Социально-психологическая дистанция: определение понятия — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Социально-психологическая дистанция: определение понятия

2024-02-15 18
Социально-психологическая дистанция: определение понятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дистанция как характеристика межличностных отношений субъектов образовательного процесса проявляется в близости – отдаленности между ними. Изменение дистанции выступает показателем удовлетворенности – не удовлетворенности, гармоничности – дисгармоничности межличностных отношений.  

В словаре русского языка слово близкий означает: 1) находящийся, происходящий на небольшом расстоянии, недалеко отстоящий, 2) отделенный небольшим промежутком времени, 3) кровно связанный, непосредственный, 4) связанный тесным личным общением, дружбой, любовью, 5) тесно связанный с кем, чем-нибудь, непосредственно относящийся к чему, кому-нибудь, 6) сходный, похожий [162].

Соответственно, близость субъектов отношений предполагает глубоко личное общение, доверие, взаимопонимание, единство, удовлетворенность отношениями, конструктивное разрешение конфликтов и межличностных противоречий, разногласий и споров.

Близость характеризуется переживаниями интимности, единения, взаимной связанности. Её степень во многом определена мотивацией аффилиации. Человек с мотивацией аффилиации стремится вступить в контакт, рассматривая своего партнера как равного себе, предлагая ему отношения взаимности. Кроме этого, субъект, стремящийся к установлению близких отношений, старается добиться определенного созвучия своих переживаний с переживаниями партнера, что побуждало бы обе стороны к взаимодействию и ощущалось бы ими как нечто приятное, приносящее удовлетворение и поддерживающее чувство собственной ценности. Без мотивации аффилиации вряд ли возможны близкие отношения с другими людьми. Переживание близости с другими людьми снижает тревожность, смягчает последствия различных стрессогенных факторов, повышает уверенность личности в себе, дает ощущение субъективного благополучия и удовлетворения собой и своими отношениями.

Близость характеризуют следующие черты:

● радость и взаимное восхищение;

● постоянный диалог;

● открытость, контакт, единение, настрой друг на друга;

● ощущаемая гармония отношений;

● забота о благополучии другого;

● отказ от всякого манипулятивного контроля и стремления к превосходству над другим человеком;

● включение в самоценный контакт, скорее своим бытием, чем действием или желанием строить отношения либо стремиться к внешнему вознаграждению.

Однако «навязчивое» дружелюбие, любовь и т.п., приводят к дисгармонии, неудовлетворенности и «усталости» от отношений. Проявлением этого выступает желание дистанцироваться, стремление избегать, уходить от своего партнера, тем самым увеличить дистанцию [121; 125].

В частности, несимметричность в распределении ролей или желание превратить партнера в средство удовлетворения своих гиперболизированных потребностей (в независимости или зависимости, в превосходстве или уничижении, в силе или слабости, в предоставлении или получении помощи) наносят ущерб близким отношениям или разрушают их. Люди с сильным мотивом близости отдаются на волю социальной ситуации и позволяют ей управлять ими, поскольку доверяют другому и полагаются на него. Гиперболизация этого способствует снижению близости, возникновению отдаленности, отчужденности между субъектами отношений.    

Близость между субъектами отношений может быть обусловлена симпатией и притяжением. Симпатия в отношениях способствует сокращению дистанции, переживанию удовлетворенности отношениями. Антипатия – как чувство неприязни, нерасположения к кому-либо, чему-либо, является проявлением неудовлетворенности, дисгармонии отношений, увеличивает дистанцию, обуславливает переживание субъективного неблагополучия; в отношениях отмечается повышенная напряженность, конфликтность, агрессивность, обидчивость. Усиление антипатии между субъектами отношений может привести к разрыву, прекращению отношений.  

Отдаленность субъектов отношений – это отсутствие доверия, понимания, близости; это эмоциональная холодность между людьми. Не любая степень отдаленности плоха для отношений. Некоторая доля обособления или временного уединения очень необходимы для поддержания гармоничных отношений. Они помогают личности полнее осознать свою индивидуальность и служат сохранению приемлемого психологического пространства субъектов отношений, а также предоставляют возможность проявить индивидуальную ответственность за себя, за свои отношения, за своего партнера. Без некоторой отдаленности не может произойти «столкновение», а потом и сближение ценностных ориентаций, мотивов людей в межличностных отношениях; не может стать отчетливым различие «Я» от «Ты», впрочем, не препятствующее переходу в «Мы» [81]. 

Уточним понятие дистанция, применительно к нашему исследованию. Считаем, что в основе как гармоничных, так и дисгармоничных отношений лежит дистанция, которую устанавливают взаимодействующие субъекты образовательного процесса друг с другом. Эта своего рода «универсальная» характеристика имеет место в каждой системе межличностных отношений, в частности в системе «педагог-ученик», «педагог-родитель ученика» и «родитель-ребенок».

Социологический аспект понятия социальная дистанция наиболее полно представлен в работах П.Сорокина, а также у Р.Парка, И.Берджеса. Так, Р.Парк и И.Берджес под социальной дистанцией понимали ступени и уровни понимания, интимности, характеризующие межличностные и общественные отношения. П.Сорокин считал, что основу социальной дистанции составляют объективные (социальные, экономические, политические, профессиональные, биоантропологические и демографические) различия между социальными группами. В психологии общения понятие дистанция используется как функция от межличностных преград, стоящих на пути сближения людей. Такими преградами могут быть внешние физические барьеры, но нередко это препятствия смысловые или духовные.

Проблема психологической дистанции рассматривалась в исследованиях А.Л.Журавлева, А.Б.Купрейченко (1999; 2003). Авторы, на основании проведенных экспериментальных исследований, в качестве критериев категоризации выделили: статус, доверие, заинтересованность в контактах, плодотворное взаимодействие, длительность контактов, отношения зависимости, степень взаимного влияния, вид взаимодействия, общие цели, задачи, общие культурные традиции, единые поведенческие нормы, полнота информации [98; 127].

Дистанция выступает одним из условий, с помощью которого можно определить различия в отношении человека к другим людям. Как отмечает А.Б.Купрейченко (2003), психологическая дистанция является понятием, с помощью которого сначала качественно, а затем количественно можно оценить различия в этих отношениях. Автор выделяет три возможных подхода к ее определению и пониманию [127].

Первый – характерен для изучения межличностных отношений, он не рассматривает принадлежность к социальным группам. Дистанция между людьми определяется, в основном, их симпатиями и взаимопониманием.

Второй – характерен для изучения межгрупповых отношений. Дистанция определяется объективными социальными, экономическими, национальными и другими различиями.

Третий – характерен для психологии общения, где под дистанцией понимается физическое расстояние, которое человек стремится сохранить между собой и другим человеком.

В качестве факторов, влияющих на категоризацию на межличностном уровне, А.А.Кроник и Е.А.Кроник выделяют такие как, «близость-удаленность», «симпатия-антипатия», «уважение-неуважение». Они показали, что основные типы значимых отношений, располагаются в трех координатах:

1. Дистанция определяется степенью ролевой и психологической близости между участниками отношения.

2. Позиция – уровень, занимаемый в иерархии каждым участником отношений: позиция подчинения, равенства или доминирования.

3. Валентность – знак отношений, в соответствии с которым они могут быть позитивными, негативными и нейтральными [117; 118].

А.В.Петровский в рамках психологической теории коллектива, ввел индекс психологической дистанции в межличностных отношениях. Коэффициент этого индекса показывает степень сближения ценностей и позиций членов коллектива, отсутствие противостояния и отдаленности друг от друга. Наибольшая психологическая дистанция свидетельствует о психологической отдаленности и отчужденности людей, не понимающих и не принимающих друг друга [169]. 

О.И.Калмыкова под психологической дистанцией понимает личностное образование, отражающее параметры личностной суверенности как баланса открытости / закрытости по отношению к окружающему миру, обеспечивающее возможность становления индивидуального стиля осознанного саморазвития. Степень развития этого образования характеризует уровень развития субъектности личности, является её системообразующим качеством. Психологическую дистанцию она трактует как двусторонний, социально-психологический феномен, выступающий в качестве регулятора взаимодействия, основной функцией которого является структурирование пространства общения в зависимости от степени психологической близости. Кроме того, она считает возможным рассматривать данный феномен двояко: с одной стороны, как защитный механизм, обеспечивающий неприкосновенность личностного пространства, а с другой – как механизм совладающего поведения, обеспечивающего социальную поддержку [107].

Таким образом, понятие психологическая дистанция является сопряженным с такими понятиями как: психологическое пространство, психологическая безопасность личности, психологическая защищенность, свобода личности.

Кроме этого, психологическую дистанцию характеризуют как «степень открытости другим людям и степень защищенности от них» (В.А.Петровский), как «способ сохранения целостности образа «Я»» (Б.Д.Парыгин), как «необходимое условие личностного роста» (Е.И.Кузьмина).

Рассматривая дистанцию как проявление личностной свободы Е.И.Кузьмина, дифференцирует свободу от себя и от других. Дистанция как проявление свободы от себя, находит свое отражение в самоотречении, самоограничении, дистанцировании от себя. Дистанция как свобода от других, проявляется в стремлении дистанцироваться от общения, необходимости находиться в контакте, транслировать эмоции, не совпадающие с истинным отношением, от внешних и условий и условностей жизни, от стереотипов, оценок и ожиданий других людей и т.п.

Таким образом, дистанция определяет меру свободы, автономности, своего рода независимости человека. Дистанция может быть охарактеризована как специфическая социально-психологическая форма единства человека с другими людьми, определяя своего рода баланс обращенности личности в собственный мир и мир других.

Как предполагают А.Л.Журавлев и А.Б.Купрейченко, психологическая дистанция – явление, охватывающее весь континуум взаимоотношений, поэтому факторы, выступающие критериями психологической дистанции, идентичны как для межличностного, так и межгруппового уровней. Различной может быть степень их значимости, уровень и знак [98].

Согласно А.Б.Купрейченко социально-психологическая дистанция - отношение к социальным объектам, частный случай психологической дистанции. Психологическую и социальную дистанции следует разделять. Социальная дистанция – объективно существующее различие в положении индивидов в социальной системе (различие в статусах, ролях и т.д.) [127].

Человек сам устанавливает определенную дистанцию, а точнее дистанции, отметим, что психологическая дистанция, объективируясь в отношениях, становится социально-психологической, а не только психологической. Говоря об этом, мы опираемся на положение В.Н. Мясищева, о том, что субъективное отношение, проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою объективность, а индивидуально-психологическое становится социально-психологическим [146].

Итак, с нашей точки зрения [81], социально-психологическая дистанция – это характеристика межличностных отношений, проявляющаяся в переживании и понимании близости (отдаленности) субъектами образовательного процесса друг с другом, регулирующаяся внешними (социальными и средовыми) факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов. Изменение социально-психологической дистанции отражается на характере межличностных отношений. Так, чрезмерное её сокращение или увеличение может приводить к неудовлетворенности, к дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса. 

Благоприятная социально-психологическая дистанция представляет собой соразмерную степень близости – отдаленности субъектов отношений друг от друга, предполагающую независимость и автономию психологического пространства; небольшое расхождение в представлениях о реальных и желаемых отношениях; соответствие ситуации межличностного взаимодействия; переживание благополучия и удовлетворенность отношениями.  

В большинстве случаев межсубъектного взаимодействия в образовательном процессе обе стороны проявляют или могут проявлять активность. Эта активность проявляется в различных аспектах, в том числе она направлена и на установление дистанции друг с другом. Безразличное отношение к дистанции можно обнаружить в ситуациях взаимодействия с незначимым человеком, или когда взаимодействие предельно формализовано и собственно межличностный контакт отсутствует или предельно редуцирован. Очевидно, что та или иная межличностная дистанция зависит от обеих сторон. В каких ситуациях люди склонны увеличивать, а в каких уменьшать дистанцию? Как проявляется индивидуальность субъекта в предпочтении определенной дистанции. Этот выбор зависит не только от его индивидуальности, но и от особенностей другой стороны [81].

Социально-психологическая дистанция выполняет инструментальную функцию в том плане, что позволяет субъекту удовлетворять свои потребности, достигать цели, решать задачи. Близкая или дальняя дистанция не выступает самостоятельной ценностью. Достижению разных целей могут благоприятствовать разные по величине дистанции. Например, близкая дистанция позволяет человеку быть более откровенным, открыто выражать широкий спектр чувств, ожидать большего к себе доверия и т.п. Дальняя дистанция может выступать понятным основанием большей закрытости, сдержанности в чувственных проявлениях, меньшего доверия и т.п. [81].

Дистанция, как характеристика отношений, неприменима к ситуациям, в которых нет взаимодействия, то есть какой-либо активности, направленной как с одной, так и с другой стороны.

Социально-психологическая дистанция включает в себя когнитивную, эмотивную, коммуникативную, поведенческую и деятельностную составляющие.

Когнитивная составляющая – это степень взаимопонимания между субъектами отношений.

Эмотивная составляющая – соотношение силы сближающих и удаляющих чувств в отношениях субъектов образовательного процесса.

Коммуникативная составляющая – степень доверия, готовность передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость.

Поведенческая составляющая – готовность совместно осуществлять какое-либо поведение.

Деятельностная составляющая – готовность совместно проводить деятельность.

Дистанция как характеристика межличностных отношений субъектов образовательного процесса имеет свои функции. Представление о функциях дистанции позволяет дать дополнительную информацию о её роли и значении, как для самих отношений, так и для взаимодействующих субъектов образовательного процесса. На основании проведенного теоретического анализа, выделяем следующие функции дистанции: регулятивная, охранительная (защитная), дифференцировочная, антиципирующая (предвосхищающая) и регламентирующая.    

регулятивная – дистанция регулирует межличностные отношения, а также ситуацию межличностного взаимодействия;

охранительная (защитная) – способствует сохранению автономии психологического пространства субъектов отношений;

дифференцировочная – субъект выстраивает множество дистанций в зависимости от субъективного отношения с окружающей, прежде всего, социальной средой; благодаря дистанции можно дифференцировать отношения в зависимости от степени близости-отдаленности к объектам социального окружения;

антиципирующая (предвосхищающая) – субъект, представляя возможные дистанции (как реальные, так и желаемые), более полно осознает будущую социальную ситуацию межличностного взаимодействия еще до момента встречи с партнером, что позволяет более гибко выстраивать отношения с ним;

регламентирующая (лимитирующая) – изначально задает ту или иную степень самораскрытия, доверия и т.п., в зависимости от требований ситуации (ее характера) межличностного взаимодействия [85].

Выделенные функции социально-психологической дистанции взаимосвязаны и взаимозависимы. Доминирование той или иной функции будет определяться, с одной стороны, желаниями и потребностями в близости субъектов отношений, а с другой -  регламентироваться самой ситуацией межличностного взаимодействия, ее характером и требованиями. С помощью установления дистанций происходит структурирование социального пространства, в том числе – межличностных отношений субъектов образовательного процесса.

Далее обратимся к описанию каждой составляющей социально-психологической дистанции в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса.

Когнитивная составляющая дистанции. Когнитивный аспект дистанции представляет собой понимание и взаимопонимание субъектами образовательного процесса друг друга, в межличностном взаимодействии. Понимание и взаимопонимание влияет на характер их отношений, в плане их гармоничности – дисгармоничности. 

Понимание – состояние сознания, характеризующееся способностью понять смысл и значение чего-либо. Без понимания невозможны общение, различные познавательные действия. Цель понимания заключается в переходном действии от нахождения смысла до интерпретации нужного знака [36; 37].

Рациональное понимание – «это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам» [151, с.321]. Наиболее сложным в понимании является «расшифровка» мотивов, что позволяет оценивать конкретные поступки и прогнозировать поведение.  

Таким образом, понимание, как когнитивный аспект социально-психологической дистанции, предполагает следующее:

● отношения для взаимодействующих субъектов обладают определенным смыслом, значением;

● интерпретацию, как своего поведения, так и своего партнера, на основании которой они осуществляют взаимодействие друг с другом;

● прогнозирование взаимодействия и ситуации в которой оно разворачивается;

Следующий аспект когнитивной составляющей дистанции это – взаимопонимание. Как указывает В.В.Знаков [101; 102], взаимопонимание может истолковано двояко:

1. Пониманием субъектами отношений (общения) установок, мотивов, целей, личностных черт партнеров при безразличном или даже отрицательном отношении друг к другу.

2. Понимание и принятие установок, влекущее установление доброжелательных отношений, близости, дружбы, уважения к человеку с которым он общается [101; 102].

На основании этого полагаем, что взаимопонимание предполагает диалогическую ориентацию субъектов относительно друг друга. Это означает что у партнеров развито такое качество как сенсорная чувствительность или психологическая наблюдательность (термин взят из беседы с В.А.Ананьевым 21 марта 2004 года). Она проявляется в умении видеть, чувствовать и понимать переживания, состояние и настроение друг друга. Наличие или отсутствие взаимопонимания будет определять благоприятность – не благоприятность, удовлетворенность - неудовлетворенность, гармоничность - дисгармоничность отношений между взаимодействующими субъектами образовательного процесса.  

Достижению близости способствует выполнение следующих условий взаимопонимания в общении:

1. Наличие в опыте людей примерно одинаковых запасов сведений о предмете обсуждения, похожих моделей предметной области, которая становится темой разговора. Прошлый опыт (знания) актуализируются в соответствии с целями общения, взаимодействия и т.п.

2. Антиципация (предвосхищение) возможных ситуаций, в которых могут быть включены субъекты взаимодействия; сопоставление разных точек зрения на предмет обсуждения.

3. Выбор каждым партнером своей точки зрения относительно предмета обсуждения, взаимодействия.

4. Предположения, гипотезы о точках зрения друг друга на предмет обсуждения. Они необходимы для взаимообмена содержанием о предмете обсуждения.

5. Предположение каждого партнера о мере (степени) компетентности друг друга в обсуждаемом вопросе. Межличностное понимание возникает на стыке ценностно-смысловых позиций субъектов отношений.

6. Способность видеть себя, своей роли «глазами» партнера.

7. Доброжелательные (или хотя бы нейтральные, в плане отсутствия неприязни, агрессии) отношения между взаимодействующими субъектами.

8. Предположение каждого субъекта о том, как относится к нему партнер.

9. Оценка и интерпретация психологических качеств субъектов отношений.

Взаимопонимание как основа когнитивной составляющей дистанции имеет свои механизмы, к которым относятся: интерпретация, эмпатия и каузальная атрибуция.

Интерпретация способствует ликвидации смысловой неопределенности в отношениях. Здесь выдвигаются гипотезы, догадки, версии происходящего, выявляется новый смысл благодаря сопоставлению и анализу привлекаемых данных, выявляются противоречия.

Эмпатия – не всегда продиктованное здравым смыслом, а подчас интуитивное, понимание ощущений, мыслей, желаний, стремлений одного человека другим. Эмпатия предполагает эмоциональный отзыв, который возникает посредством простых и сложных форм личностного реагирования: умении радоваться, грустить, страдать, наслаждаться вместе с другим человеком, разделять его чувства и т.п. [36; 37]. 

Каузальная атрибуция. Процесс взаимопонимания людьми друг друга, предполагает атрибуцию, как когнитивный процесс понимания и объяснения поведения своего партнера. В этом случае, психологическая близость между взаимодействующим субъектами является результатом их интерпретации поведения, переживаний, мыслей, чувств и т.п., друг друга, в условиях дефицита информации, путем домысливания.

Укажем, что причиной возможного непонимания, неправильной интерпретации поведения одним из партнеров, и соответственно дисгармоничности отношений, является так называемая фундаментальная ошибка атрибуции, заключающаяся в переоценке личностных свойств своего партнера, и недооценке особенностей ситуации межличностного взаимодействия.    

Соответственно, неправильная интерпретация, непринятие и отсутствие сопереживания между субъектами образовательного процесса, приводит к отдалению их друг от друга, «эмоциональной холодности» и дисгармоничности отношений. И наоборот, правильно истолкованные действия (состояние, мысли, чувства), принятие субъектами отношений друг друга, а при необходимости и сопереживание друг другу, приводит к установлению эмоционально близких, доверительных, гармоничных отношений, и соответственно к сокращению дистанции.

Механизмы, лежащие в основе понимания людьми друг друга, регулируют дистанцию в отношениях между ними. В гармоничных отношениях, у взаимодействующих субъектов должна быть своего рода «установка на понимание», принятие друг друга.

Кроме указанного выше, факторами, влияющими на понимание субъектами друг друга, являются: стремление, желание быть честным, правдивым либо наоборот стремление говорить неправду, лгать своему партнеру, проявлять скрытность и подозрительность в отношениях с ним. В первом случае это факторы способствующие установлению близости и взаимопонимания. Гармоничности отношений субъектов образовательного процесса, тогда как во втором, наоборот – отдаляют людей друг от друга, говорят о дисгармоничности межличностных отношений.

Добавим также, что существенное значение для когнитивного аспекта социально-психологической дистанции, как фактора гармоничности / дисгармоничности отношений субъектов образовательного процесса, является наличие общего смыслового поля – люди говорят на «одном языке», имеют общие или схожие ценности, в том числе и терминальные (общность жизненных целей).

Однако, такая ситуация имеет место не во всех ситуациях межличностного общения и взаимодействия в образовательном и воспитательном процессе. Это обстоятельство обусловлено тенденцией людей, сохранять и поддерживать целостность своей личности. Как указывает Д.А.Леонтьев (1999), «сохранение сложившейся смысловой структуры выступает в роли мощного предохранительного механизма, оценивающего открытость личности глубинному диалогу, затрагивающему основы осмысления личностью действительности» [136, с.264].

Кроме описанного выше, одним из факторов обеспечивающих взаимопонимание между субъектами отношений, является их диалогическая ориентация относительно друг друга.

В психологической науке, диалогичность рассматривается либо в контексте решения конфликтов, где диалог выступает способом их конструктивного разрешения [51], либо в контексте психологии общения [126].

В Большой психологической энциклопедии выделяется такое понятие как диалогическая речь, под которым понимается – «беседа между двумя лицами, построенная в форме реплик. Диалогическая речь между собеседниками идет на определенном поддерживаемом ими уровне, на понятном обоим языке. Речь выражает сущность всего человека и определяет его типологическую характеристику. Правильно построенная модель диалога позволяет успешнее и быстрее добиться результата беседы» [37, с.136].

На наш взгляд, идея диалога, диалогичности обладает достаточно высокой эвристической значимостью для социальной, и особенно для педагогической психологии и в частности - в сфере взаимодействия субъектов образовательного процесса, в плане регуляции социально-психологической дистанции и межличностных отношений.

Диалог – «информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Диалог может трактоваться как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, определяющего лица «Я» и «Другого»» [151, с. 320].

Диалог (спор - согласие) – предполагает также возможность конфронтации между субъектами отношений. Он предполагает этику сосуществования и толерантности, в противовес экспансии, агрессии, доминирования одного субъекта над другим (без его согласия). Самое основное в диалогичности – это принятие и понимание.

М.М.Бахтин отмечает, что слово нельзя отдать одному говорящему. У автора (говорящего) свои неотъемлимые права на слово, но свои права есть и у слушателя, свои права у тех, чьи голоса звучат в преднайденном автором слове (ведь ничьих слов нет). Кроме того, отношение к чужим высказываниям предполагает, кроме отношения к предмету диалога, отношение к самому горящему [30].

Обобщая описанное, отметим, что когнитивный аспект социально-психологической дистанции предполагает наличие понимания и взаимопонимания, наличие общего смыслового поля в процессе межличностного взаимодействия и общения. Наличие или отсутствие указанных параметров будет определять гармоничность или дисгармоничность отношений субъектов образовательного процесса.

Далее обратимся к описанию коммуникативной составляющей социально-психологической дистанции в межличностных отношениях субъектов образовательного процесса.

    Общение представляет собой, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание друг друга.

    Характер общения и истинное отношение субъектов образовательного процесса могут не соответствовать друг другу. В.Н. Мясищев писал, что «общественная необходимость иногда вынуждает человека к общению независимо, а иногда и вопреки отношению. В связи с этим такие изменения в поведении человека, которые, будучи устойчивыми и генерализованными, становятся выражением и диалектически значимым проявлением характера…» [146, с.185].

Одной из причин такого несоответствия выступает доверие в отношениях субъектов образовательного процесса друг к другу, и определяющее дистанцию между ними. Межличностное доверие, реализующееся в общении, выступает коммуникативной составляющей социально-психологической дистанции, как фактора обуславливающего гармоничность / дисгармоничность отношений субъектов образовательного процесса. Доверие к себе и к другим выступают фактором сближающим, а в случае недоверия отдаляющим людей друг от друга. Сильно выраженное доверие к себе по сравнению с доверием к другим может привести к увеличению дистанции и к дисгармонии межличностных отношений. Не доверие к себе, сопровождающееся неуверенностью, ожиданием помощи и опеки со стороны других людей, приводит к нарастанию сближающих тенденций и связано с чрезмерным доверием к другим людям, желанием сократить дистанцию, спровоцировав стремление дистанцироваться у своего партнера.

Соответственно, доверие к себе и доверие к миру являются факторами, условиями, регулирующими социально-психологическую дистанцию в отношениях субъектов образовательного процесса.

    Т.П. Скрипкина указывает, что доверие - способность человека априори наделять явления и объекты окружающего мира, а также других людей, их возможные будущие действия и собственные предполагаемые действия свойствами безопасности (надежности) и ситуативной полезности (значимости) [190; 191].

Особенностью доверительного общения является обмен значимыми мыслями, чувствами на основе веры в партнера. Доверие в данном случае понимается как отношение к партнеру как к человеку, который не станет использовать значимое самораскрытие против доверившегося. Доверительное общение реализует следующие функции:

● психологическое облегчение;

● обратную связь в процессе самопознания;

● психологическое сближение, углубление взаимоотношений людей.

Как пишет В.Н. Куницына (2003), «цель межличностного неформального доверительного общения – установление психологической близости, формирование доверительных отношений, сокращение психологической дистанции» [126, с.279].

    Доверие является условием, определяющим характер взаимодействия человека с миром, предшествующее самому взаимодействию. Доверие, первоначально возникая в субъективном, внутреннем мире личности (как переживание или как особого рода отношение), может проявиться лишь посредством активности человека. В момент взаимодействия оно как бы «выносится» в сам акт взаимодействия, и потому существует и в человеке и между человеком и объектом взаимодействия. Акт взаимодействия служит опытной проверкой первоначально существующего доверия, и в зависимости от получаемого опыта уровень доверия постоянно корректируется человеком [190].

    В каждом акте общения и взаимодействия человека он одновременно обращен к другому человеку, в себя и в мир в целом. Благодаря этому становится возможным одновременное межличностное доверие, а также доверие к себе и к миру. Но соотношение разных сторон доверия постоянно меняется вплоть до противоречивых отношений между ними.

    Доверие между взаимодействующими людьми зависит от прошлого опыта общения каждого из них, от отношений между ними (реальных и желаемых), от ситуации или цели взаимодействия, а также личностных характеристик друг друга. Доверие выступает основным фактором (условием) коммуникативной составляющей дистанции, отражающей меру близости – отдаленности между субъектами, и характер отношений в целом.

Т.П.Скрипкина [190; 191], выделяет три тезиса, относительно проявления доверия.

    1. Доверие можно репрезентировать путем совершения определенных поведенческих актов.

    2. Человек может верить или не верить в истинность получаемой информации от какого-то лица, и в этом случае существуют определенные связи между содержанием получаемой информации и отношением к ее источнику. Отношение к источнику получаемой информации базируется на доверии (определенной его степени) и этим отношением во многом детерминируются как содержание доверительной информации, так и ее количественные характеристики, а также эффективность совместно выполняемой деятельности или результативность совместно решаемых задач.

    3. Доверие может реализовываться путем вовлечения другого лица в собственный внутренний мир, выступая как передача или обсуждение интимной, значимой, конфиденциальной информации с другим лицом.

    В первом случае речь идет не о подлинном доверии, а его демонстрации другому человеку (людям). В двух других – доверие непосредственно связано с отношениями между людьми. Так, в одном случае субъект отношений воспринимается как источник информации, а в другом – как близкое лицо, которое в зависимости от степени выраженности доверия впускается либо нет во внутренний, интимный мир.

    Тем не менее, считаем, что даже демонстрация доверия партнеру может способствовать сокращению дистанции между взаимодействующими субъектами; установлению гармоничных отношений между субъектами образовательного процесса.

    Благодаря возможности передавать, получать и хранить значимую друг для друга информацию, вне зависимости от ее характера – связана ли она с профессиональной деятельностью или носит сугубо личный, интимный характер («секрет») возникают доверительные отношения между людьми. Таким образом, коммуникативный аспект социально-психологической дистанции будет определяться доверительными отношениями между взаимодействующими субъектами.

    В психологической литературе, под доверительными отношениями, понимается внутреннее состояние готовности к проявлению доверия (преднастройку) хотя бы одного из двух взаимодействующих субъектов, как внутреннюю диспозицию личности на людей вообще (тогда это выглядит как доверчивость) и на определенный круг лиц в частности [190; 191].

    Чем больше взаимного доверия в отношениях между людьми, тем сильнее выражена связь между ними, тем ближе они друг к другу, соответственно тем короче дистанция между ними.     

    Т.П.Скрипкина [190], предлагает следующую типологию возможных стратегий поведения в зависимости от пропорции или уровня доверия к миру и к себе. 

    1. Равные пропорции доверия к себе и к миру, которые лежат в основе уже сложившихся известных форм поведения и обеспечивают относительно устойчивость как личности, так и деятельности.

    2. Преобладание доверия к миру, являющееся основой адаптивных форм поведения, позволяющих человеку приспосабливаться к миру;

    3. Преобладание доверия к себе – основа неадаптивных форм активности, связанных как с риском, так и с творческой преобразующей деятельностью.

    Укажем, что каждая описанная стратегия предполагает свою коммуникативную дистанцию, свой уровень близости в межличностных отношениях между взаимодействующими людьми, и может стать фактором определяющим гармоничность / дисгармоничность межличностных отношений субъектов образовательного процесса.

    В таблице ниже представлены позиции, занимаемые людьми по отношению друг к другу и одновременно по отношению к себе.

       Таблица 2


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.