Основные тенденции развития информатизации в экономике — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Основные тенденции развития информатизации в экономике

2023-02-03 49
Основные тенденции развития информатизации в экономике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций в большой степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

Информатизация — это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Путь к современному уровню информатизации в обществе проходил через ряд этапов:

первый этап был вызван появлением речи, а позднее письменности, позволяющей фиксировать, хранить и передавать информацию от поколения к поколению;

второй этап был связан с изобретением книгопечатания, которое дало возможность передавать знания широкому кругу пользователей;

третий этап наступил с появлением и развитием телеграфа, телефона, радио и телевидения, позволяющих оперативно передавать и получать информацию на расстоянии;

четвертый этап, наступивший с середины прошлого века, связан с созданием электронно-вычислительных машин (ЭВМ), внедрением компьютерных сетей и информационных коммуникаций, развитием информационной индустрии и информационного общества. Этот этап означает переход к новому уровню развития общества, в котором экономический статус государства определяется не столько материальными и энергетическими ресурсами, сколько информатизацией во всех социально значимых областях жизни людей. Благодаря возможностям Интернета сообщество людей стало преобразовываться в новую социально-экономическую формацию — глобальное информационное общество.

Отличительные признаки информационного общества:

· трудовые ресурсы все больше перераспределяются из сферы материального производства в сферу информационных процессов, а численность работающих в сфере услуг превышает занятость во всех сферах материального производства;

· информатизация охватывает все социально значимые области жизни человеческого общества: информационную экономику, государство, информационную культуру и пр.;

· свободный доступ к информационным ресурсам за исключением лишь информационных угроз для личности, трудового коллектива, государства и всего общества;

· развивается информационная индустрия, входящая в глобальные информационные, технологические и телекоммуникационные рынки;

· совершенствуются электронные средства коммерции и ведения бизнеса, вместо металлических или бумажных денег приходит электронная информация, заменяя традиционные формы расчетов системой электронных платежей, электронной коммерцией, глобализацией бизнеса за счет глобальных сетей;

· возникает глобальная сетевая экономика, в которой любое юридическое лицо или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями или ноу-хау;

· активизируются процессы рыночного взаимодействия с увеличением потребностей в информационных ресурсах, созданием рынка информационных ресурсов, продуктов и услуг на базе информационной индустрии.

Общество привыкает к активному использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Это свидетельствует о том, что мы имеем дело с самым быстрорастущим в истории человечества рыночным сообществом. Буквально за 10 лет все основные экономические виды деятельности были освоены Интернетом и появились интернет-коммерция, интернет-реклама, интернет-банкинг и т.д.

Интернет-технологиям постоянно требуется ценный ресурс — человеческий талант как в форме технических знаний и опыта, так и в форме управленческих ноу-хау.

Информационная индустрия — это комплекс отраслей, производящих электронно-вычислительную технику, средства телекоммуникаций и разнообразные информационные ресурсы. Координирующим регулятором здесь является комплекс нормативно-правовых документов, определяющих информационный рынок и его развитие, а технологическую основу образуют современные информационные системы и технологии.

Продвижение и достойное место России в глобальном информационном обществе является основой долгосрочной стратегии ее социально-экономического развития, так как только в этом случае Россия интегрирует в мировое информационное и экономическое пространство как сильный и равноправный партнер, опирающийся на конкурентные преимущества инновационной экономики и ИТ.

Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, открывающих принципиально новые возможности международного информационного обмена, что концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства.

Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий. На определенном этапе развития рождается информационное общество, в котором большинство работающих занято преобразованием информации, творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний, то есть усиливается роль информационных факторов производства. Создается единое, не разделенное национальными границами информационное сообщество людей, или экономика знаний.

Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одной из важнейших задач государства.

Главная тенденция в развитии информатизации на современном этапе состоит в совершенствовании электронной техники в сочетании с достижениями в области искусственного интеллекта и средств коммуникации.

Слияние компьютеров и средств коммуникации породило ИТ, охватывающие все социально значимые области человеческой жизни, в том числе:

§ электронную коммерцию;

§ электронные платежи, платежи в банковских, клиентских, налоговых и других расчетах;

§ дистанционное обучение и выполнение других работ.

С развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса глобальных, региональных и локальных сетей стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название «сетевой». Технологически сетевая экономика представляет собой информационную среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности.

Достижения в области искусственного интеллекта в сочетании с ИТ породили прогресс в области экспертных систем, нейросетей и нейрокомпьютеров, информационной безопасности и других областях.

Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., закрепляются цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использовании и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества [26].

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

· партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

· свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

· поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

· содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Для решения поставленных задач российское государство:

§ разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

§ определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

§ обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

§ создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

§ обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

В области развития экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий проводятся:

· стимулирование применения организациями и гражданами информационных и телекоммуникационных технологий;

· создание условий для развития конкурентоспособности отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

· привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;

· создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;

· развитие финансирования высокотехнологичных инновационных проектов, стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции, увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

· развитие системы региональной информатизации.

В области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг проводятся:

§ создание и развитие электронного правительства (ЭП);

§ обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;

§ интеграция государственных информационных систем и ресурсов;

§ увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;

§ совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;

§ совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

В области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий осуществляются:

· развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития;

· создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией.

В области противодействия использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России реализуются:

§ обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

§ обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры Российской Федерации, в том числе критических объектов и объектов повышенной опасности;

§ повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;

§ создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка.

В рамках международного сотрудничества в области развития информационного общества основными направлениями государственной стратегии России являются:

· участие в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью Интернет;

· участие в международном информационном обмене;

· участие в формировании системы международной информационной безопасности, совершенствование взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и ликвидации последствий использования информационных и телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях;

· участие Российской Федерации в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;

· участие в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.

Реализация стратегии развития информатизации в России позволит, в частности, достичь следующих показателей [26]:

§ место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества — в числе двадцати ведущих стран мира;

§ доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий — более 50%;

§ сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития — до 2 раз;

§ доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования, — не менее 30%;

§ доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в объеме государственных услуг в Российской Федерации — 100%;

§ доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота — 70%;

§ доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов — 100%.

В государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» (далее — Программа) отмечаются высокие темпы развития отрасли информационных и телекоммуникационных технологий и вместе с тем отставание от мировых лидеров, а также нереализованность потенциала уже существующих инфраструктур и технологий [27].

Комплексный характер Программы порождает следующие риски при ее выполнении:

· неактуальность планирования и запаздывание согласования мероприятий Программы;

· несбалансированное распределение финансовых средств по мероприятиям Программы в соответствии с ожидаемыми конечными результатами Программы;

· недостаточные гибкость и адаптируемость Программы к изменению мировых тенденций развития ИТ, внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;

· дублирование и несогласованность выполнения работ в рамках Программы и других государственных программ и мероприятий, предусматривающих внедрение ИТ в деятельность органов государственной власти;

· пассивное сопротивление использованию органами государственной власти инфраструктуры ЭП и распространению современных ИТ;

· пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий Программы по созданию информационных баз, реестров, классификаторов и единого идентификатора граждан по этическим, моральным, культурным и религиозным причинам.

Расходы федерального бюджета на Программу оцениваются в 123,1 млрд руб. ежегодно. Средства субъектов Российской Федерации, которые будут выделяться на Программу, составят около 50 млрд руб. в год. Кроме того, в построении информационного общества активно будет участвовать бизнес: разработчики Программы рассчитывают, что внебюджетные расходы ежегодно будут составлять 200 млрд руб. По мнению разработчиков, успешная реализация Программы позволит России к 2020 году войти в первую десятку стран мира по индексу развития ИТ и в двадцатку стран по рейтингу развития ЭП и сетевого общества.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.