Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2023-02-03 | 48 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В связи с тем, что существуют три уровня ответственности акционерного общества (перед акционерами, работниками и государством), его цель выглядит довольно сложно. Рассмотрим различные варианты глобальной цели акционерного общества.
1. Цель акционерного общества – это не защита интересов какого-либо субъекта (акционеров, работников, государства, менеджеров и т.д.) за счет кого-то другого. «Его цель – служить всем им путем увеличения их возможностей, добиваться своих целей все более и более эффективно». В этих условиях остается мало места для собственных целей организации. Модификациями данного подхода являются такие формулировки: равная ответственность акционерного общества перед всеми держателями акций, достижение согласия между различными заинтересованными в деятельности фирмы группами. Предполагается, что акционерные общества как крупные производственные системы несут ответственность за уровень жизни в стране, эффективность работы национальной экономики, даже за выполнение общественных функций государства.
Данное представление об акционерном обществе как об организации и о целях организации пока не утвердилось в современной экономике России, где обычно интересы акционеров и работников игнорируются, управляющие (исполнительная дирекция) считают себя единственными и полновластными собственниками предприятий, не имея при этом контрольного пакета акций. Никакой социальной ответственности за нищету и загрязнение окружающей среды собственники и управляющие российских акционерных обществ, как правило, нести не хотят. Поэтому представление об акционерном обществе как о части гражданского общества, в котором ведется равноправный диалог между различными субъектами, выглядит наивным.
|
2. Масса предпринимателей убеждены в том, что их главная цель – максимизация прибыли организации. «Однако беспристрастная проверка их поведения обнаруживает, что эта цель не является у них доминирующей. В противном случае директора работали бы в менее роскошных кабинетах, летали бы на рейсовых самолетах, останавливались в средних отелях и т.д... Стремление менеджмента обеспечить себе высокое качество жизни не является тайной для многих людей, ничего не выигрывающих от этого стремления, и они негодуют по этому поводу. Их упрощенная мораль тормозит развитие корпораций». Есть и объективные причины, ставящие под сомнение реальное достижение максимизации прибыли. При росте акционерных обществ вынужденно осуществляется децентрализация управления. В акционерном обществе возникают «центры прибыли», принимающие зачастую противоречивые решения. Эффект синергии в крупном акционерном обществе может пропасть при неправильном построении структуры управления и слабой системе кадров. Сомнительность максимизации прибыли как цели акционерного общества связывают с ее моральной ущербностью, с увеличением сроков инвестирования в новые технологии крупными компаниями. Однако не осуществлять долгосрочные инвестиции крупные акционерные общества не могут, так как иначе они проиграют конкурентам, а в условиях научно-технической революции это может произойти очень быстро. В пику этому подходу известный экономист П. Друкер утверждал, что максимизация прибыли является ошибочной концепцией независимо от того, идет ли речь о краткосрочной или о долгосрочной прибыли.
3. П. Друкер предложил новый подход к формулированию цели корпорации: выживание компании. Другие экономисты предлагают иное название – безопасность. С точки зрения системного принципа «гоме-остазиса» эта цель выглядит довольно значимой. Однако и здесь мы наталкиваемся на противоречие. С ростом благосостояния населения западных стран, особенно США, произошло изменение структуры акционеров: вместо ограниченного числа крупных владельцев появилась масса мелких акционеров. Параллельно этому произошла «революция управляющих». Уже отмечалось выше, что цели высших руково дителей акционерных обществ часто противоречат целям массы акционеров. Цель высшего руководителя – как можно дольше оставаться у руля. В этой связи он старается принимать осторожные, не революционные решения. Его представление о собственной безопасности вступает в противоречие с безопасностью акционерного общества, которая обеспечивается решительными действиями в борьбе с конкурентами, включая диверсификацию, мощную инновационную деятельность. Одно название книги Р. Фостера – «Обновление производства: атакующие выигрывают» – о многом говорит. А такие действия хотя и сопровождаются снижением краткосрочной прибыли, но при этом ведут не просто к выживанию, а к доминированию на рынке.
|
4. Стремление доминировать на рынке предполагает следующую формулировку цели акционерного общества: максимальный рост и достижение контроля максимальной доли рынка. Однако и на этой формулировке мы не будем останавливаться. Во-первых, это фактически средство достижения второй цели – максимизации прибыли, так как, назначая монопольные цены, можно обеспечить управление прибылью. Во-вторых, это может служить также средством достижения и третьей цели: растущая компания, очевидно, лучше других обеспечивает свою безопасность. В-третьих, получение монополии на рынке доступно далеко не каждому, даже крупному акционерному обществу.
5. Р. Сайерт и Дж. Марч в своих работах предложили считать, что акционерные общества не имеют целей, а имеют цели люди. Цель акционерного общества формируется в процессе переговоров его субъектов (под субъектами имеются в виду лица, заинтересованные в работе акционерного общества). При этом формируются как экономические, так и социальные цели.
Представленный обзор подходов к целеполаганию акционерного общества показал всю сложность данной проблемы. Однако многие акционерные общества функционируют достаточно успешно, несмотря на всю эту сложность. При этом они используют эффект специализации, разделения труда, диверсификации, различных нововведений, т.е. самых различных стратегий, которые не могут осуществляться без соответствующего целе-полагания. Процесс целеполагания в акционерном обществе становится более понятным, если принять следующие условия:
|
а) каждое акционерное общество формирует свои цели, поэтому корпорации так же разнообразны, как и люди;
б) цели акционерного общества формируются под влиянием целеполагания различных субъектов (и собрания акционеров, и корпоративных топ-менеджеров, и оперативных управляющих), заинтересованных в нормальном функционировании акционерного общества, поэтому на самом деле формируется целая система взаимосвязанных целей – и экономических, и внеэкономических (социальных) вместе с обязательствами акционерного общества и ограничениями, накладываемыми законодательством; в) проблема нахождения общей глобальной цели решается в процессе переговоров субъектов управления акционерного общества как путем нахождения консенсуса, так и вследствие доминирования интересов наиболее крупных владельцев или высших управляющих.
Когда формулируется экономическая цель как оптимизация отдачи от активов, то встает вопрос: отдачи для кого? Если в числителе нормы отдачи – валовая прибыль, то она отражает интересы большинства субъектов: управляющих, кредиторов и инвесторов. Если в числителе - операционная прибыль, то она отражает интересы кредиторов и акционеров. Если в числителе – чистая прибыль после выплаты процентов и налогов то это прибыль, в которой заинтересованы акционеры. В знаменателе в первых двух вариантах будут общие активы, а в последнем варианте – собственный капитал. Однако при любом выборе варианта норма отдачи на капитал является универсальным измерителем достижения экономических целей акционерного общества в краткосрочном и долгосрочном периодах, поскольку им принято обычно пользоваться в бизнесе и он обеспечивает сравнимость различных проектов. В гл. 1 рассмотрены требования к сущности нормы отдачи на капитал. Здесь мы сформулируем процедурные аспекты определения нормы отдачи на капитал как измерителя экономической цели акционерного общества.
|
Можно выделить краткосрочные и долгосрочные цели акционерных обществ; цели монокорпораций и цели сетевых корпораций.
Краткосрочные цели формулируются на период от квартала до года (возможны и другие градации). Горизонт целеполагания определяется средней нормой отдачи на активы в данной экономике и средним уровнем оборачиваемости капитала. Акционерное общество как минимум формально для собрания акционеров в качестве краткосрочных целей планирует размер чистой прибыли и дивидендов на акции. Постановка краткосрочных целей характерна, в первую очередь, для монокорпораций: именно на этом уровне можно определить эффективность производства.
Для определения краткосрочных целей акционерное общество решает следующие задачи:
• изучение средних значений нормы отдачи на капитал в своей и в смежных отраслях за прошлый период и прогноз их тенденций;
• оценка возможной нормы отдачи на капитал на новую продукцию или при диверсификации деятельности фирмы;
• оценка доступного объема ресурсов для достижения целей.
Определение значения нормы отдачи на капитал в краткосрочном периоде не вызывает технических затруднений. Формирование долгосрочных экономических целей гораздо сложнее из-за возрастающей неопределенности. Вследствие этого долгосрочные цели формулируются как политические ориентиры: рост компании, захват тех или иных рын ков, освоение новой продукции или технологии, создание благоприятного имиджа. Такие цели ближе к понятию миссии развития акционерного общества, чем к количественно определенному плану. Конечно, долгосрочные цели ставят перед собой и монокорпорации, однако больше возможностей и ресурсов для этого имеют сетевые корпорации, набор стратегий развития у которых гораздо шире.
Для построения долгосрочных целей требуется реализация специальных факторов снижения неопределенности, которые в конечном счете также ведут к оптимизации отдачи активов (хотя точно измерить их влияние очень трудно).
1. Повышение конкурентоспособности:
обеспечение роста продаж, обновление ассортимента товаров и постоянное расширение клиентуры с целью удержания своего сегмента рынка;
обеспечение роста прибыли для формирования ресурсов для реинвестирования;
обеспечение роста цены акций для привлечения дополнительных инвесторов;
сглаживание сезонных и циклических колебаний спроса с целью равномерного финансирования операций компании.
2. Повышение внутренней эффективности акционерного общества:
снижение возраста основных средств на основе их обновления;
|
повышение оборачиваемости капитала (оборотного капитала, активов, запасов, дебиторской задолженности) на основе совершенствования методов финансового и оперативно-производственного управления;
повышение квалификации работников аппарата управления, исследовательских подразделений.
При реализации поставленных целей акционерное общество часто сталкивается с непредвиденными обстоятельствами (форс-мажор), сопротивлением внешней среды. Компания может обанкротиться, поэтому при формировании экономической цели она должна обеспечивать внешнюю и внутреннюю экономическую гибкость (безопасность, выживаемость) фирмы за счет использования особых стратегий поведения и дополнительных резервов. Внешняя гибкость в лучшей мере реализуется в рамках объединений акционерных обществ, имеющих больше ресурсов для сопротивления внешней среде и возможностей для влияния на потребителей, государство, общественное мнение. Внутренняя гибкость реализуется как в монокорпорациях, так и в сетевых корпорациях на основе повышения устойчивости собственно производственного комплекса.
Выбранные цели реализуются при помощи стратегий, под которыми понимаются «правила принятия решений и установок, направляющие процесс развития организации». В основе этих правил – критерии оценки достижения целей, поэтому стратегии тесно связаны с целями.
Цели внутренней гибкости обеспечиваются грамотным производственным и финансовым управлением акционерным обществом, индикаторами которого выступают различные показатели ликвидности. Они будут подробно рассмотрены ниже.
Цели внешней гибкости могут обеспечиваться следующими стратегиями:
1) оборонительная стратегия:
увеличение числа различных типов покупателей;
диверсификация (освоение разнообразных отраслей и технологий производства);
расширение географии сбыта (экспорта продукции в различные регионы).
2) наступательная стратегия:
проведение собственных научных исследований и опытно-конструкторских разработок с их успешным освоением;
использование наиболее перспективных (хотя и дорогих) технологий, участие в агрессивно развивающихся отраслях (телекоммуникации, биотехнологии и т.д.).
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!