Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2023-01-16 | 51 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Существенный фактор экологического образования заключается в том, что дети, особенно городские, сегодня крайне мало общаются с природой. Наблюдается отчуждение ребенка от природы. Замена природы виртуальной, искусственной средой негативно влияет на здоровье и развитие детей. Устойчивое развитие подразумевает право ребенка на здоровую среду и качественное образование. Вот почему одной из важных задач образовательной организации является создание развивающей среды для общения с природой, куда должны включаться исследовательские комплексы, мини-лаборатории, метеоплощадки, уголки природы, экологические тропы на территории и в ближайшем окружении, посещение учащимися охраняемых природных территорий, парков. Не менее важным представляется обеспечение экологически безопасных условий в помещениях школы.
В условиях актуальных тенденций по поддержанию экологии экологическая грамотность приобретает новое значение. В современном мире экологическими знаниями должен обладать каждый, независимо от рода деятельности. Рассмотрим, что понимается под экологической грамотностью. Существует несколько трактовок данного термина.
Экологическая грамотность – способность к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью[8; с.1].
С.В. Биран считал, что экологическая грамотность – это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания и знания закономерностей взаимодействия природы, человека и общества для распознания и постановки вопросов, связанных с освоением новых знаний, необходимых для объяснения явлений и формирования основанных на научных доказательствах выводов в области сохранения и оздоровления окружающей среды, определения конкретных последствий влияния активности человека и различных технологий на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества, осуществления осознанного выбора, реализующего его потребность в проявлении заботы о сообществе всего живого и обеспечении эффективной природоохранной деятельности[3; с.1].
|
Экологическая грамотность подразумевает под собой не просто знание основ экологии, но и умение воспринимать адекватно экологические проблемы[2; с.1].
В исследованиях Н.Ф. Виноградовой, И.Н. Пономарёвой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Т.В. Кучер, Б.Т. Лихачёва, И.Т. Суравегиной, О.Г. Максимовой, С.И. Фоминой, И.В. Цветковой и др., были обоснованы теоретические подходы к выделению экологической грамотности школьников. Их анализ показывает, что на определение понятия экологической грамотности влияет, с одной стороны, понимание сущности «функциональной грамотности», как родового понятия, а, с другой стороны, ожидания государства от результатов экологического образования.
Помимо этого, многие исследователи и специалисты считают правильным строить процесс формирования представлений о грамотном взаимодействии с природой на отрицательном опыте. У детей формируются сначала представления о неправильном поведении в природе, в сознании фиксируется отрицательное отношение к флоре и фауне.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
1) осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
2) осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств;
3) культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
4) установка на безопасный здоровый образ жизни;
|
5) ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
1) способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
2) способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
3) осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
4) способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России,
родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире[10; с.9].
Сущность экологической культуры заключается:
1) в опыте взаимодействия человека с природой, обеспечивающем сохранение природы и выраженном и виде знаний и способов действий в природно-социальном окружении;
2) в адекватном отражении такого опыта, включающем эмоционально-ценностное и ответственное отношение к природе;
3) в личной экологически целесообразной деятельности.
Следовательно, данное качество позволяет человеку гармонизировать взаимоотношения с естественной средой обитания — внешним миром. Однако это качество не врожденно: ее период его становления — школьное детство. Формирование экологической культуры является длительным процессом, который начинается с первой образовательной школьной ступени. Во многих комплексных и парциальных программах естественно-экологической подготовки детей школьного возраста в качестве одной из задач называется формирование экологической культуры воспитанников (В. И, Аши ков, С. Н. Николаева), хотя для полноценного ее развития необходима определенная степень готовности [11; с.263].
|
Характеристика составляющих экологической грамотности
В структуре понятия экологическая грамотность можно выделить следующие компоненты:
1) экологические знания и умения;
2) экологическое мышление;
3) экологически грамотная практическая деятельность по охране природы;
4) понимание роли человечества в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе;
5) формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Названные компоненты тесно взаимосвязаны, выступают как причина и следствие, вытекают одно из другого, объясняют друг друга и в итоге подводят ребенка к пониманию необходимости охраны природы и своего непосредственного посильного участия в этом деле.
Следующей составляющей экологической культуры является ее нравственный аспект. Считаем, что для экологически культурного человека важны такие качества личности, как любовь к природе, понимание ее красоты, доброта, умение быть экономным по отношению к природе, проявлять милосердие, заботу, предвидеть последствия своего поведения и чувствовать ответственность за природу и отдельные ее объекты. Особенно убедительными для младшего школьника являются знания о значении природы, которые формируют в детях ценностные ориентации на определенное отношение к природе и ее объектам [6; с.112].
В процессе изучения курса «Окружающий мир» у ребенка развивается санитарно-гигиеническая и экологическая культура. Происходит формирование готовности к труду, которая складывается не только из определенных практических умений и навыков, но и таких личностных качеств, как положительное отношение к труду, уважение к людям труда и результатам труда, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца
|
[11; с.22].
Экологический подход к изложению предполагает изучение природоведческой и обществоведческой составляющих курса и их единстве, т.е., демонстрируя взаимосвязь и взаимную обусловленность явлений окружающего мира, влияние человека на природу, а природы на человека. Это дает возможность школьникам следить за состоянием природыв повседневной жизни, позволяет формировать экологическую ответственность учащихся.
Воспитывать экологическую грамотность у младших школьников – это сложная задача, но планомерная и систематическая работа, использование разнообразных форм и средств воспитания, общие усилия школы и семьи, предоставляет положительный результат.
Показатели сформированности экологической грамотности у младших школьников:
1) участие в какой-либо деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества (субботники, сбор природного материала, и др.);
2) взаимодействие с представителями животного и растительного мира;
3) выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным;
4) представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой;
5) умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой.
В итоге у школьников будут сформированы умения проводить наблюдения, ставить простые опыты, соблюдать правила поведения в природе, что позволит детям младшего школьного возраста в будущем адекватно вести себя в природе, социуме.
Таким образом, экологическая грамотность, как важная составная часть мировоззрения школьников является продуктом экологического образования и воспитания, направленного на понимание того, что личное благополучие, здоровье и само существование человечества находятся в прямой зависимости от экологического состояния окружающей его среды.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!