Тема 6. Формирование произносительной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 6. Формирование произносительной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи

2024-02-15 19
Тема 6. Формирование произносительной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Оборудование: персональные компьютеры, электронное альбом-пособие «Произношение. Мир звуков» (Г. В. Чиркина, Е. Н. Российская), дидактический материал «Шероховатые буквы».

Задания для самостоятельной работы

Вопросы для обсуждения

1. Теоретическая база методики формирования произносительной стороны речи. Принципы развития произносительной стороны речи.

2.  Общая характеристика нарушений звукопроизношения.

3. Характеристика этапов коррекционно-логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей.

4. Коррекционно-логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей с ОНР.

5. Содержание работы (по разделам) и методически-ориентированная характеристика фрагментов занятий по развитию произносительной стороны речи.

Задания для практической деятельности студентов на занятии

1. Заполните таблицу и прокомментируйте ее содержание. Для заполнения третьего столбца таблицы используйте материалы комплекса дидактических игр и упражнений, направленных на формирование произношения.

 

Таблица. Этапы обучения правильному звукопроизношению

Этапы обучения Цель Содержание
1 этап подготовительный Подготовка речевого аппарата к усвоению звуков Развитие моторики артикуляционного аппарата: игры на звукоподражание (Кто кричит?», «Чей домик?». Развитие речевого дыхания: игры на поддувание (сдувание снежинок (кусочек ваты), лодочку, карандаш и т.д.). Развитие речевого слуха: игры «Угадай, кто позвал?», «Эхо» и т.д.
2 этап – постановка звука    
3 этап – закрепление и автоматизация звуков    
4 этап – дифференциация смешанных звуков    

2. Моделирование занятия по формированию произносительной стороны речи у дошкольников с речевым недоразвитием.

Работа с дидактическим материалом «Шероховатые буквы». Используя дидактический материал «Шероховатые буквы», подготовьте комплекс коррекционно-развивающих игр на обучение детей буквам русского алфавита; подготовку руки к письму.

Необходимо использовать следующие коррекционно-развивающие приемы: изучение гласных букв, изображенных на розовых дощечках; изучение согласных букв, изображенных на голубых; обведение шероховатых букв пальчиком; составление слогов, слов.

Работа с электронным альбомом-пособием «Произношение. Мир звуков». Разработайте фрагмент занятия по развитию речи дошкольников с нарушением речи, используя специализированную компьютерную программу «Произношение. Мир звуков». Тема, этап обучения и возраст детей определяется по собственному выбору студента. Сформулируйте цель, педагогический замысел занятия.

Студенты представляют созданные проекты занятий. После моделирования задаются вопросы, и организуется обсуждение. В конце занятия преподаватель подводит итог.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проработайте материал по рекомендуемым литературным источникам и интернет-ресурсам. Подготовьте библиографические описания книг по теме занятия. Рекомендуемые сайты: http://www.pedlib.ru/katalogy (педагогическая библиотека); http://www.biblion.ru/ (новинки литературы по коррекционной педагогике); http://www.schoolpress.ru/ (журналы «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»).

2. Используя интернет-ресурсы и справочную литературу, запишите в педагогический словарь определение основных понятий темы. Рекомендуемые сайты: http://www.defectology.ru («Дефектологический словарь»), http://lib.rus.ec/ (Справочник логопеда).

3.  Используя интернет-ресурсы и литературные источники, подберите материал для составления комплекса дидактических игр и упражнений, направленных на формирование произношения и звуковой выразительности речи дошкольника с речевыми нарушениями.

4. Используя литературный источник № 1, подготовьте конспект «Типичные фонетические возрастные особенности речи детей дошкольного возраста». Составьте план-конспект индивидуального занятия по обучению звукопроизношению дошкольников с речевым недоразвитием (возраст детей и тема занятия определяются самостоятельно).

Литература

1. Коррекция нарушений речи у дошкольников : в 2-х ч. / под ред. Л. С. Сековец. – М. : АРКТИ, 2006. – 368 с.

2. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Изд-во «Союз», 2001. – 224 с.

3. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.СПб. : Изд-во «Феникс Союз», 2004. – 224 с.

4. Логопедия : учебник для студентов дефектол. ф-тов пед. высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – 703 с.

5. Программа воспитание и обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; под ред. Л. В. Лопатиной. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 415 с.

6. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина М. : Айрис-Пресс, 2008. – 224 с.

Рекомендуемые сайты

http://www.biblion.ru/ - новинки литературы по коррекционной педагогике;

http://www.pedlib.ru/ - педагогическая библиотека;

http://www.logoped-sfera.ru - журнал «Логопед»;

http://www.gnpbu.ru/ - национальная педагогическая библиотека им К. Д. Ушинского;

http://www.schoolpress.ru/ - журналы «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;

http://www.defectology.ru - «Дефектологический словарь»;

http://lib.rus.ec/ - «Справочник логопеда»;

http://adalin.mospsy.ru/ - Психологический центр «Адалин».

 

Занятие 5


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.