Общественная структура Древней Спарты — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общественная структура Древней Спарты

2024-02-15 23
Общественная структура Древней Спарты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общественная структура Древней Спарты разительно отличалась от общественных структур других древнегреческих полисов в силу того, что спартанское общество в силу проводимой их элитами политики, направленной на завоевание Мессении, было мобилизовано и милитаризировано до тех пределов, которых ни тогда, ни после ещё не знала вся Древняя Греция.

 Гражданское общество Спарты. Если так можно выразиться, было преобразовано в общину «равных» (гомеев). Плодородные земли были поделены на 9 тысяч (по другим сведениям, на 6 или 7 тысяч) равных участков (клеров — ‘жребиев’), каждый из которых должны были обрабатывать несколько семей илотов. Половина урожая должна была отдаваться спартиату — владельцу клера. Мужчины-граждане становились воинами и только воинами. Любой другой вид деятельности для них стал немыслим.

Сложившееся в Спарте политическое устройство обеспечивало права господствующей социальной группы спартиатов (гомеев — «равных») и эффективную систему подчинения и угнетения других социальных групп спартанского общества, весьма значительных по численности. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в битве с персами при Платеях в 479 году до нашей эры, помимо 5 тысяч спартиатов, принимали участие 5 тысяч периэков и 35 тысяч илотов.

Периэки жили в поселениях в гористой местности в Лаконии и пользовались внутренним самоуправлением. В каждом периэкском поселении был гармост — представитель Спарты, осуществлявший надзор. Периэки служили в спартанском войске гоплитами и, несмотря на отсутствие политических прав, оставались в целом надежной опорой спартиатов. Их главными занятиями были ремесло и торговля. После запрета спартиатам заниматься любыми связанными с обогащением видами деятельности периэки в этих сферах были вне конкуренции и, несмотря на упадок внешней торговли после реформ Ликурга, обеспечивали Спарту всеми необходимыми товарами — особенно ценились простые предметы обихода и лаконское оружие.

Илоты были самой многочисленной группой населения Спартанского государства. Фактически они находились на положении государственных рабов, вынужденных отдавать спартанцам половину урожая. Илотами стали и жители завоеванной спартанцами Мессении, так что общая их численность, вероятно, в десять раз превосходила численность спартиатов. В отличие от рабов в других греческих государствах, илоты жили компактно семьями, принадлежали к одному племени, ненавидели спартиатов («Готовы были пожрать их живьем», — писал один древний автор). Всегда существовала опасность восстания илотов, особенно в периоды внешней опасности или внутренних неурядиц в Спартанском государстве. Так, в 464 году до нашей эры после страшного землетрясения, когда погибло много спартиатов, илоты восстали и даже пытались захватить саму Спарту, а затем в течение десяти лет сопротивлялись угнетателям. Постоянная опасность восстания илотов и была главной причиной милитаризации Спарты. По отношению к илотам любая жестокость считалась оправданной, и время от время спартиаты устраивали криптии (облавы на молодых и сильных илотов). При этом преследовалась двойная цель: убийство молодых и сильных илотов уменьшало опасность восстания, а участвовавшие в этих акциях молодые спартиаты приучались ненавидеть угнетённых и не страшиться жестокости по отношению к ним.

Общественная структура Древней Спарты влияла сильнейшим образом и на жизнь рядового спартиата, которая регламентировалась от рождения до смерти. Единственным занятием гражданина Спарты была война, к которой его готовили с самого рождения: маленьких детей не кутали, закаляли, скудно кормили. Существует миф о том, что болезненных детей после осмотра старейшинами умерщвляли, позволялось воспитывать только тех, кто был признан здоровым. Современные антропологи и историки не считают этот обычай достоверным; к примеру, известный спартанский полководец Лисандр был хромоногим.

С семи лет мальчиков обучали в одной большой школе по гражданской системе воспитания — агогэ. Цель обучения состояла в том, чтобы сделать их смелыми, равнодушными к боли и дисциплинированными, немногословными. Спартанцы выражались емко и кратко — отсюда слово «лаконичный». Муштра в этих школах была настолько жёсткой, что будущие воины шли на войну как на праздник, так как во время походов были некоторые послабления. В этих же школах детей обучали минимальной грамоте, для того чтобы они могли читать военные донесения. Старшие мальчики (ирены) управляли младшими. Так прививался коллективизм, без которого невозможно сражаться плечом к плечу. Благодаря суровому коллективному воспитанию спартанская фаланга считалась непобедимой.

Брак разрешался по достижении двадцатилетнего возраста, но до тридцати лет мужчина должен был жить среди сверстников, навещая жену только ночью. После тридцати лет он становился полноправным гражданином. Каждый гражданин становился участником общего стола (сисситии) и должен был обедать с другими его членами, внося свой вклад в виде продуктов, полученных от земельного участка. Согласно государственному устройству Спарты, в ней не было ни нуждающихся, ни богатых. Никому не разрешалось иметь золото или серебро. В то время как по всей Греции уже распространились монеты, в Спарте продолжали пользоваться неудобными и громоздкими железными деньгами. Обогащение сделалось невозможным, а само стремление к нему считалось постыдным.

Отдельно стоит сказать и про роль женщин в Древней Спарте, поскольку их положение являлось для того времени не только уникальным во всей Древней Греции, но и, возможно, во всём Древнем мире. Поскольку женщины не обладали политическими правами в Древней Греции, потому что не воевали, то наличие весьма широкого спектра женских свобод в Спарте для Древнего мира в целом можно объяснить тем, что воспитание девушек имело целью воспитание будущих матерей воинов, которые должны были защищать полис с оружием в руках.

Сказывалось на уровне женских свобод в Спарте и то, что большую часть времени мужчины-спартанцы находились в обществе сограждан-мужчин, часто уходили на войну. В их отсутствие жены должны были иметь возможность хотя бы в какой-то степени противостоять восставшим илотам, поэтому с детства они воспитывались так же, как мальчики. Занятие спортом — бегом, борьбой, метанием диска и дротика — было для них обязательным, в отличие от домашних дел. До своего замужества спартанки оставались в родительском доме. Но, в отличие от других греческих девушек, они не жили затворницами. Они обязаны были участвовать в празднествах и торжественных процессиях, в том числе петь и танцевать на них без одежды или в коротком хитоне в присутствии молодых людей. По всей Греции спартанок насмешливо называли «обнажающими бедра» за то, что они носили короткую одежду. Афинянки считали, что спартанки помыкают своими мужчинами. Существует исторический анекдот о жене знаменитого спартанского царя Леонида, которую спросили, как ей удается управлять мужами. Она же ответила: «Мы единственные, кто рожает мужей». Деторождение в Спарте очень широко поощрялось. Каждый гражданин должен был иметь сына. К холостякам относились плохо, всячески унижали, заставляли ходить нагими в холод, не уступали места.

Для того чтобы снизить риск смерти при родах, брачный возраст девушек в Лакедемоне, единственном полисе Греции, был ограничен: не моложе 18 лет. Афинские девушки, в отличие от спартанок, выходили замуж в 14–15 лет. При этом спартанцы сохраняли архаичные брачные обычаи. У двух братьев могла быть одна жена. Если муж стар, а жена молодая, он мог пригласить в дом достойного, по его мнению, чужого молодого человека, при этом ребенок от такой связи оставался у мужа.

Женщина Спарты должна была вырастить настоящего воина, который мог бы завоевывать новые земли и отражать напор врагов, поэтому спартанки должны были контролировать свои эмоции. Когда мать провожала сына, уходящего на войну, она говорила: «Возвращайся со щитом или на щите». Потерять щит считалось бесчестьем, он играл большую роль, в том числе символическую, и даже использовался как колыбель для мальчиков. Об уникальном положении спартанских женщин свидетельствует случай, произошедший в IV веке до нашей эры: спартанка Киниска, сестра царя Агесилая, стала победительницей Олимпийских игр, выставив на соревнования четверку лошадей.

Приблизительно после середины VI века до Р.Х. происходит перелом в развитии спартанского общества: оно начинает клониться в сторону упадка. Все силы спартанского общества были направлены на сохранение системы равенства среди граждан и на подавление угнетенных слоев населения.

После разгрома персов при Платеях в 479 году до нашей эры Спарта постепенно отходит от активного участия в греко-персидских войнах, уступая Афинам лидерство в греческом мире. Разрушительное землетрясение 464 года и последовавшее за ним восстание илотов (3-я Мессенская война) привели к большим потерям среди спартиатов, число граждан-воинов постепенно уменьшается. Несмотря на это, Спарта вместе с союзниками стала победителем в разрушительной Пелопоннесской войне 431–404 годов, сумев разгромить Афины. Приток богатств и знакомство с обычаями других греков разлагает «общину равных». Окончательный удар господству Спарты в греческом мире наносит поражение от фиванцев при Левктрах в 371 году до нашей эры. Спарта теряет Мессению и становится рядовым полисом, обремененным воспоминаниями о великом прошлом [7].

 

Армия Спарты

До нас дошло большое количество противоречивых свидетельств, касающихся военной организации Спарты. Очевидно, структура армии была объектом периодических реорганизаций. Этого мнения, в основном, придерживались в XIX в., а некоторые так считают и сейчас. В последнее время появилось предположение, что структура войск оставалась в основном неизменной с глубокой древности до конца классического периода. По мнению ряда историков, эта идея пока не имеет под собой достаточного основания.

Сохранившиеся фрагменты из поэмы Тиртея, написанные ок. 650 года до н.э. во время 2-й Мессенской войны, сообщают, что армия делилась на три филы — Памфилы (буквально «все филы»), Гиллеи (буквально «лесные») и Диманы, и воевала в соответствие с эти порядком. Эти названия н являются традиционными. Вероятно, филы впервые появились в поэмах Гомера. Более привычной формой военно-политической организации были отряды воинов. В настоящее время принято считать, что появление фил в VIII в. было попыткой организовать общество в более формальные структуры. Если легенды о Ликурге имеют под собой исторические основания, то именно ему три спартанские филы могут быть обязаны своим появлением. В Спарте эти идеи попали в середине VIII в., возможно — с Крита. Судя по легендам, Ликург многие свои идеи по устройству государства заимствовал из критской практики. Если это действительно так, то спартанские филы первоначально могли быть разделены на гетерии (товарищества), подобно существовавшим на Крите до периода эллинизма.

Другим подразделением филы, упоминаемым в источниках, является фратрия (братство). Как и триба, фратрия ныне считается ложной родственной группой. Она создавалась для того, чтобы структурировать на военно-политической основе аристократическое общество. Впервые она также встречается у Гомера. Спартанцы образовывали 3 филы, по 9 фратрий в каждой — всего 27 фратрий. Они сохранились как религиозные и социальные сообщества, которые принимали участие в религиозных празднествах Карнейя в честь древнегреческого бога солнца Аполлона. Известно, что в 676-673 гг. до н.э. поэт Терпандр стал первым победителем поэтических состязаний, бывших частью Карней. Таким образом, в это время Карнейи и были учреждены или, по крайней мере, реформированы. Поскольку фратрии столь тесно были связаны с эти празднеством, то можно предположить, что они также появились в это время. Что касается общего числа спартанских воинов среди населения, то на этот счёт у историков на сегодняшний день никаких сведений нет [8, c. 12-13].

У греческого историка Ксенофонта есть подробный рассказ о том, как была организована спартанская армия в его время, то есть примерно в начале IV в. до н.э. К сожалению, второй источник информации об армии спартанцев, а именно рассказ Фукидида о первой битве при Мантинее, совсем не так хорош. Фукидид честно признавался, что испытывал большие затруднения, пытаясь выяснить хоть что-нибудь об устройстве их армии, и поэтому, возможно, он попытался воссоздать картину, используя все известные ему факты — зачастую смешивая информацию древнюю и современную. Рассказ Ксенофонта — это свидетельство очевидца, и ему следует отдать предпочтение.

Все мужчины в возрасте от 20 до 60 лет были обязаны служить в армии. Вооружены спартанские гоплиты были точно также, как и остальные греки, но их легко было отличить по красным плащам, которые были обязательной частью одеяния. Такой красный плащ стал символом спартанского воина. Во времена Ксенофонта спартанский лох состоял из 144 человек, которые делились на четыре эномотии по 36 воинов в каждой. Все, что изменилось, — это число людей в эномотии; их стало в полтора раза больше, так что обычная глубина фаланги возросла с восьми шеренг до двенадцати. В то время вообще появилась тенденция к более глубоким фалангам — возможно, из-за подъема Фив, где количество шеренг было значительно больше. В целом же можно с большой долей уверенности сказать, что вплоть до конца V в. до н.э. спартанцы придерживались «архаического лоха», при котором количество шеренг равнялось восьми. Спартанская армия была организована таким образом, что каждая ее единица, неважно, сколь малая, имела своего командира и, возможно, еще и командира заднего ряда. Каких-то привилегий у таких начальников, урагов, скорее всего не было, и весь задний ряд фаланги мог состоять из них. Каждая эномотия делилась на три ряда и соответственно на шесть полурядов. Лучший воин в каждом ряду и полуряду был его командиром, а второй после него — урагом. Эномотии объединялись в «полусотни», пентекостии , и у каждой имелся свой собственный командир — пентеконтер. Две полусотни составляли лох — самую мелкую тактическую единицу фаланги, командовал которой лохаг. Вся спартанская армия делилась на шесть частей, которые назывались морами (тога) и состояли из четырех лохов каждая. Командир моры именовался полемарх. В фаланге все старшие командиры и командиры рядов стояли скорее всего в первой шеренге. Эномотархи, пентеконтеры и лохаги обычно занимали место во главе правого ряда той боевой единицы, которой командовали. К каждой море была приписана конница. Отряд, который также назывался мора, состоял примерно из 60 всадников. Появились такие конные отряды не сразу, они возникли во время Пелопоннесской войны, ближе к концу V в. В состав первой моры входили гиппеи. Так назывались 300 лучших гоплитов спартанской армии. Их выбирали из мужчин, находившихся в расцвете сил.

Обучение спартанских воинов начинали с того, что новобранцев учили маршировать колонной по одному, следуя за командиром. Молодым спартанцам, которые впитывали традиции родного города с молоком матери, требовалось, наверное, только «придать форму» в процессе занятий. Все приказы отдавались голосом, а выполнялись по сигналу трубы. Ксенофонт красочно описывает, как некий таксиарх пытался обучить новобранцев, очевидно, не спартанцев, двигаться единым строем. Он выстроил их за лохагом и затем отдал команду идти вперед. Не дождавшись сигнала трубы, человек, стоявший позади лохага, сделал шаг и обогнал его. Таксиарх с похвальным терпением объяснил неучу, что приказ относился не к нему одному, а ко всем. Он велел новобранцу вернуться в строй и снова отдал команду. На этот раз лохага обогнали все. Когда новобранцы были обучены ходить шеренгой, им показывали, каким образом перестраиваться в ряды различной длины.

По второму приказу задняя половина каждого отделения продвигается вдоль передней половины так, чтобы сформировать квадрат в шесть человек в ширину и шесть в глубину. Ряды можно было разомкнуть, и тогда расстояние между ними составляло два шага, а можно было соединить, и тогда оно равнялось одному шагу. Поскольку никакой разметки не существовало, это упражнение можно было исполнить на практике, только если командиры отделений командовали своим людям повернуться налево, затем пройти вперед на необходимое расстояние от первого отделения, затем повернуть направо и идти вперед, покуда командиры не поравняются с эномотархом. Подтягивание вперед второй половины каждой колонны использовалось так же, как самый простой способ образовать сомкнутый строй. Упражнение становилось несколько сложнее, если приходилось иметь дело с целым лохом, состоявшим из четырех эномотий. На схеме показано, как эти эномотии, уже перестроенные в колонны по три, образуют квадрат двенадцать на двенадцать человек. Если воины становились разомкнутым строем, то вторую половину каждой колонны можно было продвинуть вперед для того, чтобы образовать сомкнутую фалангу из шести рядов по двадцать четыре воина в каждом. Для того чтобы перестроиться в колонну, фаланга делала поворот кругом, и ураг последнего отделения, который теперь оказывался в правом конце фаланги, начинал движение. Остальные следовали за ним в установленном порядке.

Когда возникала необходимость собрать армию, эфоры называли те возрастные группы, которые подлежали призыву, причем призыв этот затрагивал не только солдат, но и строителей, и ремесленников. Регулировалось буквально все: так, если военные действия должны были продлиться более 15 дней, каждый воин был обязан иметь припасов на двадцать дней. До истечения этого срока им запрещалось покупать какие-либо продукты у торговцев. Каждого спартанца сопровождал илот, который должен был нести имущество воина. Должно быть, пища илота также включалась в это необходимое количество продовольствия. Основу рациона составлял, вероятно, ячмень, которого на двоих на двадцать дней требовалось примерно 11 галлонов, то есть около 49,5 литра. Кроме ячменя, воины ели сыр, лук и соленое мясо. В начале похода гоплитам разрешалось взять с собой небольшое количество вина. Делалось это для того, чтобы переход с вина на воду был не столь резким и болезненным. Носили пищу в заплечном мешке, который изрядно пах луком. Пища у спартанцев была очень простой не только во время военных кампаний, но и во времена мира. Она была одинаковой для всех, включая высших военачальников и самого царя.

Перед выходом армии спартанцев из дома в поход царь приносил жертву. Если знамения были удачными, то специальный человек брал огонь с алтаря и нес его впереди армии, покуда та не доходила до границ Лаконии. Там царь вновь приносил жертву и, если знамения были по-прежнему благоприятными, брал огонь уже с этого алтаря и вел войско вперед. Такой огонь никогда не гасили. Похоже, что большую часть жертв, которые могли потребоваться в ходе кампании, армия брала с собой. На марше впереди армии спартанцев шли конница и скириты. Они веером разворачивались впереди колонны. Скиритами называли суровых горцев с северных границ Лакедемона. Они были легко вооружены и использовались в основном как разведчики и передовые. Конечно, Ксенофонт описывал все так, как это было в его время; в период греко-персидских войн у южных греков конницы не было и обязанности конницы исполнялись исключительно скиритами. За конницей следовал обоз, а за ним шли пехотинцы, подгоняя всех отстающих в обозе.

На следующее утро царь и все спартиаты увенчивали себя венками, а затем царь под звуки флейт приносил в жертву козу непосредственно перед лицом противника. Гадатели, без которых ни один греческий полководец не отправился бы на войну, изучали знамения и давали царю совет, следует ли тому отправляться на битву. Ни один благочестивый военачальник не решился бы начать сражение при неблагоприятных знамениях. В битве при Платее Павсаний, как известно, отказывался вступить в бой, несмотря на то что персы атаковали его людей, а Ксенофонт легко признает, что он вряд ли бы стал даже собирать своих воинов, если бы знамения были плохими, даже перед лицом угрожавшего им голода. Разумеется, что знамения часто толковались в угоду полководцу. Если он затем начинал сражение и выигрывал его, гадателям легко было сказать, что знамения указывали на победу; если же битва оказывалась проигранной, было не менее легко сослаться на недостаточное уважение полководца к богам. Если все благоприятствовало началу сражения, спартиаты шли завтракать, а затем занимали свое место в фаланге, все еще украшенные венками. План битвы обсуждался на военном совете, в котором принимали участие царь и полемархи. Во времена греко-персидских войн в состав совета, вероятно, включались еще и пять лохагов — на это указывают действия лохага Амомфарета, который отказался отступать при Платее. Во время ссоры с Павсанием он утверждал, что с ним не посоветовались по поводу отступления, а сделать это следовало бы. Царь отдавал приказы полемархам, а те передавали их своим лохагам. Последние, в свою очередь, доводили приказы до сведения пентеконтеров, а уже через них — до эномотархов. Эномотархи отдавали распоряжения людям своих отрядов. Солдат, до которого доходил приказ, должен был передать его тем воинам, которых он знал лично. Когда все распоряжения были отданы, командиры занимали свои обычные места в первой шеренге фаланги — каждый на правом фланге подчиненной ему боевой единицы. Там они ожидали команду к наступлению, которую подавали сигналом трубы. Затем царь передавал по рядам боевой клич, он прокатывался по шеренгам от воина к воину, а затем возвращался к правителю. После этого царь запевал традиционный пеан, который был призван повысить боевой дух гоплитов; пеан этот был известен как «Песнь Кастора». Звучали трубы, играли флейты, гоплиты выравнивали свои копья и начинали движение вперед, придерживаясь заданного флейтистами темпа. На ходу они также затягивали пеан, но, приблизившись к противнику, прекращали пение. Командиры, обращаясь к первой и второй шеренге, кричали: «Вперед, друзья! Вперед, храбрецы!» — и вдохновляли их броситься в битву вслед за ними. Те, кто находился в задних рядах, отвечали своим начальникам, призывая их храбро вести воинов в битву. Когда фаланга сближалась с противником, снова раздавались звуки трубы и гоплиты поднимали копья в боевую позицию над правым плечом. Теперь они обычно переходили на бег, и командир снова кричал: «Кто пойдет за нами? Кто храбрец? Кто первым сразит врага?» Воины повторяли эти слова подобно боевому кличу, надвигаясь на противника. Затем две фаланги с жутким грохотом, происходившим от удара щитами о щиты, сталкивались. Задние ряды напирали на передние и пытались дотянуться до врагов копьем через плечи стоявших перед ними воинов. Они пытались давить всем своим весом на фалангу противника и сдвинуть ее с места — в любом случае напиравшие задние ряды собственного войска очень этому способствовали. Когда какой-нибудь воин падал, его место в шеренге занимал следующий в ряду. Так они сражались, покуда враг не оказывался разбит. Таково описание древнего сражения, которое сделано по материалам битв прошлого — выдуманным и настоящим. Конечно, оно слишком упрощенное —точнее, такое, каким оно могло бы быть в идеале. Подобные битвы могли происходить в том случае, если не случалось ничего неожиданного: например, как в битве при Платее, когда спартанцев атаковали до того, как они получили благоприятные знамения. То, что в сражении принимала участие не только первая шеренга, но и вторая, и последующие, может подтвердить замечание Кира по поводу выдуманной Ксенофонтом битвы при Фимбраре. Он говорит там, что фаланга была слишком глубока для того, чтобы воины могли дотянуться до врагов своим оружием. Покуда фаланга сохраняла свой строй, с ней мало что могло случиться. Но если строй разбивался, а гоплиты разворачивались и обращались в бегство, бросив щиты, начиналось настоящее побоище. Спартанцы обычно не преследовали разгромленного противника. Когда царь решал, что победа одержана, вновь раздавался сигнал трубы и звучал сигнал к отходу. Затем они могли собрать убитых. Проигравшая сражение сторона обычно посылала к победителям вестника, в функции которого входило заключение перемирия для того, чтобы собрать трупы своих воинов. Такое перемирие служило формальным признанием поражения. После победы иногда сооружали трофей, составленный из захваченного оружия и доспехов; его делали в форме человеческой фигуры и закрепляли на древесном стволе. Когда бывало одержано множество побед, в их честь сооружался постоянный памятник. Часть доспехов с соответствующими надписями посвящалась в святилища Олимпии или в Дельфы. Во времена Александра таким обычным подношением храму стали щиты [9, c. 39-40, 42, 44, 47, 48].

О спартанском войске можно сказать лишь одно, что его организация периодически реформировалась, а на вооружение принимались новейшие образцы. Лакедемоняне всегда использовали передовую тактику и были первооткрывателями многих тактических ходов. Возможно, самым важным из них была разработка лакедемонскими военными теоретиками концепции соединения — формирования, которая сочетает в себе род войск и службы, необходимые для ведения длительной кампании. Насколько известно современным историкам, создание мор (это слово само по себе означает «часть») является первым зафиксированным свидетельством разделения войск на части, каждая из которых содержала как конницу, так и пехоту. Это позволяло каждой такой части действовать самостоятельно. Этот профессиональный и разумный подход к военному искусству позволили Спарте в течении двух столетий играть ведущую роль в Греции. Эти позиции были утрачены в битве при Левктрах в 371 г. д н.э. Но произошло это не от утраты воинского мастерства: Причиной тому был серьезный демографический кризис. По слова Аристотеля, «единственный удар оказался слишком тяжелым для города со столь поредевшим населением» [8, c. 70].

Возможно, сократить. Структура и основы боя. Курс у вас история др мира, а не войны античности

 

 

Выводы по лекции

Многие греческие историки и философы рассматривали Спарту как воплощение мечты об идеальном «гоплитском» государстве, в котором существует равенство граждан. Этому способствовало то, что аристократы греческих полисов считали спартанцев своими естественными союзниками в борьбе против демократических преобразований. Наблюдателей поражала стабильность спартанского общества, отсутствие периодов тиранического правления, законопослушность спартиатов.

Большинство знаний о Спарте ученые получают из афинских источников, однако их достоверность ставится под сомнение. Спарта была закрытым обществом, на ее территории нельзя было жить иностранцам, а спартиаты не могли выезжать за пределы Спарты, если только они не выполняли военно-политических поручений. Поэтому степень мифологизации спартанской истории очень велика.

Практически все наши знания о Спарте восходят к афинским источникам, как и подавляющее большинство всех прочих сведений о Древней Греции. Афинские аристократы были, как правило, лаконофилами и восхищались спартанским государственным устройством. Именно они породили спартанский миф. Платон написал свои труды «Государство» и «Законы» на основе спартанского опыта. Но несмотря на то, что афинские аристократы восхищались Спартой, мало кто из них хотел туда переселиться.

Впрочем, и Платон, и Аристотель указывали, что совершенства удалось достичь лишь в сфере военной и физической подготовки: мужество, смелость, ловкость и дисциплинированность спартанцев вошли в поговорку. Однако в жертву было принесено интеллектуальное развитие, развитие литературы, искусств, философии. Спарта, несмотря на ее огромное значение, осталась единичным, уникальным примером, в котором многие характерные черты полиса были доведены до логического конца.

Тем не менее спартанский миф живуч и сейчас: как указывает современный российский историк С. Карпюк «...в битве при Фермопилах вместе со спартанцами сражались и фиванцы, и тегейцы, и граждане других полисов, но мы вспоминаем героическую гибель спартанского царя Леонида и трехсот спартанцев и говорим: «Это Спарта!», когда видим перед собой стойкость, мужество, дисциплину и беззаветную преданность родной стране» [7].

Список литературы и интернет-источников.

1.Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). - СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. - 510 с.

2. Печатнова, Л.Г. Спарта. Миф и реальность / Л.Г. Печатнова. - М.: Вече, 2013. - 384 с. - (Нistory files).

3. Зырянов В. Древняя Спарта. Спарта изначальная. (URL: https://topwar.ru/186842-drevnjaja-sparta-sparta-iznachalnaja.html. дата обращения: 24.02.2023).

4. Разумов Н. Древняя Спарта - государство великих воинов. (URL: https://diletant.media/articles/45282106 дата обращения: 24.02.2023)

5. Зайков А.В. К вопросу о специфике спартанской экономики. // Из истории античного общества: Межвузовский сборник / Под ред. С.К. Сизова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1991, 88 с.

6. Ляпустин, Б. С. Древняя Греция: учеб, пособие для вузов / Б.С. Ляпустин, И. Е. Суриков. — М.: Дрофа, 2007. — 526, [2] с.: ил.

7. Карпюк С. Спарта: политический и социальный строй. (URL: https://postnauka.ru/faq/64836 дата обращения: 25.02.2023).

8. Армия Спарты. Элитные войска.

9. Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия древней истории. /Перевод с англ. С. Лопуховой, А. Хромовой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 320 с.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.