Историко-интерпретационный подход. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историко-интерпретационный подход.

2024-02-15 21
Историко-интерпретационный подход. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

До середины 19 века комплексность формировалась в русле традиционного страноведения синтетического типа, недифференцированного по отраслям дисциплинарного знания (история, экономика, политика, военная геополитика). К концу 19- началу 20 века сформировалось несколько крупных национальных страноведческих традиций, отличающихся значительным своеобразием.

1) Европейская:
Немецкая – классификаторские тенденции и опора на статистику. Сформировала идею единства и целостности человечества, породила теорию геополитического развития и трансформации, а также пространственной экономики
Французская – «география человека» и «региональные характеристики», но концентрировала свое внимание в основном на природной среде без учета явлений социально-экономического характера. В 20 веке описательность была преодолена в военной геополитике и комплексном картографическом регионоведении.
Английская – мировая политическая география, создавали предпосылки для комплексного рассмотрения мирополитических проблем.
Австралийская школа (ныне) – международная политическая экономия и экономический регионализм
Американская – крупные работы геополитического характера в области международных отношений и мировой политики, политическая география, пространственная экономика, политическая и электоральная география во внутреннем регионоведени. Для американской школы комплексных макрорегиональных исследований характера опора на количественные методы, необходимость которых не оспаривается и в исследованиях, преимущественно основанных на качественных методах. В американской традиции мировое комплексное регионоведение развивается в рамках мировой политической географии, мировой политики и сравнительной политологии.

2) Китайская – одна из самых молодых среди мировых школ. В целом развивается в классическом русле исследований международно-региональной или экономической проблематики стран Европы и Азии. 

3) Российская – изначально была осонована на крупных географических исследованиях огромной территории России и прилегающих к ней стран. Комплексность в российской школе начала формироваться примерно одновременно с формированием этой тенденции в европейской традиции. Комплексность всегда составляла характерную черту и сильную сторону российской школы.
Школа комплексного «эокномизированного» страноведческого анализа как направления в экономической географии развивалась в России достаточно обособленно, но очень мощно с 1920х гг.

 После Второй мировой войны в контексте биполярного противостояния капиталистиче­ского и социалистического блоков соединение традиционного востоковедения (в терминологии Э.В. Саида – «ориентализма») с социальными науками в целях разработки междисципли­нарных подходов к изучению Азии приобрело особое значение для США, занявших позицию одной из сверхдержав, и их европейских союзни­ков. Азия стала важным фронтом практической и идеологической борьбы с коммунизмом.

В результате деколонизации на Западе на смену «ориентализму» пришло «страноведение» (Area Studies), в рамках которого и стали разви­ваться, в частности, азиатские исследования. В ряде стран Азии, вступивших в военно-поли­тические альянсы с США, Соединённые Шта­ты за счёт программ финансовой поддержки добились больших успехов в американизации местных академических сообществ. Такая судь­ба, в частности, постигла Японию, после пора­жения во Второй мировой войне не имевшую достаточных собственных средств для активного финансирования науки.

В российской школе в 90 е гг. был предложен исследовательский подход, сформированный на стыке теории междуна­родных отношений, сравнительной политоло­гии и страноведения и получивший название «мировое комплексное регионоведение» (или «зарубежное регионоведение» применительно к учебному процессу3). Не отвергая наработки западных теорий международных отношений, данный подход концентрируется на объясне­нии взаимосвязи международных и внутри­страновых/внутрирегиональных процессов, а также на исследовании влияния особенностей внутристранового/регионального развития на глобальный уровень.

В исследовании о российской науке меж­дународных отношений известные российские авторы Павел и Андрей Цыганковы выделяют в качестве одной из проблем исследований между­народных отношений в России отсутствие тео­рий среднего уровня. Именно этот пробел и стремится заполнить мировое комплексное регионоведение, исходя из «мягкого» понимания теории в противовес «жёстким», позитивист­ским трактовкам теоретического знания.

Мировое комплексное регионоведение начало развиваться в России в 1990-е гг. как ответ на кризис классического страноведения, не только в России, но и в мире в целом . К моменту распада биполярной системы его описательные задачи, связанные с процес­сами деколонизации и появлением огромного количества новых стран, были в основном выполнены, в то время как объяснительный и прогностический потенциал носил достаточно ограниченный характер.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.