Экспериментальная работа по формированию социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Экспериментальная работа по формированию социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада

2024-02-15 17
Экспериментальная работа по формированию социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                      МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Факультет управления и социальных технологий

Кафедра философии, социологии и педагогики

Допущено к публичной защите

Протокол № ___ «___» ______ 20__ г.

 

Зав. кафедрой, к.с.н., доцент

_____________________И.Е. Поверинов

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

 

на тему: «Формирование социальной активности  старших   

дошкольников в условиях детского сада»

 

 

Выполнил:

студент группы АПФ-06-18 

направления подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое

образование                   

Соколова Наталья  Геннадьевна  

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Чемерилова Ирина Альбертовна

 

Чебоксары 2021

                                   

                                     СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  …………………………….7

1.1 Поятие социальной активности старших дошкольников в психолого-педагогической литературе …….....................................................................7

1.2 Особенности формирования социальной активности в условиях детского сада   ………………………………………………………………......................15

1.3 Методы и формы формирования социальной  активности  

старших  дошкольников в условиях детского сада …………………………..22

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ………...........................................................31

2.1 Диагностика уровня сформированности социальных навыков у старших дошкольников …………………………………………………………………...31

2.2 Содержание экспериментальной программы развития социальных

активности  старших  дошкольников  «Я в мире людей»…………………….44

2.3 Описание хода и анализ результатов экспериментальной работы……...54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….67

ПРИЛОЖЕНИЕ   Критерии и уровни сформированности социальной  активности старших  дошкольников  ………………………………………….74

 

 

                                              

                                     

                                              

                                                          

 

                                                          ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность темы исследования. Задачи современного дошкольного образования достаточно объемны. Одна из важнейших из них – формирование у воспитанников готовности к жизни в социуме по определенным правилам и нормам, воспитание позитивной установки на познание, обучение, творчество, общение с людьми. Важно научить дошкольников строить свои взаимоотношения с ровесниками и взрослыми правильно, на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопонимания и конструктивного диалога. В этом залог успешной готовности к обучению в школе и социальной адаптации подрастающего поколения.

     Согласно ФГОС дошкольного образования от 17.10 2013 г., воспитание дошкольников направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и социального взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции своего поведения; развитие социального  и эмоционального интеллекта; отзывчивости, умения сопереживать; готовности к совместной деятельности со сверстниками; становление чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослы; формирование положительных установок к различным видам труда и творчества.   

     Задача дошкольной образовательной организации – помощь ребенку приобрести социальную компетентность, важнейшим структурным компонентом которой является социальная  активность.    

     Степень разработанности проблемы . Вопросами социального развития дошкольников занимались многие исследователи:   Ш.Г. Алиева, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.Г. Гогоберидзе, Н.Ф. Голованова, М.А.Иваненко, Н.В. Кондратьева и М.В. Максимова Э.С. Меджидова, А.В. Мудрик, О.В. Солодянкина, И.Н. Филиппова, А.М. Щетинина [1, 4-5, 10, 17, 18, 20, 28, 32, 33, 44, 47, 48] и др.

     Проблема социальной активности дошкольников стала предметом исследования многих ученых: Л. Артемовой, М. Алексеевой, Л.А. Герасимовой, А.Г. Николаевой    [2, 12, 14, 35] и др.

     Так, С.А. Козлова изучала данный феномен  в процессе познания социальной действительности [24]. В.Г. Маралов и В.А. Ситаров изучили возможности диагностики социальной активности детей дошкольного возраста [31]. Л.А. Герасимова, Е.А. Архипова изучали возможности развития социальной активности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования [14]. А.В.Усова изучала  вопросы  взаимосвязи родительского отношения и становления социальной активности детей старшего дошкольного возраста [45]. 

          Детский сад имеет возможность создать благоприятные условия для реализации коллективной творческой деятельности, основанной на сотрудничестве и взаимопомощи, в процессе которой дети могут накопить полезный общественной значимый опыт, развить социальные навыки конструктивного взаимодействия, необходимые для проявления социальной активности.

     В публикациях молодых ученых разработаны вопросы, касающиеся сущности социального развития дошкольника, видов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит процесс социально личностного

развития  ребенка, обоснованы принципы социального воспитания социальной активности дошкольника как психолого-педагогической проблемы С.Н. Юревич, Э.У. Магасумова [50]. Социальная активность в данном исследовании охарактеризована как личностное образование ребенка, имеющее несколько компонентов. Каждому компоненту дается содержательная характеристика.

     М.Н. Ноефтова, М.Р. Шамтиева описывают  экспериментальную работу по развитию социальной активности детей 6-7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения  г. Йошкар-Олы на основе совместной практической деятельности детей и общения [38].

     Анализ психолого-педагогических исследований по данной теме показал, что существуют противоречия с между необходимостью формирования у старших дошкольников основ социальной активности и реальной практикой, в которой данный процесс осуществляется недостаточно эффективно.  

     Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы нашего исследования, которая звучит следующим образом:  каковы педагогические условия формирования социальной активности старших дошкольников  в условиях детского сада? Решение данной проблемы составило цель исследования.

     Объект исследования: процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

     Предмет исследования: процесс формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада.

      Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие  формированию социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада.  

     Гипотеза исследования: формирование социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада будет осуществляться успешно, если:

     - обеспечивается  формирование у старших дошкольников мотивации участия в интересной и значимой для них деятельности;

      - организуется социально значимая деятельность,  в которой дети  могут проявить важные социальные качества: самостоятельность, инициативность и ответственность, стремление к взаимодействию;

     - организовано сотрудничество педагогов детского сада и родителей в

социальном  развитии детей, в поддержке их социальной активности.

     С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, в соответствии  с

объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

     1) изучить состояние проблемы формирования социальной активности 

старших  дошкольников  в научной литературе; определить сущностные характеристики данного понятия; 

     2) выявить особенности  формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада;

     3) определить эффективные методы и средства формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада;

     4) провести экспериментальное исследование.

     Теоретической основой исследования являются

     - положения и выводы психологии и педагогики о социальном развитии и социальном взаимодействии детей дошкольного возраста, развитии социальных навыков, социального–нравственного развития  (Т.И. Бабаева, Р.С. Буре,  Н.Ф. Голованова, С.А. Козлова, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, О.В. Солодянкина,  А.П. Усова и др.);  

     - исследования  проблемы формирования социальной компетентности и социальной активности детей старшего дошкольного возраста (Т. Антонова, О.Ф. Борисова,  Л.Н. Гиенко, Н.И. Белоцерковец,  Л.А. Герасимова, Т.Н.Захарова, В.Г. Маралов и В.А. Ситаров, А.Г. Николаева и др.).

     Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, синтез, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические: наблюдение, диагностические методики; эксперимент, математическая обработка данных, интерпретация результатов исследования.

     Практическая значимость выпускной квалификационной работы исследования состоит в возможности применения рекомендаций исследования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

        Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад  № 15 «Малыш» города  Алатыря Чувашской Республики.

 

 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ

1.2 Понятие социальной активности старших дошкольников в психолого-педагогической литературе          

     Существует тесная связь между процессом социализации личности и развитием ее социальной активности.  

     Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн,  Н.Ф. Голованова, Т.И. Бабаева, С.А. Козлова, М.И. Лисина и др.) указывали, что активное присвоение детьми общественно-исторического опыта, разноплановое взаимодействие с социальной средой, способствует накоплению первого опыта самостоятельных, нравственно направленных поступков; развитию способности действовать в соответствии с доступными пониманию ребенка этическими нормами и правилами.

     Вопросами социального развития дошкольников занимались многие исследователи: Ш.Г. Алиева, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.Г. Гогоберидзе, Н.Ф. Голованова, М.А.Иваненко, Н.В. Кондратьева и М.В. Максимова Э.С. Меджидова, А.В. Мудрик, О.В. Солодянкина, И.Н. Филиппова, А.М. Щетинина и др. Данной проблемой занимались и молодые ученые. Так, в журнале «Молодой ученый» за разные годы были опубликованы статьи, посвященные этой теме. 

     Ш.Г. Алиева рассматривает сущность процесса социального развития дошкольников, его механизмы, характеризует те виды деятельности, которые включены в процесс социально-личностного развития дошкольников. Подчеркивает значение микроклимата в группе и коррекции межличностных отношений для успешной социализации детей, развития эмоционального мира детей дошкольного возраста [1].

     К важным задачам социально-личностного развития старших дошкольников автор относит обогащение представлений детей о взаимоотношениях людей, их эмоциональных и физических состояниях, умение понимать эмоциональное состояние другого человека по внешним признакам. 

     Э.С. Меджидова  в своей статье характеризует цель, задачи, уровни социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Целью социально-коммуникативного развития дошкольников автор считает позитивную социализацию детей, приобщение их к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства. Среди задач социально-коммуникативного развития дошкольников названы: а) овладение элементарными нормами и правилами поведения в социуме на основе представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; б) усвоение правил безопасного поведения в быту, социуме, природе; в) формирование чувства принадлежности к своей семье [33].

Дошкольный период является необычайно благоприятным для процесса социализации, суть которого заключается в приобщении к культуре. Эту мысль подчеркивал в своих трудах выдающийся ученый Л.С. Выготский  [13].  

Большинство исследователей утверждают, что процесс социального развития, или социализация, представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений [27, 33, 41].

Содержанием этого опыта является совокупность знаний, норм, ценностей, существующих в обществе, традиций, правил поведения; трудовых умений и навыков, социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе среди других людей. 

Социальное развитие представляет собой сложный и комплексный процесс, поскольку в нем одновременно решаются задачи развития интеллекта, чувств, нравственных качеств личности. В процессе социального развития ребенок усваивает нормы общения и взаимодействия, актуализируется его «Я», формируется отношение к миру, людям, самому себе; интенсивно формируется самоощущение и самооценка. 

     Процесс социального развития начинается в раннем детстве и наиболее интенсивно происходит в дошкольном возрасте. Фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка является складывающий опыт отношений с другими людьми. Содержание и качество этого опыта во многом определяет самосознание ребенка, его отношение к окружающим и самому себе, его самочувствие. Практика показывает, что истоки отклоняющегося поведения и многие негативные явления среди подростков и юношей находятся в дошкольном возрасте. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка в процессе социального развития складывалось положительное самоощущение, уверенность в том, что его любят и уважают.

     На протяжении периода дошкольного детства существенно меняются представления ребенка о себе. Постепенно у него складывается адекватная самооценка, он начинает осознавать свои возможности, степень успешности, понимать причины определенного отношения к нему других людей. Дошкольник открывает для себя мир чувств, переживаний, глубокий внутренний мир. Он начинает выделять себя среди других, поэтому можно говорить о процессе интенсивного развития самосознания ребенка.  

     В процессе социального развития происходит актуализация таких процессов, как самовосприятие, самопознание, самоутверждение, раскрытие творческого потенциала личности [18, 39, 49].

     Социальное развитие дошкольников происходит в различных видах деятельности, актуальных для данного возраста, а также в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. 

     С.А. Козловой отмечается, что социальное развитие детей осуществляется более успешно, если используются доступные возрасту дошкольников виды детской деятельности: игра, конструирование, рисование, лепка, а также эффективные формы и методы работы [24, с. 67].

     Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников интенсивно протекает в следующих видах деятельности [1]:

     - игровая деятельность, в которой ребенок получает колоссальный опыт социализации, поскольку начинает ощущать себя равноправным членом детского сообщества, в игре развиваются игровые навыки, а именно умение играть определенную роль, действовать в соответствии с правилами, демонстрировать дисциплинированность, инициативу и самостоятельность;

     - исследовательская деятельность – дает возможность ребенку проявить способности анализа, сопоставления, получить опыт творческой поисковой деятельности и научного исследования, самостоятельно найти ответы на интересующие вопросы;

     - изобразительная деятельность – позволяет лучше понять мир вещей, происходящих событий, сформировать к ним свое собственное отношение, проявить фантазию, воображение и творческие способности;

     - предметная деятельность – помогает ребенку развиваться, удовлетворять его познавательные интересы, расширять представления о мире предметов, их предназначении, ориентироваться в мире вещей, совершенствовать свои умственные способности;

     - коммуникативная деятельность – формирует социальный опыт дошкольника, удовлетворяет потребности в общении и познании, в эмоциональном контакте со сверстниками и взрослыми, стимулирует процессы самопознания; 

     - проектная деятельность – стимулирует интеллектуальное развитие ребенка, развивает его познавательные и предметные умения, активизирует самостоятельность, творческие ресурсы, развивает социальный интеллект;

     - конструктивная деятельность – дает возможность развивать мышление и творческое воображение ребенка, совершенствовать его разнообразные умения, способность к саморегуляции;

     Все виды деятельности вносят значительный вклад в процесс социально-личностного развития дошкольника. Поэтому все они должны быть реализованы в практике работы дошкольной образовательной организации и в семейном воспитании дошкольника.

     В связи с этим перед педагогическим работниками дошкольных образовательных организаций встают разнообразные задачи:

     - создавать благоприятные условия для удовлетворения познавательных интересов детей;

     - организовывать и осуществлять разнообразные виды деятельности для воспитанников; 

     - формировать культуру поведения и полезные привычки у детей, важные социальные качества личности;

     - оказывать всестороннюю педагогическую и психологическую помощь и поддержку детям, имеющим трудности в общении, обучении, социализации;

     - развивать детский коллектив, создавать в группе благоприятную атмосферу, основанную на доброжелательности, доверии, взаимопомощи и поддержке;

     - способствовать становлению социальной компетентности дошкольников;

     - проводить своевременную диагностику уровня сформированности социальных навыков дошкольников;

     - использовать возможности игры для социального развития дошкольников;

     - осуществлять тесную связь с родителями воспитанников в целях позитивной социализации детей.

     Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

     Если говорить о механизмах социализации, необходимо указать, что важнейшую роль в процессе освоения культуры и в формировании социальных навыков имеет механизм подражания. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации [Н.Ф. Голованова, Т.Н. Захарова, А.М. Кларина, Э.Л. Колидзей и др.]

     По мере взросления ребенка, развития его интеллектуальной активности, обогащения его социального опыта взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы. Ребенок начинает их использовать в конкретной ситуации. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Таким образом, происходит осознание ценности социально направленных действий, другими словами, зарождается новый механизм социального развития - нормативная регуляция, имеющий огромную роль для развития дошкольника.

     Многие исследователи подчеркивают, что решение задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективно при наличии целостной педагогической системы, основанной на основных подходах общенаучного уровня методологии педагогики и требованиях Государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Т.И. Бабаева, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.]

     Исследователи рассматривают активность как сущностную характеристику человека, которая проявляется в деятельности и сопровождается проявлением его свойств и качеств.  

     Активность требует проявления таких качеств, как инициативность, самостоятельность, ответственность, направлена на преобразование окружающей среды, общение и взаимодействие с другими людьми (В.Б. Волков, И.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, Ж.Л. Новикова О.В. Солодянкина и др.)  

     Проблема активности субъекта является одной качества из ключевых в различных отечественных и зарубежных исследованиях (А. Адлер, Д. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Олпорт, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, всегда Н.А. Богданович и др.).

     Проблема активности личности была в приоритете интересов таких выдающихся зарубежных психологов, как А. Адлер, Д. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Фромм  идр.).

     Категория «социальная активность» является одним из проявлений активности человека, поскольку  содержательный смысл данной категории  означает готовность к определенным действиям, поступкам, которые осознаются и как личностно значимые и как важные для кого-то еще.

     Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Н.Ф. Голованова, И.М. Кузнецова  А.М. Мудрик, указывали в своих исследованиях, что благодаря социальной активности человек усваивает ценностные смыслы и ориентиры, формируется как личность, осознает свое предназначение в обществе, в микросоциуме [7, 13, 18, 27, 33].   

     Анализ психолого-педагогической литературы показал, что «социальная активность» как качество личности в науке трактуется по-разному.

     В работах отечественных ученых социальная активность рассматривается как понятие, в котором термин «социальная» означает осознанную общественно-полезную направленность деятельности, а «активность» - меру интенсивности деятельности. При этом подчеркивается

значение социальной активности для удовлетворения интересов и потребностей самой личности.

     Исследователи рассматривают данное понятие и как нравственное качество человека и как интегративное свойство личности, в котором выделяют такие компоненты, как  мотивационно-целевой, эмоционально-ценностный, практический, рефлексивный.

     Таким образом, мы можем рассматривать социальную активность личности как деятельностное, заинтересованное отношение человека к окружающему миру, как его желание и готовность участвовать в различных видах деятельности, имеющих для него значение.

     Основы социальной активности начинают формироваться в дошкольном возрасте.

     Различные вопросы формирования социальной активности дошкольников рассматривали разные ученые: (Т. Антонова, Е.А. Архипова, О.Ф. Борисова,  Л.Н. Гиенко, Н.И. Белоцерковец,  Л.А. Герасимова, Т.Н. Захарова, В.Г. Маралов и В.А. Ситаров, С.А. Козлова, В.Г. Маралов, А.Г. Николаева, А.В. Усова и др. Во всех исследованиях подчеркивалось значение социальной активности в различных видах деятельности для формирования социально ценных качеств личности [2, 8, 9, 14, 15, 24, 35, 45].

     Так, С.А. Козлова изучала данный феномен в процессе познания социальной действительности [24]. В.Г. Маралов и В.А. Ситаров изучили возможности диагностики социальной активности детей дошкольного возраста [31]. Л.А. Герасимова, Е.А. Архипова изучали возможности развития социальной активности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования [14]. А.В. Усова изучала вопросы взаимосвязи родительского отношения и становления социальной активности детей старшего дошкольного возраста [45].           

     Таким образом, проведенный анализ взглядов ученых на исследуемое понятие позволяет нам рассматривать социальную активность старших дошкольников как желание и готовность детей участвовать в различных видах социально значимой деятельности в условиях детского сада в тесном сотрудничестве с другими детьми и взрослыми.

     В процессе разнообразной деятельности, в процессе общения, выполнения различных социальных ролей ребенок приобретает свой собственный и неповторимый социальный опыт, который является результатом активного взаимодействия с окружающей средой и обеспечивает развитие социальной активности ребенка.

     Таким образом, проведенный нами теоретический анализ свидетельствует о том, что процесс   развития социальной активности   является сложным, противоречивым процессом,  охватывающим различные сферы   деятельности человека.

     Этот процесс начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, когда происходит интенсивное освоение ребенком окружающего мира.  

     1.2 Особенности  формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада

       

     Старший дошкольный возраст имеет особое значение в развитии основ социальной активности.

     Ряд известных ученых в области психологии развития детей дошкольного возраста и их воспитания (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Б.Г. Ананьев. А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Т.И. Бабаева, Н.Ф. Голованова, А.В. Мудрик,  Д.И. Фельдштейн и др.) утверждают, что  процесс социализации выступает основополагающим в развитии основ социальной активности  детей старшего дошкольного возраста.

     В процессе социализации приводит ребенок усваивает социальные нормы, правила поведения, у него формируются собственные представления о должном общении и поведении, ценностные установки, влияющие на  его  собственное поведение и самовыражение в социуме.

     У ребенка, вступающего в разнообразные отношения с окружающим миром, формируются важнейшие социальные качества: самостоятельность, ответственность, чувство долга.     

     Анализ научной литературы по теме исследования позволил нам выделить основные сферы развития старшего дошкольника в процессе  овладения социальным опытом:  

     а) он усваивает ценности и производные от них установки человеческого общежития;

     б) обогащает свое сознание знанием правил и норм, принятых в обществе, мотивах, социально одобряемых мотивах, отношениях и социально значимой деятельности. 

     в) учится взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с этими нормами, на основе общечеловеческой культуры, выстраивать отношения на основе взаимопонимания.

     Основными сферами социализации дошкольника являются:  

     1)  различные виды деятельности, в которых ребенок имеет возможность включаться в разнообразные  общественные  отношения, проявлять  качества личности.

     2)  общение, в котором формируются качества, обеспечивающие развитие его  коммуникативной  компетентности,  социальные установки, развивается эмоциональная сфера, происходит осознание и освоение социальных ролей.

     3) самосознание, влияюще на формирование Я-концепции ребенка, осознание им  своих возможностей и способностей, направленность личности, отношение к себе и людям, миру в целом.

     Для развития социальной активности важное значение имеет развитие социальных навыков, поскольку развитие социальных навыков – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.

     Термин «социальные навыки» более широкий и менее официальный. Первым из исследователей, кто выделил понятие «социальный навык», был В. Слот. Социальные навыки – это набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении всего жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими [2, c. 32].

     Сформированность социальных навыков у детей предполагает их готовность вступать в социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми: обмениваться мыслями, выражать чувства, договариваться, вместе участвовать в какой-либо деятельности.  

        Проблема социальных навыков тесно взаимосвязана с проблемой социальной компетентности личности. Социальная компетентность дошкольника исследовалась изучалась многими исследователями (Ш.Г. Алиева, Т. Антонова, Н.И. Белоцерковец, О.Ф. Борисова,  Л.Н. Гиенко, Т.Н. Захарова, О.В. Солодянкина [1, 2, 6, 8, 9, 15,19, 44 и др.].

     В современной педагогической науке социальная компетентность представлена интегративным понятием, включающим такие компетенции, как познавательная, коммуникативная, социокультурная, личностная, ценностно-смысловая, развитие которых обеспечивает становлению у дошкольника осознания своей роли в обществе, социальных позиций.

     Сформированность социальных навыков обеспечивает ребенку возможность установления доброжелательных взаимоотношений с окружающими людьми, комфортного ощущения себя в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность успешно адаптироваться в новой обстановке.

     Социальная компетентность рассматривается как интегративное личностное новообразование, объединяющее в себе знания  об обществе и самом себе, умения и навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах, его мотивациях, ценностных ориентирах, позволяющих использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально значимых целей и решения проблем  [41,  с.40].

     Исследователи отмечают, что формирование социальной компетентности дошкольников будет успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви; обучение умению слушать и слышать другого; развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении, навыков общения в различных жизненных ситуациях;      обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;      формирование чувства симпатии между участниками общения; объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие; обучение умению детей владеть собой; развитие умения анализировать ситуацию; целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

      Рядом авторов в диссертационных исследованиях, предприняты попытки раскрыть сущность и содержание социальной компетентности относительно дошкольного возраста, условия их формирования и развития в системе дошкольного образования (Н.И. Белоцерковец, О.Ф. Борисова, А.Г. Николаева  и др.).

Социальная компетентность – интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.

     Относительно структуры исследуемого понятия также существуют разные мнения. Например, О.Ф. Борисова в своем диссертационном исследовании  выделяет в составе социальной компетентности шесть видов компетентности: коммуникативную, вербальную, социально-психологическую, межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность [8, c. 19].

      Автор предлагает  в качестве критериев оценки сформированности социальной компетентности использовать такие социально значимые качества личности, как самостоятельность, произвольность поведения, эмпатию, познавательную активность, сотрудничество и взаимодействие, в совокупности дающие возможность судить об уровне сформированности социальной компетентности ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, можно утверждать, что целенаправленная работа по формированию социальных навыков способствует становлению социальной компетентности ребенка, благодаря чему, в свою очередь, у ребенка успешно формируются социальный опыт, социальная зрелость, раскрываются скрытые потенциальные возможности. Сформированность социальных навыков и социальной компетентности обеспечивает полноценную социализацию ребенка.

     Социальная  компетентность, в свою очередь, является  неотъемлемой частью социальной активности старшего дошкольника.

      Важное значение для развития ребенка имеет освоение им  позиции субъекта деятельности. Такая позиция дает возможность максимально проявить ребенку свои индивидуальные качества, удовлетворить потребности и интересы.  

    Данной проблемой занимались многие исследователи: С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский В.В. Знаков, А.В. Брушлинский и др.). Психология субъекта отличается от психологи объекта тем, субъект получает возможность максимально проявить свою сознательность, активность, индивидуальные качества, осознать свою индивидуальность, степень своей успешности, чувство удовлетворения от деятельности.  Очень важно использовать в образовательном процессе дошкольной образовательной организации различные методики для развития субъектности ребенка.

     Старшему дошкольнику необходимо обеспечить включение в такую деятельность. которая способствовала бы его  самореализации и  самораскрытию в соответствии в возрастными и индивидуальными особенностями его личности. В связи с этим предъявляются требования к деятельности. Она должны быть разнообразная, четко организована.

     Деятельность должна содержать условия, в которых дети осваивали бы позицию субъекта для того, чтобы у них развивались бы социально-ценностные качества и черты личности, такие как, умение заботиться, проявлять чуткость, отзывчивость, проявлять эмпатию, сострадание,  желание и умение сотрудничать, взаимодействовать в детском коллективе с целью достижения значимых и полезных целей и задач.

     У старших дошкольников интенсивно развивается мотивационная сфера, появляются социальные мотивы. В процессе  деятельности развивается стремление к успеху.

     Многие исследователи (Х. Хекхаузен, У. Глассера, А.А. Реан и др.) доказали в своих исследованиях, что мотивация на успех необходимой предпосылкой успешной социализации ребенка, основой социальной активности.

     Поскольку в этом возрасте интенсивно развивается эмоциональная сфера ребенка, появляется связь мотивов поведения с эмоциями, важно обеспечить успех ребенка в деятельности, активизировать положительные эмоции по отношению к мотивации деятельности, развить интерес к проявлению активности и творчества во всех сферах. Роль эмоций в деятельности подчеркивали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и многие другие ученые.

     Социальная активность, несомненно, предполагает  активное взаимодействие с другими людьми, а это  требует от старших  дошкольников нав


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.