Сотница о вере св. Геннадия, патриарха Константинопольского. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сотница о вере св. Геннадия, патриарха Константинопольского.

2024-02-15 23
Сотница о вере св. Геннадия, патриарха Константинопольского. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основанием для добрых дел является Православная вера, а поэтому с нее и начнем слово:

1) Веруй в Отца, Сына и Святого Духа, Троицу неразделимую, неслиянную и единобожественную. Отца не рожденного. Сына рожденного, а не сотворенного. Духа Святого не рожденного, не сотворенного, но исходящего от Отца. Святая Троица имеет одну волю и одну славу, и одно поклонение приемлет и от ангелов и от людей и от всех творений.

2) Веруй, что Сын Божий истинно воплотился, а не призрачно и пребывает в двух естествах, в Божественном и человеческом. По Божеству Он – совершенный Бог, а по вочеловечению – совершенный человек.

3) Родившую Христа Мать Богородицу исповедуй Девой и Матерью. Матерью потому что Она родила Христа и питала Его грудью. Девой же, потому что Она до рожества была Девой и по рожестве Девой пребывает.

4) Кресту Христову с верой покланяйся, ибо на нем Господь совершил спасение всего человечества. Веден был на Жертву Христос как беззащитный Агнец. Веден был Еммануил76 на добровольное заклание, придите, воспойте и поклонитесь повешенной на кресте Жизни бесконечной.

5) Иконе Христа, Пречистой Его Матери и всех святых с верой честь воздавай как будто им самим, и с любовью возноси пред иконой молитву.

6) Молись всем святым, угодившим Господу. Святые являются помощниками и заступниками всех, кто обращается к ним, поскольку они имеют дерзновение пред Богом, как угодные рабы пред своим господином.

7) Мощи святых с верой целуй и воздавай им достойную честь, поскольку ради Христа они трудились при жизни и пострадали.

8) Верь в Тайны Божьи и с благоговейным страхом причащайся Тела и Крови Христовой, да будешь причастником Его Небесному Царству.

9) Неверие же отгоняй и не говори: “Как это хлеб – Тело, а вино – Кровь”, знай, что “невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18, 27).

10) Веруй в воскресение мертвых и в жизнь в будущем веке по неизреченному слову Господа: “Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут” (Ин. 5, 25).

11) Помни о Страшном суде, готовься дать ответ о своих делах и получить за них воздаяние. Верь, что все это будет, истинно будет.

12) “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим” (Лк. 10, 27),– и направь все твои дела и помышления на угождение Ему.

13) Еще возлюби ближнего своего, с которым ты получил рождение в одной купели. То есть всякого христианина возлюби как брата, ибо сказал Господь: “Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему” (Ин. 20, 17).

14) Имей всегда в сердце своем страх Божий, помни, что Бог всегда и на всяком месте находится рядом с тобой, идешь ли ты, сидишь ли.

15) Страхом Божьим как уздой укрощай ум свой, и на всякий час исследуй себя, чтобы необузданностью не предать себя суетной жизни: “Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе” (Пс. 31, 9).

16) Преклоняй голову свою перед всяким, кто старше тебя: “Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь” (Притч. 29, 23).

17) Друзей своих, равных тебе, встречай с любовью и приветствуй их с объятием и целованием как Елизавета Марию.

18) К младшим по возрасту относись с любовью, заботься о них и молись Господу, как о новоначальных на пути познания Бога.

19) Правителя почитай от всей силы своей, вреда душе этим не причинишь, но напротив, научишься от этого и Бога бояться: “Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия” (1Пет. 2, 13-15).

20) Пренебрежение к властям – пренебрежение к Самому Богу, ибо если человек видимого правителя, имеющего земную власть, не боится, то как может бояться невидимого Бога?

21) Ученик боится получить наказание от учителя больше, чем самого учителя, так и боящийся правителя боится Бога, который через земные власти карает согрешающих. Правитель служит Богу, наказывая и поощряя людей: “Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое” (Рим. 13, 3).

22) Так же и перед богатыми преклоняй голову свою ради смирения. Ибо сгибаешься же ты когда подходишь к развесистому дереву, а пройдя его, идешь дальше: “Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь” (Притч. 22, 2).

23) Ибо получивший от правителя власть хочет чтобы друзья прославляли его, а меньшие выказывали бы ему почтение. “И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий” (Еккл. 5, 18).

24) Стремись к простоте во всем, и в еде, и в одежде. Не стыдись бедности, ибо большая часть человечества живет в нищете: “Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” (Притч. 22, 1).

25) Не говори, что ты стыдишься сына богатого человека, ибо никто не богаче Христа – Сына Отца твоего небесного. Христос же жил на земле в нищете, не имея места, “где приклонить голову” (Мф. 8, 20).

26) Украшай себя правдой, старайся говорить ее каждому, не взирая на лица, и не будь лжесвидетелем.

27) Остерегайся лгать начальствующему, ибо Господь уничтожит говорящего ложь (Пс. 5, 7), но отвечай ему с покорностью.

28) Если когда и не зная того скажешь неправду, то берегись Бога, возможно Он искушает тебя – следишь ли ты за своей душой, когда окажешься лжецом и не можешь убедить Его.

29) Если ты скажешь правду, и кто-то на тебя прогневается за это, то не печалься, а утешай себя словами Господа: “Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное” (Мф. 5, 10).

30) Ко всякому человеку относись с кротостью, и к тем, кто старше тебя и к тем, кто младше. Лицемерная кротость – перед сильными смиряться, а слабым досаждать: “Не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего” (Лев. 19, 15).

31) Пусть будет свойственна тебе кроткая походка, кроткие жесты, кроткий взгляд и кроткое слово, благодаря этому ты станешь истинным христианином.

32) Быть кротким – это значит, никому не досаждать ни словом, ни делом, ни руководством, но своим поведением радовать сердце всякого человека: “Кротость ваша да будет известна всем человекам” (Флп. 4, 5).

33) Ум свой всегда удерживай от суетных мыслей и устремляй ввысь к Богу, так станешь на стезю подвига и душу спасешь от расслабления.

34) Нет ничего удивительного в том, что человек ниспадает к земным страстям, удивительно, если, упав, не встает. Кто, заблудившись, не ищет потерянный путь? Поэтому, если сегодня впал в грех, завтра посвяти себя духовному подвигу.

35) Славы земной никогда не ищи, ибо земная слава быстро угасает для любящих ее. На время, подобно ветру налетает она на человека, отнимая плод его добрых дел, а вскоре проходит и насмехается над неразумием его: “Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава” (Притч. 25, 27); “Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал” (1Пет. 1, 24).

36) Неразумно пренебрегать грядущими вечными благами и дарами Благого Бога и не ожидать их с терпением и верой, но стремиться ко всему земному как неверующие в воскресение мертвых.

37) Если бы слава всего мира была похожа на славу небесную, то сыны мира сего не распяли бы Господа славы. И какой раб дерзнет жить в доме, где не приняли господина его: “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас” (Ин. 15, 18-20).

38) Безчестие принимай с любовью, испей эту чашу полыни, чашу скорби. Ибо даже если и не заслужено оно, тем не менее, прогоняет греховный недуг, поскольку грех сладостно входит в человека, а изгоняется горечью: “Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой” (Ис. 38, 17).

39) Человек, желающий вечной радости, не прилепляется ни к чему земному, но всегда думает об исходе своем. Не беспокоит его поношение от людей, ибо и Господь, придя в мир, претерпел бесчестие от рабов Своих.

40) Тот, кто хочет иметь славу этого мира, тот безчестия не терпит, а верующий любит безвестность. Как может быть верующим тот, кто принимает славу от людей, но не желает славы от Единородного?

41) Голод и жажду люби ради Господа, ибо, когда делаешь тело немощным, то душе приобретаешь благодать. Воздаяние бывает в меру дел, воздаст Бог большие блага за малую скорбь, которую претерпим с радостью: “Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен” (2Кор. 12, 9-10).

42) Желай торжествовать с замученными ради Христа. Предай тело посту и волю попранию, чрево голоду и сердце мужеству, а кровь уготовь на пролитие. Если не внешней скорбью, то изнутри укроти плоть суровой пищей, да примешь обещанные блага.

43) Знай, что как те, кто призывает себе домой правителя, очищают дом свой, так и ты, если желаешь принять в дом свой небесного Царя ради просвещения души своей, очисти тело свое постом, укроти жаждою, укрась смирением и покади благоуханной молитвой.

44) Молитвы – пищи духовной не откладывай, ибо как страдает тело, лишенное пищи, так и душа, лишенная молитвенной пищи расслабляется и устремляется к нравственной смерти.

45) Свеча освещает дом, разумная молитва освещает душу. Яркий свет свечи ни с чем не смешивается, а исполненная света молитва не прилепляется мыслям земным.

46) Храни свечу от ветра, а молитву от лености, укрась ее как невесту бдением, трудом и терпением, да будет приятна она Царю небесному.

47) Предай все желания свои Богу, знающему все раньше, чем появился человек. И не проси осуществления своей воли, ибо неполезны мысли всякого человека, но говори Богу: “Да будет воля Твоя!”,– ибо Он совершает все для нашей пользы, о чем мы плотские и не знаем.

48) Стони как мытарь, обратись как блудный сын, умились как Ахав, прослезись как блудница, взывай как Хананеянка, предстань как вдовица, молись как Езекия, смирись как Манассия, если так будешь молиться, то примет Бог молитву твою как мать младенца77.

49) Найдя укромное место, уединись в тишине, вспомни грехи свои, и как отпал ты от Царства Небесного, и умились сердцем и лицом своим, и, преклонив голову, взывай со стенанием: “Горе мне, ибо удалился я от пути своего, кто подаст главе моей воду и очам моим источник слез, увы мне, ибо близок день ответа”.

50) Не имеешь слез умиления? Не отчаивайся, воздыхай к Богу часто и тяжко, от всего сердца. Слезы – Божий дар, понемногу воздыханием и умилением испросишь их у Бога. Ибо написано: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят” (Мф. 7, 7-8).

51) Обретешь слезы, храни их от всей силы своей, сторонись объедения и пьянства, а более же всего осуждения всякого человека. Свой поступок порицай, человека же, которого создал Бог, не суди: “Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его” (Рим. 14, 4).

52) Если видишь, как кто-то согрешает, то не верь глазам своим, как будто и они лгут тебе. Помни, что впервые человек соблазнился посредством глаз своих, и через взгляд совершилось падение.

53) Судить грехи – право безгрешного. Кто же без греха? Только Бог один! Он один безмерен, и лишь Ему подобает судить находящихся под мерою: “Потому что все согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3, 23); “Если говорим, что не имеем греха,– обманываем самих себя, и истины нет в нас” (1Ин. 1, 8).

54) Тот, кто имеет на ребрах своих гнойную язву, не гнушается чужой нечистотой. И тот, кто всегда размышляет о множестве собственных грехов, никогда не желает обсуждать падение друга: “Поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга” (Сир. 22, 25).

55) Осуждать оступившегося человека – гордость и самомнение, “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иак. 4, 6). А тот, кто на всякий час готов дать ответ о своих грехах, не спешит поднять голову, чтобы смотреть на чужое падение.

56) Не будь гордым, а то похвалится смерть, поглотив гордость твою, и убогий будет отдыхать на могиле твоей и не потерпит никакого вреда: “Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его” (Сир. 10, 14-16).

57) Червь весьма слаб и незначителен, ты же славен и горд. Но если ты разумный человек, то сам обуздай гордость свою, думай о том, что крепость твоя и сила пищей станет червям: “Вот, ныне царь, а завтра умирает. Когда же человек умрет, то наследием его становятся пресмыкающиеся, звери и черви” (Сир. 10, 12-13).

58) Вспомни первых, известных храбростью и богатством, и силой, и славой, как пали они в безвестности, и память их предана забвению. Незнатные же и убогие в мире сем, заботившиеся о душе своей, прославлены на небесах, восхваляемы на земле и призываемы на помощь.

59) Видишь, что несут мертвого, пожалей его как свое естество, последуй за ним до гроба. Два благодеяния сотворишь себе благодаря его смерти: во-первых, свою кончину вспомнишь и смиришься, а во-вторых, его тело, помиловав и гробу предав, сам помилован будешь: “Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости. Не устраняйся от плачущих и с сетующими сетуй” (Сир. 7, 36-37).

60) Болящего посети и принеси ему то, что он желает вкусить, сам позаботься о нем, как о родственнике своем. Знай, что и ты можешь так же пострадать: “Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен. Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь” (Сир. 7, 38-39).

61) Иному плачущему тяжко от болезни, и ты пролей с ним слезы жалости, и воздохни к Богу о постигнувшем его несчастье, а если есть врач, то заплати врачу за лечение его.

62) Если умрет он, то ты своей рукой прикрой ему очи и уста, и от всего сердца помолись к Богу о душе его, и омой его своими руками, а если же убогий он, то позаботься о том, чтобы не нагим погрести его.

63) Посещение умирающих способствует покаянию и слезам. Ибо кто не умилится в тот час, видя свое естество полагаемое во гроб? Имя его угасло, а слава и богатство погрузилось во тьму.

64) Если близок к начальствующим, то походатайствуй об обиженном от сильного и до пота защищай сироту, да причтет Господь каплю пота твоего к крови мученической: “Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего” (Притч. 31, 8-9).

65) Если не знает тебя начальствующий, то перед теми, кто близок к нему, ходатайствуй об убогом и Господь не оставит тебя без награды: “Спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь” (Сир. 4, 9).

66) Преклони ухо твое к просящему человеку и к обнищавшему в жизни сей, восполни его недостаток и нищету от своего изобилия: “Сын мой! не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего; не отвращай очей от просящего и не давай человеку повода проклинать тебя; ибо, когда он в горести души своей будет проклинать тебя, Сотворивший его услышит моление его” (Сир. 4, 1-6).

67) Возведи милостиво очи свои на сидящего в наготе и мерзнущего от зимней стужи. Прикрой наготу его своей одеждой и Господь сторицей вернет тебе ее, а так же подаст тебе и жизнь вечную: “Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий” (Притч. 28, 27).

68) Подай руку свою скитающемуся по улицам и введи его в дом свой. Раздели с ним свой хлеб и питье, что дал тебе Бог, и общей пусть будет у вас чаша воды: “Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся” (Ис. 58, 7).

69) Странника и бездомного введи под кров свой, мокнущему предоставь сухое место и озябшему – тепло, омой грязь с тела его, ибо он убог и достоин милости.

70) Посети находящихся в темнице, как повелел Господь. Узнай об их бедах и страданиях, и воздохни о них к Богу, и говори: “Увы мне! Эти за одно согрешение страдают, я же на всякий час согрешаю перед Владыкой моим Христом и пребываю в легкомыслии”.

71) Если видишь в темнице кого-нибудь страдающего безвинно, то помоги ему ради Христа и расскажи о нем правду тому, перед кем он был оклеветан. Ибо, только защищая обижаемых, могут получить спасение те, кто близок к правителю и начальствующим.

72) Когда сидишь ты за разнообразной трапезой, то вспомни того, кто вкушает лишь черствый хлеб, и того, кто, по причине болезни, не может принести себе даже воды: “Помогай ближнему по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же. Главная потребность для жизни вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу” (Сир. 29, 23-24).

73) Насыщая тело свое, дай часть от трапезы душе своей, ибо она важнее тела. Нищие сохранят эту часть, и когда ты сам будешь нуждаться в милости и помощи Божьей, то обретешь часть души своей, готовой к моменту исхода.

74) Утоляя жажду изысканным питьем, вспомни нищего, который пьет лишь грязную воду, согретую солнцем.

75) Пребывая в богатстве и изобилии земных благ, вспоминай всегда слова Авраама, сказанные богатому: “Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь” (Лк. 16, 25).

76) Когда возлежишь на мягкой постели и потягиваешься свободно, вспомни того, кто лежит на голой земле под одним только рубищем, не смея вытянуть и ноги своей из-за болезни и зимней стужи.

77) Когда лежишь ты в доме под надежной кровлей и слушаешь мощный шум дождя, подумай об убогих, как они теперь лежат, пронизываемые дождевыми каплями, словно стрелами, и как другие сидят без сна, разбуженные водой.

78) Когда сидишь ты зимой в теплом доме, без боязни сбросив одежду, вздохни, подумав о нищих, как они, трясясь от холода, нагнулись над слабым огнем, дымом причиняя большой вред своим глазам, согревая лишь руки, в то время как спина и все тело их замерзло от мороза.

79) Стремись к духовному, о духовном помышляй, а не о земном, зная, что по нетленной одежде крещения все являются равными, и убогие и богатые. Поэтому берегись, чтобы по земному рассуждению не уничижить убогого, одетого в земную одежду хуже твоей.

80) Когда церковь Божья призывает тебя на молитву, оставь все земные дела и иди с усердием за духовной пищей, как Петр и Иоанн к гробу Господа (Ин. 20, 1-10).

81) Когда идешь в святой храм, подумай о том, не прогневал ли ты кого-нибудь в каком-либо деле, и постарайся разогнать в душе своей тучи гнева, дабы как солнце осенило душу твою великолепие молитвы.

82) Мрачная туча закрывает красоту солнца, а злопамятность губит красоту молитвы.

83) Войдя в церковные двери, возведи мысль свою к вратам небесным, всю службу Святых Таинств стой с вдохновением и благоговейным страхом, и с верой смотри телесными и духовными очами на то, что совершается, таким образом, и сам отвлечешься от земных мыслей к небесным.

84) Увидев честные и освященные Дары, приносимые за всех в жертву Богу, возведи руки свои к небу и взывай с благодарностью и верой: “Слава Твоему человеколюбивому Промыслу, Спасе всего мира Христе Боже!”.

85) Размышляй всякий час о частых своих согрешениях, о безмерном и неисчислимом человеколюбии Божьем, которое Он имеет к человеческому роду, и до последнего вздоха приноси покаяние.

86) Поэтому заранее обратись к лицу Божьему с исповеданием, приди с усердием, припади пред Господом и возрыдай пред сотворившим тебя, взывай о милостях Его, призывай щедроты Его, пусть смерть не застигнет тебя врасплох.

87) Не говори: “Я много согрешил и сотворил много беззаконий, поэтому не смею обратиться к Богу”,– не отчаивайся, с этого момента не согрешай более и помощью Всевышнего не потерпишь посрамления.

88) Ибо не солгал Господь, говоря: “Приходящего ко Мне не изгоню вон” (Ин. 6, 37),– и за тем: “Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был” (Иез. 33, 11). Поэтому дерзай и верь, что Бог Сам чист, и приближающихся к Нему очищает.

89) Если хочешь принести истинное покаяние, то докажи его делом: если в гордости каешься – покажи смирение, если в пьянстве – покажи пост, если в любодеянии – покажи чистоту, ибо сказано: “Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек” (Пс. 36, 27).

90) Только не задерживайся в греховной тине, чтобы не утопнуть в ней внезапно. Застонешь тогда, но никто не услышит тебя, когда Ангел Господень предстанет пред твоими очами, а враги твои как тучи покроют тебя.

91) Заботься о душе своей, ибо она одна у тебя и одно время жизни, неизвестна кончина и непроходима бездна воздушная, исполненная твоих врагов, ничто не поможет тебе кроме добрых дел, поэтому от всей силы стремись совершать их.

92) Стань на стезю добродетели, и скорее иди по ней, постарайся достигнуть врат града небесного, пока не настиг тебя вечер. Не уклоняйся ни влево, ни вправо, да не заблудишь в пропасть мучения: “Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение” (Втор. 5, 32-33).

93) Епископам – пастырям Христова стада словесных овец со всяким благоговением преклоняй главу свою и получишь благословение Божье.

94) Пресвитеров – священников Христовых, предстателей таинственной Его Трапезы, почитай со всякой честью и с любовью слушай их, когда они учат заповедям Христовым.

95) Также и диаконам, и иподиаконам, и чтецам воздавай подобающую честь как Божьим служителям и старайся никого из них не оскорблять.

96) Если ты, предстоя земному правителю, со страхом воздаешь ему честь, боясь даже словом перечить ему, то что тогда ты должен мыслить о слугах небесного Царя?

97) Посещай монастыри и дома святых, смотри на их жизнь, уклад, хозяйство, ибо, когда ознакомишься с их образом жизни, то уничижишь свою и исправишься с этого момента.

98) Не ленись посещать отшельников, живущих в горах, взыщи их благословения и молитвы. Если имеешь что-нибудь, необходимое для тела, то принеси им и получишь пользу для души своей.

99) Потрудись поклониться каждому встреченному тобой монаху, ибо если почитаешь и кланяешься лишь тем, которых знаешь, то делаешь это по причине дружбы, а не ради чести иноческого образа, который они носят.

100) И в заключении сказанного, возлюби Господа от всей души, и страх Его да пребудет в твоем сердце, будь праведным, правдивым, покорным, преклони голову к земле, ум же устреми к небу, имей умиление к Богу и к людям. Будь опечаленному утешителем, в напастях терпелив, не обидчик, щедр, милостив, нищим кормитель, странноприимец. Печалься о грехах, радуйся о Боге. Будь кроток, приветлив, не болтлив, не сребролюбец, не горд, не лицемер, люби друзей и стремись к Богу. Часто молись, будь приятен в общении, разумен, не суди никакого человека. Будь защитником всех обижаемых. И тогда будешь чадом Евангелия, сыном Воскресения и наследником жизни вечной о Христе Исусе Господе нашем. Ему же слава и господство, честь и поклонение со Отцем и с Пресвятым Духом и ныне, и присно и во веки веком. Аминь.

Приложение

1 Арий – основатель ереси арианства. Арий утверждал, что Сын Божий сотворен и, следовательно, неравен Богу Отцу. Заблуждения Ария были осуждены Церковью на I Вселенском Соборе в Никее в 325г.

2 Савелиане – еретики III века. Получили свое название по имени своего основателя некого Савелия из Птолемиады Ливийской в Пентаполисе. Сущность ереси заключалась в отождествлении ипостасей Св. Троицы. Савелиане считали, что единый Бог открывался миру то в Образе Отца, то в образе Сына, то в образе Св. Духа, на самом же деле не имея никакого различия Лиц. Савелианство было осуждено Церковью на Александрийском Соборе в 261г. и на Римском Соборе в 262г.

3 Св. Иоанн Златоуст на послание к евреям гл.11, беседа 32.

4 Славянский шрифт?

5 Св. Афанасий Великий в Слове против ариан и в Исповедании.

6 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 2, гл. 2.

7 Там же.

8 Там же, кн. 1, гл. 9.

9 Мысль эта выражена в творениях многих св. отцов, в частности у св. Иоанна Дамаскина в Точном изложении Православной веры, кн. 2, гл.12.

10 Там же, кн. 2, гл. 3.

11 Св. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, гл. 7.

12 Св. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, гл. 9; Блаж. Феофилакт Болгарский на Матфея, гл. 18.

13 Св. Иоанн Златоуст на Матфея, гл. 4, беседа 5.

14 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 2, гл. 5.

15 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 2, гл. 1.

16 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 3, гл. 3; кн. 2, гл. 9 и 27.

17 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 1, гл. 12; Св. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, гл. 1.

18 Св. Афанасий Великий в Символе; Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 30, гл. 6 и 9.

19 Св. Афанасий Великий, 3-е слово против Ария.

20 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 1.

21 Св. Иоанн Дамаскин, Слово на Рожество Богородицы.

22 Св. Иоанн Златоуст, О непостижимом, беседа 5; св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 8.

23 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 3, гл. 1 и 2; св. Афанасий Великий, Слово о вочеловечении; св. Василий Великий о человеческом естестве в Христе.

24 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 3, гл. 2.

25 Там же, кн. 3, гл. 3.

26 Св. Иоанн Дамаскин, Слова на Рожество и Успение Богородицы.

27 “Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами” (Лук.1:28).

28 Деяния III Вселенского Собора, бывшего в г. Ефесе в 431г.

29 Акафист (неседальный) – хвалебные песнопения в честь Божьей Матери, исполняемые молящимися стоя. Он состоит из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков и 12 икосов, расположенных в порядке греческого алфавита и оканчивающихся восклицанием “радуйся”.

30 Амофор – покров Пресвятой Богородицы.

31 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 3, гл. 8.

32 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 3, гл. 29.

33 Св. Иоанн Златоуст, Слово против евномиан; Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 12; Св. Кирилл Иерусалимский, Оглашение, гл.13.

34 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 14, гл. 58.

35 Там же, кн. 4, гл. 1.

36 Св. Афанасий Великий о воплощении Бога Слова; Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 4.

37 Св. Иоанн Дамаскин, Слово об умерших.

38 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 1, гл. 7; св. Василий Великий, Слово о Святом Духе; св. Афанасий Великий в Символе; св. Дионисий Ареопагит, О Божественных именах.

39 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 1, гл. 8-10; св. Дионисий Ареопагит, О Божественных именах, гл. 2.

40 Св. Афанасий Великий, Слово о воплощении Слова Божьего.

41 Блаж. Феофилакт Болгарский на Матфея, гл.12.

42 Св. Иоанн Златоуст на 44 псалом.

43 Св. Василий Великий на 44 псалом.

44 Свв. Апостолов 64 правило; Лаодикийского Собора правила 31, 32, 33 и 34.

45 Св. Василия Великого 27 пр.; VI Вселенского Собора 24 пр.

46 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 14.

47 Св. Григорий Нисский, О крещении Христовом.

48 Св. Кирилл Иерусалимский, Оглашение, гл.13; св. Дионисий Ареопагит, О церковном священноначалии, гл. 2.

49 Св. Дионисий Ареопагит, О церковном священноначалии, гл. 4.

50 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 9.

51 Св. Дионисий Ареопагит, О церковном священноначалии, гл. 3.

52 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 14.

53 Св. Иоанн Златоуст, Беседа в Антиохи 6 и 23.

54 Св. Иоанн Златоуст на псалмы 22 и 116; св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 4.

55 Св. Иоанн Златоуст, Шесть слов о священстве.

56 Св. Афанасий Великий, О воплощении Бога Слова; св. Иоанн Златоуст на послание к Евреям, гл. 12, беседа 31.

57 Епитимья – это не наказание, как неправильно думают многие, а послушание, налагаемое на кающегося христианина духовным отцом для того, чтобы он освободился от своих греховных пристрастий, утвердился в делании добра и исправил совершенные грехи.

58 Св. Иоанн Златоуст на 142 псалом, 10 беседа о покаянии.

59 Он же, на послание к Ефесянам, беседа 56.

60 Св. Иоанн Златоуст, О девстве, кн. 1.

61 “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт. 1, 28).

62 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 28.

63 Св. Иоанн Златоуст на послание к Евреям, гл. 11, беседа 28.

64 Блаж. Феофилакт Болгарский на 25 гл. Евангелия от Матфея.

65 Блаж. Феофилакт Болгарский на 6 гл. Евангелия от Матфея.

66 Блаж. Феофилакт Болгарский на 6 гл. Евангелия от Матфея.

67 Св. Иоанн Златоуст на Евангелие от Матфея, беседа 15.

68 Блаж. Феофилакт Болгарский на 5 гл. Евангелия от Матфея; Св. Иоанн Златоуст на Евангелие от Матфея, беседа 15.

69 Св. Иоанн Златоуст на 140 псалом.

70 Две каменные плиты, на которых перстом Божьим были написаны заповеди завета (Исх. 31, 18 ).

71 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 16.

72 Св. Иоанн Дамаскин, там же; св. Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, гл. 15.

73 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 17.

74 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 16.

75 Лихоимцы – люди, обогащающиеся всякими беззаконными мерами, а также за счет несчастья других людей.

76 Еммануил – одно из имен Христа Спасителя: “

Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог” (Мф. 1, 23).

77 Обо всех перечисленных библейских личностях и о связанных с ними событиях можно узнать, прочитав следующие места Св. Писания: Лк. 18, 10-14; Лк. 15, 11-32; 3-я Цар. 21, 20-29; Лк. 7, 36-50; Мф. 15, 21-28; Лк. 18, 1-84; 4-я Цар. 19, 20, 1-6; 2 Пар. 33, 9-13.

 

Оглавление

Вступление........................................................................................ 3

Символ веры св. Афанасия Великого, патриарха Александрийского.      4

Краткое изложение веры в вопросах и ответах о богословии блаж. Анастасия, патриарха великой Антиохи и св. Кирилла Александрийского................................................... 6

Краткое изложение веры св. Максима Исповедника................... 9

КНИГА КАТИХИСИС.................................................................. 12

Часть I: О вере............................................................................. 13

Догмат первый........................................................................ 13

Догмат второй......................................................................... 19

Догмат третий......................................................................... 22

Догмат четвертый................................................................... 25

Догмат пятый.......................................................................... 28

Догмат шестой........................................................................ 29

Догмат седьмой....................................................................... 30

Догмат восьмой....................................................................... 31

Догмат девятый....................................................................... 34

Догмат десятый....................................................................... 39

Догмат одиннадцатый............................................................ 49

Догмат двенадцатый.............................................................. 50

Часть II: О надежде..................................................................... 52

Молитва Господня.................................................................. 53

Заповеди блаженства.............................................................. 58

Часть III: О любви к Богу и ближнему.................................... 64

Сотница о вере св. Геннадия, патриарха Константинопольского.       75

Приложение.                                                                   89

 

 

КАТИХИСИС

 

ЛР № 030468 от 1 декабря 2005г.

Издатель: Древлеправославная Патриархия

Московская и всея Руси.

243020, Брянская обл., г.Новозыбков,

ул. Первомайская, 7.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.