В конце XV века характерным становится строительство частных замков. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

В конце XV века характерным становится строительство частных замков.

2024-02-15 19
В конце XV века характерным становится строительство частных замков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИРСКИЙ ЗАМОК (замок в Ми́ре, Гродненская обл., 1506 (08) - конец XVI в.) – выдающееся произведение белорусского зодчества, в котором получили воплощения новые изменения. В архитектуре Мирского замка сочетаются черты надежного военно-оборонного сооружения и нарядность светской дворцовой постройки, стилистика готики и Ренессанса.

Во 2 половине XVI века под влиянием Ренессанса начинается трансформация замков в дворцово-замковые ансамбли с репрезентативно-нарядным характером. Основной акцент обороны переноситься на внешние укрепления (валы и бастионы), а замки приобретают характер дворцовых резиденций с богатой отделкой фасадов и интерьеров. Пример такого замка резиденция Радзивиллов, крупнейшего белорусского рода, – НЕСВИЖСКИЙ ЗАМОК (замок в Не́свиже, Минская обл.), заложен в 1583 г. на месте старого, деревянного замка. Строительство начинал итальянский архитектор Джованни (Ян) Мария Бернардони. Несвижский дворцово-замковый ансамбль формировался постепенно и имеет смешение стилей: готики, ренессанса, барокко.

Важным явлением в архитектуре Беларуси XIV - XVI веков является культовое зодчество. В храмовом строительстве отразились традиции готики и ренессанса, а также сочетание крестово-купольного и базиликального типов храма.

В конце XV – начале XVI века в архитектуре Беларуси возникают оригинальные храмы оборонного типа, которые имеют сакральную и оборонительную функции. Это прямоугольные в плане здания (повторяющие план древнерусского крестово-купольного типа храма) с 4 или 2 угловыми башнями и узкими окнами-бойницами, с высоким чердачным помещением и щипцовой крышей, одной или тремя абсидами и разделенным на три нефа внутренним зальным пространством с нервюрными сводами. Стены имеют большую толщину и часто усилены контрфорсами, вверху стены опоясывают навесные бойницы – маши́кули и другие оборонительные приспособления. 

ТРОИЦКИЙ КОСТЕЛ В ДЕРЕВНЕ И́ШКОЛЬДЬ (Брестская обл., 1472) – наиболее ранний храм оборонного типа готического стиля.

Образцами храмов оборонного типа готического стиля с элементами ренессанса являются:

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В ДЕРЕВНЕ СЫНКО́ВИЧИ (Гродненская обл., конец XV – начало XVI в.).

ЦЕРКОВЬ  РОЖДЕСТВА  БОГОРОДИЦЫ В ДЕРЕВНЕ МУРОВА́НКА (Гродненская обл., 1516-1542).

КОСТЕЛ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ В ДЕРЕВНЕ КОМА́И (Витебская обл., 1603-1606).

Строительство католических соборов в XVI веке привнесло в белорусскую архитектуру еще один тип культового сооружения. Этот тип храма имеет 3-частную удлиненно-осевую структуру и состоит из одной алтарной апсиды, основного зального объема и входного объема с одной массивной ярусной башней и шатровой крышей:

КОСТЁЛ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ В ГРОДНО (1584-1587, ренессанс с элементами готического стиля).

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ КОСТЁЛ В ДЕРЕВНЕ НОВЫЙ СВЕ́РЖЕНЬ (Минская обл., 1588-1600, ренессанс с элементами готического стиля).

КОСТЁЛ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В ДЕРЕВНЕ ГНЕ́ЗНО (Гродненская обл., 1524-1527, готический стиль с элементами ренессанса).

КАЛЬВИНСКИЙ СБОР В ЗАСЛАВЛЕ (Минская обл., середина XVI в., ренессанс с элементами готического стиля).

В изобразительном искусстве Беларуси 2 половины XIII – XVI веков характерен интерес к изображению внутреннего мира человека, постепенное формирование ренессансных черт и светского характера.

Монументальная роспись использовалась в культовых и светских сооружениях: фресками украшались храмы, монастыри, княжеские замки и дворцы.

В XIII – XVI вв. происходит формирование белорусской иконописной школы. Основой белорусской иконы были византийские и древнерусские традициями:

ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ ИЕРУСАЛИМСКАЯ» (XVI в.).

Под влиянием ренессансной западноевропейской живописи в белорусской иконописи XVI века используется сочетание светотеневой моделировки лица и условной плоскостной трактовки одежды и окружения:

ИКОНА «СВЯТАЯ ПАРАСКЕ́ВА» (середина – вторая половина XVI в.).

ИКОНА «ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ» (XVI в.).

Под влиянием ренессансной западноевропейской живописи в XVI веке развивалась и белорусская алтарная живопись для католических храмов:

АЛТАРНАЯ КАРТИНА «ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ» (около 1514).

Важной особенностью белорусской живописи XV-XVI вв. является возникновение портретного жанра. Белорусский вариант парадного портрета получил название «САРМАТСКИЙ ПОРТРЕТ».

Человек изображался в дорогой одежде и в окружении аксессуаров, которые передавали положение человека в обществе и принадлежность к определенному сословию. Существенным дополнением парадных портретов стало включение в их изображения родовых гербов, а также текстов с информацией об изображенном человеке, его должности, почетных званиях, родословных:

ПОРТРЕТ ЮРИЯ РАДЗИВИЛЛА (вторая половина XVI в.).

ПОРТРЕТ КАТЕРИНЫ СЛУЦКОЙ (ТЕНЧИНСКОЙ) (1580е)

ПОРТРЕТ ЕЖИ РАДЗИВИЛЛА (1590е).

 

 К лучшим образцам белорусской книжной миниатюры принадлежат Оршанское (XIII в.), Мсти́жское (XIV в.), Жиро́вичское (XV в.) Евангелия, Радзивилловская летопись (1485-1495).

С появлением в XVI века книгопечатания развивается белорусская гравюра. Основоположником белорусского книгопечатания стал ФРАНЦИСК СКОРИНА. Одной из лучших гравюр является ПОРТРЕТ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ (1517, ксилография, из «Библии Франциска Скорины», Прага).

 

Скульптура Беларуси была преимущественно деревянной, имела культовый характер (статуи и резные алтари для храмов), развивалась под влиянием западноевропейской пластики готического стиля и ренессанса:

СТАТУЯ «АРХАНГЕЛ МИХАИЛ» (1470-1480е).

СТАТУЯ «СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ» (начало XVI в.).

Формируется специфический вид ажурной резьбы – «белорусская резь».



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.