Мизансцена как пластический образ события — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Мизансцена как пластический образ события

2024-02-15 15
Мизансцена как пластический образ события 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мизансцена – расположение актёров, декораций и предметов в сценическом пространстве в той или иной момент действия.

В способности режиссёра мыслить пластическими образами заключено искусство мизансцены в целом.Режиссура мизансцены выступает как пластический образ спектакля, в центре которого находится живой, действующий человек. Основными компонентами мизансцены является движение и слово, а свет, музыка и цвет – дополнительными.
Хорошая образная мизансцена является средством комплексного решения целого ряда творческих задач, она никогда не возникает сама по себе.Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично.

Мизансцена имеет не только пространственную, но и временную протяженность, куда входит и раскрытие сквозного действия, и целостность оценки образов, и физическое самочувствие исполнителей,и атмосфера, в которой протекает действие. Всем этим формируется мизансцена.

Русский театральный режиссёр В. Мейерхольд придавал большое значение построению мизансцен. Он разработал законы, правила, приёмы пластической композиции действия.[17]

Закон контраста

Его Мейерхольд толковал как контраст движения и статики, используемый для построения мизансцен каждого эпизода. Он использовал контрастные характеристики движения: временные (скорость) и пространственные (направление движения). Исходя из выбранного свойства построения мизансцены у зрителя рождается образ. Так, например, по закону визуального восприятия, движение, направленное от периферии к центру и сверху вниз, кажется сжимающимся, сворачивающимся, «закрывающимся» от внешнего мира, не свободным от его давления. От этой мизансцены у зрителя будет возникать эмоциональное ощущение отчетливого негатива и дискомфорт. Тогда как движение с направлением от центра и снизу вверх будет рождать ассоциацию освобождения и облегчения, что вызовет у зрителя светлые, положительные эмоции. В своей режиссёрской практике Мейерхольд обнаружил, что направленность движения (к центру или от центра)влияет не только на внутреннее самочувствие актёра, но и на эмоциональное восприятие мизансцен зрителем.

Еще один приём, позволяющий привлечь внимание зрителя – движение на фоне статики. Большая двигательная активность человека воспринимается, как правило, общей картиной движения, тогда как составляющие его элементы (особенно мелкие) вниманием не фиксируются. Но если тело все же статично, то даже небольшое движение одной части тела (голова, рука и так далее) привлекает к себе внимание и приобретает особую значимость.

Из выше сказанного приёма, в режиссёрской практике Мейерхольда родился ещё один приём, так называемое встречное движение по параллельным линиям. В котором скорость движения каждого персонажа (или группы персонажей) на фоне противоположно направленного движения возрастает.

Данный приём далеко не нов, но, как правило, весьма часто используем, тем более, что возможность его применения довольно разнообразна.

Разновидности мизансцен также помогают сформироваться художественному образу, провести зрителю свой ассоциативный ряд. Рассмотрим основные виды мизансцен и их визуальное восприятие:

Круговая – даёт эффект стройности и строгости. Круг успокаивает. Полный круг несёт идею законченности. Придает замкнутость.

По часовой стрелке – динамика движения. Против часовой –антидинамика движения. Метафоричный смысл круга несет в себе образ солнца.

Полукруг – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Рождает образ объединения, единства.

Диагональная – слева направо усиливает движение, начало чего-либо. Справа налево – затормаживает движение, означает конец, в целом удваивает объем.

Фронтальная – необходима для укрупнения. Такое построение мизансцен создает впечатление плоскостного построения фигур. Оно статично. Метафоричный смысл фронтальной мизансцены несет в себе образ стены, которая объединяет и сплочает людей общей идеей.

Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста.

Спиральная – от авансцены вглубь сцены, вертикальная – бесконечность. Горизонтальная – эмоциональная насыщенность.

Симметричная – покой, равновесие, уверенность в правоте.

Ассиметричная (флюсовая) – перевес, нарушение равновесия.

Шахматная – зрительное увеличение количества актеров.

Мизансцена винт(штопор) – «вдавливание в зал».

Пунктир – движение – остановка – движение – остановка. Это связанно с поиском решения.

 

Хорошая мизансцена должна отвечать ряду требований:

1. Быть ярким средством, способного в полной мере через пластическое выражение передавать основное содержание эпизода, фиксируя и закрепляя действие исполнителя, найденного в предшествующем этапе работы над пьесой;

2. Правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, происходящую в пьесе борьбу, а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни;

3. Быть правдивой, естественной, жизненной, и, конечно, сценически выразительной.

 

Именно через систему мизансцен режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму. Мизансцена, посредством оригинального пластического решения, может сгладить недостатки мастерства актёра и показать его в более выигрышном виде.Персонажи театрализованного представления, расположенные в пространстве и действующие определенным образом, могут создать мизансцену, в разы усиливающую силу слов, придающую им новый смысл.

Мизансцена является одним из важнейших выразительных средств режиссуры, в которой заключено не простое расположение действующих лиц на сцене, а художественный образ, выражающий идею спектакля.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.