Основные черты классической философии: учение об прогрессе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основные черты классической философии: учение об прогрессе

2024-02-15 16
Основные черты классической философии: учение об прогрессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Класическая философия возникла в з-европейской культуре в 17 веке(Англия, Франция, Германия)

Черты:

1.Секуляризация. Освобождение от религиозных идей(следовательно) одиночество человека в мире. Расширяется пространство и время, тогда на что же должен опираться человек?

Отказ от телеологической картины мира, представление о цели, которая в мире существует. Сменился подход – искать причины, а не цели мира. Почему что-то происходит? – казуальный подход (поход в котором отыскиваются причины).

Десакрализация мира (М. Вебер) = «расколдовывание». Мир в сущности своей мертв, неодухотворен. С таким миром не общаются, его переделывают. «Природа не храм, а мастерская». (советская поговорка?)

Тогда стал популярен Антропоцентризм – опора на собственные силы в освоении мира. Человек должен подвергнуть рефлексии свои интеллектуальные способности. Трактаты о познавательных проблемах – уровнях, формах, достоверности знания и пр.

Возникающая картина мира – оптимистична.

Субстанциализм ( учение об обязательных условиях бытия природы и её явлений) или эссенциализм (учение о совершенствовании рода людского через отдельную личность => мир без насилия и т.д.). Представление, что в основе реальности существует единая сущность. Которая проявляется на фоне чувственного опыта многообразием явлений. Мир – хаотичен, но в сущности своей организован и упорядочен.

Один из субстанциалистских подходов говорит – всегда есть определяющая прчина всех вещей.

 «Все действительное – разумно, все разумное – действительно». Гегель. История, по Гегелю, поступательное развитие.

2. Деление мира на имманентный (опытный) и трансцендентный (сверхопытный, сверхчувственный).

Трансцендентный - недоступный познанию (выходящий за рамки).
Имманентный - присущий чему-либо.

3. Системность. Мир – закрытая система и описывается конечным числом законов. Определенная система законов способна описать все, что было, есть и будет. Монтескье и его теория зависимости культуры и истории народа от географии.

 

4. Детерминизм. Учение о причинности. Случайностей нет, все раскладывал на предопределенные цепи причин-следствий. («Историк – это пророк, кот. Предсказывает назад» - из СССР).

Есть 2 типа классической философии:

Механицизм и Органицизм

Мир – организм. Человечество постепенно движется к осознанию своей подлинной природы. Отсюда возникла концепция прогресса – все изменяется, все эволюционирует.

Все начинается в природе и эволюционирует в обществе

1. Гегель. Гегельянство – свобода и разум = это движущие силы истории

2. Маркс и энгельс – пятичленка

3. Спенсер, Конт – позитивизм. От однообразия к многообразию.

Марксизм и позитивизм носят научный характер, тк опирается на научные факты, говорили, что они наконец-то получили законы истории.

Теория прогресса – каждая новая стадия лучше предыдущей. Каждый человек – продукт своей эпохи. Просветители верили, что мир можно переустроить в любое время, теперь, что для всего свое время

Критерии прогресса:

  • развитие человеческого разума
  • совершенствование нравственности людей
  • развитие производительных сил, включая самого человека
  • прогресс науки и техники
  • возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

Критика критериев:

1. Насколько рост науки и технологий способствовал человеческому счастью

2. Критика возможности найти закон истории, кот бы давал объяснение исторического процесса.

Историцизм К. Поппера – попытка найти закон истории и на основании его предсказывать

Метанарратив – большой рассказ – возможность рассказать обо всем человечестве.

Нерассказанная история Минка – убеждение, что история движется в одном направлении, а историк только переносит ее на бумагу.

Аналитическая философия – не должны строить конструкции, а анализировать историю икак пишут историки

3. Критика европоцентризма – все истории подгоняются под европу как эталон. Они критиковали универсальный закон, ведущее все человечство.

История – совокупность самодостаточных культур, нет критерия по которым их можно сравнивать.

Шпенглер – культура и цивилизации

Данилевский – культурно-историческтй тип 10 шт

Тойнби – 21 шт

Можно выделить лишь закономерности, рождение – рсцвет – упадок.

Если знать законы развития, то можно сказать на какой стадии находится культура. Он переориентировал исследователей, чтобы искали своеобразие культуры(Шпенглер)

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.