Методическая разработка «Конспект урока истории в 9 классе ««Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина»                          с использованием наглядных технологий — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методическая разработка «Конспект урока истории в 9 классе ««Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина»                          с использованием наглядных технологий

2023-01-16 44
Методическая разработка «Конспект урока истории в 9 классе ««Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина»                          с использованием наглядных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для иллюстрации эффективности использования наглядных методов обучения на уроках истории представляем методическую разработку «Конспект урока истории в 9 классе».

Класс, предмет, курс/УМК, программа: 9 класс, история, история России /Базовый учебник: Н.В. Загладин, С.Т.Минаков и др.

«История Отечества ХХ век», 9 кл., М., «Русское слово», 2013 г., пятый урок в теме: «Российская империя в первые десятилетия ХХ в.». Время изучение темы – 8 часов.

Тема урока «Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина»

Цель урока (занятия): создать условия для применения учащимися освоенных знаний по аграрной политике П.А. Столыпина в практической деятельности по оценкерезультатов реформы в жизни страны

Задачи:

-обучающие: научить учащихся определять цели, основные мероприятия и итоги аграрной политики П.А. Столыпина,

-развивающие: совершенствование метапредметных умений, умение анализировать различные виды источников, обобщать, делать выводы,

-воспитывающие: формировать уважительное отношение к истории своей страны, осознание важности гражданской позиции каждого члена общества на определённомисторическом этапе.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: умение проявлять познавательный интерес к изучаемой теме; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; развитие умения аргументировать иотстаивать своё мнение; осознавать успешность своей деятельности; самокоррекция.

Метапредметные УУД:

- Познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию из разныхисточников (историческим документом, схемой, исторической картой, диаграммой); оперировать понятиями: реформа, революция, чересполосица, отруб,хутор, социализация земли, муниципализация земли, национализация земли,модернизация, переселенческая политика; умение анализировать обобщатьинформацию из различных источников; определять задачи мероприятий в аграрнойполитике и сопоставлять их со сферами жизнедеятельности общества; делатьвыводы о результатах проведенных мероприятий; давать оценку проведенныммероприятиям.

- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебное действие; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательностьдействий по выполнению задания.

- Коммуникативные УУД: умение работать в группе (работа в парах, работа в малой группе), проявлять готовность к учебному сотрудничеству,

Предметные УУД: сформировать представление об аграрной политике П.А. Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»; уяснитьполитические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрногозаконопроекта; оценить степень реализации агарной реформы.

Тип /форма урока: урок открытия новых знаний / комбинированный

Оборудование урока (занятия) / литература:

- карта «Российская империя в 1907 – 1914

гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина», раздаточный материал;

- портрет П.А. Столыпина;

- мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, презентация,

учебник Н.В. Загладин, С.Т. Минаков и др. «История Отечества ХХ век», 9 кл., М.,«Русское слово», 2013 г.

Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 3. М., 1960.

Этап 1. Мотивационно-целевой.

Цель этапа: Сформировать у учащихся потребность в освоении учебного материала. Показать значимость материала для дальнейшего изучения истории России. На данномэтапе учитель должен обеспечить мотивацию учения школьников, включение их всовместную деятельность по определению цели урока, формулирование цели урока.

Необходимо подвести учащихся к пониманию необходимости скорейшего решения аграрного кризиса правительством, как об определенной трансформации революции«снизу» в революцию «сверху».

Продолжительность: 4 минуты

Постановка задач, проблемы:

Проблема: Можно ли утверждать, что аграрная политика П.А. Столыпина определенная трансформация революции «снизу» в революцию «сверху»?

Причины аграрного кризиса в начале XX в.

-Рост аграрного перенаселения в европейской части России (20 млн. чел. «лишних»)

-Усиление малоземелья

-Обнищание в результате дробления крестьянских хозяйств

-Чересполосица

-Община сдерживает процесс развития капитализма в деревне

-Сохранение выкупных платежей

Проекты решения аграрного вопроса политическими партиями

(листы с заданием – самопроверка на слайде презентации Рис. 1,2)

 

Рис.1 Таблица для заполнения Рис. 2 Таблица для самопроверки

Рис 3. Демонстрационный слайд 1Рис 4. Демонстрационный слайд 2

Тема урока: «Аграрная реформа Петра Аркадьевича Столыпина»

Цель урока (формулируют учащиеся): выяснить пути решения крестьянского вопроса в России, предложенные П.А. Столыпиным

Этап 2. Ориентационный (введение в тему).

Цель этапа: составление плана по достижению цели урока.

Продолжительность: 3 минуты

Форма работы: фронтальная

Содержание:

План работы:

1. Определить цель реформы,

2.Какие задачи преследовал П.А. Столыпин, проводя аграрные преобразования

3. Основные мероприятия реформы

4. Итоги реформы

5. Оценка эффективности аграрной политики П.А. Столыпина

Этап 3. Содержательно-операционный.

Цель этапа: Восприятие, запоминание и анализ учащимися основного учебного материала.

Продолжительность: 25 минут

Форма работы: фронтальная, работа в парах

Содержание:

1. Задачи аграрной реформы (работа с документом, систематизация в таблицу)

2. Основные положения реформы (работа со схемой, выведение определений понятий)

3. Переселенческая политика (работа с картой, диаграммами)

Задания:

1.

А) На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные задачи проведения аграрной реформы.

Документ 1

«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».

Документ 2

«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников - «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий»

Документ 3

«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении»

Б) Распределите задачи аграрной реформы по сферам жизнедеятельности общества втаблицу 1:

Таблица 1. Задачи реформы Таблица 2. Самопроверка

2. Рассмотрите схемы и сформулируйте определения терминов: отруб, хутор (Рис.5, 6)

Рис. 5. Схема устройства отруба и хутора Рис 6. Демонстрационный слайд

3.

А) Рассмотрите карту в атласе «Российская империя в 1907 – 1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина» (Рис.7) и проанализируйте проведение переселенческой политики. Сделайте выводы об итогах политики переселения крестьян в ходе аграрной реформы.

Рис. 7. Российская империя в 1907 – 1914 гг.Аграрная реформа П.А. Столыпина

Б) Проанализируйте информацию и сделайте выводы о реализации реформы (Рис. 8, 9)

Рис. 8. Результаты реализации реформы Рис.9. Сравнительный анализ позитивных

                                                                             и негативных результатов

Этап 4. Контрольно-оценочный (рефлексивный).

Цель: Самоконтроль, оценка степени достижения поставленной цели, обнаружение детьми своей компетентности или своих ошибок и затруднений, связанных с новым учебным материалом; оценка эффективности исполненной ими деятельности, контроль достижения учащимися планируемых предметных результатов по оцениванию степени реализации агарной реформы П.А. Столыпина.

Продолжительность: 8 минут

Содержание:

Решение проблемы: Можно ли утверждать, что аграрная политика П. А. Столыпина определённая трансформация революции «снизу» в революцию «сверху»?

1. Обсуждение итогов аграрной реформы в соответствии с задачами с заполнением Таблицы 3:

 

Таблица 3. Итоги аграрной реформы Таблица 4. Самопроверка

Вывод: главная цель реформы П.А. Столыпина – решение аграрного вопроса не достигнута (решена частично). Проблема стала менее острой, но не разрешённой. Аэто значит, что аграрный вопрос будет волновать Россию до своего разрешения.

2. Выполнение задания по оценке результатов аграрной реформы

Лист заданий для учеников (Приложение 1)

Критерии оценки

«5» - 11 правильных ответов

«4» - 9-10 правильных ответов

«3» - 6-8 правильных ответов

«2» - 5-1 правильных ответов

Определите положительные и отрицательные результаты аграрной реформы П.А.Столыпина.

Домашнее задание

§5, вопросы устно; одно задание письменно на выбор

1) Ответ на вопрос: В чём причины неудач аграрной политики П.А. Столыпина?

2) Написать эссе «П.А. Столыпин – реформатор»

 

Заключение

В процессе изучения данной темы была изучена психолого-педагогическая литература по использованию наглядности в обучении.

Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта являетсянаглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект,соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека.

Наглядность в обучении – дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятыхучащимися. Отмечая наибольшую пропускную способность информации уорганов зрения, принцип наглядности ставится на первое место. Однако онпредусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой ролине играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Не всякоевосприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только приактивном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихсянайти на них ответы.

Наглядные методы обучения имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определеннымидозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся кучебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знанийс жизнью, при этом экономя время учителей.

 

В результате проделанной работымы пришли к выводу, что роль наглядности на уроках истории огромна.

Применение наглядных пособий ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения.

При изложении исторических событий наглядность частично конкретизирует или частично заменяет повествовательный или описательный материал;

Наглядность повышает содержательность изложения, сокращая затраченное время;

Наглядность позволяет уточнить исторические представления учащихся;

Наглядность создает яркий и точный зрительный образ исторического прошлого;

Наглядность облегчает познание сложных явлений прошлого, исторических понятий, подведение к объективному пониманию истории.

 

Список используемой литературы

1. Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории // Преподавание истории в школе. 2008. №1. с. 23-26.

2. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 1994. с. 319.

3. Аппарович Н.И. Изготовление самодельных наглядных пособий по

истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. с. 95.

4. Бим-Бад Б.М. Пед. энциклопедический словарь. М.: Большая

Российская энциклопедия, 2003. с. 528.

5. Волобуев О.В., СекиринскийС.А. Художественно историческая хрестоматия. Средние века. Пособие для учителей / Сост. О.В. Волобуев, С.А. Секиринский. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1977. с. 240.

6. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. с. 96.

7. Давыдов И.С. Российская пед. энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. с. 672.

8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация:

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.:

Издательский центр «Академия», 2004. с. 192.

9. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении, Учпедгиз, М, 1960.

10. Коменский Я.А. Избр. Пед. соч.: В 2 т. М.: 1982. Т.1.

11. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. Пособие для учителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. с. 176.

12. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2008. №1. с. 3-8.

13. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в

схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей. – М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 1999. с. 192.

14. Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории. М.: Просвещение, 1964, с. 326.

15. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед.

вузов и пед. колледжей.  М.: Педагогическое общество России, 1998. с.640.

16. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая Современная энциклопедия. М.: Современное слово, 2005. с. 720.

17. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. с.368.

18. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. с. 576.

19. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 1. с. 304.

20. Степанова В.Е., Шевеленко А. Я. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч.2 (XV – XVII века) / Сост. В. Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1988. с.271.

21. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб.

для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. с.240.

22. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп.

М.: Гардарики, 1999. с. 519.

23. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т.8.

24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т. 6.

25. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая

технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие / В.В. Шоган. Ростов н/Д: Феникс, 2007. с. 475


 

Приложение 1. Лист заданий для учеников

1. Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. — 10% всех крестьянских хозяйств)  
2. Община не была разрушена. Из нее вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие  
3. Развивались кооперативные формы хозяйствования  
4. Возросло имущественное расслоение крестьян  
5. Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовыйсбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений)  
6. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы)  
7. Рост экспорта хлеба  
8. За Урал переселилось более 3 млн. крестьян  
9. Проблема малоземелья не была решена  
10. К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами  
11. Освоено 30 млн. десятин целинных земель  

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.