Диагностика уровня сформированности  уровня социальной  активности  старших дошкольников — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Диагностика уровня сформированности  уровня социальной  активности  старших дошкольников

2024-02-15 18
Диагностика уровня сформированности  уровня социальной  активности  старших дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

     Задачи экспериментального исследования состояли в следующем:

     1. Подобрать комплекс диагностических средств для проведения экспериментального исследования. 

     2. Разработать программу по формированию основ социальной  активности у старших дошкольников . 

     3. Экспериментальным путем проверить эффективность программы, включив его в образовательный процесс детского сада.  

     В качестве критериев сформированности социальной активности детей старшего дошкольного возраста в нашей работе мы рассматриваем следующие:

     1.Общительность, умение контактировать с окружающими людьми, чувство принадлежности  к сообществу детей и взрослых.

     2. Позитивная установка к различным видам обучения, труда и творчества.

     3. Представление о том, что такое социальная активность, в чем ее необходимость. Чувство принадлежности  к сообществу детей и взрослых.

     4. Умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.

     5. Умения выполнять обязанности, принимать и оказывать помощь, сопереживать, понимать эмоциональное состояние другого.

     6. Готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.

     7. Умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, оценивать себя.

     8. Желание детей участвовать в делах детского сада, приносить реальную пользу своими действиями и поступками;

     9. Ответственное отношение к поручениям; стремление достичь лучшего результата.

     10. Представления детей о том, что такое социальная активность, и как она может быть реализована в детском саду.

     При высоком уровне социальной активности   дети легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками; с интересом относятся  к обучающим и творческим занятиям, труду; способны предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь; соблюдают правила поведения, принятые в обществе; осознают свою  принадлежность к своей семье и к сообществу детей и взрослых; заинтересованно принимают участие в коллективных делах, обладают умениями согласовывать цель и действия с ровесниками; проявляют отзывчивость, сопереживание, оказывают действенную взаимопомощь; способны решать социальные задачи, отстаивают свое мнение, при этом считаются с интересами, желаниями сверстников; обладают умением договариваться со сверстниками, в конфликтной ситуации стараются найти справедливое решение. Дети имеют полное представление о том, что такое социальная активность, в чем ее значение,  способны к саморегуляции и самооценке; проявляют организаторские и лидерские качества.

     При среднем уровнем социальной активности   дети вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, но преимущественно с детьми своего пола; отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомы­ми взрослыми. Игровые навыки развиты на среднем уровне. Дети   с интересом относятся  только к   некоторым видам обучающих и творческих занятий, трудовым действиям; знают  правила поведения, принятые в обществе, но могут их нару­шать. Частично сознают свою  принадлежность к своей семье и к сообществу детей и взрослых; принимают участие в коллективных делах, но не всегда проявляют умения согласовывать цель и действия с ровесниками; замечают затруд­нения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; не всегда проявляют отзывчивость, сопереживание; в конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не про­являют, не отстаивают свое мнение, не пытаются  договариваться со сверстниками. Дети имеют недостаточное представление о том, что такое социальная активность, каково ее значение в жизни;  способность к саморегуляции и самооценке развита недостаточно; в проявлении  организаторских  и лидерских качеств не отмечены.

     При низком уровне  социальной активности дети с трудом вступают в общение, замкнуты, не проявляют потребности в установлении новых контактов; играют либо в малой группе либо индивидуально; с трудом вступают в контакт со взрослыми; игровые навыки развиты недостаточно. Без интереса относятся  к обучающим занятиям, творчеству и трудовой деятельности; не соблюдают  правила поведения, принятые в обществе; не осознают свою  принадлежность к своей семье и к сообществу детей и взрослых; не принимают участие в коллективных делах, нарушают правила социального взаимодействия, не умеют сотрудничать и договариваться со ровесниками в игре, предметной деятельности; проявляют равнодушие к сверстникам, не способны к сопереживанию, поддержке и помощи; не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на сво­ем; своими действиями и манерой поведения часто провоци­руют конфликтную ситуацию; не проявляют инициативы по разрешении споров, конфликтных ситуаций; способность к саморегуляции и самооценке развита недостаточно, отсутствует представление о том, что такое социальная активность, организаторские и лидерские качества не сформированы

     В соответствии с принятыми критериями и уровнями сформированности социальной активности старших  дошкольников были подобраны диагностические методики.           

     1. Методика диагностики игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Под игровыми умениями понимаются умения старших дошкольников предложить замысел и сюжет игры, умения осуществить ролевые действия и ролевую речь.

 Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4-5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное - чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Также можно предложить поиграть в театрализованную игру, предоставив детям разные виды театров и кукол, атрибуты, реквизиты.

В ходе наблюдения анализируются критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста, выделенные исходя из структуры игры по Д. Б. Эльконину (таблица 1).

Таблица 1 – Критерии и показатели уровня сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Критерии Показатели
1. Замысел игры     · Умение предложить замысел игры; · Умение развить замысел по ходу игры; · Умение создать предметно-игровую обстановку (использование атрибутов, предметов-заместителей).
2. Сюжет игры · Умение выбрать сюжет.
3.Роль     · Обозначение роли словом; · Направление ролью поведения ребенка; · Соответствие содержания роли реальному поведению персонажа; · Взаимосвязанность ролевых функций детей
4. Ролевые действия   · Умение согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре; · Умение соотносить ролевые действия характеру персонажа.
5. Ролевая речь     · Умение строить ролевой диалог. · Умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.

       

     Каждый критерий имеет 3 уровня.

Результаты наблюдений заносятся в протоколы. По набранной сумме баллов по каждому критерию определяется уровень сформированности игровых умений у каждого ребенка:

- высокий уровень –13-15 баллов;

- средний уровень – 8-12 баллов;

- низкий уровень – 7 и меньше баллов.

    Высокий уровень (13-15 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что перед началом игры ребенок продумывает замысел игры, выбирает тему игры, принимает активное, заинтересованное участие в распределении ролей. Ребенок  проявляет  инициативу и творчество в создании игровой обстанов­ки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, предлагает использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок по ходу игры. Ребенок предлагает для игры сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок или нестандарт­ные сюжеты на основе личных впечатлений, Роль, которую выполняет ребенок, ясно очерчена и выделена. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль, он свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета. Игровые действия ребенка очень разнообразны и отражают богатство действий лица (персонажа), изображаемого ребенком в игре. Ясно выделены игровые действия, направленные к разным персонажам игры, они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику или логику сюжета произведения (сказки). Нарушение логики действий и правил ребенком категорически отвергается. Речь ребенка носит активный ролевой характер.

     Средний уровень (8-12 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок договаривается о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета. Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью. В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа. Для ребенка характерна специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью.

     Низкий уровень (7 баллов и меньше) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок начинает играть «с ходу», нет подготовительного этапа игры. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами. Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудня­ется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней. Игровые действия ребенка однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие дейст­вия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны де­тей. Ролевая речь не представлена, присутствуют отдельные реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой и отдельные внеролевые диалоги с детьми.

     Обследование показало, что в экспериментальной группе (ЭГ) 21,7% респондентов показали высокий уровень,  43,5% детей – средний уровень (43,5%); 34,8% испытуемых    – низкий уровень исследуемого качества.

     В контрольной группе (КГ) результаты особо не отличались от результатов участников ЭГ. 18,5% респондентов продемонстрировали высокий уровень,  46,4% воспитанников – средний уровень, 31,6% детей   – низкий уровень исследуемого качества (таблица 2) .         

Таблица 2 – Результаты исследования, полученные с помощью Методики диагностики игровых умений у детей старшего дошкольного возраста  на констатирующем этапе эксперимента

 

Уровень развития игровых умений    Экспериментальная группа чел (в %) Контрольная группа чел (в %)
Высокий 5 чел. (21, 7%) 4 чел. (18,2%)
Средний 10чел.(43,5%) 13 чел. (46,4%)
        Низкий 8 чел. (34,8%) 7 чел. (31,8%)

         

     2. Экспериментальная проблемная ситуация «Горошина».

     Цель методики:

     1) определение уровня сформированности действий по согласованию усилий и осуществления совместной деятельности, направленной на достижение общей цели.

     2) определение степени чувствительности ребенка к воздействиям сверстника;

     Ход исследования: в экспериментальной ситуации участвует два ребенка. Необходимо приготовить листок бумаги (можно на доске) с контурным изображением стручка гороха (или кроны дерева), карандаш и маску, закрывающую глаза.

     Детям необходимо объяснить, что они должны выполнить одно задание на двоих, что от их общих усилий будет зависеть результат. Дети должны нарисовать горошины в стручке. Главное правило: нельзя выходить за границы горошины (показать образец). Трудность заключается в том, что один будет рисовать с закрытыми глазами, а другой должен своими советами (вправо, влево, вверх, вниз) помочь нарисовать горошины правильно. Предварительно нужно убедиться, что ребенок ориентируется в направлениях на листке. Затем дети меняются местами, им дается новый листок и игра повторяется.

     В ходе выполнения все реплики и результат фиксируются в протоколе.

     Критериями оценки являются: 1) способность к согласованным действиям и достижению цели совместными усилиями; 2) умение слышать и понимать товарища, умение объяснять, учитывая эмоциональное состояние особенности сверстника, оценка его действий).

     В результате анализа выделяются уровни способности к согласованным действиям.

     Низкий уровень – ребенок не согласует свои действия с действиями сверстника, поэтому оба не достигают общей цели.

     Средний уровень – дошкольник ориентируется в процессе выполнения задания на сверстника, но действует несогласованно и достигает результата частично.

     Высокий уровень – ребенок способен к совместному выполнению задания и достигает цели.

     Чувствительность к партнеру определяется  через анализ степени внимания и эмоциональных реакций ребенка на воздействия сверстника – ориентируется ли он при выполнении задания на товарища (слышит, понимает, эмоционально реагирует, оценивает или проявляет неудовольствие).

       Низкий уровень – ребенок не ориентирован на партнера, не обращает внимания на его действия, эмоционально не реагирует, как бы не видит партнера, несмотря на общую цель.

     Средний уровень – ребенок ориентирован на партнера, пристально

следит за его инструкцией или работой, не высказывает оценок или мнения по поводу работы.

     Высокий уровень – ребенок ориентируется на партнера, переживает за его действия, дает оценки (как положительные, так и отрицательные), рекомендации как улучшить результат, умеет объяснить задание с учетом действий сверстника, высказывает пожелания и открыто выражает свое отношение к совместной деятельности.

     Обработка результатов обследования  показала, что в ЭГ у 17,4% респондентов выявлен высокий уровень способности к согласованным действиям и у 13 % респондентов – высокий уровень чувствительности к партнеру. Средний уровень способности к согласованным действиям наблюдается у 47,8% дошкольников и у 39,1% – средний уровень чувствительности к партнеру. Низкий уровень способности к согласованным действиям диагностирован у 34,8% обследуемых  и у 47,8% детей – низкий уровень чувствительности к партнеру. Мы видим, что чувствительность к партнеру в ЭГ развита очень слабо. 

     В КГ результаты оказались примерно такие же. Высокий уровень способности к согласованным действиям и чувствительности к партнеру  диагностирован у 18,2 % и 13,6% испытуемых соответственно. Средний уровень – у 45,5% и 40,9% испытуемых соответственно. Низкий уровень – у 36, 3% и 45,5% испытуемых соответственно (таблицы 3А и 3Б).  

Таблица 3А – Результаты исследования, полученные с помощью методики

 «Экспериментальная проблемная ситуация «Горошина» на констатирующем этапе эксперимента

 

Уровень  способности дошкольников к согласованным действиям Экспериментальная группа (в %) Контрольная, группа (в %)
Высокий 4 чел. (17,4%) 4 чел. (18,2%)
Средний 11 чел. (47,8%)  10 чел. (45,5%)
          Низкий 8 чел.(34,8%) 8 чел. (36, 3%)

Таблица 3Б – Результаты исследования, полученные с помощью методики «Экспериментальная проблемная ситуация «Горошина» на констатирующем этапе эксперимента

 

 Уровень чувствительности к партнеру  Экспериментальная группа (в %) Контрольная, группа (в %)
Высокий 3 чел. (13%) 3 чел. (13,6%)
Средний 9 чел. (39,1%)  9 чел. (40,9%)
          Низкий 11 чел.(47,8%) 10 чел. (45,5%)

     3. Методика «Раскрась рукавички» (автор: Инна Смирнова).

     Цель методики: изучение способности детей к взаимодействию.

     Оборудование: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

     I вариант. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала нужно договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

     II вариант. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент; важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно. Для примера  можно показать, как договориться о выборе узора и цвета.

     Анализируются следующие результаты:

     - умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;

     - как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

     - как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

     - осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования, в чем это выражается;

     - умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).

     По результатам определяются уровень развития  коммуникативных навыков детей.

     Высокий уровень – дети с легкостью договариваются, приходят к общему согласию вместе, поправляют друг друга в вежливой форме в случае отступления от первоначального замысла, результатом довольны, к партнеру относятся доброжелательно, помогают друг другу.

     Средний уровень – дети не сразу могут договориться, приходят к общему согласию с трудностями, поправляют друг друга в грубоватой форме в случае отступления от первоначального замысла, результатом не совсем довольны, к партнеру относятся нейтрально, стараются выполнить самостоятельно без помощи друг другу.

     Низкий уровень – детям трудно договориться между собой, они не могут прийти к общему мнению, не поправляют друг друга в случае отступления от первоначального замысла, результатом недовольны, к партнеру относятся отрицательно, не помогают друг другу.

     Результаты диагностического обследования  показали, что в высокий уровень коммуникативных навыков  показали 26,1% респондентов в ЭГ и 22,4 % – в КГ. Средний уровень – 43,5% в ЭГ и 50%  – в КГ. Низкий уровень коммуникативных навыков  продемонстрировали 30,4% испытуемых в ЭГ и 27,3% детей – в КГ (таблица 4).  

 

      

Таблица 4 – Результаты исследования, полученные с помощью методики

 «Раскрась рукавички» на констатирующем этапе  эксперимента

 

Уровень коммуникативных навыков детей    Экспериментальная группа (в %) Контрольная, группа (в %)
Высокий         6 чел.(26,1%)        5 чел. (22,4%)
Средний 10 чел.(43,5%) 11 чел. (50%)
         Низкий  7 чел.(30,4%) 6 чел. (27,3%)

        

     4. Беседа.

     Целью беседы было выявить уровень представлений детей о том, что такое социальная активность, в чем ее смысл и польза, готовы ли дети к проявлению этой активности в конкретных делах.

     Соответственно мы подготовили перечень 3 блока вопросов. 

1 блок – Представление испытуемых о том, что такое социальная активность.

2 блок – Представления о том, какие качества и свойства личности необходимы для проявления социальной активности.

3 блок – Представления детей о возможности проявления социальной детей в детском саду

     Анализ  ответов испытуемых показал, что дети понимают социальную активность как проявление положительных качеств: послушания, заботы о близких, помощь взрослым людям (маме, бабушке, воспитательнице и др.).

     Для проведения беседы с детьми были составлены вопросы, ответ на каждый из которых оценивался в один балл. Также мы использовали сюжетные картинки, которые были содержательно подобраны по каждому блоку. Ребенок должен был отобрать картинки с примерами социальной активности (помощь взрослым, малышам, благоустройство территории детского сада, забота о животных и др.). В итоге все дети были распределены по трем уровням. 

     Большинство ребят ответили, что быть «активным хорошо», ведь такая позиция помогает другим. Воспитанники отметили такие важные качества для проявления социальной активности, как дружелюбие, настойчивость, внимательность, трудолюбие, стремление оказать помощь.

       Дошкольники предложили такие сферы проявления социальной активности, как уборка и украшение группы; помощь ребятам из младшей группы, уход за цветами, благоустройство территории детского сада, устройство красивой выставки и др.

     Обработка результатов обследование показала, что высокий уровень знаний и представлений детей о социальной активности 17,4% респондентов   в  ЭГ и 18,2% - в КГ. Средний уровень исследуемого качества показали 39,1% испытуемых в ЭК и 40,9% детей в КГ. Низкий уровень был диагностирован у 43,5% и 40,9 % респондентов соответственно.

     Мы видим, что результаты, полученные с помощью собеседования, существенно не отличаются (таблица 5).

Таблица 5 – Результаты исследования, полученные с помощью собеседования  на констатирующем этапе эксперимента

 

Уровень представлений детей о социальной активности   Экспериментальная группа (в %) Контрольная, группа (в %)
Высокий 4 чел. (17,4%) 4 чел. (18,2%)
Средний 9 чел.(39,1%) 9 чел. 40,9%
         Низкий 10 чел.(43,5%) 9 чел. (40,9%)

 

        

     Для разработки экспериментальной программы формирующего этапа эксперимента мы проанализировали образовательную программу дошкольного образования, по которой работает МБДОУ «Детский сад  № 15 «Малыш» города Алатыря Чувашской Республики.

     2.2 Содержание экспериментальной программы развития социальной активности старших дошкольников  «Я в мире людей»

     В рамках экспериментальной работы была проанализирована Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» («От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой), в которой  предлагается реализовывать многие направления образовательной деятельности в области социально-коммуникативного развития. В рамках данных направлений мы разработали программу формирования социальной активности детей старших  дошкольников в условиях детского сада.

   Проанализировав задачи образовательной деятельности по направлению «социально-коммуникативное развитие» для старшей и подготовительной групп, мы выдели ключевые, которые, на наш взгляд, соприкасаются с темой нашего исследования [37]:

   - воспитание доброжелательного отношения к людям, дружеского участия и заинтересованности в  взаимоотношениях со сверстниками,

   - развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости;

   - воспитание культуры поведения и общения;

   - развитие желания следовать социально-одобряемым нормам поведения;

   - формирование социальной активности; воспитание важнейших социальных качеств:

   - воспитание  чувства принадлежности к своей семье, детскому сообществу, к родному селу, стране.

   - формирование  представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека;

   - развивать интерес и самостоятельность детей в разных видах доступного труда;

   - воспитание позитивной установки на участие в труде и творчестве, желания внести свой вклад в общее дело.

   Наша программа «Я в мире людей» состоит из семи тематических блоков. Каждый блок включает разнообразные формы работы, пронизанные социальным содержанием: разнообразные игры и игровые ситуации, беседы, познавательные часы, развлечения, продуктивная деятельность, этюды, упражнения и др. Воспитатель может выбрать любые из предлагаемых форм, ориентируясь на принципы целесообразности.

    Возможность реализации данных форм продумывалась, исходя из плана работы группы.

     В каждом блоке мы предлагали воспитанникам одну из форм социальной активности, в которой они могли бы проявить свою инициативу, творчество, выдумку, организаторские и лидерские качества.

     1 блок «С чего начинается дружба?»

     Задачи:

     - способствовать осознанию понятия «дружба», расширить представления о дружбе, товариществе;

     - стимулировать размышления воспитанников о том, какой я друг;

     - способствовать формированию нравственных категорий «чуткость», «отзывчивость», «верность», «помощь», «сочувствие»;

     - способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей, умения сопереживать;

     - формировать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;

     - развивать умение дружить со сверстниками; бережно относиться друг к другу; проявлять доброжелательность, заботу, желание помогать друг другу;

     - развивать у детей чувство эмпатии, терпимость, толерантность.

                                                    

                                                  Содержание

Беседы: «Умеешь ли ты дружить», «Если с другом вышел в путь», «Если заболел друг», «Скажи, кто твой друг?»,

Игры – акция «Что такое настоящая дружба!».

Интерактивное упражнение «Моделирование дружбы в группе».

Познавательно-игровой досуг «Хорошо играть с друзьями».

Сюжетно-ролевая игра «Мой друг в трудной ситуации».

Музыкально-литературная композиция «Венок дружбы».

Подвижная игра: «Вспомни имена своих друзей».

Игровая ситуация: «Как сказать, чтоб не обидеть».

Дидактическая игра: «Как хорошо с тобой дружить».

Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое – калечит».

Решение проблемных ситуаций: «Мои друзья поссорились. Как их помирить?», «Мой друг расстроился. Как его поддержать?».

Продуктивная деятельность: создание коллажа «Мой подарок другу».

Творческая игра с разрешением проблемных ситуаций «Как бы ты поступили в данной ситуации?», «Что такое хорошо преданность?».

Конкурс пословиц и поговорок о дружбе.

Сюжетное рисование: «Правила на всю жизнь», «Портрет моего друга», «Подарок другу».

Познавательный час «Какой я друг?».

Праздник «День именинника».

Семейный праздник «Дружбой надо дорожить».

Коллективное творческое дело - «Мы улыбаемся друг другу» (праздничная программа- сюрприз для группы «Открытые ладошки» ).

 2 блок «Я и моя семья»

     Задачи:

     - формировать у детей представления о семье как непреходящей ценности для каждого человека;

     - способствовать осознанию важности семьи для человека; ценности внутрисемейных взаимоотношений;

     - развивать стремление детей проявлять внимание, любовь к членам своей семьи, заботу о них;

     - формировать уважительное отношение к своим близким.

                                              Содержание

Беседы: «Что такое семья», «Интересы моей семьи».

Познавательный час «Моё генеалогическое дерево».

Викторина «Что ты знаешь о родителях?» (о бабушках и дедушках?).

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Семья на отдыхе», «День рождения».

Семейная газета: «Ими гордится наша семья».

Продуктивная деятельность: «Аппликация: «Моя любимая семья».

Совместное с родителями оформление фотоальбома «Выходной мы проводим всей семьей!

Познавательный час «Мой папа защитник Отечества».

Фотовыставка «Мамина улыбка».

Дидактическая игра «Назови ласково».

Совместные праздники к 23 февраля и 8 Марта.

Дидактическая игра «Семейные обязанности»!».

Сюжетное рисование «Увлечения нашей семьи».

Познавательно-игровой досуг «Профессии в моей семье».

Познавательный досуг «Мастер – класс от моих родителей».

Семейный праздник «Наша гостеприимная семья».   

Коллективное творческое дело -  «Поможем ближнему».

     3 блок «Добро и доброта»

     Задачи:

     - обогатить представления детей о содержании понятий «добро», «доброта», «зло»;

     - формировать у детей нравственные мотивы поведения, желание совершать добрые поступки и избегать зла;

    - воспитывать стремление к добру и доброте; нежелание оставаться равнодушным к чужой беде;

     - развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, проявлять заботу в трудных ситуациях.

                                           Содержание

Беседы: «Как и чем можно порадовать близких», «Доброта ложная, доброта истинная».

Ситуативный разговор о хороших и плохих поступках в течение дня.

Словесная игра «Превращение «злых слов в добрые».

Дидактическая игра «Оцени поступок».

Конкурс пословиц и поговорок о доброте.

Чтение и обсуждение литературных произведений: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Вовка – добрая душа».

Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».

Семейный праздник «Твори добро».

Рисование «Какого цвета доброта?» (смешивание красок), готовим подарки для именинников (аппликация, коллаж, рисование по желанию детей).

Разрешение проблемных ситуаций: «Награда за добро», «Что надо Бабе Яге, чтобы стать доброй?».

Игра-драматизация «Если твой добрый поступок не поняли и не оценили?»

Семейная акция: «Дарите людям доброту».

Семейный конкурс рисунков «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

Коллективное творческое дело - «Наша помощь малышам».

4 блок «О милосердии и сострадании »

     Задачи:

     - способствовать осмыслению детьми понятия «милосердие» как важнейшей нравственной категории во все времена;

     - воспитывать у детей доброе отношение к людям, отзывчивость, радушие, добросердечие, потребность оказывать внимание и участие по отношению к людям; совершать добрые поступки;

     - стимулировать детей к проявлению сопереживания, сострадания по отношению к людям и животным; милосердию, и адекватному проявлению этих чувств.

                                                      Содержание

Беседа «О милосердии и сострадании».

Познавательный час «Сестры милосердия».

Викторина «Доброе дело и милосердие – основные правила христианской жизни».

Дидактическая игра «Дела милосердия».

Участие в акциях: «Проявим свое милосердие», «Поможем друг другу!»

Сбор игрушек, книжек для детского дома.

Подготовка игрушек и сувениров для нуждающихся.

Совместное с родителями участие в акции «Подарок к празднику – от души!».

Чтение и обсуждение литературного произведения: В. Катаев «Цветик - семицветик».

Коллективное творческое дело - «Поможем ближнему» (сбор игрушек, книжек для детского дома, подготовка фото-выставки «Те, кто нуждается в нашем сострадании и помощи».

 5 блок «Труд красит человека, а человек – труд».

     Задачи:

     - формировать у детей ценностное отношение к труду как основе человеческой жизни; уважительное отношение к людям труда;

     - вызвать интерес к профессиям;

     - развивать стремления у детей овладеть трудовыми навыками в

различных видах деятельности, желание научиться что-либо делать своими

руками;

     - воспитывать у дошкольников трудолюбие, самостоятельность, ответственность, гордость за свой труд; бережное отношение к продуктам труда.                                                     

                                               Содержание

Беседы с детьми о труде: «Труд в жизни человека», «Землю красит солнце, а человека труд», «Мои домашние обязанности».

Конкурс пословиц и поговорок о труде.

Дидактическая игра «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Познавательный час «Мир профессий» с приглашением в группу родителей разных профессий.

Конкурс рисунков «Все профессии нужны, все профессии важны».

Обсуждение жизненной ситуации: «Почему надо трудиться?»

Творческая продуктивная деятельность «Изготовление сувениров».

Приглашение в группу пап «Папа может все, что угодно!»

Семейный конкурс «Папа, мама, я - умелая семья».

Конкурс поделок из природного материала.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.