Анализ методик развития творческих способностей младших школьников — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Анализ методик развития творческих способностей младших школьников

2024-02-15 20
Анализ методик развития творческих способностей младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выявление и развитие творческих способностей младших школьников, поддержка одаренных детей – одно из основных направлений в деятельности педагога. Для своевременного выявления творческих способностей детей необходимо постоянно проводить наблюдения и диагностики.

Цель эксперимента: выявление уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Анализ диагностического материала по изучению творческих способностей детей младшего школьного возраста.

2. Проведение диагностики с целью выявления уровней развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

3. Анализ полученных результатов и на этой основе формулирование задач для последующей работы с обучающимися.

4. Разработка программы внеурочной деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством ТРИЗ на основе полученных результатов исследования.

В ходе нашего исследования мы проанализировали диагностический материал по изучению творческих способностей детей младшего школьного возраста.

По мнению Зиньковской В.И., диагностировать творческий потенциал детей можно при следующий условия:

– основным методом является игра, тренинг, творческие задания;

– исключение учебной мотивации из процесса диагностики;

– оценивание происходит непосредственно по процессу деятельности, а не результату;

– учитель может участвовать в процессе;

– обязательно перед началом игры (тренинга) важно настроить детей;

– по возможности отказаться от временных рамок.

По мнению Зиньковской В.И. проведение диагностики с детьми младшего школьного возраста желательно реализовывать в индивидуальной обстановке, исключая контакт с детьми, т.к. в данном возрасте дети склонны подражать другим. Также необходимо знать, что в рамках одной диагностики можно определить только наличие творческих способностей, творческий потенциал младшего школьника, и достаточно сложно определить одаренность.

Для того, чтобы выявить творческую натуру ребёнка необходимо наблюдать за ребёнком на занятиях и в игре. В ходе наблюдения рекомендуется отмечать:

– какие виды занятий, игр предпочитает ребенок; – насколько ребенок самостоятелен в процессе игры, занятия;

– насколько ребенок увлечен творческим процессом;

– насколько проявляет инициативу в выборе средств творческой деятельности;

– в какой степени реализует замысел;

– какие дополнительные источники информации использует в своей деятельности.

Опираясь на научные изучения Дж. Рензуллии Р., ученые выделяют следующие параметры оценки творческого потенциала ребёнка:

– любопытство ко многим вещам;

–большое количество идей и решений;

– наличие своего мнения и энергичное доказательство его;

– склонность к риску в проявляемых действиях;

– богатая фантазия, воображение; желание преобразовать, улучшить мир вокруг;

– проявление хорошего чувство юмора даже в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

– развитое чувство прекрасного;

– отсутствие страха быть не таким как все;

– проявление критического мышления.

Для более точного результата наблюдения рекомендуется зафиксировать наличие/отсутствие параметра и постараться определить степень выраженности (слабая, средняя, сильная). Таким образом, мы получим общее представление о творческом потенциале ребёнка.

Исходя из этого для анализа методик, нами были определены следующие критерии:

– отсутствие учебной мотивации;

– отсутствие ограничений по времени;

– самостоятельность выполнения заданий младшими школьниками;

– возможность проявления фантазии и инициативы;

– отсутствие словесного пояснения младшими школьниками.

Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста нами были изучены следующие методики:

1. Методика оценки, сочинённой ребёнком сказки. Авторы О.М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкая.

2. Тест на творческое мышление. Автор: Пол Торренс. Адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н.П. Щербо.

3. Опросник. Авторы Ф.Татл и Л. Беккер.

4. Тест «Круги» Мещанинова А. А.

5. Диагностика Е. Е. Туник.

Рассматриваемые нами диагностические материалы, представлены ниже.

1. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки. Авторы: О. М. Дьяченко, Е. Л. Пороцкая.

Ребёнку необходимо придумать свою сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – ребенок пересказывает уже известную сказку;

1 балл – ребенок использует знакомую ему сказку, но вносит новые элементы;

2 балла – сочиненная сказка имеет часть новизны, внесенной в известную сказку;

3 балла – в известную сказку внесена новизна; сказка дополнена иными деталями;

4 балла – абсолютно самостоятельно придуманная, но основывается на схеме известной сказки;

5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.

1. Тест на творческое мышление. Автор: Пол Торренс.

Обучающимся предлагается выполнить три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут (время контролируется только педагогом, не проговаривается детям).

В первом задании «Нарисуй картинку» обучающимся предлагалось преобразовать тестовую фигуру (фигура напоминает каплю). Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. Обучающийся придумывает название своему рисунку.

Второе задание «Незавершённые фигуры» состоит из десяти незаконченных фигур, которые ребенку необходимо преобразовать в рисунок. Процесса работы необходимо направить на создание необычных и креативных изображений. При завершении рисунка написать название изображения.

Третье задание «Повторяющиеся фигуры» содержит десять одинаковых фигур. Тем не менее ребенку необходимо проявить свою фантазию и предложить наибольшее количество вариант преобразования данной фигуры.

Данная диагностика, направлена на выявление следующих показателей:

– продуктивность – умение предложить большое количество идей, выражая их словесно или в виде рисунков.

– гибкость – способность предлагать разнообразные идеи в различных аспектах;

– оригинальность – способность выдвигать новые, креативные идей.

2. Опросник для родителей и педагогов Авторы: Ф. Татл, Л. Беккер.

Данный опросник содержит особенности, характеризующие потенциальные способности ребёнка.

Максимум набранных баллов – 85.

Низкий уровень: 17 – 34 балла;

Средний уровень: 35 – 60 баллов;

Высокий уровень: 61 –85 баллов.

Инструкция: Прочитайте каждый пункт и отметьте ту цифру, которая соответствует вашему выбору:

1 – очень редко или никогда;

2 – редко;

3– иногда;

4 – часто;

5 – почти всегда.

Опросник представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Опросник для родителей и педагогов Авторы: Ф. Татл, Л. Беккер.

№ п/п Особенности ребенка 1 2 3 4 5
1 Проявляет интерес к разным предметам и явлениям, задает много вопросов.          
2 Интересуется тем, чем обычно не интересуются дети этого возраста          
3 Верно в речи пользуется большим количеством слов.          
4 Часто рассказывает различные истории с подробностями          
5 Ведет «умные» разговоры со взрослыми или детьми.          
6 Может размышлять о важном и «вечном»          
7 Самостоятельно сочиняет загадки и легко решает другие.          
8 Проявляет абстрактное мышление, понимает сложные понятия, может объяснить сложные явления.          
9 Легко считает простые примеры          
10 Понимает значение чисел от 1 до 10          
11 Хорошо разбирается в картах и схемах          
12 Интересуется устройством часов и календарей          
13 Имеет большую учебную мотивацию          
14 Может большое количество времени концентрироваться на одном занятии          
15 Имеет способность запоминать большое количество информации          
16 Ко всему проявляет наблюдательность          
17 Проявляет талант в музыке, изобразительном искусстве или других областях          

 

3. Тест «Круги». Автор: Мешанинова А.А.

Инструкция: Ребенку необходимо «превратить» 20 нарисованных на листе кружочков (диаметр – 2 см) в необычные, придуманные им, предметы. Время выполнения – 5 минут.

Критерии оценки: оригинальность, гибкость, беглость.

Оригинальность – ребенок изображает необычные рисунки, имеющие форму круга.

Обычными, являются изображения, часто встречающиеся в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, колесо и т. п.). В таком случае выставляется 0 баллов. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость – предлагает различные идеи изображений, выражая различные области знаний. Оценивая данный критерий, нужно подсчитать количество обобщающих слов–понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений. Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек». Таким образом, можно объединить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость – ориентировка во времени, возможность за определенное время выполнить необходимые действия, нарисовать много круглых предметов. В данном случае за отдельный кружок – рисунок присваивается 1 балл.

4. Диагностика творческой личности. Автор: Е. Е. Туник.

Инструкция: внимательно прочитаете, приведенные ниже, короткие предложения. Отметить знаком те, которые подходят именно вам, в колонке «В основном верно». Те, предложения, которые подходят вам отчасти, пометьте знаком в колонке «Отчасти верно». Те, утверждения, которые вам не подходят, отметьте знаком в колонке «Нет». Если вы сомневаетесь в каком-то варианте, можете ответить знаком в колонке «Не могу решить». Отвечайте сразу и оставляйте предложения без ответа. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Каждый вопрос предполагает только один ответ. Отвечаете так, как чувствуете!

Тест оценивается баллами от 0 до 2, где:

0 баллов – дан ответ «Не знаю»,

1 балл – дан ответ «Нет»,

2 балла – дан ответ «Да».

Полученные баллы суммируются:

100–80 баллов – высокий уровень;

40–79 баллов – средний уровень;

10–39 баллов – низкий уровень.

Опросник.

1. Когда я не знаю правильный ответ, я стараюсь догадаться.

2. Обычно мне нравится рассмотреть предмет детально, чтобы обнаружить то, чего не видел до этого.

3. Если я что-то не знаю, всегда задам вопрос.

4. Я не люблю планировать.

5. Перед началом новой игры, у меня должна быть уверенность, что я выиграю.

6. Обычно я представляю то, что мне предстоит узнать или сделать.

7. Если у меня не получилось в первый раз, я буду пытаться до победного.

8. Я никогда не выбираю игру, с которую другие не знают.

9. Мне удобнее идти привычным путем, чем искать новые способы.

10. Обычно мне не нравится, добиваться истины в каком-либо вопросе.

11. Я люблю делать что-то для себя новое.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Люблю подумать о том, чего со мной еще не было.

14. Считаю пустой тратой времени мечты об актерской карьере и известности.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16. Думаю, мне было бы интереснее жить на другой планете или в космосе.

17. У меня появляется беспокойство, когда я не знаю, чего ожидать.

18.Мне нравится необычное.

19. Я часто представляю, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся книги или фильмы о событиях прошлого.

21.Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22.Я спокойно себя чувствую, когда совершаю ошибку.

23.В будущем мне хочется сделать то, чего никто до меня не делал.

24.Обычно я выбираю друзей, которые делают всё известным и удобным способом.

25.Большинство правил часто меня не устраивают.

26.Мне интересно решать проблему, где нет однозначного ответа.

27.У меня есть много идей для экспериментов.

28.Когда я уже нашел ответ на вопрос, я не буду искать другие варианты.

29.Мне не комфортно выступать перед аудиторией.

30.Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем–либо из героев.

31.Всегда интересно размышлять, как жили люди много лет назад.

32.Не люблю, когда моим друзья сложно решиться.

33.Мне нравится рассматривать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них лежит.

34.Мне нравится всё, что делают мои близкие люди, я не хочу, чтобы что-то менялось.

35.Всегда доверяюсь своим чувствам.

36.Всегда интересно предложить идею и потом проверить, прав я или нет.

37.Люблю браться за головоломки, где нужно продумать свой дальнейший ход заранее.

38.Мне интересно внутреннее устройство разных механизмов.

39.Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40.Даже если я знаю, что это не возможно реализовать, всё равно люблю придумывать что-то необычное.

41.Я очень люблю, когда у всего есть своё место.

42.Думаю, мне было бы интересно найти ответы на вопросы будущего.

43.Получаю удовольствие от того, когда берусь за что-то новое.

44.Я люблю играть просто ради интереса.

45.Мне нравится думать о том, что другим и не придет на ум.

46.Когда на картине тот, кого я не знаю, мне всегда интересно узнать, кто же это.

47.Мне нравится брать в руки журналы просто так, чтобы полистать.

48.По моему мнению, на каждый вопрос есть только один верный ответ.

49.Мне нравится интересоваться тем, о чем другие и не думают.

50.Дома у меня много интересных занятий

Соответствие выбранной методики критерию отмечалось знаком «+», несоответствие знаком «–». Результаты работы представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты проведения анализа диагностического материала по выявлению творческих способностей младших школьников

Диагностический материал Отсутствие учебной мотивации Отсутствие ограничений по времени Самостоятел ьность выполнения заданий младшими школьникам и Возможность проявления фантазии и инициативы Отсутствие словесного пояснения младшими школьникам и
Методика сочинённой сказки + + + + -
Тест П. Торренса + + + + +
Опросник (Ф.Татл, Л. Беккер + + - - +
Тест «Круги» + - + + +
Диагност ика Е. Е. Туник + + + - -

 

Анализ показал, что не все диагностические материалы соответствуют выведенным нами критериям. Однако стоит отметить, что в каждой методике минимум (1–2) пунктов несоответствия выведенным критериям.

Можно сделать вывод, что некоторые методики можно использовать в совокупности для достижения желаемого результата. Согласно проведенному анализу, в своем исследовании мы использовали Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо). К тому же, данная диагностика содержит несколько вариантов заданий, что позволяет лучше проследить показатели творческого развития.

 

Приложение 3


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.