Описание и анализ результатов изучения уровня творческих способностей младших школьников — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Описание и анализ результатов изучения уровня творческих способностей младших школьников

2024-02-15 22
Описание и анализ результатов изучения уровня творческих способностей младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отталкиваясь от теоретических основ развития творческих способностей младших школьников, нами был проведен эксперимент, целью которого было выявление уровня развития творческих способностей младших школьников.

Для эксперимента мы взяли обучающихся 2 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №54» г. Челябинска, Челябинской области. В исследовании участвовало 28 учеников – 15 девочек и 13 мальчиков.

В экспериментальной части работы мы использовали Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е .И. Щеблановой, Н.П. Щербо). Обучающимся предлагалось выполнить три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут (время контролируется только педагогом, не проговаривается детям).

В первом задании «Нарисуй картинку» обучающимся предлагалось преобразовать тестовую фигуру (фигура напоминает каплю). Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. Обучающийся придумывает название своему рисунку.

Второе задание «Незавершённые фигуры» состоит из десяти незаконченных фигур, которые ребенку необходимо преобразовать в рисунок. Процесса работы необходимо направить на создание необычных и креативных изображений. При завершении рисунка написать название изображения.

Третье задание «Повторяющиеся фигуры» содержит десять одинаковых фигур. Тем не менее ребенку необходимо проявить свою фантазию и предложить наибольшее количество вариант преобразования данной фигуры.

Данная диагностика, направлена на выявление следующих показателей:

– продуктивность – умение предложить большое количество идей, выражая их словесно или в виде рисунков.

– гибкость – способность предлагать разнообразные идеи в различных аспектах;

– оригинальность – способность выдвигать новые, креативные идей.

Интерпретация результатов происходила согласно таблице 3.

Таблица 3 – Интерпретация результатов теста П. Торренса на творческое мышление

Критерии творческих способностей Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Оригинальность 0—2 балла 2—6 баллов свыше 8 баллов
Гибкость 1—2 балла 3—4 балла свыше 5 баллов
Продуктивность 0—9 баллов 10—13 баллов свыше 14 баллов
Итого 13 баллов и ниже 23 балла и ниже 27 баллов и выше

 

Результаты проведенного исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты, проведенного исследования по тесту П.Торренса на выявление творческих способностей младших школьников

№ п/п Имя, ф. ученика Баллы Уровни развития творческих способностей
1 Анна И. 17 средний
2 Альбина Р. 24 средний
3 Альберт М. 28 высокий
4 Виктория С. 27 высокий
5 Валерий К. 13 низкий
6 Генади Ж. 11 низкий
7 Дарина Л. 16 средний
8 Диана Т. 10 низкий
9 Дмитрий А. 28 высокий
10 Жанна Л. 12 низкий
11 Зарина К. 19 средний
12 Илья Д. 21 средний
13 Илья П. 23 средний
14 Инна Г. 22 средний
15 Игнат Д. 17 средний
16 Карина К. 13 низкий
17 Кирилл О. 16 средний
18 Леонид Ж. 13 низкий
19 Михаил А. 19 средний
20 Милана Ш. 17 средний
21 Надежда В. 15 средний
22 Наталья У. 13 низкий
23 Николай Н. 16 средний
24 Оксана К. 19 средний
25 Ольга Б. 18 средний
26 Олег С. 15 средний
27 Руслан Х. 22 средний
28 Ринат Д. 21 средний

 

Анализ результатов диагностики по методике Э.П. Торренса «Закончи рисунок» показал, что высокий уровень творческой одаренности имеют 11 % (3 человека) учащихся. В момент выполнения задания дети предложили большое количество идей, каждую идею старались реализовать оригинально и креативно, большинство предложенных фигур использовали как часть своего рисунка, благодаря чему было защитано максимальное количество изображений.

Средний уровень творческих способностей выявлен у 64 % (18 человек) участников экспериментальной работы. Испытуемые, показавшим средний уровень творческих способностей, было необходимо больше времени на выполнение творческого задания, часть рисунков были отмечены как оригинальные и необычные.

Низкий уровень творчества был выявлен у 25 % (7 человек) учащихся. Ученикам, показавшие низкий уровень творческих способностей, удалось задействовать не все фигуры, представленные в задании, в связи с этим в зачет пошло небольшое количество баллов за беглость. В начале и в процессе работы этим учащимся была необходима помощь учителя. Рисунки, с предложенными фигурами являются не ярко выраженными и примитивными.

Итог исследовательской работы представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты изучения творческих способностей младших школьников

 

Таким образом, большинство детей младшего школьного возраста имеют средний уровень развития творческих способностей, на втором месте низкий уровень, наименьшее число детей имеют высокий уровень творческих способностей. Полученные результаты показывают необходимость развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

 

Приложение 4

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.