Краткое изложение веры св. Максима. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Краткое изложение веры св. Максима.

2024-02-15 23
Краткое изложение веры св. Максима. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос: Сколько естеств ты исповедуешь в Святой, Единосущной и Неразделимой Троице?

Ответ: Одно естество исповедую.

Вопрос: Сколько существ?

Ответ: Одно существо.

Вопрос: Сколько образов?

Ответ: Один образ.

Вопрос: Сколько воль, то есть желаний?

Ответ: Одну волю.

Вопрос: Сколько Ипостасей, то есть Лиц?

Ответ: Три Ипостаси исповедую: Отца, Сына и Святого Духа.

Вопрос: Кто от Святой Троицы воплотился?

Ответ: Сын Слово.

Вопрос: Сколько естеств исповедуешь в вочеловечившемся ради нас Сыне Божьем?

Ответ: Два естества исповедую – Божество и человечество.

Вопрос: Сколько существ?

Ответ: Два существа исповедую: одно единосущно Отцу по Божеству, а второе единосущно по Матери человечеству.

Вопрос: Сколько воль, то есть желаний?

Ответ: Две воли исповедую – Божества и человечества.

Вопрос: Сколько действий?

Ответ: Два действия исповедую.

Вопрос: Сколько Ипостасей?

Ответ: Одну Ипостась – Бога Слова.

Вопрос: Сколько рождений?

Ответ: Два рождения исповедую. Первое рождение безначальное, бесконечное и бесплотное, поскольку воссиял Сын от Отца подобно как свет от солнца. Второе – великий, предвечный, собезначальный, невидимый Божеством, непостижимый, знающий сердца всех людей Бог родился в последние времена от святой Девы Богородицы. Святая Богородица родила одну Личность, имеющую два естества. Рождество Его от Отца безначально и бесконечно по Божеству, но в последние времена, воплотившись от Богородицы, Он рождается плотью. Если нас спросят: Родившийся от Святой Богородицы в двух ли естествах пребывает? Мы ответим им: Да, в двух естествах пребывает, ибо Он Бог и Он же человек. Так же и в распятии, и в воскресении, и в вознесении естества участвуют, а не Личности. Поскольку пострадал Христос, имеющий два естества. Распят же Он был человеческим естеством, ибо на кресте Он простерт был плотью, а не Божеством. Если же вновь спросят нас: Два ли естества умерли на кресте? Ответим им: Нет, было не так, но Христос, являющийся Богом Словом вочеловечился и родился, был распят плотью, плотью пострадал, плотью умер. Божество же Его пребывало чуждым всякого страдания.

Вопрос: Сколько естеств было простерто на кресте?

Ответ: Исус, имеющий два естества, человеческим естеством был простерт на кресте – плотью, а не Божеством. Человек, так верующий – “подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства” (Ин. 1, 47). Если же еще хочешь узнать, кто такой Бог и как Ему поклоняться, то слушай внимательно и размышляй, дабы узнать истину об Отце, Сыне и Святом Духе. Одна святость, одно желание, одна воля, одна премудрость и одна сила. Не Один прежде времен, а Другой во времени, но вместе Отец, Сын и Святой Дух. Сын во Отце и Дух Святой в Сыне составляют одно естество и Божество. Разделяется же на три Ипостаси, пребывая при этом в единстве по существу. Поэтому к Отцу обращаясь, Сына славя и Духа исповедуя к единому Богу взываем. Отец, Сын и Святой Дух одно Божественное естество имеют. Однако когда произносим: “Отец, Сын и Святой Дух”, не общие имена называем, но каждой из Ипостасей в отдельности. Ибо Отца не называем Сыном и Сына не называем Отцом, и Духа Святого не называем ни Отцом, ни Сыном, но Троица всегда именуется – Бог. Три ипостаси, то есть три Лица – един образ. Мы исповедуем в трех Лицах одного Бога, одно существо и одно естество в трех Ипостасях, а не трех Богов или три существа, или три естества, как это делают последователи нечестивого Ария1. Не исповедуем одну Ипостась как проклятые савелиане2, но Три Ипостаси, три Лица в одном образе и в одном Божестве исповедуем и молимся, и почитаем.

КНИГА КАТИХИСИС

 иначе, учение о вере и о важнейших предметах, к ней относящихся.

Вопрос: Что необходимо знать для спасения христианину православно-соборной веры?

Ответ: Две вещи. Первое – правильно верить в Господа Бога единого во Святой Троице и во все то, чему учил Христос в Евангелии. Второе – по вере благочестиво жить, как учит Священное Писание: “Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только” (Иак. 2, 24). И далее: “Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва” (Иак. 2, 26). И еще: “Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере” (1Тим. 1, 19). И в другом месте: “Хранящие таинство веры в чистой совести” (1Тим. 3, 9).

Вопрос: Ответь мне, почему на первом месте стоит правильная вера, а лишь потом благочестивая жизнь по вере?

Ответ: Потому, что кроме веры невозможно угодить Богу, как об этом говорит св. апостол Павел: “Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает” (Евр. 11, 6).

Вопрос: Где можно научиться вере и правильной христианской жизни?

Ответ: В Священном Писании и Предании апостольском, а также во Святой Соборной Церкви, в ее совершенных и истинных догматах утвержденных на Соборах святыми отцами. Но поскольку сложно каждому желающему за короткий срок изучить христианскую веру во всей ее полноте, мы предлагаем ознакомиться с ее основополагающими истинами из этого небольшого сборника.

Вопрос: Из многих ли частей состоит данный сборник?

Ответ: Из трех. Первая часть посвящена вере. Вторая – надежде, а третья – любви к Богу и ближнему.

Часть I: О вере.

Вопрос: Что такое вера?

Ответ: Вера – это, как говорит св. апостол Павел: “есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11, 1). Или вот: вера – это сильное и твердое, с дерзновением в сердце, убеждение в существовании Бога и предметов невидимых, относящихся к нашему спасению3, “потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению” (Рим. 10, 10).

Вопрос: Много ли существует догматов веры?

Ответ: По исповеданию христианской веры двух Вселенских Соборов, первого – Никейского, и второго – Константинопольского изложено 12 догматов христианской православной веры.

 

Догмат первый

Вопрос: Какой первый догмат веры?

Ответ: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого же всего и невидимого4.

Вопрос: Сколько в себе содержит богословских предметов этот догмат, и чему он нас учит?

Ответ: Три: первое – мы должны верить и исповедовать, что Бог один в Своем существе, но троичен в Лицах – Отец, Сын и Святой Дух. Три ипостаси, но один Бог, как этому учит в Евангелии Сам Христос: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф. 28, 19). К этому догмат учит, что между Тремя божественными Ипостасями первым Лицом является Отец. Он – бесконечное Начало и Источник, Корень и Причина Сыну рождением и Святому Духу исхождением5.

Вопрос: Чему во-вторых учит этот догмат?

Ответ: Учит, что Бог, существующий всегда, не имеющий ни начала, ни конца, по благости Своей сотворил все видимое и невидимое6, как этому учит Св. Писание: “Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!” (Деян. 4, 24). И в ином месте: “ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано” (Кол. 1, 16).

Вопрос: Чему в-третьих учит этот догмат?

Ответ: Учит, что все сотворенные вещи, даже и самые незначительные, находятся под надзором Самого Бога, и Он сохраняет их Своей силой7 по сказанному: “Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению” (Пс. 144, 16-17).

Вопрос: Что можно еще узнать из этого догмата?

Ответ: Можешь узнать, что Бог имеет два свойства, одно относится к Его существу, которое является общим для всех трех Ипостасей, Отцу и Сыну, а также и Святому Духу, поскольку один Бог в Троице почитается. Другое свойство не общее, но личностное, оно относится к каждой из Ипостасей в отдельности: Отец рождает Сына и от Него исходит Святой Дух; Сын рождается от Отца от Его существа прежде всех веков; Святой же Дух от того же Отца исходит.

Вопрос: Какая разница между свойствами Ипостасей и существом?

Ответ: Свойство существа означает Одного Бога, имеющего одно естество и существо, одну славу и престол, и одно величие. Опять же свойство ипостасное означает в едином Боге трех Лиц пребывающих нераздельно и неслитно, ибо одной Ипостаси свойство другой Ипостаси передаться не может8.

Вопрос: О творении как нужно мыслить?

Ответ: Всякое творение Божье в своем естестве является совершенным и очень хорошо устроенным как сказано: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1, 31).

Вопрос: Что первое сотворил Господь?

Ответ: Как написал Моисей о сотворении сего видимого мира: “В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1, 1). После же всего прочего творения создал Господь Бог по образу Своему и подобию (Быт. 1, 6) “человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою” (Быт. 2, 7).

Вопрос: Сотворил ли Господь что-нибудь прежде сего видимого мира?

Ответ: Святые отцы святой восточной Церкви учат, что прежде сего видимого мира Бог сотворил невидимых ангелов. Человек же соединяет в себе два естества, видимое и невидимое: по видимому естеству он имеет тело, а по невидимому имеет душу9.

Вопрос: Как нужно мыслить об ангелах?

Ответ: Ангелы – это разумные духи, имеющие свободную волю, небесные обитатели, слуги Господа Вседержителя, по сказанному о них: “Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий” (Пс. 103, 4)10.

Вопрос: Много ли существует ангельских чинов?

Ответ: Существует девять ангельских чинов: херувимы, серафимы и престолы, начала, власти и силы, господства, архангелы и ангелы11.

Вопрос: В чем заключается служение ангелов пред Богом?

Ответ: Во-первых, непрестанно славить Его и служить Ему по воле и святому Его повелению. Затем, быть ходатаями о спасении избранных людей Божьих по сказанному: “Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?” (Евр. 1, 14). Также они возвещают людям волю Божью и Его благодеяния, как, например, Ангел благовествовал Пресвятой Деве и возвестил Христово Рожество пастухам (Лук. 1, 26-38; Лук.2:8-15).

Вопрос: В чем заключается служение ангелов людям?

Ответ: Они защищают нас от духовного врага и от всякого, как об этом учит Св. Писание: “Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни” (Деян. 5, 19-20). И в другом месте: “Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский” (Деян. 12, 11). Так же ангелы возносят к престолу Божьему наши молитвы, милостыни и другие наши благочестивые дела, как об этом свидетельствует Св. Писание: “Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою” (Тов. 12, 12-13)

Вопрос: Каждый ли человек имеет своего Ангела хранителя?

Ответ: Только каждый верный по сказанному в Евангелии: “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Мф. 18, 10). И не только люди имеют своих ангелов хранителей, но и города, страны и государства, а также монастыри и церкви12.

Вопрос: Как или чем мы привлекаем себе ангелов хранителей?

Ответ: Непрестанной молитвой к ним с прошением о том, чтобы они ходатайствовали о нас перед Господом Богом. Более же всего необходимо молиться своему Ангелу хранителю, чтобы он приносил наши молитвы к престолу Божию, ходатайствовал о нас и сам был бы нам помощником против всякого врага, особенно же невидимого.

Вопрос: Чем мы отгоняем от себя Ангела хранителя?

Ответ: Грехами, особенно смертными. Поэтому, если и случится кому-нибудь по человеческой немощи впасть в грех, особенно смертный, то необходимо не откладывать, но немедленно исповедью и покаянием себя очистить, дабы ангел хранитель снова вернулся к нам и не позволял бы врагу ввести нас в грехи еще большие13.

Вопрос: Все ли ангелы святые и добрые?

Ответ: Все ангелы сотворены Богом святыми и добрыми, но Люцифер со своими единомышленниками отступил от Бога и сделал себя злым и лживым по сказанному Христом: “Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Ин. 8, 44). За это он был свержен с небес и из ангела превратил себя в сатану и обольстителя людей.

Вопрос: Может ли диавол заставить человека согрешить?

Ответ: Диавол является первым врагом человеку, он всегда его искушает и всяческим образом подталкивает к греху как написано: “Трезвитесь , бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1Пет. 5, 8),– но заставить человека согрешить он не может14.

Вопрос: Как нужно мыслить о человеке?

Ответ: Человек сотворен Господом Богом по Его образу и подобию, как и прежде уже было об этом сказано. До совершения греха человек пребывал в состоянии безгрешности, не зная никакого зла, но когда он преступил заповедь Божью, то состояние безгрешности перешло в состояние греха, а неповрежденность человека – в его немощь.

Вопрос: Какая разница между состоянием безгрешности и греха?

Ответ: Состояние безгрешности заключает в себе по благодати бессмертие и нетление. Состояние же греха принесло с собой смерть и тление, как сказано: “От дерева

познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который

ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Быт. 2, 17)15.

Вопрос: Каким стал человек в состоянии греха?

Ответ: Смертным, тленным, проклятым и исполненным всяческих страстей, однако нелишенным надежды, основанной на словах Господа Бога, сказанных к змею- искусителю: “Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт. 3, 15). И вот эта надежда и обещание Божье утешали человеческий род вплоть до предсказанного праотцами и пророками пришествия Мессии. Когда же ожидаемый Мессия, то есть Исус Христос, как и было обещано пришел, то Он Своей Кровью искупил человеческий род из рабства врагу, уничтожил проклятие и даровал нам бессмертие и жизнь вечную.

Вопрос: Знал ли Бог, что Адам согрешит?

Ответ: Не только об Адаме знал, но и о диаволе, и обо всех Своих творениях, а именно, об ангелах и человеках, что они будут думать, говорить и делать. И так сотворил Он для еще большего явления Своих благодеяний. О человеке же Бог еще знал, что не только искуплением Он покажет свое огромное благоволение к людям, но и что в своем естестве, в Лице Сына Божьего, человек сядет одесную Божьего престола, и ангелы будут склоняться пред ним, как перед своим господином. И что после этого в мире ни злоба дьявольская, ни грех не смогут более владеть человечеством и причинять ему вред.

Вопрос: О всяком ли творении заботится Бог?

Ответ: Хоть мы о том уже и говорили выше, тем не менее дополним, Господь знает все и даже самые незначительные вещи находятся под Его рукой и управлением, как об этом Он Сам учит в Евангелии: “Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены” (Мф. 10, 29-30).

Вопрос: Что же Господь содержа человека под Своим присмотром попустил ему согрешить?

Ответ: Время было отпущено человеку в Раю для его испытания данной ему заповедью, которую он не сохранил, будучи еще неутвержденным благодатью, но предоставленным своей свободной воле, как об этом сказано: “Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему” (Сир. 15, 14-17). Но человек, не проявив надлежащего послушания и веры, по попущению Божьему, впал в грех и преступление, дабы явлены были на нем еще большие благодеяния Божьи.

Вопрос: Каков промысл Божий о человеке, впавшем в состояние греха?

Ответ: Милостивый Бог никогда не оставляет человека вне Своего промысла, но всегда подает ему возможность для совершения добра. При этом Бог не лишает человека свободной воли, но тщательно помогает ему Своей благодатью, включая и ту благодать, которая дана нам чрез Исуса Христа16.

Вопрос: Чему еще можно научиться из выше названного догмата?

Ответ: Все что ты можешь прекрасного и удивительного представить своим умом, усвой Господу Богу, как истинному своему благодетелю. О сотворении же еще усвой, что все доброе существует от Господа Бога: “Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов” (Иак. 1, 17), а все зло идет от собственного произволения людей или злых ангелов17.

 

Догмат второй

Вопрос: Какой второй догмат веры?

Ответ: И в одного Господа Исуса Христа Сына Божьего, рожденного от Отца прежде всех веков. Света от Света. Истинного Бога от истинного Бога. Рожденного, а не сотворенного, единосущного Отцу. Им же все сотворено.

Вопрос: Сколько в себе содержит богословских предметов этот догмат, и чему он нас учит?

Ответ: Два: во-первых, что предвечное Слово Исус Христос рожден от Отца, а не сотворен, то есть Он раньше всех веков пребывал и всегда пребывает вместе с Отцом, будучи с Ним одного существа и естества, одной славы, престола и величия. Истинный Бог от истинного Бога. Несотворенный Свет от несотворенного Света18.

Вопрос: Чему второму учит этот догмат?

Ответ: Во-вторых, учит, что предвечным Словом сотворен весь видимый и невидимый мир, как об этом сказано в Св. Писании: “В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал” (Ин. 1, 10). И в другом месте: “в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил” (Евр. 1, 2).

Вопрос: Эти два имени – Исус Христос, что означают?

Ответ: Исус – имя еврейское, раньше оно было во всеобщем употреблении, но когда предвечное Слово Единородный Сын Божий воспринял на себя человеческое естество, тогда имя Исус повелением Божьим было принесено с небес архангелом Гавриилом, оно означает Спаситель, как повествует об этом Евангелист Матфей: “Родит же Сына, и наречешь Ему имя Исус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (Мф. 1, 21). С того самого времени это имя стало особым, избранным. Оно указывает на наше Спасение: “Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4, 11-12). Имя это имеет такую честь, что и ангелы, и люди, и даже бесы на него уповают и поклоняются ему, как об этом написал ап. Павел: “Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Исуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних” (Флп. 2, 9-10)19.

Вопрос: Как мы должны чтить имя Исуса?

Ответ: Во-первых, вспоминать его со всякой честью, с благочестивым страхом и помышлением о Его добровольном и безгрешном страдании, также с воздыханием и молитвой, чтобы ради Своего имени и вольного Своего страдания Он очистил наши грехи, и был милостив к нам сейчас и во время нашей смерти, и в день праведного Своего Суда20.

Вопрос: Христос, что означает?

Ответ: Христос означает помазанник. По Ветхому закону помазание священным маслом совершалось в трех случаях: на священство, на царство и на пророчество. Так и Исус Христос является Божьим Помазанником. Его человеческое естество Бог Отец помазал не маслом, но Духом Святым на все три чина, как об этом пророчествовал пророк Исаия, и как сказано об этом в Евангелии: “Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу” (Лк. 4, 18; Ис. 61, 1). В этом свидетельстве изображены упомянутые три чина, которые исполнились на Исусе Христе, как Он и Сам о Себе сказал: “Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами” (Лк. 4, 21)21.

Вопрос: Расскажи мне об этих трех чинах Христовых.

Ответ: Христос – первосвященник по чину Мелхиседека, как говорит о Нем св. ап. Павел: “Наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека” (Евр. 5, 10). Священником же называется Христос потому, что Сам Себя принес в жертву: сначала под видом Хлеба и Вина ради нашего очищения, потом, когда Кровь Свою излил: “Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!” (Евр. 9, 13-14). Царем же вечным называет Его Архангел Гавриил во время Благовещения: “Даст Ему Господь Бог престол Давыда, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца” (Лк. 1, 32-33), – о чем и надпись на Кресте Его свидетельствует: “Исус Назорей, Царь Иудейский” (Ин. 19, 19). Пророческий же чин усваивается Христу потому, что Он проповедовал и учил, а именно в этом пророческий чин и заключается.

Вопрос: Почему Христос называется Единородным Сыном Божьим?

Ответ:  По двум причинам: во-первых, для отличия сыновней Ипостаси от Ипостаси Святого Духа, который тоже имеет Своей причиной Отца, но не по рождению, а по исхождению. Единородным же Он называется для отличия от сыновей, именуемых так только по благодати, то есть от верных, избранников Божьих. Поскольку по естеству только один Исус Христос Единородным Сыном Божьим называется, ибо только Он безначально рожден от существа и Ипостаси Отца прежде всех веков22.

 

Догмат третий

Вопрос: Какой третий догмат веры?

Ответ: Ради нас людей и ради нашего Спасения сошедшего с небес, воплотившегося от Святого Духа и от Девы Марии вочеловечившегося.

Вопрос: Сколько в себе содержит богословских предметов этот догмат, и чему он нас учит?

Ответ: Четыре: во-первых, предвечный Сын Божий ради Спасения людей по благоволению Отца сошел на землю. Сошел же не от одного места к другому, ибо, будучи Богом, Он везде пребывает и все Собой наполняет, но смирив Себя стал человеком, как об этом пишет св. ап. Павел: “Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Флп. 2, 6-8). Не изменив Божество в человечество, ни человечество в Божество, но будучи истинным Богом, Он воспринял на Себя совершенное человеческое естество, и стал одновременно Бог и человек в одной Божественной Ипостаси, при этом сохранив неизменными свойства обоих естеств. Итак, он является истинным Богом и истинным Человеком, как этому явно учит св. ап. Павел: “И безпрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти” (1Тим. 3, 16)23.

Вопрос: Чему второму учит этот догмат?

Ответ: Учит, что Христос не сошел с небес в человеческом естестве, но по действию Святого Духа воспринял его от Пречистой Девы Марии во время архангельского Благовещения. В момент, когда Пречистая Дева ответила: “Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему” (Лк. 1, 38),– в Ее чреве совершенное Божество Сына Божьего с истинным и совершенным человечеством зародилось. Христос по Божеству прежде веков рожден от Отца, а по человечеству рождается во времени от Матери совершенным человеком с телом и душою24.

Вопрос: Чему третьему учит этот догмат?

Ответ: Зачатие по человеческому естеству Сына Божьего в чреве Девы совершилось по действию Святого Духа, как об этом Ей сказал Архангел: “Дух Святыи найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим” (Лк. 1, 35). Так же и в другом месте: “Се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давыдов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго” (Мф. 1, 20). Поэтому Пречистая Дева Мария как прежде Зачатия, так и после Зачатия пребывала Девой. То есть, прежде Рожества, во время Рожества, после Рожества неизменно пребывала Девой и Пречистой Богородицей25.

Вопрос: Чему четвертому учит этот догмат?

Ответ: Учит, что Пречистая Дева избрана прежде веков и предназначена от рождения быть Матерью Сына Божьего, и что Она почитается нами, возвеличивается и прославляется. 

Вопрос: Как мы должны возвеличивать и прославлять Пресвятую Деву?

Ответ: Хоть существует и много видов почитания святых избранников Божьих, однако о Пречистой Деве необходимо мыслить так, как учит святая восточная соборная и апостольская Церковь – Богородицу Деву следует почитать и возвеличивать не только более всех святых, но и выше всех чинов ангельских, выше херувимов и серафимов. После Господа Бога мы должны Ей воздавать наивысшую и достойнейшую честь26. Об этом в Евангелии находятся слова Самой святой Богородицы: “Ибо отныне будут ублажать Меня все роды” (Лк. 1, 48). Поэтому ежедневно по множеству раз во время молитвенного правила и кроме него мы должны возносить Пресвятой Богородице архангельское приветствие, говоря: Богородице Дево, радуися, обрадованная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко родила еси Христа Спаса и избавителя душам нашим.

Вопрос: Что нужно знать об этом приветствии?

Ответ: Во-первых, необходимо знать, что первая часть данного приветствия: “Богородице Дево, радуися, обрадованная Мария, Господь с Тобою”27,– составлена не человеческим умом, но принесена с небес Архангелом Гавриилом от Господа Бога, поскольку никогда бы ангел не осмелился по собственному произволению благовествовать Деве, если бы не получил об этом указания непосредственно от Бога. Вторая же часть приветствия принадлежит св. Елисавете, которая, исполнившись Святого Духа, обратила эти пророческие слова к Богородице Деве, как об этом свидетельствует Евангелист Лука: “Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!” (Лк. 1, 41-42). Последние же слова приветствия властью своей приложила Святая Церковь28.

Вопрос: Какое учение содержится в этом приветствии?

Ответ: В этом приветствии упоминается воплощение Бога Слова. Произнесение этого приветствия осуждает всех еретиков, которые не исповедуют, что Господь Исус Христос истинно воплотился от Пречистой Девы. Так же осуждаются несториане, которые не исповедовали Пречистую Деву Богородицей. И еще, если мы часто вспоминаем и приветствуем так Пречистую Богородицу, то она становится нашей помощницей, ходатайствует и молится о нас к своему Сыну и Богу нашему, дабы Он избавил нас от наших грехов, а вместе с ними и от видимых и невидимых врагов. Поэтому, когда читаем акафист29 или во время иного моления, мы должны многократно возносить упомянутое приветствие Пресвятой Богородице, дабы она, покрыв нас своим амафором30, защитила от всякого зла.

 

Догмат четвертый

Вопрос: Какой четвертый догмат веры?

Ответ: Распятаго за ны при понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.

Вопрос: Сколько в себе содержит богословских предметов этот догмат, и чему он нас учит?

Ответ: Шесть. Во-первых, что Христос Бог истинно вочеловечился от Пречистой Девы, и истинно человеческим естеством пострадал и умер, о чем так свидетельствует Евангелие: “Исус , возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух” (Лк. 23, 46).

Вопрос: Чему второму учит этот догмат?

Ответ: Христос Господь, будучи Сам безгрешным, как Агнец пострадал и умер, пролив Свою Честную Кровь ради избавления нас от грехов. Так об этом говорит св. ап. Петр: “Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” (1Пет. 1, 18-19).

Вопрос: Чему третьему учит этот догмат?

Ответ: Учит, что Христос только человеческим естеством пострадал на кресте, а Божество Его не претерпело никакого страдания, как об этом говорит св. ап. Павел: “Ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою” (Кол. 1, 22). Поэтому правильно будет говорить, что Бог пострадал Плотью31.

Вопрос: Чему четвертому учит этот догмат?

Ответ: Учит, что страдания Господа Исуса Христа были более тяжкими, чем испытывали когда-нибудь люди, вот как от Лица Спасителя провозглашает об этом пророк: “Да не будет этого с вами, все проходящие путем! взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня” (Плач. 1, 12). Смерть Христа непостижима, поскольку Он Сам Себя принес за людей как непорочную Жертву, как об этом говорит св. ап. Павел: “Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное” (Еф. 5, 2). И в другом месте: “Предавший Себя для искупления всех” (1Тим. 2, 6).

Вопрос: Чему пятому учит этот догмат?

Ответ: Учит, что Сын Божий истинно умер как человек, и был погребен известными и славными среди иудеев людьми Иосифом и Никодимом. После этого гроб с Телом Христа был опечатан иудеями и охранялся стражей, отчего Воскресение Спасителя из мертвых было еще более чудесным, а гроб Его по пророчеству стал прославлен. И поныне те, кто с благоговением и с правой верой приходят к гробу Спасителя, получают очищение от множества грехов.

Вопрос: Чему шестому учит этот догмат?

Ответ: Учит, что в Христовой смерти Божество Его ни от Души, ни от Тела не отлучалось, но Душа Его вместе с Божеством сошла в ад и, изведя оттуда св. отцов вместе с покаявшимся разбойником, ввела их в Рай. Так же по единству Божества Христос пребывал с Богом Отцом и Святым Духом на небесном Престоле, а Плотью на кресте и в гробу32.

Вопрос: Поскольку ты вспомнил о кресте, на котором Плотью пострадал Сын Божий, то научи меня, как следует о нем мыслить?

Ответ: Кресту подобает оказывать великую честь и всегда его использовать, так как Господь Исус Христос совершил на нем наше Спасение. Крестом и св. ап. Павел хвалился, говоря: “А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Исуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира” (Гал. 6, 14). Таким образом, должен и каждый христианин хвалиться честным крестом, всегда носить на себе его образ и осенять себя им и в церкви, и дома, и в дороге. Так же приступая ко всякому делу или перед принятием пищи и питья христианин должен вначале осенять себя крестным знамением. Поступать так мы должны потому, что враг душ наших не может смотреть на крестное знамение, ибо он боится силы Господа, распятого ради спасения людей на кресте, но бежит от нас и не может навредить нашему доброму начинанию33.

Вопрос: Каким образом мы должны полагать на себя крестное знамение?

Ответ: Нужно в начале соединить вместе три пальца правой руки: большой, мизинец и безымянный. Соединением этих трех пальцев исповедуется таинство трех божественных Ипостасей: Отца, Сына и Святого Духа, единого Бога в трех Лицах. Два оставшихся пальца: указательный и средний, необходимо вытянуть. Этим показывается тайна Самого Господа нашего Исуса Христа, то, что Он является истинным Богом и истинным Человеком ради нашего спасения. Сложив, таким образом, пальцы, полагаем руку в начале на лоб, исповедуя этим, что один только Христос является нашей истинной и вечной Главой: “Бог Господа нашего Исуса Христа, Отец славы... поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его” (Еф. 1, 17, 22-23). Далее мы кладем руку на живот, исповедуя этим сошествие Христа с небес на землю и Его непорочное зачатие в пречистом чреве Богоматери, ибо Господь не нарушил Своим рождением Ее девства, но прошел через Ее утробу, словно солнечный свет через стекло. Потом кладем руку на правое плечо, исповедуя, что Христос сидит одесную Бога Отца, как сказано в Писании: “Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Пс. 109, 1). И кладем руку на левое плечо, исповедуя второе пришествие Христа на землю, но уже для Суда – воздать всем, находящимся по левую сторону, вечную муку, а находящимся по правую – вечную жизнь. Когда мы перекрещиваем себя таким образом, то одновременно должны произносить и молитву: Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешного. По окончании молитвы говорим: аминь,– и кланяемся Богу, чтобы Он избавил нас от левой стороны и подал нам Свое благословение.

 

Догмат пятый

Вопрос: Какой пятый догмат веры?

Ответ: И воскресшего в третий день по писании.

Вопрос: Сколько в себе содержит богословских предметов этот догмат, и чему он нас учит?

Ответ: Два. Во-первых, что Сын Божий по Своей воле умер, и Сам, силой Своего Божества, восстал из мертвых по истинному Его слову: “Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее” (Ин. 10, 17-18). И все это предсказано пророками, как Он и Сам об этом говорит: “Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании” (Лк. 24, 6-27).

Вопрос: Чему второму учит этот догмат?

Ответ: Учит, что Христос восстал из мертвых в том же самом Теле, в каком пострадал и умер. Об этом свидетельствуют раны, бывшие у Него на руках, ногах и ребрах, которые Он показал Своим ученикам после Своего воскресения из мертвых: “Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня” (Лк. 24, 39). Однако Его Тело после воскресения имеет такую славу, что ему чужда человеческая немощь, которую оно имело прежде смерти34.

 

Догмат шестой

Вопрос: Какой шестой догмат веры?

Ответ: И возсшедшего на небеса, и седяща одесную Отца.

Вопрос: Сколько в себе содержит богословских предметов этот догмат, и чему он нас учит?

Ответ: Четыре. Первое – Сын Божий воспринял Тело от Пречистой Девы, в этом Теле пострадал, умер, воскрес со славой из мертвых и взошел на небо, как об этом свидетельствует Евангелист Лука: “Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их” (Деян. 1, 9). И сел одесную Бога Отца, как об этом свидетельствует Евангелист Марк: “И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога” (Мк. 16, 19)35.

Вопрос: Чему второму учит этот догмат?

Ответ: Учит, что Христос с Плотью взошел на небо, ибо по Божеству Он всегда был с Отцом и никогда от Него не отлучался, будучи единосущным Ему, как об этом свидетельствует Евангелист Иоанн: “Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил” (Ин. 1, 18). “Сущий в недре Отчем”, это как раз и означает, что Бог Слово одного естества с Отцом.

Вопрос: Чему третьему учит этот догмат?

Ответ: Учит, что Христос никогда не оставит единожды воспринятого Тела, но вовеки будет его иметь, как сказано: “Исус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13, 8)36.

Вопрос: Чему третьему учит этот догмат?

Ответ: Учит, что Христос пребывает Плотью не везде, а только на небе по апостольскому слову: “Господь... воссел одесную Бога” (Мк. 16, 19). Кроме этого, только в святых Тайнах подается под видом Хлеба Его истинное и пресвятое Тело и под видом вина истинная Его Кровь. Совершается это Святым Духом, сходящим на Дары по молитве священника.

 

Догмат седьмой

Вопрос: Какой седьмой догмат веры?

Ответ: И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию несть конца.

Вопрос: Сколько в себе содержит богословских предметов этот догмат, и чему он нас учит?

Ответ: Т


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.