Механизм целеполагания акционерного общества — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механизм целеполагания акционерного общества

2023-02-03 48
Механизм целеполагания акционерного общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В связи с тем, что существуют три уровня ответственности акционер­ного общества (перед акционерами, работниками и государством), его цель выглядит довольно сложно. Рассмотрим различные варианты гло­бальной цели акционерного общества.

1. Цель акционерного общества – это не защита интересов какого-либо субъекта (акционеров, работников, государства, менеджеров и т.д.) за счет кого-то другого. «Его цель – служить всем им путем увеличения их воз­можностей, добиваться своих целей все более и более эффективно». В этих условиях остается мало места для собственных целей организа­ции. Модификациями данного подхода являются такие формулировки: равная ответственность акционерного общества перед всеми держателями акций, достижение согласия между различными заинтересованными в деятельности фирмы группами. Предполагается, что акционер­ные общества как крупные производственные системы несут ответствен­ность за уровень жизни в стране, эффективность работы национальной эко­номики, даже за выполнение общественных функций государства.

Данное представление об акционерном обществе как об организации и о целях организации пока не утвердилось в современной экономике России, где обычно интересы акционеров и работников игнорируются, управляющие (исполнительная дирекция) считают себя единственны­ми и полновластными собственниками предприятий, не имея при этом контрольного пакета акций. Никакой социальной ответственности за нищету и загрязнение окружающей среды собственники и управляю­щие российских акционерных обществ, как правило, нести не хотят. Поэтому представление об акционерном обществе как о части гражданс­кого общества, в котором ведется равноправный диалог между различ­ными субъектами, выглядит наивным.

2. Масса предпринимателей убеждены в том, что их главная цель – максимизация прибыли организации. «Однако беспристрастная про­верка их поведения обнаруживает, что эта цель не является у них доми­нирующей. В противном случае директора работали бы в менее роскош­ных кабинетах, летали бы на рейсовых самолетах, останавливались в сред­них отелях и т.д... Стремление менеджмента обеспечить себе высокое качество жизни не является тайной для многих людей, ничего не выиг­рывающих от этого стремления, и они негодуют по этому поводу. Их упрощенная мораль тормозит развитие корпораций». Есть и объективные причины, ставящие под сомнение реальное достижение максимизации прибыли. При росте акционерных обществ вынужденно осуществляется децентрализация управления. В акционерном обществе возникают «центры прибыли», принимающие зачастую противоречи­вые решения. Эффект синергии в крупном акционерном обществе мо­жет пропасть при неправильном построении структуры управления и слабой системе кадров. Сомнительность максимизации прибыли как цели акционерного общества связывают с ее моральной ущербностью, с увеличением сроков инвестирования в новые технологии крупными компаниями. Однако не осуществлять долгосрочные инвестиции круп­ные акционерные общества не могут, так как иначе они проиграют кон­курентам, а в условиях научно-технической революции это может про­изойти очень быстро. В пику этому подходу известный экономист П. Друкер утверждал, что максимизация прибыли является ошибочной концепцией независимо от того, идет ли речь о краткосрочной или о долгосрочной прибыли.

3. П. Друкер предложил новый подход к формулированию цели кор­порации: выживание компании. Другие экономисты предлагают иное название – безопасность. С точки зрения системного принципа «гоме-остазиса» эта цель выглядит довольно значимой. Однако и здесь мы наталкиваемся на противоречие. С ростом благосостояния населения западных стран, особенно США, произошло изменение структуры акционеров: вместо ограниченного числа крупных владельцев появилась масса мелких акционеров. Параллельно этому произошла «рево­люция управляющих». Уже отмечалось выше, что цели высших руково дителей акционерных обществ часто противоречат целям массы акцио­неров. Цель высшего руководителя – как можно дольше оставаться у руля. В этой связи он старается принимать осторожные, не революцион­ные решения. Его представление о собственной безопасности вступает в противоречие с безопасностью акционерного общества, которая обеспе­чивается решительными действиями в борьбе с конкурентами, вклю­чая диверсификацию, мощную инновационную деятельность. Одно на­звание книги Р. Фостера – «Обновление производства: атакующие вы­игрывают» – о многом говорит. А такие действия хотя и сопровож­даются снижением краткосрочной прибыли, но при этом ведут не про­сто к выживанию, а к доминированию на рынке.

4. Стремление доминировать на рынке предполагает следующую фор­мулировку цели акционерного общества: максимальный рост и дости­жение контроля максимальной доли рынка. Однако и на этой форму­лировке мы не будем останавливаться. Во-первых, это фактически сред­ство достижения второй цели – максимизации прибыли, так как, на­значая монопольные цены, можно обеспечить управление прибылью. Во-вторых, это может служить также средством достижения и третьей цели: растущая компания, очевидно, лучше других обеспечивает свою безопасность. В-третьих, получение монополии на рынке доступно да­леко не каждому, даже крупному акционерному обществу.

5. Р. Сайерт и Дж. Марч в своих работах предложили считать, что ак­ционерные общества не имеют целей, а имеют цели люди. Цель акцио­нерного общества формируется в процессе переговоров его субъектов (под субъектами имеются в виду лица, заинтересованные в работе акционер­ного общества). При этом формируются как экономические, так и соци­альные цели.

Представленный обзор подходов к целеполаганию акционерного обще­ства показал всю сложность данной проблемы. Однако многие акционер­ные общества функционируют достаточно успешно, несмотря на всю эту сложность. При этом они используют эффект специализации, разделения труда, диверсификации, различных нововведений, т.е. самых различных стратегий, которые не могут осуществляться без соответствующего целе-полагания. Процесс целеполагания в акционерном обществе становится более понятным, если принять следующие условия:

а) каждое акционерное общество формирует свои цели, поэтому кор­порации так же разнообразны, как и люди;

б) цели акционерного общества формируются под влиянием целепо­лагания различных субъектов (и собрания акционеров, и корпоратив­ных топ-менеджеров, и оперативных управляющих), заинтересованных в нормальном функционировании акционерного общества, поэтому на самом деле формируется целая система взаимосвязанных це­лей – и экономических, и внеэкономических (социальных) вместе с обязательствами акционерного общества и ограничениями, накладыва­емыми законодательством; в) проблема нахождения общей глобальной цели решается в процессе переговоров субъектов управления акционерного общества как путем нахождения консенсуса, так и вследствие доминирования интересов наи­более крупных владельцев или высших управляющих.

Когда формулируется экономическая цель как оптимизация отдачи от активов, то встает вопрос: отдачи для кого? Если в числителе нормы отдачи – валовая прибыль, то она отражает интересы большинства субъектов: уп­равляющих, кредиторов и инвесторов. Если в числителе - операцион­ная прибыль, то она отражает интересы кредиторов и акционеров. Если в числителе – чистая прибыль после выплаты процентов и налогов то это прибыль, в которой заинтересованы акционеры. В знаменателе в пер­вых двух вариантах будут общие активы, а в последнем варианте – соб­ственный капитал. Однако при любом выборе варианта норма отдачи на капитал является универсальным измерителем достижения экономи­ческих целей акционерного общества в краткосрочном и долгосрочном периодах, поскольку им принято обычно пользоваться в бизнесе и он обеспечивает сравнимость различных проектов. В гл. 1 рассмотрены тре­бования к сущности нормы отдачи на капитал. Здесь мы сформулируем процедурные аспекты определения нормы отдачи на капитал как изме­рителя экономической цели акционерного общества.

Можно выделить краткосрочные и долгосрочные цели акционерных обществ; цели монокорпораций и цели сетевых корпораций.

Краткосрочные цели формулируются на период от квартала до года (возможны и другие градации). Горизонт целеполагания определяется средней нормой отдачи на активы в данной экономике и средним уров­нем оборачиваемости капитала. Акционерное общество как минимум формально для собрания акционеров в качестве краткосрочных целей планирует размер чистой прибыли и дивидендов на акции. Постановка краткосрочных целей характерна, в первую очередь, для монокорпора­ций: именно на этом уровне можно определить эффективность произ­водства.

Для определения краткосрочных целей акционерное общество решает следующие задачи:

• изучение средних значений нормы отдачи на капитал в своей и в смежных отраслях за прошлый период и прогноз их тенденций;

• оценка возможной нормы отдачи на капитал на новую продукцию или при диверсификации деятельности фирмы;

• оценка доступного объема ресурсов для достижения целей.

Определение значения нормы отдачи на капитал в краткосрочном периоде не вызывает технических затруднений. Формирование долгосроч­ных экономических целей гораздо сложнее из-за возрастающей неопре­деленности. Вследствие этого долгосрочные цели формулируются как политические ориентиры: рост компании, захват тех или иных рын ков, освоение новой продукции или технологии, создание благоприят­ного имиджа. Такие цели ближе к понятию миссии развития акцио­нерного общества, чем к количественно определенному плану. Конечно, долгосрочные цели ставят перед собой и монокорпорации, однако боль­ше возможностей и ресурсов для этого имеют сетевые корпорации, набор стратегий развития у которых гораздо шире.

Для построения долгосрочных целей требуется реализация специаль­ных факторов снижения неопределенности, которые в конечном счете также ведут к оптимизации отдачи активов (хотя точно измерить их влияние очень трудно).

1. Повышение конкурентоспособности:

обеспечение роста продаж, обновление ассортимента товаров и посто­янное расширение клиентуры с целью удержания своего сегмента рынка;

обеспечение роста прибыли для формирования ресурсов для реинвес­тирования;

обеспечение роста цены акций для привлечения дополнительных инвесторов;

сглаживание сезонных и циклических колебаний спроса с целью рав­номерного финансирования операций компании.

2. Повышение внутренней эффективности акционерного общества:

снижение возраста основных средств на основе их обновления;

повышение оборачиваемости капитала (оборотного капитала, активов, запасов, дебиторской задолженности) на основе совершенствования мето­дов финансового и оперативно-производственного управления;

повышение квалификации работников аппарата управления, иссле­довательских подразделений.

При реализации поставленных целей акционерное общество часто сталкивается с непредвиденными обстоятельствами (форс-мажор), со­противлением внешней среды. Компания может обанкротиться, по­этому при формировании экономической цели она должна обеспечи­вать внешнюю и внутреннюю экономическую гибкость (безопасность, вы­живаемость) фирмы за счет использования особых стратегий поведе­ния и дополнительных резервов. Внешняя гибкость в лучшей мере реализуется в рамках объединений акционерных обществ, имеющих больше ресурсов для сопротивления внешней среде и возможностей для влияния на потребителей, государство, общественное мнение. Внутрен­няя гибкость реализуется как в монокорпорациях, так и в сетевых корпорациях на основе повышения устойчивости собственно произ­водственного комплекса.

Выбранные цели реализуются при помощи стратегий, под которы­ми понимаются «правила принятия решений и установок, направляю­щие процесс развития организации». В основе этих правил – критерии оценки достижения целей, поэтому стратегии тесно связаны с целями.

Цели внутренней гибкости обеспечиваются грамотным производствен­ным и финансовым управлением акционерным обществом, индикато­рами которого выступают различные показатели ликвидности. Они бу­дут подробно рассмотрены ниже.

Цели внешней гибкости могут обеспечиваться следующими страте­гиями:

1) оборонительная стратегия:

увеличение числа различных типов покупателей;

диверсификация (освоение разнообразных отраслей и технологий про­изводства);

расширение географии сбыта (экспорта продукции в различные ре­гионы).

2) наступательная стратегия:

проведение собственных научных исследований и опытно-конструк­торских разработок с их  успешным освоением;

использование наиболее перспективных (хотя и дорогих) техноло­гий, участие в агрессивно развивающихся отраслях (телекоммуникации, биотехнологии и т.д.).

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.