СоматическиекомпонентыэмоцийиЭмоциональногостресса. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

СоматическиекомпонентыэмоцийиЭмоциональногостресса.

2024-02-15 19
СоматическиекомпонентыэмоцийиЭмоциональногостресса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эмоции–этопсихическиереакции,отражающиесубъективноеотношениеиндивидак

объективным явлениям. Эмоции возникают в составе мотиваций и играют важную роль вформированииповедения.Выделяют3видаэмоциональныхсостояний(А.Н.Леонтьев):

1. Аффекты – сильные, кратковременные эмоции, возникающие на уже имеющуюсяситуацию.Страх, ужас принепосредственнойугрозе жизни.

2. Собственно эмоции – длительные состояния, отражающие отношение индивида кимевшейсяилиожидаемойситуации. Печаль,тревога, радость.

3. Предметные чувства – постоянные эмоции, связанные с каким – либо объектом (чувстволюбвик конкретномучеловеку,к Родинеит.д.).

 

Функцииэмоций:

1. Оценочная. Они позволяют быстро оценить возникшую потребность и возможность еёудовлетворения.Например,причувствеголодачеловекнеподсчитываеткалорийность

имеющейся пищи, содержание в ней белков, жиров, углеводов, а просто ест в соответствии синтенсивностью чувстваголода,т.е. интенсивностью соответствующейэмоции.

2. Побуждающая функция. Эмоции стимулируют целенаправленное поведение. Например,отрицательныеэмоцииприголодестимулируютпищедобывающее поведение.

3. Подкрепляющая функция. Эмоции стимулируют запоминание и обучение. Например,положительныеэмоцииприматериальном подкрепленииобучения.


4. Коммуникативная функция. Состоит в передаче своих переживаний другим индивидам. Спомощью мимикипередаются эмоции, а не мысли.

5. Компенсаторнаяфункция.Мобилизуетфизиологическиеипсихическиерезервы

организма при недостатке информации, необходимой для удовлетворения потребностей.6.Переключающаяфункция.Изменяетнаправленностьповедения.Онаособенноярко

проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой формируется доминирующаямотивация.

Эмоциивыражаютсяопределённымидвигательнымиивегетативнымиреакциями.

Например, при определённых эмоциях возникает соответствующая мимика, жестикуляция.Возрастает тонус скелетных мышц. Изменяется голос. Учащается сердцебиение, повышаетсяА.Д.Это объясняется возбуждениемдвигательныхцентров,центровсимпатической

нервнойсистемыивыбросомадреналинаизнадпочечников(полиграфия).

Основное значение в формировании эмоций принадлежит гипоталамусу и лимбическойсистеме. Особенно миндалевидному ядру. При его удалении у животных механизмы эмоцийнарушаются.Прираздраженииминдалевидногоядраучеловекавозникаютстрах,ярость,

гнев. У человека важное значение в формировании эмоций принадлежит лобной и височнойобластям коры. Например, при повреждении лобных областей возникает эмоциональнаятупость.Неодинаковоизначение полушарий.Привременномвыключениилевого

полушариявозникаютотрицательныеэмоции–настроениестановитсяпессимистичным.

Привыключенииправоговозникаетпротивоположноенастроение.Установлено,что

первоначальноечувствоблагодушия,беспечности,лёгкостиприупотребленииалкоголя

объясняется его воздействием на правое полушарие. Последующее ухудшение настроения,агрессивность, раздражительность обусловлено действием алкоголя на левое полушарие.Поэтому у людей с недостаточно развитым левым полушарием алкоголь практически сразувызывает агрессивное поведение. У здоровых людей эмоциональное преобладание правогополушария проявляется мнительностью, повышенной тревожностью. При доминантностилевогоэтихявленийнет (тест эмоциональнойасимметриимозга–юмормозга-юмор).

Важноезначениеввозникновенииэмоцийпринадлежитбалансунейромедиаторов.

Например, если в мозге возрастает содержание серотонина, настроение улучшается, при егонедостатке наблюдается депрессия. Такая же картина наблюдается при недостатке илиизбыткенорадреналина.

 

Классификацияэмоциональныхпроцессов:

Познаку:положительныеиотрицательные.

По интенсивности и длительности: настроение, эмоции, аффект (эмоция, неконтролируемаяволей).

По качеству потребностей, запускающих эмоции: биологические и высшие чувства –социальныеиидеальные.

 

Теорииэмоций.

Периферическая теория (В.Джеймс и К.Ланге) – эмоции обусловлены осознаниемизмененийвдеятельностивисцеральныхисоматическихсистем(согласноэтому

представлению мы плачем не потому, что нам грустно, а нам грустно, потому что мыплачем).

Центральныетеориирассматриваюэмоциикакрезультатактивациимозговыхструктур.

Локально-структурные теории: таламическая – возбуждение, поступая в таламус, делитсяна2 потока–одинидетвкоруивызывает субъективные переживания,авторойидет в

гипоталамусивызываетфизиологическиереакции;гипоталамическая–центры

удовольствия и наказания; лимбическая – центр эмоций; активирующая – подчеркиваетрольретикулярнойформацииидругихактивирующихсистеммозга.

Биологическая теория (Анохин) – эмоция является результатом рассогласования илисовпадения реального результата деятельности с прогнозируемым в акцепторерезультатомдействия.

Потребностно-информационная теория (Симонов) – «отражение мозгом человека какой-либоактуальнойпотребности(еекачестваивеличины)ивероятностиееудовлетворения,


которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и раннееприобретенногоопыта».

 

Вегетативныеисоматическиекомпонентыэмоций:

соматическиепроявлениязапускаютсяотлобнойкорычерезэкстрапирамиднуюи

пирамидную системы в форме тонических (гипертонус, скованность, тремор) и фазическихкомпонентовдвигательногосопровождения эмоций(мимики, жеста,позы, интонации,

голоса,мигания);

вегетативныепроявлениязапускаютсяпреимущественнооттеменно-височныхотделов

правого полушария через активацию гипоталамуса и проявляются повышением ЧСС, АД, ЧД,потоотделением,расширениемзрачков, выбросомвкровьгормонов идругими

изменениямифункцийвнутреннихорганов.

 

Психоэмоциональныйстресс–состояниеярковыраженногопсихоэмоционального

переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительноограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей. Особеннопатогеннаситуация,когдацельнедостигнута,аотрицательнаязавершающаяэмоция

поддерживает состояние мобилизации, что не дает результата и в свою очередь усиливаетотрицательную эмоцию.

Величину эмоционального напряжения можно оценить по формулеСН=Ц(Ин,Вн, Эн–Ис, Вс, Эс), где

СН – степень напряжения; Ц – цель; Ин, Вн, Эн – соответственно необходимые информация,времяиэнергия;Ис, Вс,Эс –соответственносуществующиевраспоряженииорганизма

информация,времяиэнергия.

Степень напряжения возникает, если Ин, Вн, Эн > Ис, Вс, Эс. Она пропорциональна при этомвеличине неравенства: СН-1 – состояние мобилизации внимания, работоспособности; СН-2-стеническаяотрицательнаяэмоциясповышениемработоспособности,носнижением

эффективной деятельности; СН-3 – астеническая отрицательная эмоция с максимальноймобилизациейресурсоворганизма,котораянеможеткомпенсироватьнедостаток

информации, энергии, времени; СН-4 – невроз (психологическое состояние с выраженнойтревожностью,страхом,депрессией).

 

Периферические проявления эмоций (соматические и висцеральные) играют важную роль вразвитиисенсорныхповреждений.

Соматический канал разрядки у современного человека ограничен в связи с гиподинамией,этическимииправовымиотношениями.

Преимущественная разрядка эмоционального напряжения через вегетативный канал ведетк«вегетативнойбуре»,может приводитьк дисфункциивнутреннихорганов,

психосоматическимзаболеваниям.

57.Физиологическиемеханизмысна,фазысна,теориисна.

Сон - это долговременное функциональное состояние, характеризующееся значительнымснижением нервно-

психической и двигательной активности, которое необходимо для восстановленияспособностимозга к апалишко-синтетическойдеятельности.

Видысна:

1. Физиологическийсуточныйсон.

2. Сезонныйсонуживотных(земляная белка 9мес.)

3. Гипнотическийсон.

4. Наркотическийсон.

5. Патологическийсон.

Продолжительность сна меняетсясвозрастом.Установлена следующаяпотребностьвосне людей различного возраста:до 1 года - 16 часов;5 лет - 12 часов; 12 лет - 10 часов; 17летистарше- 8 часов.


Физиологическаярольсна.

Восстановительнаяфункция–преобладаниепроцессованаболизма.

Антистрессорная функция – сон служит одним из механизмов психической защитыличности.

Адаптивнаяфункция–синхронизациясцикломсменыдняиночиобеспечивает

оптимальное взаимодействие организма со средой, подготовку организма к деятельностивовремя бодрствования.

Роль в переработке информации – осуществление процесса консолидации памяти: переводаинформацииизкратковременнойвдолговременнуюпамять.

 

В физиологическом сне человекаиживотныхразличаютдвефазы,обозначаемыекакфазамедленногосна(ФМС)ифазабыстрогосна(ФБС).

Фазамедленногосна.

СтадииФМСпокритериямЭЭГ:

- 1 стадия (засыпание, дремота) – на ЭЭГ преобладают α- и Ө-ритмы, в конце стадиивозникают К-комплексы (серии высокоамплитудных медленных потенциаловдлительностью 3-5 с);

- 2 стадия (поверхностный сон) – на ЭЭГ имеются К-комплексы и появляются веретена сна(частотапримерно15 Гц,вариантα-ритма);ихпоявлениесовпадает сотключениями

сознания; фаза занимает около 50% времени сна и по длительности нарастает от первого кпоследнемуциклу;

- 3 стадия (глубокий сон) характеризуется наличием δ-ритма частотой 3,0-3,5 Гц, которыйзанимаетдо 30% ЭЭГ;

- 4 стадия (очень глубокий сон) - δ-ритм занимает свыше 30% ЭЭГ, его частота составляетпримерно 1 Гц; 3-я и 4-я стадии имеются в первых циклах сна и отсутствуют в последних(передпробуждением).

Вегетативные и соматические изменения во время ФМС: снижение ЧД, сердечного ритма,мышечноготонуса;усилениесекрециисоматотропногогормона(СТГ),мелатонина,

пролактина, паратгормона и антидиуритического гормона (АДГ); усиление образованияАТФианаболическихпроцессов.

ПсихическиепроцессывовремяФМС:

- сновиденияпреимущественнологическогохарактера,связанысактивностьюлевого

полушария, происходит переработка информации, находящейся в промежуточной памяти(болеехарактерныдлястадии δ-сна);

- отмечаютсноговорения,снохождения,кошмарыиночныестрахи,скрежетаниезубами.

Фазабыстрогоилипарадоксальногосна.

Фазахарактеризуетсяпарадоксальнымсостояниеорганизма:посравнениюс

физиологическим покоем во время бодрствования одни функции организма активированы,другие- заторможены.

АктивированныефункцииорганизмавовремяФБС:

- «вегетативная буря»: увеличение ЧСС, АД, ЧД, кровоток мозга, кровенаполнение органовмалоготаза иполовыхорганов;

- усиленасекрецияадренокортикотропногогормона(АКТГ),кортизолаипролактина;

- регистрируются быстрые движения глазных яблок, обусловленные активациейхолинергическихнейроновпокрышкимоста;

- на ЭЭГ отмечается появление высокчастотных ритмов, характерных для бодрствования (α-иβ-ритмы,пилообразныйθ-ритм),чтосвязанос усилениемактивирующихвлияний

ретикулярнойформациисреднегомозга(десинхронизацияЭЭГ);

- психические процессы: у 80% испытуемых в эту фазу имеются яркие, образные,эмоциональныесновидения,связанныесактивациейправогополушария;

                              осуществляется перевод обработанной в предыдущей фазе снаинформациивдолговременнуюпамять.

ЗаторможенныефункцииорганизмавовремяФБС:

- отмечается максимальное падение тонуса скелетных мышц конечностей и туловища. Оносвязано с активацией небольшой части моноаминергических нейронов голубого пятнасреднегомозга,оказывающихтормозное влияниена спинальныемотонейроны;


- снижениетемпературытела(уменьшентерморегуляторныйтонус);

- снижениесекрецииСТГимелатонина;

-повышены пороги возбуждения сенсорных систем (разбудить человека в ФБС труднее, чемвФМС);

- резкосниженасекреторнаяиперистальтическаяактивностьпищеварительноготракта.

 

Теориисна:

Сосудистая теория- (итал. Физиолог Ж.Моссо). Сон развивается в результатеобескровливаниямозга.

Концепция З.Фрейда: Сон - это состояние, в котором человек прерывает сознательноевзаимодействие с внешним миром во имя углубления в мир внутренний, при этомблокируютсявнешниераздражители.Биологическойцелью снаявляетсяотдых.

Гуморальная концепция: Основная причина наступления сна - накопление продуктовметаболизма во время бодрствования. Большую роль в индуцировании сна играютспецифическиепептиды (пептид«дельта-сна»)

Теориягипнотоксинов:В20-х20векабельгийские учёныеЛежардиПьеро вкачестве

причины сна рассматривали гипнотоксины, т.е специальные вещества, которые являются вкровиприбодрствованиииприводятк наступлению сна.Опытыс собаками,когдаодна

вынужденно бодрствовала сутки, её кровь переливали другой собаке и та сразу засыпала.Гуморальные факты сна мозга: Американский исследователь Р.Папенхаймер при введениибодрствующим кошкам цереброспинальной жидкости коз, которым не давали спать 2 суток;обнаружил,что кошкипосле этогонемедленнозасыпали,т.е. былопоказано, что

гуморальные факторы видимо образуются в ЦНС. Вещество назвали фактор Папенхаймера.Швейцарский учёный М.Монье олигопептид из ткани таламуса и гипоталамуса кроликов, укоторыхвызывалисонприэлектрическом раздражениипереднего гипоталамуса.

Олигопептидсостоитиз9аминокислот;вызывалнаЭЭГпоявлениямедленных

высокоамплитудных дельта-волн. Пептил назвали ПВДС ( пептид, вызывающий дельта-сон)Биохимическаятеория:Наступление снасвязано с изменениемуровня гормонов:

серотонина,норадреналинаипептидов-например,пептид«дельта-сна».

Биоритмологическая теория: Согласно этой теории цикл сон/бодрствование отражаетциркадныеритмы человека. Всего ихоколо 100.

В мозге существует система синхронизации активности коры. Она способствуетторможению и её можно назвать центром сна. Систему десинхронизации способствуетпереходук состояниюбодрствующего сознания.

Теория информационного дефицита: Основная причина наступления сна - ограничениесенсорного,информационногопритока.

Теория (подкорковых) нервных центров сна:Р.Гесс показал, что раздражение определённыхзонгипоталамуса илиретикулярнойформацииможет вызватьсон.

Корковая теория сна:Сон - результат торможения коры, связанный со снижениемафферентации(пассивныйсон)иторможениемвследзавозбуждением(активныйсон).

 

 

58. УчениеИ.П.Павловао первойивторойсигнальныхсистемах

ВеликийроссийскийфизиологИванПетровичПавлов(1849–1936),создатель

материалистического учения о высшей нервной деятельности, разработал идею о двухсигнальныхсистемахчеловека.Егоработавданнойобластисыгралаогромнейшуюрольв

развитии физиологии, медицины, психологии и педагогики. Разберем подробнее его идею осигнальныхсистемах.

Сигнальные системы – это системы условнорефлекторных связей, формирующихся в коребольшихполушарийголовногомозга припоступлениивнее импульсовотвнешнихи

внутреннихраздражителей.

Первая сигнальная система характерна для всех высокоорганизованных живых организмов,идлячеловекавтомчисле. Онаосновананавыработкеусловныхрефлексов, которые


служатответомнаразличныевнешниераздражители(свет,боль,звукит.п.).Общие

нервныепроцессыдлячеловекаиживотныхвэтомслучае -анализисинтезконкретных

сигналов, предметов и явлений внешнего мира. Таким образом, первая сигнальная система –совокупностьнашихоргановчувств,дающаяпростейшеепредставлениеобокружающей

действительности. Это форма непосредственного отражения реальности в виде ощущений ивосприятий.

В отличие от первой, вторая сигнальная система формируется только у человека привоздействииречевыхсигналов.Онапредставляетсобойвысокоразвитоесознаниеи

отвлеченное мышление, присущее исключительно виду Homo Sapiens. Это объясняется тем,чточеловек–единственноесозданиеприроды,способноеговорить.Именноразвитие

членораздельнойречипривелок изменениямдеятельностисеройкоры больших

полушарий.Какследствие–наличиесознания.Длячеловекабольшоезначениеимеетслово.

Слово слышимое, произносимое или видимое – это определенный сигнал, а не простоусловныйраздражитель.Словасоздаютвторую сигнальнуюсистему,когдачеловек

начинает понимать их смысл, то есть он реагирует не на сам раздражитель, а лишь на егословесноеобозначение.Такимобразом,свободноеоперированиесловамикакнеким

сигналом, несущим тот или иной смысл, является неотъемлемой составляющейотвлеченногомышления людей.

В зависимости от преобладания одной из сигнальных систем Павлов разделил людей на тритипа:

Художественный тип, к которому он отнес представителей с образным мышлением (у нихдоминируетперваясигнальная система).

Мыслительныйтип,представителикоторогообладаютвысокоразвитымсловесным

мышлением, математическим складом ума (доминирование второй сигнальной системы).Среднийтип,упредставителейкоторогообесистемы взаимно уравновешены.

Учение Павлова о двух сигнальных системах имеет большое значение в развитии науки офизиологиичеловека,егопсихологии,а такжеуспешноиспользуетсямедиками.

Вторую сигнальную систему составляют временные связи, в которых условнымираздражителями в отличие от первой сигнальной системы являются не непосредственныевоздействияпредметовна наширецепторы, вызывающиенаглядные восприятияи

представления, а слова, с помощью которых человек обозначает эти предметы и явления.Вторая сигнальная система находится в неразрывной связи с первой сигнальной системой иформируется на ее базе. Слово становится раздражителем только в результате сочетания снепосредственнымипервосигнальнымираздражениями.Оноявляется,такимобразом,

сигналом первых сигналов. Например, слово «лимон» будет нейтральным раздражителем дотехпор,покаононесоединится свосприятиемвида,запахаидругихособенностейлимона.

Нокогдаэтосочетаниенаступило исоответствующая временнаясвязьмеждусловоми

наглядным образом предмета установилась и закрепилась, тогда уже одно слово способновызватьтежереакции,которыевызывалисьнепосредственнымвоздействиемпредметана

рецепторы. Теперь одно только слово «лимон» вызывает реакцию слюноотделения, котораяраньше вызывалась видом и запахом лимона, а еще раньше — прямым воздействием егокислотынавкусовойрецептор.


А-второсигнальныенервныепроцессывкоре(корковыецентры:1 -зрительного,2-

слухового и 3 - речедвигательного анализаторов); Б - первосигнальные нервные процессы вкоре(корковые центры:а- вкусовогог,б- зрительного;в- обонятельногоиг-

осязательногоанализаторов)

«Слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные,общиеунего с животными, —говоритИ. П. Павлов,—новместестемитакой

многообъемлющий,какникакие другие,неидущийвэтомотношениинивкакое

количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных. Слово,благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними ивнутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует,всеихзаменяет ипотомуможет вызватьвсетедействия,реакцииорганизма,которые

обусловливаюттераздражения».

Словаявляютсяотвлеченнымииобобщеннымиусловнымираздражителями.

Физиологическойосновойсловявляютсячрезвычайноширокиеимногообразные

временные связи в коре головного мозга, благодаря чему слово-раздражитель в громадномбольшинствеслучаевобозначаетнеобразыкаких-либоединичныхпредметов,аобщие

представленияипонятия,относящиесякгруппесходныхпредметов.Слово«растение»

является сигналом не одного какого-либо конкретного, а всех вообще растений, с которымимыимелидело впредшествующем опыте. Оноявляетсяотвлеченным от отдельных

частных раздражителей обобщенным раздражителем, сигнализирующим о свойствах,общихвсемсходным первосигнальнымраздражителям данноговида.

Благодаря этой особенности вторая сигнальная система является физиологической основойабстрактногомышления впонятиях.

Слова, как второсигнальные раздражители, формируются в процессе речевого общениялюдей, и, таким образом, с самого начала являются продуктом общественного развитиячеловека.Смысловоесодержаниеслова,связываемоес егозрительным,слуховым или

речедвигательным образом, всецело социально по своему происхождению. Таким образом,человек через вторую сигнальную систему приобщается к общечеловеческому опыту, чтооказываетогромное влияние на развитие егопсихики.

Вторая сигнальная система находится в неразрывной связи и во взаимной обусловленностис первойсигнальнойсистемой.Приэтомонаиграет руководящую роль,подчиняясебе

деятельность первой сигнальной системы. На этом основано направляемое словами учителявосприятиеучащимися изучаемыхимипредметовиявлений:сопровождающее показ

предметасловесноеобъяснениеегоучителемзаставляетучащихсявосприниматьв

показываемомпредметеименнотеегоособенности,которыеважныдляегопознания.


59. Речь,функцииречи.Парностьвдеятельностии


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.