Война. Создание Азовской военной флотилии — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Война. Создание Азовской военной флотилии

2023-02-03 53
Война. Создание Азовской военной флотилии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В воскресный июньский день 1941 года гитлеровская Германия вероломно, без объявления войны, вторглась в пределы нашей Родины. Общая численность немецко‑фашистских И союзных с ним войск, предназначенных для нападения на СССР, составляла около 5,5 миллиона человек.

За несколько часов до этого события нарком Военно‑Морского флота Н. Г. Кузнецов[145] направил военным советам Краснознаменного Балтийского, Северного и Черноморского флотов, командующим Пинской и Дунайской флотилий экстренную телеграмму, в которой говорилось о возможном внезапном нападении немцев и переходе флотов и флотилий на оперативную готовность № 1, при которой разрешалось применять оружие, срок готовности кораблей к выходу в море сокращался до 1 часа, форсировался ремонт кораблей, начиналась мобилизация судов.

Уже через 1 час 5 минут телеграмма была объявлена на Черноморском флоте, а к 2 часам 30 минутам 22 июня он находился в полной боевой готовности. Одновременно по тревоге были подняты силы других флотов и флотилий.

Военные действия на Черном море начались 3 часа 15 минут. Вражеская авиация совершила налеты на главную базу Черноморского флота – Севастополь. Фашисты пытались заблокировать Черноморский флот, сбросив на входном фарватере и в Северной бухте электромагнитные мины. Однако это им не удалось: вражеские самолеты были обнаружены своевременно и встречены огнем зенитных средств ПВО ВМБ и кораблей.

В 4 часа германские войска перешли государственную границу СССР. Румынская наземная и мониторы скрыли огонь по советскому берегу Дуная и кораблям Дунайской военной флотилии (Ду ВФ). Одновременно фашистская произвела налет на Измаил. Береговые батареи и корабли флотилии открыли ответный огонь. В течение дня противник неоднократно возобновлял арт‑огонь и авианалеты, при отражении которых истребители сбили 3, а зенитные батареи – 1 самолет врага. Дунайская флотилия совместно с частями 14‑го стрелкового корпуса и 79‑го погранотряда сорвала попытки противника форсировать Дунай.

В первые сутки войны Черноморский флот и Дунайская флотилия потерь кораблей и самолетов не имели, но уже на следующий день при нанесении ударов по военно‑морской базе Констанца и Сулина Черноморский флот потерял 16 бомбардировщиков. В этот день черноморцы и дунайцы начали постановку минных заграждений у военно‑морских баз флота и на р. Дунай. В последующие дни постановка мин продолжалась. Особое внимание уделялось оборонительному минному заграждению у Севастополя, Одессы, Батуми. Корабли Черноморского флота и Дунайской флотилии во взаимодействии с авиацией начали систематический обстрел Констанцы, Сулины и других румынских портов. С кораблей и судов флота и флотилии велась поддержка огнем советских сухопутных войск. Однако, имея превосходство в самолетах, противник постоянно проводит налеты миноносной и бомбардировочной авиации на Севастополь, Очаков и другие объекты Черноморского флота, бомбит и обстреливает из пулеметов его корабли, устанавливает мины при выходе из портов и на предполагаемых маршрутах советских кораблей и транспортов.

К началу июля обстановка на советско‑германском фронте складывалась не в нашу пользу, особенно на северо‑западном и западном направлениях. Однако и противник, понеся большие потерн, встречая все возрастающее сопротивление и контрудары наших частей, был вынужден рассредоточить свои силы на широком фронте и утратил первоначальный наступательный потенциал своих ударных группировок. К началу августа на рубеже реки Луга – на северо‑западе, в районе Смоленска – на западе, в районах Коростеня и Киева – на юге враг перешел даже к обороне, приступив к приведению в порядок своих частей для новых наступательных операций.

Воспользовавшись этой ситуацией, верховное Главнокомандование (ВГК) подтягивало стратегические резервы и создавало глубоко эшелонированную оборону на московском и Ленинградском направлениях. Был создан Резервный фронт, который возглавил генерал армии Г. К. Жуков[146].

В целях укрепления обороноспособности Крыма и Приазовья, Государственный Комитет Обороны (ГКО) 20 июля 1941 года принял решение о создании в составе Черноморского флота Азовской военной флотилии (АВФ), командующим которой был назначен командир Новороссийской ВМБ Черноморского флота капитан 1 ранга А. П. Александров[147], военкомом – бригадный комиссар А. Д. Рощин. Ее формирование началось в Керчи. Часть судов флотилии передал Черноморский флот, по основу ее составили мобилизованные суда Азово‑Черноморского пароходства. На Керченском судоремонтном заводе они вооружались и переоборудовались. В состав флотилии первоначально вошли: дивизион канонерских лодок «Дон», «Рион» и ледокол № 4, который еще в гражданскую войну входил в состав Азовской флотилии под названием «Знамя социализма»; дивизион сторожевых кораблей‑тральщиков «Войков», «Мариуполь», «Перванш», «Севастополь» и «Штурман»; дивизион сторожевых катеров и катеров‑тральщиков «Амур», «Адлер», «Туапсе», «Тайфун», «Поти», «Ураган», «Шквал», «Циклон» и 87‑я отдельная истребительная авиаэскадрилья из 9 самолетов ИЛ‑15.

Завершив формирование, Азовская военная флотилия 15 августа перешла в Мариуполь, ставший ее главной базой.

Основными задачами, поставленными перед флотилией наркомом ВМФ Кузнецовым Н. Г. и командующим Черноморским флотом Ф. С. Октябрьским[148], являлись содействие советским войскам, сражавшимся в Крыму и на побережье Азовского моря, обеспечение безопасности плавания судов Черноморского пароходства, технического флота и рыболовных организаций, недопущение десантов противника на побережье Азовского моря.

В целях выполнения поставленных задач, командующий флотилией А. П. Александров, начальник штаба капитан 2 ранга И. А. Фроликов, начальник оперативного отдела капитан‑лейтенант А. В. Загребин, начальник разведки капитан‑лейтенант В. С. Бархоткин, флагманский артиллерист старший лейтенант А. А. Бахмутов, флагманский минер капитан 3 ранга В. М. Дубовов и другие офицеры штаба налаживали боевое управление силами флотилии, их подготовку к боевым действиям на Азовском морском театре.

Во второй половине августа, тесня войска Юго‑Западного и Южного фронтов, противник вышел к Запорожью и Днепропетровску. Перед угрозой вражеского вторжения оказался Донбасс. В этих условиях нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов приказал сформировать Отдельный Донской отряд (ОДО), В него вошли дивизион речных канонерских лодок – «Кренкель», «Октябрь», «Ростов‑Дон», «Серафимович» и дивизион речных сторожевых катеров (8 единиц). Отряд базировался в портах Азова и Ростова, маневренные – базы Калач, Каменская и Цимлянская. Командиром отряда был назначен капитан 1 ранга С. Ф. Белоусов. Охрана устьевой части Дона возлагалась на отряды водного заграждения, сформированные в Москве, на Волге и приданные Северо‑Кавказскому военному округу.

 

Начало боевых действий

 

В начале сентября часть 1‑й танковой группы из района Днепропетровска и 11‑я немецкая армия с каховского плацдарма перешли в наступление, рассчитывая с ходу прорваться в Крым. Но у Перекопа и Геническа передовые части противника встретили упорное сопротивление только что сформированной 51‑й армии, взаимодействовавшей с авиацией и отдельными батареями Черноморского флота, а также с Азовской военной флотилией. Несколько ее кораблей и плавучая база № 127 с 16 по 24 сентября повседневно поддерживали огнем наши части в районе Геническа, оз. Молочного, на Арабатской Стрелке. 26 сентября катер‑тральщик «Войков» (командир капитан‑лейтенант А. Я. Беззубый) в районе Кирилловки уничтожил 2 мотобота, а вблизи косы Бирючий Остров захватил 4 шхуны неприятеля.

В эти и последующие дни боевые действия в северо‑запад‑поп части Азовского моря вели также экипажи канлодок «Дон», «Рион» и № 4; сторожевых кораблей‑тральщиков «Перванш», «Штурман»; катеров‑тральщиков «Туапсе», «Циклон» и «Ураган». Непосредственное руководство этой группой кораблей осуществлял командующий флотилией А. П. Александров. Уверенно действовали командир дивизиона сторожевых кораблей‑тральщиков капитан 2 ранга В. С. Грозный, командиры канлодок лейтенанты П. Я. Кузьмин и Л. А. Скрипник. Бесстрашие и самоотверженность проявили многие другие офицеры, старшины и матросы.

Корабли флотилии обеспечивали отход вдоль северных берегов Азовского моря войск 9‑й армии, эвакуацию рыболовного флота и имущества предприятий из Осипенко и Мариуполя, продолжали содействовать советским войскам в районе Арабатской Стрелки.

Решая задачу обеспечения морских коммуникации, корабли флотилии в период оборонительных действий с 20 сентября по 10 октября 1941 года из портов Осипенко, Мариуполь, Таганрог вывезли более четверти миллиона тонн грузов, г. том числе около 50 тысяч тонн зерна, более 100 тысяч тонн руды и угля, 30 тысяч тонн нефтепродуктов, промышленного оборудования и др.

6 октября авиация противника вела воздушную разведку в районах Керчи и Феодосии, бомбила Мариуполь, сбросила 2 мины на внешнем рейде Севастополя. При отражении налета на Мариуполь отличилась 87‑я истребительная эскадрилья АВФ. Ее командир капитан И. Г. Агафонов на самолете «ИЛ‑15» сбил два «Ю‑88» и два «МЕ‑110». Через два дня немцы повторили налет на Мариуполь. На этот раз советскими истребителями было сбито 6 неприятельских самолетов.

Однако, несмотря на значительные потери в живой силе и технике, гитлеровцы 8 октября захватили Мариуполь. Перед уходом нашими частями были взорваны заводы Азовсталь, Коксохим, ряд портовых сооружений. Но в порту остались 2000‑тонный док, парусник «Товарищ», корпус тральщика «Труд», 3 баржи, свыше 3 тысяч тонн хлеба. При выходе из порта погиб от вражеского огня буксир «Саламбала».

Из Мариуполя корабли флотилии отходили на Керчь и Ейск самостоятельно. Сам командующий, отдавший приказ об отходе, на корабле «Мариуполь» отправился в Ейск для сбора сил в портах восточного побережья. К сожалению, в течение нескольких дней он был в изоляции и фактически флотилией не руководил. Лишь 14 октября командный пункт флотилии был развернут в ст. Приморско‑Ахтарской.

13 октября, по представлению командования Черноморского флота, нарком ВМФ назначил командующим Азовской военной флотилией контр‑адмирала С. Г. Горшкова[149]. Вскоре приступили к своим обязанностям военком флотилии полковой комиссар С. С. Прокофьев, начальник штаба капитан 3.ранга А. В. Свердлов и начальник политотдела батальонный комиссар В. А. Лизарский.

Знакомясь с флотилией, контр‑адмирал С. Г. Горшков пришел к заключению, что многие вопросы взаимодействия с сухопутными войсками оказались не решенными. Связь с частями 9‑й армии, отступавшей по северному берегу Азовского моря, была неустойчивой, а порой прерывалась совсем, что затрудняло организацию огневой поддержки. А корабли нуждались не только в целеуказаниях для артогня, но и в поддержке и прикрытии от вражеской авиации. Такая неотработанность организации взаимодействия, по мнению адмирала, явилась одной из причин поспешного оставления Мариуполя. Поэтому первейшей задачей, за которую пришлось взяться ему и штабу, было установление не просто связи, а совсем иного контакта с сухопутным командованием на северном побережье Азовского моря, где действовали 9‑я и 56‑я армии, и на Керченском полуострове с 51‑й армией.

Между тем, на Южном фронте мотомехчасти противника выдвигались в направлении Таганрога. Генштаб Красной Армии поставил перед авиацией Черноморского флота задачу: уничтожить оставленные в Мариуполе и Осипенко значительное количество плавучих средств и портового оборудования.

В это время корабли АВФ содействовали частям Советской армии в районе Арабатской Стрелки и Таганрога. Так, в Миусском лимане с 9 октября действовали 4 катера 14‑го отряда водных заграждений под командованием начальника штаба старшего политрука В. П. Никитина. Выведя из строя паром, личный состав отряда высаживал небольшие группы пехотинцев в местах сосредоточения гитлеровцев для разрушения их переправ. Совместно с отходившим батальоном удерживал село Лакедемоновка, чем вынудил гитлеровцев обходить Миусский лиман с севера, помогал отходившим частям эвакуироваться через лиман. А когда задача была выполнена, катера покинули лиман и пришли в Азов.

Прибывшие в Таганрогский порт корабли Отдельного Донского отряда охраняли город со стороны моря, обеспечивали вывод плавучих средств, эвакуацию людей и народнохозяйственных грузов. Пять сторожевых катеров ОДО сопровождали 11 транспортных судов с различными материалами и оборудованием в Ейск. На эвакуации жителей были заняты канлодки № 4 и «Дон». Огнем своих орудий поддерживали защитников города канлодки «Кренкель» и «Ростов‑Дон». 17 октября вражеские танки прорвались к самой оконечности города и открыли с высокого берега огонь по не успевшим выйти в море судам. От неприятельского снаряда утонула канлодка «Кренкель». На ней погибли руководившие эвакуацией Таганрога секретари горкома партии Л. И. Решетник и Н. Я. Сердюченко, заместитель председателя горисполкома М. И. Рамазанов, заведующий отделом горисполкома В. Л. Наталевич и другие.

Вражеским снарядом была повреждена канлодка «Ростов‑Дон». Экипаж буксира «Ока» сумел вывести ее в залив, а затем в город Ростов. Несколько катеров под командой лейтенанта В. С. Богословского сняли с ее борта раненых, в том числе командира ОДО С. Ф. Белоусова, а также эвакуированный из Таганрога запас денег и доставили их в Азов.

Конец октября завершился для Азовской флотилии удачным переводом из Ейска в Керчь плавдока, который перевозили буксиры «Норд» и «Миус» в сопровождении истребителей и 5 кораблей, а также набегом 3 сторожевых катеров и 2 катеров‑тральщиков в район Таганрог – Беглицкая коса, но время которого было уничтожено 11 мелких судов и захвачено 2 сейнера противника.

В это время, учитывая недостаточную обеспеченность флотилии в кораблях, командующий Черноморским флотом Ф. С. Октябрьский передал ей 2 подводные лодки типа «М», сторожевой катер «Кубань» и 2 канлодки «Буг» и «Днестр». Накануне несколько укрепилась материально‑техническая база Донского отряда. Теперь он имел 4 речных канлодки, 8 сторожевых бронекатеров, 9 полуглиссеров, 3 полевые батареи, бронепоезд и одну пулеметную роту.

Флотилия пополнилась также вновь сформированным Ейским сектором береговой обороны и батальоном морской пехоты.

К началу ноября, по свидетельству контр‑адмирала С. Г. Горшкова, сложилась такая обстановка, в которой ограниченным силам флотилии приходилось действовать одновременно на двух операционных направлениях – крымском и ростовском.

На крымском направлении наши корабли оказывали систематическую поддержку правому флангу 51‑й армии, отражавшей наступление фашистских войск на Керчь, а после неблагоприятного исхода этих боев и оставления Керченского полуострова 13–16 ноября, обеспечивали эвакуацию войск через Керченский пролив на Таманский полуостров. В проливе сосредоточились все корабли, суда и плавсредства, находившиеся в Юго‑Западной части Азовского моря. Непосредственное управление ими осуществляла с косы Чушка оперативная группа, возглавляемая начальником штаба флотилии А. В. Свердловым. Поставленная задача была выполнена успешно. Только суда АВФ перевезли на кубанскую сторону 15 тысяч человек и 400 орудий. Крупнокалиберные орудия сразу же занимали огневые позиции на косе Чушка и открывали огонь по противнику, преследовавшему арьергард наших войск – 302‑ю стрелковую дивизию 51‑й армии и 9‑ю бригаду морской пехоты.

Утром 16 ноября от пристани Еникале отошли последние плавсредства с войсками 51‑й армии, а также формированиями гражданской обороны и активом города. Однако часть подразделений, прикрывавших эвакуацию, не успела переправиться и укрылась в Старокантийских и Аджимушкайских каменоломнях, где вместе с партизанами сражалась против гитлеровцев.

По боевому действовала группа кораблей АВФ в северо‑восточной и северной частях Азовского моря. Она обеспечивала противодесантную оборону восточного побережья, систематически нарушала коммуникации противника между портами Осипенко, Мариуполь и Таганрог. Стремясь своими действиями оттянуть с ростовского направления часть вражеских сил, два отряда кораблей этой группы произвели 24–25 октября ночной поиск между косами Белосарайская, Кривая и Беглицкая, в ходе которого было уничтожено 4 вражеские шхуны и повреждено 2 мотобота. В ночь на 26 октября отряд из 7 сторожевых катеров проник через плавни в Мертвый Донец и открыл пулеметный огонь по противнику в Сенявской. Было уничтожено до 200 солдат врага. 4–6 ноября отряд бронекатеров произвел 4 артналета по противнику в районе Сенявки и Морского Чулека.

В этот период летчики 9‑й и 87‑й эскадрилий, регулярно бомбили запятые гитлеровцами порты, живую силу и боевую технику в прибрежных районах, отражали налеты немецкой авиации, вели плановую разведку.

13–16 ноября, корабли Отдельного Донского отряда в районах Сенявки, Недвиговки и Морского Чулека обстреляли скопление гитлеровцев; были уничтожены эшелон с танками, 10 автомашин с грузами, убито и ранено до 500 солдат и офицеров.

В начале ноября 1941 года армии Южного фронта вновь завязали ожесточенные бои с перешедшими в наступление немецко‑фашистскими войсками, стремящимися захватить Ростов.

Защищавшая Ростов‑на‑Дону 56‑я армия с трудом сдерживала наступление войск Клейста[150]. Наши части, после оставления Таганрога, на подступах к Ростову и в плавнях Дона поддерживали корабли Отдельного Донского отряда. В конце октября этот отряд пополнился бронекатерами, прибывшими с Волги, что существенно повысило возможности содействия нашим войскам в дельте Дона.

Для отработки взаимодействия с 56‑й армией контр‑адмирал С. Г. Горшков с группой офицеров своего штаба 19 ноября прибыл в Ростов‑на‑Дону. Вместе с командующим этой армии генерал‑лейтенантом Ф. Н. Ремезовым[151] они наметили план совместных, действий, договорились, где разместить морскую пехоту, куда подтянуть корабли.

Однако удержать город не удалось. 21 ноября войска 56‑й армии оставили Ростов. Корабли Отдельного Донского отряда и дивизион канлодок отошли к Азову.

Правда, фашисты недолго оставались в городе. В результате решительного контрнаступления войск 56‑й и 9‑й армий, активного участия ОДО и морской пехоты флотилии уже 29 ноября Ростов‑на‑Дону был освобожден. Враг был отброшен от Ростова на рубеж рек Самбек и Миус.

В боях под Ростовом моряки‑азовцы показали самоотверженность, мужество и героизм. Здесь, под Ростовом, началась боевая слава Цезаря Куникова – будущего Героя Советского Союза, бесстрашного комбата, возглавлявшего отряд моряков специального назначения в ходе Южно‑Озерейской десантной операции под Новороссийском.

Куниковцы вместе с Азовским партизанским отрядом «Отважный‑2» во главе с Н. П. Рыбальченко произвели удачный рейд в запятую врагом Сенявку, во время которого уничтожили сотни гитлеровских солдат и офицеров, 20 танков, более 100 автомашин с грузами, взорвали два железнодорожных моста.

Отряд Ц. Куникова часто выходил в море, минировал вход в Таганрогский порт, канал, на Мариуполь, вел бой с немецкими катерами. У хутора Зеленкова, блокировав путь к отступлению противника, моряки обезвредили группу диверсантов.

Цезарь Куников был разносторонне талантлив. До войны почти одновременно окончил промакадемию и машиностроительный институт, был начальником технических управлений Наркоммаша и Наркомтяжмаша, директором ЦНИИ технологии машиностроения, ответственным редактором центральной газеты «Машиностроение». С каждым боем все ярче проявлялись его воинское мастерство, храбрость и мужество. Такими же были его соратники – комиссар В. Н. Никитин, командиры и краснофлотцы отряда. «Я командую моряками, – писал Цезарь своей сестре – если бы ты знала, что это за народ! Я знаю, что в тылу иногда сомневаются в точности газетных красок, но эти краски слишком бледны, чтобы описать наших людей».

В начале декабря обстановка на Азовском море в значительной степени стабилизировалась, хотя боевые действия не прекращались. Наиболее активно проводились они в северо‑восточной части Азовского моря. Так, 3 декабря под Таганрогом, против неприятельских войск действовали самолеты 91‑й эскадрильи ВВС Черноморского флота, а также 87‑й эскадрильи, 40‑й артдивизион и батарея № 131 Азовской флотилии. Принявшая участие в освобождении Ростова сводная рота Отдельного Донского отряда моряков продолжала преследовать врагов в первых рядах наступающих частей 56‑й армии. Лишь 15 декабря она была отозвана с передовой и возвращена в Азов.

 

Керченско‑Феодосийская операция

 

После начала наступления наших войск под Москвой, разгрома немцев под Ростовом и Тихвином стратегическая обстановка на фронтах Великой Отечественной войны изменилась. Ставкой Верховного Главнокомандования быта поставлена задача: оказать помощь блокированному Севастополю, разгромить Керченскую группировку противника, воспрепятствовать продвижению фашистов на Кубань и Кавказ, создать условия для последующего освобождения всего Крыма и прилегающих районов Украины.

Овладение Керченским полуостровом было поручено Закавказскому фронту под командованием генерал‑лейтенанта Д. Г. Козлова[152]. Несмотря на то, что на подготовку к десантной операции было очень мало времени, командование Закавказского фронта и Черноморского флота вместе с Азовской флотилией стремилось точно выдержать установленные Ставкой сроки, а в качестве десантных средств широко использовать боевые корабли. Знание местности и относительно слабая оборона побережья позволяли рассчитывать на успех.

7 декабря Ставка утвердила разработанный в штабах фронта и флота план, внеся в него существенную поправку. Наряду с намеченными местами высадки в районе Керчи и горы Опук она дала указание о высадке десанта также непосредственно в Феодосии. Для проведения операции была выделена 44‑я и 51‑я армии (всего 41 930 чел.), соединения и части флота и флотилии (свыше 250 кораблей и судов), около 660 самолетов, 43 танка, 198 орудий и 256 минометов.

При проведении десантной операции предполагалось окружить и уничтожить Керченскую группировку противника, которая насчитывала около 25 тысяч солдат и офицеров, 180 орудий, 118 танков и 2 авиагруппы. Главный удар намечался из района Феодосии.

Ознакомившись у командующего Черноморским флотом Ф. С. Октябрьского с директивой Ставки, контр‑адмирал С. Г. Горшков предложил высадку на Керченский полуостров произвести в нескольких пунктах.

– Что ж, продумайте как следует этот вариант, – ответил вице‑адмирал. – На подготовку даем вам две недели.

«Началась горячая пора, – вспоминает С. Г. Горшков. – Штаб флотилии со Свердловым оставил в Приморско‑Ахтарской, а свой КП развернул в Темрюке – поближе к местам предстоящей высадки, да и порт там побольше, с хорошими причалами. Со мной оперативная группа из работников штаба. Возглавлял ее начальник оперативного отдела А. Загребин. Он и его помощники без отдыха трудились над расчетами, схемами, таблицами и прочей обширной документацией. Флагманские специалисты объезжали корабли, проверяя их состояние и выучку экипажей, проводили тренировки и учения. Разведчики А. Бархоткина исследовали вражеский берег, подходы к местам высадки, силы и огневые средства его ближайших гарнизонов.

…17 декабря мы с Загребиным вылетели в Новороссийск. Вице‑адмирал выслушал мой доклад, согласился с нашими предложениями и подписал боевой приказ».

Обстановка, сложившаяся в это время в районе Севастополя, заставила перебросить для его обороны некоторые войсковые части, а также часть кораблей, предназначенных для десанта. Поэтому сроки высадки изменились. В новых условиях десант на побережье Керченского полуострова должен был высадиться 26 декабря, а в Феодосии – 29.

О том, как проходило десантирование на Керченском полуострове и в других местах, лучше всего повествует хроника тех дней, позаимствованная авторами из журнала «Морской сборник» № 11 за 1991 год.

25 декабря. ЛВФ завершила прием десанта на корабли, суда и плавсредства пяти отрядов в составе 7680 человек. Несмотря на резкое ухудшение погоды, они последовательно вышли в море с расчетом прибыть в назначенные районы высадки к 5.00. 26 декабря.

Керченская ВМБ также произвела посадку частей 302‑й гвардейской стрелковой дивизии в Комсомольске и Тамани на корабли трех отрядов высадки, принявшие 6016 человек.

26 декабря. Усилившийся шторм задержал подход отрядов ЛВФ к пунктам высадки и очень осложнил десантирование.

1‑й отряд капитана 2 ранга Ф. П. Шаповникова в назначенный ему пункт – залив Казантип – добраться не смог и, по указанию командующего АВФ, приступил к высадке у мыса Зюк, где уже шла высадка кораблей 2‑го отряда капитана 2 ранга В. С. Грозного‑Афонина.

В результате начавшихся в 10 час. 30 мин. систематических налетов неприятельской авиации была потоплена 1 шаланда и повреждены 2 парохода. Кроме того, штормом на берег выбросило 1 катер‑тральщик и 1 сейнер.

1‑й отряд, высадив только 290 человек, убыл к мысу Хрони, а 2‑й отряд продолжал высадку до конца дня, после чего тоже убыл туда. У м. Зюк из 2883 человек были высажены 1378 и выгружена практически вся доставленная в этот пункт техника.

Из 3‑го отряда капитан‑лейтенанта А. Д. Николаева в назначенное время к пункту высадки у мыса Тархан подошли только 1 катер‑тральщик и 1 земснаряд, располагавшие всего двумя шлюпками для высадки десанта. Успев свезти лишь 18 человек, земснаряд с находившимися на нем 450 бойцами был потоплен вражеской авиацией. Катер‑тральщик и подошедшие к этому времени другие суда отряда подняли из воды только 200 человек. Из‑за продолжавшегося шторма и крайней перегрузки судов командир отряда принял решение возвратиться в Темрюк.

К рассвету корабли 4‑го отряда под командой капитана 3 ранга М. М. Дубовова также подошли к м. Хрони. Западная группа отряда под прикрытием канлодки «Днестр», подавив огневые точки противника, вошла в бухту Булганак и без потерь высадила десант. Восточная группа, встретив сильное сопротивление противника, отошла от намеченного ей для высадки пункта, но тоже десантировала свои подразделения в бухте Булганак. Здесь были высажены 1432 человека, 3 танка и 4 орудия. Две канлодки поддерживали огнем действия десанта на берегу и, отражая налет вражеских самолетов, сбили 1 «Ю‑88». После высадки суда отряда убыли за вторым эшелоном десанта в Ейск.

Успех в этом районе побудил командующего флотилией перенацелить сюда 5‑й отряд кораблей капитан‑лейтенанта В. А. Иосса, направлявшийся для высадки в Еникале. Отряд в составе 12 судов к 17–00 подошел к Булганаку, но встал на якоря в 3–4 милях от берега, намереваясь начать высадку ночью.

27 декабря. Прибывший в бухту Булганак тральщик «Белобережье» с подразделениями второго эшелона десанта, высадив 250 человек, был вынужден из‑за резко усилившегося противодействия противника прекратить высадку и отойти от берега. В результате ни подвезенные сюда части второго эшелона, ни корабли 1‑го и 2‑го отрядов с оставшимися на них подразделениями первого эшелона произвести здесь высадку не смогли и, потеряв от действий вражеской авиации баржу № 59 с десантниками и тральщик «Пенай», возвратились на базы. Катера и суда Керченской ВМБ вообще перевозки войск не осуществляли.

28 декабря. Погода в северо‑восточной части Черного моря стала улучшаться. В бухту Булганак прорвались 1 шхуна и несколько сейнеров, высадивших под огнем неприятеля около 400 десантников, а затем отряд из 4 судов и 2 буксиров с баржами. В этот день АВФ высадила 2613 человек.

В Керченском проливе противником были потоплены тральщик, сторожевой катер, буксир и баржа.

29 декабря. Вышедший накануне отряд кораблей АВФ со вторым эшелоном десанта прибыл к м. Хрони. Однако высаженные здесь 26 и 27 декабря части продвинулись вглубь побережья, а противник, сбив малочисленную охрану пункта высадки, вновь занял берег. Командир отряда В. М. Дубовов, разведав лично обстановку на сторожевом катере, решил десантироваться. Преодолев сопротивление неприятеля, он высадил в этом пункте все наличные силы – 1350 человек при 15 орудиях и минометах.

К этому времени АВФ высадила в различных пунктах в общей сложности 6140 человек, 9 танков, 38 орудий и минометов, 9 автомашин и 240 тонн боеприпасов. За 4 дня противник потопил 5 кораблей и 3 сейнера. Его действиями и штормом было повреждено 23 судна. На переходах и в зоне высадки потеряно 1270 человек.

29 декабря продолжала высаживать войска в Камыш‑Бурун Керченская ВМБ, перебросив сюда 11 225 человек при 225 орудиях и минометах.

Началась высадка советских частей в районе Феодосии. За день здесь высадилось 3533 человека, а к исходу суток под охраной 2 эсминцев и 2 базовых тральщиков сюда подошли 7 транспортов с первым эшелоном основных сил десанта.

Успешное десантирование наших войск в Феодосии вынудило противника начать отвод своих войск из‑под Керчи.

30 декабря. Противник оставил Керчь.

31 декабря. Вышедший к м. Хрони и Еникале очередной отряд из 18 кораблей, в связи с оставлением противником Керчи, был перенацелен для разгрузки в ее порту.

В ходе недельной операции силами Черноморского флота, Азовской флотилии и Керченской ВМБ в Крым были доставлены 40 319 человек, 1760 лошадей, 434 орудия и миномета, 43 танка, 330 автомашин, 978 тонн боеприпасов и другие грузы.

Таким образом, благодаря героизму и самоотверженности личного состава кораблей и бойцов десанта, были захвачены плацдармы на северо‑восточном побережье Керченского полуострова и в районе Феодосии. Невозможно перечислить всех, проявивших себя героями, но не сказать о командире 4‑го отряда АВФ Дубовове М. М. нельзя. Когда его отряд не смог из‑за сильной волны высадиться на берег у м. Хрони, он воспользовался бухтой Булганак. Подавив с канлодки «Днестр» вражескую батарею, командир отряди оперативно высадил на берег 450 десантников, используя для причала банд и катеров, перевозивших людей с транспортных судов, посаженную на камни баржу и подтянутый к самому берегу тральщик «Советская Россия». Столь же решительно и смело действовали командиры отрядов В. С. Грозный‑Афонин и А. В. Загребин. Но эти трое не были исключением, героизм был всеобщим.

Особого восхищения заслуживают бойцы и командиры 83‑й морской стрелковой бригады. Ее батальоны были передовыми отрядами при высадке 51‑й армии в районе Керчи, у мыса Хрони и в других местах.

Успешная высадка десанта и его решительное наступление заставили командира 42‑го немецкого пехотного корпуса графа Шпонека дать приказ об отходе. Гитлер, разъяренный неожиданной утратой Керчи и Феодосии, приказал отдать Шпонека под суд, и тот был приговорен к расстрелу.

Высадившиеся в течение 26–31 декабря части 44‑й и 51‑й армий к исходу 2 января 1942 года очистили Керченский полуостров, продвинулись на 100–110 км и вышли на рубеж Киет‑Новопокровка, Сент‑Эли, Карагоз, Изюмовка, Отузы.

Керченско‑Феодосийская операция была самой крупной морской десантной операцией Великой Отечественной войны. В результате ее в Крыму был создан новый фронт, противник потерял возможность через Керченский пролив вторгнуться на Кавказ, был вынужден оттянуть часть сил с Таганрогского направления Южного фронта, прекратить наступление на Севастополь, оборона которого продолжалась еще полгода.

Успех Керченско‑Феодосийской десантной операции стал возможен благодаря возросшему военному искусству советского командования в организации взаимодействия сил армии и флота, умелому его планированию, скрытой подготовке и достижению внезапности при высадке. Важную роль сыграла партийно‑политическая работа, направленная на воспитание у воинов мужества, стойкости, решительности, на обеспечение высокого наступательного порыва. Коммунисты и комсомольцы шли первыми и находились на самых тяжелых участках.

Керченско‑Феодосийская операция дала весьма ценный опыт в подготовке и осуществлении подобных операций в условиях сильного противодействия противника на побережье и в воздухе. Высадка такого большого десанта, да еще в сложных зимних условиях, вошла славной страницей в боевую летопись Советского Военно‑Морского флота.

«1941 год, – пишет парком ВМФ Н. Г. Кузнецов в своей книге „Курсом к победе“, – закончился нашими бесспорными успехами в Крыму. Севастополь отбил второй, декабрьский, штурм немцев. Феодосия, Керчь, значительная часть Керченского полуострова были освобождены. Однако превосходство в силах, особенно а авиации и танках, было на стороне противника. В январе ему снова удалось захватить Феодосию и несколько потеснить части 51‑й армии на восток. Но Севастополь был спасен, и значительный плацдарм на Керченском полуострове оставался в наших руках».

Значительно полнее о недостатках в организации и проведении Керченского‑Феодосийского десанта говорит адмирал С. Г. Горшков:

«Осмысливая тогда итоги этого поистине героического десанта, одного из наиболее крупных в войне, мы отчетливо видели и серьезные недостатки в его планировании и организации. Особенно это касается взаимодействия между родами войск, принимавшими в нем участие. Но самое главное – пренебрежение со стороны командования фронта, да и флота, авиационной поддержкой и истребительным прикрытием».

В связи с созданием нового, Крымского, фронта, которым командовал генерал‑лейтенант Д. Т. Козлов, перед Азовской флотилией встала задача защищать постоянно действующую коммуникацию через Керченский пролив, перевозить пополнение и снабжение войскам фронта. По данным ЦГМА корабли Черноморского флота и Азовской военной флотилии с 29 декабря 1941 года по 13 мая 1942 года перебросили на Керченский полуостров в порты Камыш‑Бурун и Керчь свыше 260 тысяч человек, 1956 орудий, 629 танков, 8128 автомашин и прицепов.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.