Интеракционные чувства личности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Интеракционные чувства личности

2024-02-15 17
Интеракционные чувства личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сближающие чувства Удаляющие чувства
Единство (общность) с человеком (людьми) Одиночество
Дружелюбие Отвращение (или неприязнь)
Добросердечие Злоба, злость
Уверенность в собственной правоте Вина (или раскаяние)
Собственная достаточная значимость Зависть
Гордость (за себя) Стыд (или смущение)
Признательность (какому-либо че­ловеку или людям) Обида
Уважение (к какому-либо человеку или людям) Презрение (к какому-либо человеку или людям)
Любовь Ненависть (по отношению к этому человеку)

 

 

Представленные в таблице чувства регулируют межличностную дистанцию: принятие другого человека и стремление сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию), либо, наоборот, непринятие и стремление удалиться от него [121]. Чувства, возникающие в отношениях между людьми, являются индикатором их психологической близости, понимания, доверия, гармонии и наоборот.

Соразмерная выраженность сближающих и удаляющих чувств, в сочетании с преобладанием гедонистических чувств, предполагает достаточно близкую эмотивную дистанцию между взаимодействующими субъектами. И наоборот, сильная выраженность сближающих чувств или хотя бы одного из них нарушает гармонию в отношениях, увеличивает дистанцию между взаимодействующими субъектами.

Чрезмерная выраженность сближающих чувств также нарушает гармонию отношений. 

Безграничное единство может приводить к бездумному согласию, к общности с одинаковостью во всем и, таким образом, к потере собственной индивидуальности.

Дружелюбие ко всем может выступить основой неразборчивости в межличностных отношениях и неадекватно сниженной критичности в оценках людей.

Добросердечие может переходить во всепрощенчество (беспринципность), а уверенность – в неадекватную самоуверенность или уверенность в собственной непогрешимости.

Собственная значимость может перейти в собственную сверхценность, а гордость – в гордыню, признательность – в утрированную благодарность и неадекватное восхваление.

Уважение – в культовое преклонение и идолопоклонство.

Любовь – в любовную слепоту (неспособность видеть и воспринимать что-либо иное кроме объекта любви, фиксированность с уходом на второй план всей гаммы чувств).

Следующим фактором, обуславливающим эмотивнную составляющую социально-психологической дистанции в межличностных отношениях, является переживание благополучия взаимодействующими субъектами.

Считаем, что чем благополучнее чувствует себя субъект (субъекты), тем более он способен устанавливать, выстраивать гармоничные, благоприятные, удовлетворяющие его отношения с другими людьми. Соответственно, в таких отношениях имеет место близкая либо благоприятная межличностная дистанция между взаимодействующими субъектами.

Как отмечает Л.В.Куликов (2004) для описания благополучия и его переживания в психоло­гической литературе используется довольно широкий круг понятий. Чаще других используются понятия благополучие / неблагополучие, эмоциональный комфорт / дискомфорт, удовлетворенность / неудовлетворенность жизнью, счастье / несчастье [121].

Если рассматривать благополучие как счастье, то в этом отношении хочется привести слова Н.А.Бердяева, который говорил о том, что слово счастье - самое бессодержательное и ничего не значащее из человеческих слов. Никакого критерия и мерила счастья не существует, и никакого сравнения не может быть счастья одного человека, со счастьем другого [33]. Благополучие и чувство благополучия весьма значимы для любого человека, занимают центральное место в самосознании и всем субъективном (внутреннем) мире личности.

Обратимся к анализу понятия субъективное благополучие. Слово благо определяется как то, что дает достаток, удовлетворяет потребности, а благополучие в его обыденном понимании и есть достижение этого. Есть и собственное толкование благополучия – это спокойная жизнь в довольстве, полная обеспеченность. Однако как указывает Р.М. Шамионов (2004), «такое понимание совершенно не удовлетворяет требованию психологического определения этого явления. Кода речь идет о субъективном благополучии, подчеркивается не объективность, «блага», а внутренняя, субъективная его оценка. Иначе говоря, в понятие «субъективного благополучия» вкладывается смысл отношения личности к различным ипостасям своей жизни и, деятельности и себя самого» [228, с.7].

Р.М.Шамионов (2004), полагает, что в вопросе о субъективном благополучии личности существует, по крайней мере, две позиции: «от личности» - проблема самосознания, рефлексивного «Я» и «к личности» - проблема внешнего по отношению к ней содержания как условия субъективного благополучия и его вариативности (что обычно связывается с профилактикой функциональных нарушений и настроениями масс) [228, с.7].

Субъективное благополучие – это «понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное для нее значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о «благополучной» внешней и внутренней среде и характеризующееся переживанием удовлетворенности» [228, с.8].

Согласно М.В.Соколовой (1996), в психологической литературе встречаются три категории определения субъективного благополучия:

1. Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродете­льная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними, человек ощущает благополучие, если он обладает некоторы­ми социально желательными качествами. Критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

2. Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетво­ренностью жизнью и связывается со стандартами человека в отношении того, что является хорошей жизнью. Благополучие является глобальной оценкой качества жизни человека в соответствии с его собственными критериями. Это определение подразумевает, что благополучие – это гармоничное удовлетворение желаний и стремлений человека.

3. Значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обы­денным пониманием счастья, как превосходства положительных эмоций над отрица­тельными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним [201].

В нашей работе будем придерживаться представлений о благополучии личности, имеющиеся в работах Л.В.Куликова [121; 125], как наиболее соответствующих основной цели нашей работы. В качестве составляющих благополучия автор выделяет следующие: социальное, духовное, витальное и психологическое.

Социальное благополучие – это удовлетворенность личности своим социальным статусом, межличностными отношениями.

Духовное благополучие – ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод). Это также возможность принимать те или иные высшие ценности и свободно им следовать, переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством. Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни.   

Витальное (телесное) благополучие – представляет собой хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Психологическое благополучие (душевный комфорт) – представляет собой слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия.

Все перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия довольно условно.

В нашем исследовании под субъективным благополучием будем понимать обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности. Именно оно в большей степени определяет характеристики доминирующего психического состояния: благоприятного состояния – способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению, поддерживающему психическое и физическое здоровье, или, напротив, неблагоприятного [121].

На основании проведенного теоретического анализа, правомерно сделать следующее заключение. Благополучие создают удовлетворяющие (позитивные) межличностные отношения, возможность общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле, что предполагает достаточно близкую дистанцию между субъектами отношений. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность и отчужденность в значимых межличностных связях, недостаток близких, доверительных отношений, неспособность идти на компромисс, соперничество между субъектами отношений.

    Описанное выше позволяет сделать следующее заключение. Чем более благополучны взаимодействующие субъекты, тем более близкую эмотивную дистанцию они могут устанавливать в отношениях друг с другом, и наоборот.

Эмотивная составляющая дистанции находит свое отражение в трех типах межличностного взаимодействия, которые в работе В.В.Макарова и Г.А.Макаровой [139] метафорично обозначены как: поглаживание, пинок и равнодушие.

Поглаживание - единица признания, вызывающая приятные эмоции или ослабляющие неприятные или единица любви. Пинок – это все то, что вызывает негативные эмоции или единица ненависти. Взаимодействие без чувств – это взаимодействие, не содержащее узнавания и/или эмоций, отсутствие ответа на предложение общаться, игнорирование другого человека. Как указывают В.В.Макаров и Г.Макарова – безразличие травмирует больше чем пинок [139].

Далее обратимся к описанию поведенческой и деятельностной составляющей социально-психологической дистанции в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса. Поведенческая и деятельностная составляющая социально-психологической дистанции проявляется в совместимости взаимодействующих субъектов. Наличие совместимости способствует установлению приемлемой, благоприятной межличностной дистанции и достижению гармонии в отношениях. Рассматривая вопрос, связанный с совместимостью необходимо обратиться к таким понятиям как совместимость психологическая, групповая и социально-психологическая.    

В Большом психологическом словаре и Большой психологической энциклопедии совместимость понимается как психологический эффект сочетания индивидов, который выражается во взаимном принятии, согласии и частичной идентификации на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях, во взаимной удовлетворенности и отсутствии напряженности, конфликтов, неприязни в любых контактах [36; 37].  

Н.И.Шевандрин (1998), считает «совместимыми людей, которые ситуативно неделимы в смысле внутреннего единства и самоуправления» [232, с.294].

В Большой психологической энциклопедии встречается понятие совместимость групповая - представляющая собой «элемент групповой сплоченности, заключающийся в оптимальном единстве и непротиворечивости психологических свойств участников группы» [37, с.432].

В.Шутц (1993), в своих работах представляет совместимость как особенность отношений между двумя и более индивидами, между индивидом и ролью, между индивидом и окружающей ситуацией, которая ведет к взаимному удовлетворению межличностных потребностей и их взаимному сосуществованию [235].

Как указывает А.Л.Свенцицкий [187], психологическая совместимость – это способность членов группы к совместной деятельности, основанной на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств, членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так, что данная группа представляет собой определенную целостность.

Таким образом, поведенческая и деятельностная составляющая социально-психологической дистанции обусловлена взаимодополняемостью взаимодействующих субъектов, которая может быть на разных уровнях. Первый, представляет совместимость характеров, темпераментов, согласованность простейших сенсомоторных действий. Второй, предполагает согласованность функционально-ролевых ожиданий, предметно-целевое и ценностно-ориентационное единство.

Совместимость, как проявление поведенческой и деятельностной составляющей дистанции, может проявляться на психофизиологическом и социально-психологическом уровнях. На психофизиологическом подразумевается сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности. На социально-психологическом имеется в виду оптимальное сочетание типов поведения людей в группе, общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций, психологических качеств личности. 

Несовместимость приводит к отдалению субъектов образовательного процесса друг от друга, что негативно отражается на характере межличностного взаимодействия, проявлением чего будет нарастание напряженности, конфликтности между партнерами, им сложно осуществлять вместе различные виды поведения и деятельности.

Таким образом, дистанция и отношения регулируются совместимостью субъектов отношений друг с другом. Чем совместимее взаимодействующие люди, тем больше возможностей установить благоприятную, приемлемую межличностную дистанцию благодаря её поведенческому и деятельностному компоненту. При этом необходимо учитывать уровни совместимости, сочетание которых будет также влиять на близость – отдаленность между людьми. Так, в одних ситуациях, для достижения приемлемой дистанции необходима психофизиологическая совместимость, в других социально-психологическая. Кроме описанного выше, степень поведенческой и деятельностной близости между взаимодействующими субъектами, будет определяться их диалогической ориентацией относительно друг друга.

Социально-психологическая дистанция как фактор дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса

 

Теоретический анализ, представленный в предыдущих частях работы, позволяет сделать заключение, что в основе дисгармонии межличностных отношений лежит социально-психологическая дистанция между взаимодействующими субъектами образовательного процесса. Дисгармония отношений будет определяться следующим:

1. Социально-психологическая дистанция, которую устанавливают субъекты образовательного процесса, не соответствует ситуации межличностного взаимодействия.

2. Имеющаяся социально-психологическая дистанция не удовлетворяет одного из субъектов образовательного процесса.

3. Существуют расхождения между реальной (воспринимаемой) и желаемой социально-психологической дистанцией, которые не удовлетворяют одного из субъектов образовательного процесса. 

4. Имеет место дисбаланс в выраженности когнитивной, коммуникативной, эмотивной, поведенческой и деятельностной составляющих дистанции в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса.

5. Существуют различия в оценках реальной (воспринимаемой) и предполагаемой социально-психологической дистанции между субъектами образовательного процесса.

Далее обратимся к описанию некоторых феноменов неблагоприятного изменения дистанции и соответственно причин дисгармоничности отношений межличностных отношений. К ним мы отнесем нарушение личных границ и зависимость субъектов образовательного процесса.    

    Как уже было сказано, наличие границ, является одним из важных отличий «здоровых» отношений. Они необходимы нам для того, что бы побыть в уединении, расслабиться и отдохнуть. Благодаря границам в отношениях всегда остается достаточно большое пространство для удовлетворения своих собственных потребностей, для достижения собственных целей и индивидуального роста личнос­ти. Психологические территории разных людей могут являться в той или иной степени устойчивым образованием и иметь более или менее жесткие границы, нарушение которых всегда вызывает негативную реакцию.

    Е.В.Емельянова (2004), описывает два понятия: нарушение границ психологической территории и оккупация психологической территории [94].

Нарушением границ психологической территории - воздействие одного человека на другого с той или иной степенью насиль­ственности - без получения согласия, с целью изменить по своему усмотрению принадлежащую человеку систему представлений о себе, сво­их возможностях, ресурсах и своем месте в мире, заставить изменить пра­вила и принципы, навязать чуждые цели и способы их достижения, а также самовольное использование и присвоение физической террито­рии другого человека или его предметов физического мира.

Оккупация психологической территории другого человека представляет собой такое же воздействие, что и при нарушении границ, но осуществляемое во всех сферах жизни человека и с гораздо боль­шей степенью интенсивности.

«Любое нарушение границ ведет к такой защитной реакции, как агрессия. Она может быть явной или подавленной, то есть выражаться в возникновении депрессии. Уважение к границам другого человека является важным условием здорового сосуществования. Чем экстремальнее условия совместного проживания, том большее значение приобретает нерушимость границ» [171, с.121].

    Нарушение социальных границ. Специфика социальных границ заключается в их «видимости». К ним можно отнести территорию, деньги и время. Эти факторы и могут стать причинами конфликтов в межличностных отношениях.

    ● Личная территория - «это та, которой управляю только я. В ней вещи лежат так, как я хочу; туда никто не может войти, если я этого не хочу; я могу там пребывать с кем хочу и когда хочу. Отсутствие личного пространства может быть сильным невротическим фактором» [171, с.121].

    ● Время. Для психического здоровья любому человеку необходимо какое-то время в течение дня побыть наедине с собой. «Человек для любого человека всегда сверхраздражитель. Мы устаем друг от друга, если находимся в постоянном контакте. Поэтому, если ваш партнер говорит, что хочет побыть один, то это не повод для паники» [171, с.122]. 

    ● Деньги. Нарушение финансовых границ, также довольно часто является причиной проблем в отношениях. Тут нужен специальный договор, кто, как и когда тратит деньги.

    Как указывает С.В.Петрушин (2009), «уважение к социальным границам закладывается с детства, в разных семьях понятие границ совершенно разное. В некоторых семьях их нарушение рассматривается как нормальное, как проявление любви и заботы. Поэтому в самом начале совместных отношений желательно в словах проговорить, для чего у вас есть желание сделать границы, в чем они более жесткие или менее жесткие» [171, с.122].

    Нарушение эмоциональных границ. Эмоциональные границы «невидимы». Любая эмоция, даже самая позитивная, не может быть постоянной. Какой бы сильной не была любовь, периоды «охлаждения» неизбежны. Важно научиться иногда, быть вместе, а иногда быть одним (на фоне присутствия другого).

    Если мы будем стараться любить, то в итоге может сформироваться её теневая сторона – ненависть.

    «Любое насилие может разрушить начавшую было возникать эмоциональную связь. Любая манипуляция эмоциональной сферой – собственной или другого человека – приводит к её блокировке, так называемый «стоп по сущности». Такой стоп не проходит сам по себе, в дальнейшем нужна помощь специалиста» [171, с.123]. 

    На эмоциональном уровне ответственность за эмоциональные границы лежит на нас самих, - это с одной стороны, а с другой – на эмоциональном уровне мы можем двигаться до тех пор, пока нас не остановит другой человек.

    Сексуальные границы, они связаны с телесностью человека.

● На теле человека есть зоны, до которых он разрешает дотрагиваться другим.

● Есть места, до которых может дотронуться только очень близкий человек.

● Есть зоны, до которых не может дотрагиваться никто.

● Нарушение сексуальных границ приводит к появлению защитных реакций; у вас или партнера исчезает чувство безопасности.

● Обозначить сексуальные границы должны мы сами. Суть в том, что в этой сфере мы очень ранимы, поэтому желательно говорить это в максимально тактичной форме.

«В основе сексуальных границ лежат самые разнообразные табу, которые возникли в результате воспитания. Если у одного границы шире, а у другого уже, то первому надо подстраиваться под второго. Иначе это будет не только психическим, но и физическим насилием» [171, с.124].

Следующим феноменом дисгармонии отношений, обусловленной изменением дистанции, между субъектами образовательного процесса, является зависимость и патологическая созависимость.

    В Большой психологической энциклопедии под аддиктивным (зависимым) поведением понимается «поведение человека, трудно адаптирующегося к жизненным трудностям, неспособного самостоятельно или с помощью друзей справится с проблемой, с состоянием психологического дискомфорта. Аддиктивное поведение выражается в применении человеком различных химических веществ, которые гарантируют быструю защиту от суровой действительности» [37, с.15]. Аддикция – «стимулятор, с помощью которого человек пытается справиться с состоянием психологического дискомфорта» [37, с.15].

    Применительно к нашей работе, будем исходить из того, что нарушение (изменение) дистанции в неблагоприятную для субъекта сторону будет проявляться в «интеракционной зависимости». При освещении этого вопроса обратимся к работе А.В.Смирнова [198]. «Интеракционная зависимость» будет проявляться в любовной зависимости и зависимости от людей и отношений.

● Любовная зависимость – проявляющаяся в любви к недоступному объекту. Как указывает А.В.Смирнов (2010), любовный аддикт может навязчиво добиваться отношений, например с бывшим объектом любви, с человеком который отказал во взаимной любви, или с которым официально прекращены брачные отношения и т.д. Поведение таких лиц может стать социально опасным, когда порождает сверхценную ревность и в связи с этим агрессию [198].

    ● Зависимость от людей и отношений (аддикция отношений) характеризуется болезненно навязчивой привычкой человека к определенному типу отношений и к отношениям с определенными людьми или группой.

Кроме этого, изменение социально-психологической дистанции в неблагоприятную для субъекта образовательного процесса сторону может реализоваться (проявляться) в следующих отношениях (Bornstein R., Languirand М., 2003): беспомощная зависимость; враждебная зависимость; неявная зависимость и конфликтная зависимость [248].

Беспомощная зависимость. Субъект выстраивает отношения с другими, преувеличивая свою уязвимость. Они постоянно нуждаются в эмоциональной поддержке. Чувствительны – легко расстраиваются и плачут. Проявляют пассивность и ранимость, хотя в действительности таковыми не являются. «Их беспомощность – это инструмент, которым они пользуются, чтобы вынудить других удовлетворять их потребности» [188, с134].

Враждебная зависимость. Отношения устанавливаются путем запугивания других. «На первый взгляд кажется, что эти люди в полном замешательстве – едва сдерживаются, чтобы не сорваться. Но ели присмотреться, то окажется, что они вполне себя контролируют. Это становится ясно из прямых или косвенных угроз («Если ты бросишь меня, я покончу с собой»), которые используются для эксплуатации чувства вины у других людей и удержания их рядом» [188, с134].

Неявная зависимость. Такую зависимость достаточно сложно распознать. Она может проявлять различные формы от надуманной болезни, до воображаемой аллергии. Цель – заставить партнера продолжать неудовлетворяющие их отношения, которые те были намерены прекратить.

Конфликтная зависимость. Субъекты демонстрируют непоследовательное поведение - от чрезмерной зависимости, до автономии. «Чаще всего они ведут себя по контролирующему типу в периоды «зависимости» и по скрытому типу в периоды «автономии» [188, с135].   

Неблагоприятное изменение дистанции может привести к созависимости и, соотвественно к дисгармонии межличностных отношени. Как отмечает Е.В.Емельянова [94] созависимость - это эмоциональная зависимость одного чело­века от значимого для него Другого. Таким образом, любые значимые отношения рождают определенную долю эмоцио­нальной созависимости, так как:

● впуская в свою жизнь близких людей, мы обязательно реагируем на их эмоциональное состояние,

● приспосабливаемся к их образу жизни, вкусам, привычкам, потребностям.

В зрелых отношениях всегда остается достаточно большое пространство для удовлетворения своих собственных потребностей, для достижения собственных целей и индивидуального роста личнос­ти, которая, как известно, сохраняет здоровье и жизнеспособность исключительно в процессе развития.

В созависимых отношениях простран­ства для свободного развития личности практически не остается. Жизнь человека полностью поглощена значимым другим. И в таких случаях он живет не своей, а жизнью партнера; созависимый человек пере­стает отличать собственные потребности и цели от целей и потребно­стей любимого.

Е.В.Емельянова [94] описывает четыре формы созависмых, дисгармоничных отношений:

1. Отношения, в которых партнер «отказался» от собственной независимости и «растворяется» в партнере. Ответственность за самого себя передается партнеру. Субъект отказывается от своих желаний, целей, стремлений. Партнер используется им как материнская утроба: как среда обитания, как источник всего необходимого, как спо­соб выживать.

2. Отношения, в которых происходит «поглощение» психологической территории партнера, через лишение его независимости и автономии.  Субъект полностью принимает на себя ответственность за партнера. Собственные желания, цели, стремления осознаются только че­рез призму их полезности для партнера. Партнер своим поведением должен оправдать необходимость та­кого контроля, воспитания и заботы, исполняя роль опекаемого ре­бенка.

3. Отношения через абсолютное владение и разрушение психологической территории партнера. Субъект декларирует ответственность за партнера, но на самом деле не осуществляет этого: партнер им только используется. В таких отношениях субъект проверяет свою способность властвовать, контролировать, управлять не только поступками партнера, но и его чувствами.

4. Отношения, в которых происходит «отражение» в партнере. Субъект перекладывает на партнера ответственность за собственное благополучие.

Описанное выше показывает следующее. Один из субъектов различными, в том числе и манипулятивными, способами старается установить неприемлемо близкую для его партнера дистанцию, что, в конечном счете, усиливает дисгармоничность отношений между ними.

Описанное выше показывает, что изменение дистанции либо в неприемлемо близкую, либо далекую сторону приводит к дисгармонии отношений субъектов образовательного процесса. В следующей части работы обратимся к рассмотрению вопроса о том, как переживают субъекты такое изменение дистанции, и связанную с ним неудовлетворенность отношениями.

 

 

 

 

        


Выводы

1. Гармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса представляет собой взаимную удовлетворенность отношениями; постоянный диалог; открытость, контакт, настрой друг на друга; заботу о благополучии партнера; отказ от всякого манипулятивного контроля и стремления к превосходству над ним; включение в самоценный контакт.

2. Дисгармония отношений субъектов образовательного процесса может быть обусловлена стилем межличностного взаимодействия, особенностями родительского отношения, стилем обучения и воспитания, стилем педагогической деятельности, а также особенностями восприятия детьми своих родителей. 

3. Дисгармонии отношений «педагог-ученик» могут заключаться в том стиле педагогической деятельности, который использует учитель. В системе «родитель-ребенок» она возникает из-за деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей, а также обусловлена субъективным отношением и восприятием родителями своих детей. Дисгармоничные отношения между родителями имеют место в «неблагополучных» и «проблемных» семьях, с патогенными стандартами взаимодействия. Проблемы между родителями и педагогами обусловлены организацией учебной деятельности в школе, и в частности со стороны учителя; отношениями, которые складываются между педагогом и учеником. Таким образом, ученик (ребенок) выступает опосредствующим звеном в отношениях между учителем и родителями учащегося; неудовлетворенность педагога тем как реагируют на его замечания по поводу ребенка родители.

4. В основе гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, лежит та дистанция, которую устанавливают субъекты во взаимодействии. Нарушение дистанции, её изменение в неблагоприятную для субъекта сторону приводит к его неудовлетворенности межличностными отношениями. Дистанция представляет собой характеристику межличностных отношений, проявляющуюся в переживании и понимании близости (отдаленности) между субъектами. Составляющими дистанции выступают: когнитивная, коммуникативная, эмотивная, поведенческая и деятельностная. Чрезмерное сокращение или увеличение дистанции может приводить к неудовлетворенности межличностными отношениями.

5. В основе дисгармонии межличностных отношений лежит социально-психологическая дистанция между взаимодействующими субъектами образовательного процесса. Дисгармония определяться тем, что дистанция, которую устанавливают субъекты образовательного процесса, не соответствует ситуации межличностного взаимодействия; имеющаяся дистанция не удовлетворяет одного из субъектов образовательного процесса; существуют расхождения между реальной (воспринимаемой) и желаемой дистанцией, которые не удовлетворяют одного из субъектов образовательного процесса; имеет место диспропорциональная выраженность когнитивной. Коммуникативной, эмотивной, поведенческой и деятельностной составляющих дистанции в межличностных отношениях; существуют различия в оценках реальной (воспринимаемой) и предполагаемой дистанции субъектами образовательного процесса.


Глава 3. ПЕРЕЖИВАНИЕ ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Я вдруг утратил чувство реальности. В открывшемся мире не было перспективы. Будущее толпилось за плечами. Пережитое                           заслоняло горизонт. Мне стало казаться, что гармонию выдумали поэты, желая тронуть людские сердца

                                                                                  С. Довлатов

 

Представление о переживании в психологии. Переживание дисгармонии межличностных отношений, состояния и настроения субъектов образовательного процесса. Феномены переживания дисгармонии межличностных отношений субъектами образовательного процесса. Дисгармония как проявление кризиса в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса. Одиночество как результат переживания дисгармонии межличностных отношений субъектами образовательного процесса.

* * * * *


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.