Правило 180 градусов / Часть 1 — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Правило 180 градусов / Часть 1

2023-02-03 40
Правило 180 градусов / Часть 1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда-нибудь вы услышите, как люди говорят о правиле 180 градусов, "восьмерке" и недопустимости пересекать линию во время съемки сцены. Какую же линию они имеют в виду?

Если вы можете представить себе актера, прогуливающегося или бегущего в каком-то направлении, то вы можете отобразить путь движения в виде линии. Если два актера общаются между собой, то соедините точки, где они стоят, и продлите линию в продолжение этого соединения. Даже если на сцене много актеров, вы все еще можете провести линию, соединяющую две противоположные точки места действия.

Правило 180 градусов при съемке сцены

Камера должна находиться только по одну сторону от красной линии

Вся съемка должна происходить только по одну или другую сторону воображаемой линии. Подсознательно зрители формируют мысленную карту того, где на сцене располагаются актеры, и с первого основного плана будут держать в уме, что "Мария слева, а Иван справа".

Существует правило, что если одного человека снимать из-за правого плеча его собеседника, то второго надо показать из-за левого плеча первого". Такой прием съемки диалогов еще называют "восьмеркой" или "крестом".

Если вы возьмете крупный план Марии с другой стороны линии, неожиданно покажется, что она перепрыгнула на правую сторону сцены. Подобный вариант изменений серьезно введет зрителя в замешательство, и, как минимум, на мгновение отвлечет его от хода событий, пока он восстановит свое понимание позиций персонажей. Вам нужно избегать любых вещей, которые отвлекают зрителя от эмоционального восприятия в сцене.

Возьмем, например, мужчину, прогуливающегося по улице. Если первые кадры показали, что он идет справа налево, тогда все остальные кадры должны сохранить это направление справа налево. Если вы перепрыгните на другую сторону линии, возникнет ощущение, что персонаж вдруг передумал и решил вернуться туда, откуда пришел. Чтобы разорвать эту цепочку, можно добавить кадры, где мужчина движется прямо на зрителя или от него.

Сложности возникают, когда у вас группа актеров, расположенных по кругу в комнате, либо сидящих за столом. Теперь "линия" будет менять свое расположение в соответствии с динамикой ведения разговора. Затем режиссеру нужно осторожно спланировать, какой сделать охват, чтобы при монтаже можно было показать зрителю плавный переход к новой точке зрения, позволить наблюдателям осмыслить новое расположение "линии".

Камера в движении

В фильмах должно быть движение. Даже когда актер стоит на месте, камера должна двигаться, чтобы сохранять интерес зрителя. Простейший способ сохранить "динамику" на экране - это смонтировать кадры туда-обратно между разными ракурсами камеры. Но также существует множество других способов действительно перемещением камеры поддерживать чувство движения в фильме.

Все нижеперечисленное следует применять с осторожностью. Движущаяся камера может может дизориентировать и смутить зрителя, и даже вызвать отвращение, и применять это стоит лишь в короткие промежутки времени, иначе это может показаться какой-то уловкой.

Поворотное панорамное устройство (pan) - плавно поворачивает камеру вокруг вертикальной оси влево и вправо. Медленный поворот камеры по ландшафту может стать хорошим обзорным планом. Быстрый поворот камеры от героя к злодею, стоящему позади, может поразить зрителя.

Поворотное наклонное устройство (tilt) - плавно поворачивает камеру вокруг горизонтальной ости вверх и вниз. Поверните камеру вниз, чтобы показать, насколько глубоко ущелье либо склон. Поверните вверх и покажите, высоту скалы, на которую герою предстоит взбираться.

Съёмка в движении - любой кадр, снятый на камеру, находящуюся на операторской тележке Долли (dolly). Тележка может передвигаться на обычных колесах, либо на рельсовых путях, чтобы добиться единого кадра в каждом дубле. Этот кадр применяется для преследования какого-либо действия, например, двух людей, прогуливающихся и разговаривающих между собой. Часто это может быть просто перемещение по сцене, чтобы дать зрителю ознакомиться с планировкой сцены.

Операторская тележка Долли

Операторская тележка Долли

Панорамная съёмка - камера движется на операторской тележке, и снимаются близко идущие или бегущие персонажи. Панорамная съемка - это одна из форм съемки в движении.

Съёмка с операторского крана - камера крепится к крану (журавлю), позволяющему камере подниматься достаточно высоко и затем обратно опускаться к земле. Иногда кран монтируется к тележке, и можно одновременно передвигать камеру по земле и маневрировать в воздухе. Довольно трудно снимать с операторского крана, зато можно добиться весьма эффектных обзорных планов.

Операторский кран

Операторский кран

Одни из самых знаменитных кадров, снятых с операторского крана, были в фильме "Унесенные ветром", когда Скарлетт отравляется в Атланту за доктором на железнодорожную станицу. Когда она ходит по двору, камера медленно плывет вверх, едва захватывая на горизонте бесконечный простор с ранеными и погибшими солдатами под знаменами союзников.

Масштабирование (zoom) - использование объектива с переменным фокусным расстоянием (трансфокатор), приближая или удаляя зрителя от сцены. Зумы были популярны в 70-х, но из-за их неестественного восприятия человеческим глазом, и поэтому часто сбивали с толку зрителя, они все реже стали применяться на практике.

В фильме "Головокружение" Альфред Хичкок довольно искуссно использовал комбинацию масштабирования и операторской тележки, где был показан страх героя перед высотой. Когда Джимми Стюарт взобрался на вершину колокольни, он взглянул вниз. У Хичкока была камера, которая с увеличением одновременно меняла фокус с широкоформатного до телеобъективного. Эффект заключался в том, что близкие к камере объекты не меняли свое изображение, а фон визуально смещался и "плыл" в сторону зрителя, что создало образ головокружения.

Низкий ракурс - съемка на камеру, расположенную очень близко к земле. Эти кадры могут подчеркнуть, например, размер и мощь персонажа, либо показать персонажа, смотрящего в даль, в зависимости от задачи в сюжете.

Высокий ракурс - съемка на камеру, расположенную выше головы актеров. Эти кадры создадут образ беспомощного и слабого персонажа.

Косой ракурс (немецкий) - съемка на камеру, установленную под наклоном и повернутую горизонтально, немного дезориентируя зрителя. Используется, чтобы показать, что ситуация вышла из-под контроля, дисбалансирована.

Ручная съемка - оператор держит камеру в руках и движется во время съемки. Часто используется для создания ощущения реалистичности. Но может быстро поднадоесть зрителю.

Стедикам - cистема стабилизации камеры во время съёмки; торговое название компании, которая производит специальный жилет, ремни и установки, что позволяет высококвалифицированному кинооператору ходить и даже бегать по сцене, при этом кадр остается стабильным и даже кажется, что камера плывет по воздуху. Есть целый ряд компаний, производящих аналогичные устройства, которые также называются Стедикам. Используются в ситуациях, когда тележка Долли становится непрактичной и громоздкой.

Целостность сцены, фокус

Необходимость связности

Руководитель по сценарию во время съемки несет ответственность за то, что между кадрами и сценами сохраняется связность и непрерывность. Это значит, что актеры должны быть одеты в ту же одежду, с теми же украшениями, с той же прической. Если в одном кадре у персонажа сигарета догорела до середины, то это должно быть соблюдено в каждом дубле.

Без сохранения целостности и связности фильм превращается в серию рассогласованных моментов, которые уничтожают ощущение реалистичности у зрителя. Внимательно спланированное отсутствие преемственности может стать эффективной техникой для вызова напряженности и путаницы на сцене, но не нужно этим злоупотреблять.

Сохраняйте важные заметки. Цифровая камера может способствовать в сохранении целостности. Делайте фотоснимок актеров после каждой сцены, или хотя бы в конце каждого съемочного дня, и делайте быструю распечатку картинки.

Руководитель по сценарию должен также отмечать любые изменения в сценарии и в диалогах, которые случились во время съемки.

Ему также нужно быть готовым, чтобы напомнить актерам о их ролях, если они что-то забудут.

Фокус

Во всех камерах, снимающих видео, присутствуют линзы, которые фокусируют свет на светочувствительный материал. Одно из довольно мощных техник в кинематографии включает тщательно спланированное использование фокуса.

Линза способна получить изображение в фокусе только с одного расстояния, как на следующем рисунке.

Фокус объектов через линзу при съемке на камеру

Объекты, расположенные ближе или дальше этого расстояния будут в различной степени не в фокусе.

Изображение при фокусировании объектов

Результат фокусирования

Есть несколько составляющих, которые возможно скорректировать для контроля нужного изображения.

У линз есть параметр - фокусное расстояние, которое определяет степень увеличения изображения. Широкоугольные линзы уменьшают изображение и делают его более удаленным. Телеобъективы формируют увеличенное и приближенное изображение. Объективы с переменным фокусным расстоянием (ОПФ), или трансфокаторы могут изменять фокусное расстояние.

Т.к. телеобъективы увеличивают изображение, то те объекты, которые размещены не в фокусе, будут казаться еще более расфокусированно. Широкоугольные линзы создают изображение, где все объекты выглядят в фокусе. Изменение фокусного расстояния также изменяет проекцию, как вы видите на следующих иллюстрациях.

Фокус - широкоугольная линза

Фокус широкоугольной линзы

Фокус - телеобъектив

Фокус телеобъектива

У линз также есть регулировка - диафрагма (апертура), с помощью которой можно настраивать, сколько света пройдет через линзу. Размер апертуры определяется диафрагменным числом, которое определяется отношением входного зрачка к заднему фокусному расстоянию f'/D. Чем выше число диафрагмы, тем уже относительное отверстие, и тем меньше света попадает на плёнку или матрицу камеры. Раскрывая диафрагму линзы путем выбора меньшего числа диафрагмы, делает изображение объектов, расположенных не в фокальной области, еще более не в фокусе.

Фокус - открытая диафрагма линзы

Объекты при открытой диафрагме линзы

Закрытие диафрагмы линзы формирует изображение объектов более сфокусированных.

Фокус - закрытая диафрагма линзы

Объекты при закрытой диафрагме линзы

Использование телеобъектива с широкой диафрагмой дает эффект, когда все окружающее пространство расфокусировано, а сам объект находится в фокусе. Это будет удачным способом съемки персонажей, ведущих диалог, когда вы не хотите, чтобы зрителей отвлекало что-то, находящееся позади героев. Если вы хотите, чтобы все внимание зрителя было приковано к объекту съемки, нужно добиться того, чтобы все остальное хотя бы немного не попадало в фокус. Сравните эти два изображения.

Фокус, сфокусированный фон

Фокус, сфокусированный фон

Фокус, расплывчатый фон

Фокус, расплывчатый фон

Видите, как расфокусирование фона создает более отчетливый образ объекта.

Людям, снимающим на цифровые видеокамеры, будет очень непросто добиться этого эффекта, т.к. малый размер датчиков видеоизображения и диафрагмы линзы, в отличие от пленочных 35-миллиметровых камер, приводит к тому, что все объекты попадают в фокус.

Изменение размера диафрагмы также регулирует, сколько света попадает на светочувствительный материал в камере, а, следовательно, насколько ярко будет выглядеть картинка. Открытие диафрагмы создаст яркое изображение, и, соотвественно, закрытие - более темное.

У нас возникнут трудности, если мы захотим целенаправленно выставить фон не в фокусе. Этот эффект можно компенсировать изменением выдержки затвора, определяющей, как долго светочувствительный материал будет подвергаться воздействию света.

Когда съемка проходит в темноте, особой возможности закрывать диафрагму, менять выдержку затвора не будет, как и не будет возможности открывать диафрагму при ярком свете, кроме как делать большую выдержку.

Если вам нужно оставить широкую диафрагму при ярком освещении, можно использовать нейтральные (серые) светофильтры, представляющие из себя части листового стекла, окрашенного в темно-серый цвет, тем самым пропуская лишь незначительное количество света.

Композиция, планы


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.