Теория потребительского поведения: кардиналистский и ординалистский подходы. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Теория потребительского поведения: кардиналистский и ординалистский подходы.

2024-02-15 25
Теория потребительского поведения: кардиналистский и ординалистский подходы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности денежного дохода.

Два подхода к вопросу об измерении полезности:

1) Кардиналистский (количественный) – предполагает теоретическую возможность измерения полезности, т.е. возможность определить, на сколько один товар, услуга полезнее другого. В качестве условной единицы используют – ютиль.

Общая полезность ( TU ) – сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага. Предельная полезность ( MU ) – приращение TU при увеличении количества блага на единицу.

Динамика предельной полезности блага находится под влиянием закона убывающей предельной полезности, которая гласит, что полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара меньше полезности предыдущей единицы товара. – это 1 закон Госсена. Он связан с насыщением потребителей и характерен лишь для короткого периода времени, в течение которого вкусы потребителей не меняются.

ОП с ростом количества потребляемого продукта растет до предела насыщения, затем стабилизируется и падает. Динамика ОП прямо связана с динамикой ПП. Пока ПП положительна – ОП растет, при ПП = 0, ОП достигает max. Когда ПП становится отрицательной, ОП падает.

Закон уменьшения ПП лежит в основе закона спроса. По мере роста количества потребляемого товара, потребность в нем насыщается и полезность от дополнительной единицы становится меньше, поэтому и цена, которую готов заплатить потребитель за дополнительную единицу продукта – снижается. График ПП (MU) и есть график спроса.

Условие равновесия потребителя определяется вторым законом Госсена: потребитель в рамках имеющихся у него денежных возможностей предпочитает такой набор благ, при котором отношение предельной полезности каждого товара к его цене одинаково для разных благ: MU1 / p1 = MU2 / p2 = … = MUn / pn.

1) Ординалистский (порядковый) – предполагает лишь возможность сравнения и упорядочения потребителем товарных наборов с т.з. их предпочтительности.

Кривая безразличия является графическим отображением набора безразличия. Кривая безразличия– совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т.е. приносящих ему одинаковую полезность.

Свойства кривых безразличия:

1) Могут быть проведены через любую точку графического пространства. Множество кривых – карта безразличия.

2) Кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности.

3) Кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат, что является следствием падения предельной нормы замещения;

4) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, т.к. уменьшение количества одного блага должно быть компенсировано увеличением количества другого блага.

5) Чем дальше располагается кривая от начала координат, тем большей полезностью обладают наборы благ, расположенные на ней.

Выпуклый характер обусловлен падением предельной нормы замещения (MRS) – количество одного товара (У), которое потребитель согласен уступать в обмен на увеличение другого товара (Х) на единицу, с тем, чтобы уровень удовлетворения остался неизменным: MRS = ΔY/ΔX.

MRS по мере движения от одного набора благ к другому уменьшается, т.к. увеличение в наборе одного из благ приводит к уменьшению другого блага, и чем меньше становится благо У, тем ценнее оно для потребителя и тем меньше он согласен отдать этого блага в замен на единицу другого блага Х.

Исключение: MRS = 0, когда два товара являются жестко взаимодополняемые |__; MRS = const – совершенно взаимозаменяемые \.

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны потребителю при данных ценах и доходе. Бюджетная линия характеризует реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров. Наклон бюджетной линии показывает количество товара у, которое покупается за счет отказа от единицы товара х, (и наоборот).

M (бюджет) = Px ∙ X + Py ∙ Y

1) Если доход растет – то бюджетная линия сдвигается параллельно вправо.

2) Если доход снижается – параллельно влево.

3) Если цена растет – влево по оси Х и вниз по оси У.

4) Если цена падает – вправо по оси Х и вверх по оси У.

Из множества товаров Х и У потребитель осуществляет выбор одного набора, но такого, который бы наиболее полно удовлетворял его потребности и который был бы доступен при ограниченном доходе. Оптимальный набор – находится на бюджетной линии, обладает наибольшей полезностью. MRS = - Рх/Ру.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.