понятие, специфику хронотопа в произведениях разных авторов, можно назвать М.М. Бахтина,[90] Ю.М. Лотмана,[91] А.Б. Есина,[92] В.Е. Хализева[93] и др.

3. Само же понятие «хронотоп» имеет сложную историю происхождения, оно изначально было связано с физической наукой, а самые ранние предпосылки появления этого понятия можно встретить еще в трудах античных математиков. При этом важно отметить, что хронотоп как литературоведческое и философское понятие стало предметом изучения также в период Античности, в философских трудах Платона, Аристотеля. 

4. С точки зрения литературоведения, как литературоведческое понятие хронотоп впервые стал рассматриваться лишь в двадцатые-тридцатые годы ХХ столетия. Именно в начале прошлого столетия были предприняты самые первые попытки определения хронотопа и его особенностей в художественном произведении. Поэтому с такой точки зрения были определены и сформулированы не только сущность и само понятие хронотопа, но также и одновременно выделены два основных понятия:

- понятие художественного времени;

-понятие художественного пространства.

5. В отечественной науке, и прежде всего, в литературоведении вопросы, связанные с понятием хронотопа, его значением, нашли отражение в работах М. М. Бахтина и Л. С. Выготского. В научных трудах этих ученых данная категория была значительно переосмыслена, что дало возможность рассматривать хронотоп не только как особое единство двух категорий – пространства и времени, – но и как особый способ освоения и осмысления реальной действительности, и как особый способ воплощения творческого замысла писателя при создании высокохудожественного произведения.

6. В современное литературоведение понятие «хронотопа» было введено русским литературоведом М. М. Бахтиным, который считает, что хронотоп – это взаимосвязь пространственно-временных отношений художественного произведения.[94]

7. Таким образом, хронотоп художественного произведения – это сложная литературоведческая категория. Как показывает анализ научной литературы, он характеризуется как многозначностью, так и многогранностью. При этом именно хронотоп позволяет выявить своеобразие художественного мира, который открывает писатель в каждом своем произведении, а также особенности эстетических взглядов автора.

8. Одним из крупнейших представителей русской литературы второй половины XX – начала XXI века является В. Г. Распутин, чье творчество стало значительным явлением в духовной жизни России этого периода. И в каждом своем произведении, многостраничной повести или коротком рассказе, В.Г. Распутин сопереживает своему народу, восхищается его мужеством и силой воли. Поэтому творчество писателя не только характеризуется многообразием характеров, но оно одновременно отражает современную писателю картину мира, при этом автор до последнего своего произведения остается верным нравственной тематике, которая звучит и в рассказах, и в повестях.

9. В исследовании Л. Колобовой, посвященном изучению особенностей художественного мира произведений В. Распутина, отмечается: «Основа художественного подхода В. Распутина к реальности – измерение ее критерием вековых общенациональных и всечеловеческих нравственных ценностей, соединение в его прозе философско-этической, «экзистенциальной» проблематики с остросоциальной».[95] И в этом, по ее мнению, и заключается уникальность художественного мира, созданного писателем. И именно это определяет особенности художественного хронотопа произведений писателя, в том числе и повести «Живи и помни».

10. Первые строки повести сразу как бы «задают» координаты пространственно-временной организации всего распутинского художественного повествования: «Зима на сорок пятый, последний военный год в этих краях простояла сиротской, но крещенские морозы свое взяли, отстучали, как им полагается, за сорок...».[96]

11. Определяя особенности хронотопа в творчестве В. Распутина, прежде всего, пространственной организации текста, в том числе и в повести «Живи и помни», следует обратить внимание на то, что особое место отведено Сибири, малой родине самого писателя. Распутин всегда был убежден: «Нет ничего в мире, что можно было бы поставить в один ряд с Сибирью. Кажется, она могла бы существовать как самостоятельная планета, в ней есть все, что должно быть на такой планете во всех трех царствах природы – на земле, под землей и в небе».[97]

12.  В повести «Живи и помни» В.Г. Распутина можно выделить два пространственных плана:

- первый план – это тесный, неуютный, «укромный», замкнутый пространственный мир Андрея Гуськова;

- второй план – широкий, просторный, свободный, «оглядный» природный мир.

Пространственные смыслы дома, реки становятся ключевыми для осознания человеком себя в мире, понимания мироздания.

13.  Если же рассматривать особенности времени как структурного компонента хронотопа, то можно отметить, что и время в произведении также имеет несколько планов:

- первый план – это время, в котором живут герои (Настена и Андрей Гуськов);

- второй план – это прошлое и будущее героев: у них было прошлое, им есть о чем вспоминать, есть даже счастливые минуты. Но вот только будущее совсем неясно: Настена погибает, причем ее смерть осознанная, принятая разумом, а вот будущее Андрея автор оставляет неясным: читатель так и не знает, что дальше будет с ним. Хотя пространственная организация произведения дает возможность предположить, что и его жизнь закончиться плохо.

14.  Вся структура художественного хронотопа повести В.Г. Распутина «Живи и помни» не только сюжетно организована, но одновременно помогает автору раскрыть основную тему произведения: нравственный выбор героя в ситуации, когда он оказался на грани. 

Это и дает основание утверждать, что именно через своеобразие художественного хронотопа повесть, которая на первый взгляд рассказывает историю дезертира, раскрывает вечные проблемы: конфликт человека и истории, личности и общества, чувства и долга, и, как считает А.Н. Кузьмина, «соединение исторической перспективы с художественным изображением конкретной судьбы».[98]

Данное исследование не претендует на исчерпывающий анализ обозначенных вопросов, которые, конечно же,  сложны и нуждаются в дальнейшем  более детальном изучении. Но при этом именно изучение своеобразия художественного хронотопа в повести В.Г. Распутина «Живи и помни» позволяет понять нравственные основы произведений писателя. А это в условиях современности  и поиска эталона нравственной и духовной высоты приобретает все более важное не только художественное, но и социальное значение. При этом все повествование автора «не спешит, а повествование развивается плотно».[99] Именно в этом, в первую очередь, заключается своеобразие произведений этого автора, в том числе и его пространственно-временных отношений.

 


 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.