И методические указания к их выполнению — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

И методические указания к их выполнению

2024-02-15 22
И методические указания к их выполнению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выполнение контрольных работ по курсу «Психология одаренности» – один из видов межсессионной самостоятельной работы студентов заочного отделения. Выполнение заданий – важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как они способствуют повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психологических проблем сопровождения одаренных детей.

Контрольные работы студенты заочного отделения выполняют после прослушивания установочных лекций. Тему задания следует выбирать самостоятельно, руководствуясь своими интересами, способностями, накопленным опытом и имеющимися материалами. Не исключается возможность частичного изменения рекомендуемых тем. В зависимости от содержания темы объем контрольной работы может содержать 20 – 30 страниц формата А4 печатного текста.

Контрольная работа должна быть представлена на рассмотрение преподавателя за 5 дней до зачета. Преподаватель дисциплины оказывает информационную и научно-методическую помощь, контроль выполнения работы в соответствии с определенными сроками, проверку ее содержания.

План

1. Подобрать литературу по теме и изучить ее.

2. Осмыслить правильность и доказательность положений, выдвигаемых авторами первоисточников.

3. Обобщить материал и составить план выполнения контрольной работы.

4. Написать текст контрольной работы, следуя рекомендациям по оформлению работы.

5. В заключение работы следует выразить свое отношение к изучаемой теме, изложить свою собственную точку зрения или показать, каким образом полученные Вами знания могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Структура контрольной работы и требования к ее оформлению

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.

Требования к элементам содержания контрольной работы:

1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1.

2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2.

3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.

4. Основную часть следует делить на главы, пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру.

Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Необходимо раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.).

По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения.

Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.

5. В заключении отражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

6. Список литературы. Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3.

Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования.

Темы контрольных работ

1. Основные подходы к определению одаренности в отечественной психологии.

2. Зарубежные концепции одаренности.

3. Одаренность как качественное сочетание способностей.

4. Одаренность, талант, гениальность.

5.  Модель человеческого потенциала.

6.  Одаренность как динамическая характеристика личности.

7. Одаренность и креативность.

8. Концепции творческой одаренности.

9. Развитие одаренности в сфере культуры и искусства.

10. Развитие одаренности в системе дополнительного образования.

11. Развитие одаренности детей и подростков в спорте.

12. Развитие одаренности в системе общего образования.

13. Диагностика и развитие музыкальных способностей.

14. Диагностика и развитие художественных способностей.

15. Особенности проявления скрытой одаренности.

16. Подходы к развитию одаренности в США.

17. Подходы к развитию одаренности детей и подростков в России.

18. Подходы к развитию одаренности детей и подростков в странах Скандинавии.

19. Подходы к развитию одаренности детей и подростков в странах европейского Союза.

20. Подходы к развитию одаренности детей и подростков в КНР.

21. Подходы к развитию одаренности детей и подростков в Японии.

22. Профильное обучение как способ развития одаренности.

23. Роль педагога в развитии детской одаренности.

24. Роль родителей в развитии одаренности детей и подростков.

25. Формы выявления одаренности детей и подростков.

26. Мониторинг как метод выявления одаренности.

27. Специализированные учебные заведения по работе с одаренными детьми.

28. Социальная поддержка развития одаренности в мировом сообществе.

29. Формы взаимодействия вузов и школ в развитии одаренности детей и подростков.

30. Природа детской одаренности.

31. Развитие детской одаренности.

32. Психологические особенности одаренных детей.

33. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.

34. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми.

35. Роль семьи в развитии детской одаренности и креативности.

36. Особенности обучения одаренных детей.

37. Одаренный ребенок в социуме.

38. Особенности личности педагога и его роль в развитии одаренности у детей.

39. Развитие одаренности: пути построения учебно-воспитательного процесса.

40. Новые методы диагностики одаренности детей и подростков.

41. Методы диагностики одаренности в дошкольном возрасте.

42. Методы диагностики одаренности в школьном возрасте.

43. Государственные программы поддержки и развития детской одаренности в России.

44. Государственные программы поддержки и развития детской одаренности за рубежом.

45. Формы развития одаренности детей и подростков через Интернет.

 

6.4. Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Периодизация развития представлений об одаренности в зарубежной психологии.

2. Взгляды И. Канта на феномен одаренности.

3. Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена.

4. Модель структуры интеллекта и два типа мышления Дж. Гилфорда.

5. Психосоциальная модель одаренности А.Танненбаума.

6. Мюнхенская модель одаренности К. Хеллера.

7. К. Тэкэкс об особенностях одаренных детей.

8. М. Карне о психологических факторах, мешающих реализации способностей детей.

9. Дж Уитмор о комплексе факторов уязвимости одаренных детей.

10. Дж. Фримэн о связи проявления одаренности детей с качествами и свойствами их личности.

11.  Теория компетентности как проявление множества видов одаренности Дж. Равена.

12.  Основные этапы исследования одаренности в отечественной психологии.

13.  Основные подходы к определению одаренности в отечественной психологии

14.  Гуманистический и прагматический аспекты в проблеме одаренности детей.

15.  Концепции творческой одаренности.

16.  Одаренность как качественное сочетание способностей.

17.  Модель человеческого потенциала.

18.  Одаренность как динамическая характеристика личности.

19. Интегративная концепция одаренности.

20. Художественная одаренность: детское рисование, литературно-худо-жественная практика детей, театрально-художественная деятельность.

21. Природа детской одаренности.

22. Развитие детской одаренности.

23. Роль семьи в развитии детской одаренности и креативности.

24. Особенности обучения одаренных детей.

25. Особенности личности педагога и его роль в развитии одаренности у детей. 

26. Развитие одаренности: пути построения учебно-воспитательного процесса.

27. Основы диагностической работы с одаренными детьми.

28. Образовательные и воспитательные программы работы с одаренными детьми.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература

Основная

Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс]: монография. Москва: Флинта, 2012. 208 с. (Электронно-библиотечная система «ЛАНЬ»).

Водинская М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Москва: Теревинф, 2012. 46 с. (Электронно-библиотечная система «ЛАНЬ»).

Дерманова И.Б. Дифференциальная психология: Учебник для вузов. Москва: Академия, 2015. 190 с.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-петербург: Питер, 2011. 444 с.

Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика: монография. Москва: Смысл, 2013. 399 с.

Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству [Электронный ресурс]. Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2012. 158 с. (Электронно-библиотечная система «ЛАНЬ»).

Мельник В.И. Методологические основы изучения и развития креативности студентов: монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2013. 116 с.

Стожарова М.Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности [Электронный ресурс]: монография. Москва: Флинта, 2013. 124 с. (Электронно-библиотечная система «ЛАНЬ»).

Тургель В.А. Творчество и творческие способности в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО]: монография. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 169 с. (Электронно-библиотечная система «ЛАНЬ»).

Дополнительная

Апатенко Н. Ф. Одаренные дети. Москва: Академкнига, 2003. 504 с.

Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. / Под ред. В. И. Панова. Москва: "Молодая гвардия", 1997. 278 с.

Бабаева Ю.Д., Марютина Т.М., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков Учеб. пособие. М., Академия, 2000.

Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. Москва: МСПИ, Флинта, 1998. 144 с.

Бине А. Измерение умственных способностей. Санкт-Петербург: Союз, 1998. 432 с.

Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. Москва: Роспедагенство, 1994. 68 с.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.

Богоявленская Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. №2. – С. 35.

Богоявленская, Д.Б. Еще раз о понятии «одаренность» // Одаренный ребенок. 2005. – №6. – С. 14-17.

Богоявленская, Д.Б.  Природа «проблем» одаренных //Одаренный ребенок. 2004. – №4. – С.74-106.

Брюно, Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. – 1995. – №4. С.73–76.

Будза А. Йога внутреннего художника, или как развить творческие спо-собности. Санкт-Петербург: Мир и семья, 1998. 256 с.

БурменскаяГ.В., Слуцкий В.М Одаренные дети. Москва: Прогресс, 1991. 376 с.

Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. Москва: Прогресс, 1990. 122 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. 3-е изд. Москва: Просвещение, 1991. 93 с.

Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. Москва: Международная педагогическая академия, 2001. 160 с.

Губайдуллин М.И. Методы выявления и развития одаренности детей. Уфа: Изд-во БИРО, 2003. 161 с.

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. Москва: Знание, 1991. 80 с.

Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. Киев: РОВО «Укрвузполиграф», 1992. 299 с.

Глотова Г.А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования. Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 1992. 127 с. 

Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. 40 с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 368 с.

Доржиева Т.В. Особенности работы с творчески одаренными детьми в учебных заведениях. Улан-Удэ, 1999. 61 с.

Дьяченко О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. Москва, 1997. 402 с.

Еремкин А.И. Модель одаренности: Монография. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. 244 с.

Зайцева Н.В., Чепурных Е.Е., Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В.,
Калиш И.В.
Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» (1998-2003 гг.). Москва, 2004. 74 с.

Кадыров Б.Р. Способности и склонности: психофизиологические ис-следования. Ташкент: Фан, 1990. 105 с.

Корниенко Е.Е. Самооценка детей с признаками одаренности Текст. / Е.Е. Корниенко // Одаренный ребенок. 2004. №5. С.90– 92.

Коробанова Я.В. Особенности тендерной социализации одаренных девочек // Одаренный ребенок. 2005. №5. С.6 – 20.

Кузнецова Ю.И. Проблема детской одаренности в американской педагогической психологии XX века: монография. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2006. 100 с.

Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровож-дение одаренного ребенка. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 144 с.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 448 с.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Изд. Центр "Академия", 2000. 320 с.

Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста// Прикладная психология. – 1998. − №3. – С.84–97.

Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности Текст. / А.А. Лосева. Москва: Академический Проект; Трикста, 2004. 176 с.

Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. Москва: Школа-пресс, 1993. 127 с.

Матюшкин A.M., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988.  №4. С.88–97.

Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29 –33.

Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека / Пер. с нем. Москва: Просвещение, 1989. 160 с.

МолякоВ.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Одаренный ребенок. 2004. №3. С.6–12.

Моренко, Е.С. Становление личности творчески одаренного ребенка Текст. / Е.С. Моренко // Одаренный ребенок. 2005. №1. С.77–80.

Мочалова Н. М.Одаренность и ее развитие. Уфа: БИРО, 2000. 58 с. .

Муравьева, И.А. Одаренный ребенок синдром «гадкого утенка»// Одаренный ребенок. 2004. – №2. – С. 100–104.

Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка / Под ред. В.Г. Грязевой. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1996. 120 с.

Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 192 с.

Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. Москва: Прогресс, 1991.378 с.

Основные современные концепции творчества и одаренности Текст. / под ред. Д.Б. Богоявленской. Москва: Молодая гвардия, 1997. 402 с.

Психология одаренности детей и подростков Текст. / под ред. Н.С. Лейтеса. Москва: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.

Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. Москва: ПЕРСЭ, 2000. 80 с.

Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. 2-е изд., расш. и перераб. Москва, 2003. 90 с.

Савенков А.И. Психология детской одаренности. Москва: Генезис, 2010. 440 с.

Степанов В.Г. Психология одаренности детей и подростков// Вопросы психологии. 2000. − №3. − С.140−143.

Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. Москва: 1997. С. 243−264.

Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. 1991. − № 2. − С. 120−127.

Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. Москва 1997. С.295-314.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 272 с.

Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. Москва: Знание, 1990.80 с.

Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей /Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. Москва: Наука, 1991.С.7-21.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Москва: Издательская корпорация "Логос", 1994.320 с.

Шадриков В.Д. Способности человека // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. Москва, 1997. С. 24-38.

Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. −№ 3. −С. 34−43.

Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. Москва: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004. 336 с.

Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. Москва: "Бином. Лаборатория знаний, 2011. 245 с. (Электронно-библиотечная система «ЛАНЬ»).

Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. Москва: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004. 368 с.

Юнг К.Г. Феномен одаренности // Конфликты детской души. Москва: Канон, 1994. С. 151−164.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Москва: Просвещение; Учебная литература. 1996. 136 с.

Юркевич В.С. О "наивной" и "культурной" креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. Москва:1997. С. 127−142.

Юркевич В. С. Познавательная потребность и становление способностей у одаренных детей // Московская психологическая школа: История и современность: в 3 т. / Под ред. В.В. Рубцова. Т.1. Кн.2. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. С. 149-156.

Периодические издания (журналы)

Вопросы психологии.

Психологический журнал.

Психологическая наука и образование.

Образование и наука.

Одаренный ребенок.

Психологическая наука и образование.

 

Интернет-ресурсы

Библиотека Администрации Президента РФ URL:http: // 194.226.30/32 /book.htm

Виртуальные библиотеки URL: http// imin.urc.ac.ru

Государственная публичная научно-техническая библиотека России

URL: http:// gpntb.ru

Муниципальное объединение библиотек URL: http// www.gibs.uralinfo.ru

Публичная электронная библиотека URL: http// gpntb.ru

Российская библиотечная ассоциация URL: http// www.rba.ru

Российская национальная библиотека URL: http// www.rsl.ru

Список библиотек, доступных в Интернет и входящих в проект «Либнет» URL: http// www.valley.ru/-nicr/listrum.htm

Электронная библиотека URL: http// stratum..pstu.as.ru


 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Современная аудитория с мультимедийным оборудованием (видеопроектор, ноутбук, экран для видеопроектора).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.